Особенности развития внимания и памяти дошкольников
Описание работы
Работа пользователя Gv
Актуальность. Те изменения в обществе, которые происходят, оказали существенное влияние на развитие детей в ДОО, которые активно включаются в жизнь, при этом все привело к появлению новых требований к системе организации жизнедеятельности в условиях детского сада, в общем.
Потому, в настоящее время, актуальными стали проблемы развития процессов познавательных у детей в силу того, что требования к качеству полученных знаний повышаются. Развитие произвольного внимания и памяти в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Одна из важных частей развития общей психики детей дошкольного возраста это развитие внимания. Важную роль играет внимание устойчивое в познании мира окружающего ребенком. Дети начинают впервые управлять процессом внимания и памяти в дошкольном возрасте, а также осознанно направлять его на явления и предметы, в этом случае начало организующее принадлежит воспитателю, который направляет данный процесс развития в ДОО.
Цель исследования – рассмотреть особенности развития внимания и памяти дошкольников.
Объект исследования: психологические особенности развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основные новообразования детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать виды внимания и памяти, и подобрать методики исследования, обработать полученные результаты в ходе исследования уровня развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать и привести серию занятий на развитие внимания и памяти.
4. Провести математическую обработку результатов исследования с помощью R критерия Спирмена и сформулировать выводы исследования.
Методологическая основа исследования:
Проблема развития памяти и внимания детей дошкольного возраста исследования у многих авторов, таких как Л.С. Выготский, П.П.Блонский, П. Жане, О.С. Лебедева, З.М.Истомина, А.Р.Лурия каждый из них по-разному объясняли ее генез, структуру и взаимодействие с психическими функциями.
Методы исследования:
Память:
Практическая значимость исследования. Результаты исследования помогут преодолевать недостатки в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Представленные занятия по развитию памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста быть использованы в процессе работы в дошкольных учреждениях.
Структура работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе «Подходы к изучению внимания и памяти дошкольников» представлен теоретический анализ проблемы особенностей проявления памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Рассмотрены особенности памяти и внимания в психологии. Во второй главе «Эмпирическое изучение взаимосвязи развития внимания и памяти старших дошкольников», представлены цели, задачи и методы констатирующего эксперимента, проанализированы результаты экспериментального исследования особенностей памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Предоставлен итоговый сравнительный анализ данных полученных в ходе эксперимента. В заключении вынесены главные выводы, отражающие наиболее значимые результаты исследования.
Потому, в настоящее время, актуальными стали проблемы развития процессов познавательных у детей в силу того, что требования к качеству полученных знаний повышаются. Развитие произвольного внимания и памяти в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Одна из важных частей развития общей психики детей дошкольного возраста это развитие внимания. Важную роль играет внимание устойчивое в познании мира окружающего ребенком. Дети начинают впервые управлять процессом внимания и памяти в дошкольном возрасте, а также осознанно направлять его на явления и предметы, в этом случае начало организующее принадлежит воспитателю, который направляет данный процесс развития в ДОО.
Цель исследования – рассмотреть особенности развития внимания и памяти дошкольников.
Объект исследования: психологические особенности развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основные новообразования детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать виды внимания и памяти, и подобрать методики исследования, обработать полученные результаты в ходе исследования уровня развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать и привести серию занятий на развитие внимания и памяти.
4. Провести математическую обработку результатов исследования с помощью R критерия Спирмена и сформулировать выводы исследования.
Методологическая основа исследования:
Проблема развития памяти и внимания детей дошкольного возраста исследования у многих авторов, таких как Л.С. Выготский, П.П.Блонский, П. Жане, О.С. Лебедева, З.М.Истомина, А.Р.Лурия каждый из них по-разному объясняли ее генез, структуру и взаимодействие с психическими функциями.
Методы исследования:
- Теоретический – анализ логопедической, психологической и педагогической литературы.
Память:
- 1 методика «10 слов Лурия»,
- 2 методика на словесно-логическую или зрительную память.
- 1 тест Пьера Рузена
- 2 корректурная проба Бурбона.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования помогут преодолевать недостатки в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Представленные занятия по развитию памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста быть использованы в процессе работы в дошкольных учреждениях.
Структура работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе «Подходы к изучению внимания и памяти дошкольников» представлен теоретический анализ проблемы особенностей проявления памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Рассмотрены особенности памяти и внимания в психологии. Во второй главе «Эмпирическое изучение взаимосвязи развития внимания и памяти старших дошкольников», представлены цели, задачи и методы констатирующего эксперимента, проанализированы результаты экспериментального исследования особенностей памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Предоставлен итоговый сравнительный анализ данных полученных в ходе эксперимента. В заключении вынесены главные выводы, отражающие наиболее значимые результаты исследования.