Ответы на билеты
Описание работы
Работа пользователя Konduh
Оглавление
Вопросы учебных дисциплин базовой части Блока 1 учебного плана профиля «Консультативная психология», связанные с расширением и углублением базовых психологических знаний обучающихся. 5
1. Синтез естественно-научной и гуманитарной парадигм в психологии. 5
2. Психологическое знание и его организация (теоретический и эмпирический уровни). 5
3. Основные качественные методы теоретико-методологического анализа научной литературы (обзорный, обобщения, сравнения и систематизации полученной информации; анализа, синтеза, методы историко-психологического исследования (логико-исторический и ретроспективный виды анализа). 5
4. Парадигмальный статус современной научной психологии. 6
5. Структура современной психологии как научной дисциплины. 6
6. Понятия «научная школа» и «научная теория» в психологии. 6
7. Общая схема анализа результатов психологического обследования. Понятие психологического диагноза. 7
8. Особенности организации и проведения теоретического и эмпирического исследования. 7
9. Гуманитарная парадигма в психологии как основа разработки качественных методов исследования. Общая характеристика качественных методов исследования в психологии. 8
10. Естественно-научная парадигма в психологии как основа разработки количественных методов исследования. Общая характеристика количественных методов исследования в психологии. 8
11. Структурный и нормативный подходы к исследованию психического развития. 8
12. Необихевиоризм в зарубежной социальной психологии. 9
13. Психоаналитическая ориентация в зарубежной социальной психологии. 9
14. Когнитивистская ориентация в зарубежной социальной психологии. 10
15. Интеракционизм как одно из теоретических направлений современной социальной психологии. 10
16. Критерии выделения отраслей психологии, их виды, содержание и специфика. 11
17. Виды психологических практик, их роль в развитии науки и удовлетворении потребностей общества. 11
18. Психологизация учебного процесса как современная тенденция развития образовательной системы. 12
19. Психология как учебная дисциплина высших учебных заведений. 12
20. Современные методы и средства обучения в высшей школе. 12
21. Преподавание психологии в системе дополнительного образования. 13
22. Критерии выбора методов статистического анализа в зависимости от задач психологического исследования. 13
23. Принципы и методы описательной статистики. 14
24. Особенности многомерного анализа данных исследования методами кластерного и факторного анализа. 14
25. Методы репрезентации полученных данных (табулирование, диаграммы, гистограммы, полигоны и кривые распределения). 15
Раздел П. Вопросы учебных дисциплин базовой и вариативной частей Блока 1 учебного плана профиля «Консультативная психология», связанные с профильной теоретической подготовкой обучающихся 16
1. Социальная ситуация развития и развитие личности в дошкольном возрасте. 16
2. Социальная ситуация развития и развитие личности в младшем школьном возрасте. 16
3. Общая психологическая характеристика подросткового возраста. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте. 16
4. Общая психологическая характеристика юности. Особенности личности в юности. 17
5. Общая психологическая характеристика зрелости. Проблема социальной ситуации развития и ведущий деятельности в зрелости. 17
6. Развитие личности в зрелом возрасте. Кризисы зрелого возраста. 17
7. Общая психологическая характеристика старости. Особенности личности в старости. 18
8. Психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый. 18
9. Возможности применения и требования к использованию количественных и качественных методов научного исследования в психологии развития (наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, проективный метод, анализ продуктов деятельности, лонгитюдный, возрастных срезов, двойной стимуляции, дневник развития ребенка, близнецовый метод и др.). 19
10. Индивидуальная психология различий в структуре исследования общих, типологических и индивидуальных свойств и характеристик психики. 19
11. Принципы построения комплексного психологического портрета личности. 20
12. Характеристика проективных методов психодиагностики. 20
13. Личностные опросники: достоинства и недостатки. 20
14. Стратификация полов в разных культурах. 21
15. Теории гендерной социализации в психологии. 21
16. Понятие о семье в психологии и социологии. Структурно-функциональные характеристики семьи. 22
17. Типы семей и формы брака. Альтернативные (нетрадиционные) формы брака и семьи. 22
18. Понятие о семейных ролях и их характеристика. Типы ролевой структуры семьи. 23
19. Проблема выделения основных стадий развития семьи и последовательное изменение семейных ролей. 23
20. Семья как система. Характеристики и законы функционирования семейной системы. Теория семейных систем М.Боуэна. 24
21. Основные положения семейной структурной психотерапии. 24
22. Жизненный цикл семьи. Изменение семейных ролей на различных этапах семейной жизни. 25
23. Общая характеристика кризисных периодов в браке. 25
24. Супружеские конфликты: причины и профилактика. 26
25. Семейные кризисы. Проблема разводов в семейной психологии. 26
Вопросы учебных дисциплин вариативной части Блока 1 учебного плана профиля «Консультативная психология», связанные с получением обучающимися знаний по методологии консультативной психологии 27
1. Предмет и задачи консультативной психологии. 27
2. Классификации видов психологического консультирования. 27
3. Сравнительная характеристика видов психологической помощи: психологическое консультирование, психотерапия и психокоррекция. 28
4. Возможности применения психодиагностики в психологическом консультировании. 28
5. Этапы психодиагностического обследования в психологическом консультировании. 28
6. Психологический диагноз в психологическом консультировании. 29
7. Модель эффективного психолога-консультанта. Личностные особенности психолога-консультанта. Влияние профессиональной деятельности на личность психолога-консультанта. 29
8. Определение критериев эффективности психологического консультирования. 30
9. Этапы консультативного процесса. 30
10. Основные технологии ведения консультативной беседы. 31
11. Понятие консультативного контакта. Особенности установления консультативного контакта. Параметры консультативного контакта. 31
12. Фокус-анализ беседы. 32
13. Понятие «локус жалобы клиента». Дифференциация понятий «жалоба», «проблема», «запрос». Трансформация запроса. 32
14. Приемы установления раппорта. Приемы ведения беседы: «выслушивание», «отражение содержания», «отражение чувств», «поддержка». 32
15. Использование вопросов в консультативной беседе. Паузы в психологическом консультировании. 33
16. Особенности работы с обобщениями, упущениями и искажениями в речи клиента. 34
17. Общая характеристика и использование техник «интерпретация», «конфронтация» и «самораскрытие» в психологическом консультировании. 34
18. Основные положения бихевиорального консультирования. Практическое применение и ограничения. Основные техники бихевиоральной психотерапии. 35
19. Общая характеристика гуманистически-ориентированного психологического консультирования. 35
20. Экзистенциальная психотерапия и американская гуманистическая психотерапия: общее и различия. 36
21. Концептуальные основы гештальт-терапии. Техники и приемы гештальт-терапии. 36
22. Когнитивная психотерапия, ее теоретические и методические основы. 37
23. Основные принципы и техники нейро-лингвистического программирования. 37
24. Телесно-ориентированная психотерапия. Основные приемы и методы. 38
25. Логотерапия В.Франкла. 38
Вопросы учебных дисциплин базовой части Блока 1 учебного плана профиля «Консультативная психология», связанные с расширением и углублением базовых психологических знаний обучающихся. 5
1. Синтез естественно-научной и гуманитарной парадигм в психологии. 5
2. Психологическое знание и его организация (теоретический и эмпирический уровни). 5
3. Основные качественные методы теоретико-методологического анализа научной литературы (обзорный, обобщения, сравнения и систематизации полученной информации; анализа, синтеза, методы историко-психологического исследования (логико-исторический и ретроспективный виды анализа). 5
4. Парадигмальный статус современной научной психологии. 6
5. Структура современной психологии как научной дисциплины. 6
6. Понятия «научная школа» и «научная теория» в психологии. 6
7. Общая схема анализа результатов психологического обследования. Понятие психологического диагноза. 7
8. Особенности организации и проведения теоретического и эмпирического исследования. 7
9. Гуманитарная парадигма в психологии как основа разработки качественных методов исследования. Общая характеристика качественных методов исследования в психологии. 8
10. Естественно-научная парадигма в психологии как основа разработки количественных методов исследования. Общая характеристика количественных методов исследования в психологии. 8
11. Структурный и нормативный подходы к исследованию психического развития. 8
12. Необихевиоризм в зарубежной социальной психологии. 9
13. Психоаналитическая ориентация в зарубежной социальной психологии. 9
14. Когнитивистская ориентация в зарубежной социальной психологии. 10
15. Интеракционизм как одно из теоретических направлений современной социальной психологии. 10
16. Критерии выделения отраслей психологии, их виды, содержание и специфика. 11
17. Виды психологических практик, их роль в развитии науки и удовлетворении потребностей общества. 11
18. Психологизация учебного процесса как современная тенденция развития образовательной системы. 12
19. Психология как учебная дисциплина высших учебных заведений. 12
20. Современные методы и средства обучения в высшей школе. 12
21. Преподавание психологии в системе дополнительного образования. 13
22. Критерии выбора методов статистического анализа в зависимости от задач психологического исследования. 13
23. Принципы и методы описательной статистики. 14
24. Особенности многомерного анализа данных исследования методами кластерного и факторного анализа. 14
25. Методы репрезентации полученных данных (табулирование, диаграммы, гистограммы, полигоны и кривые распределения). 15
Раздел П. Вопросы учебных дисциплин базовой и вариативной частей Блока 1 учебного плана профиля «Консультативная психология», связанные с профильной теоретической подготовкой обучающихся 16
1. Социальная ситуация развития и развитие личности в дошкольном возрасте. 16
2. Социальная ситуация развития и развитие личности в младшем школьном возрасте. 16
3. Общая психологическая характеристика подросткового возраста. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте. 16
4. Общая психологическая характеристика юности. Особенности личности в юности. 17
5. Общая психологическая характеристика зрелости. Проблема социальной ситуации развития и ведущий деятельности в зрелости. 17
6. Развитие личности в зрелом возрасте. Кризисы зрелого возраста. 17
7. Общая психологическая характеристика старости. Особенности личности в старости. 18
8. Психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый. 18
9. Возможности применения и требования к использованию количественных и качественных методов научного исследования в психологии развития (наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, проективный метод, анализ продуктов деятельности, лонгитюдный, возрастных срезов, двойной стимуляции, дневник развития ребенка, близнецовый метод и др.). 19
10. Индивидуальная психология различий в структуре исследования общих, типологических и индивидуальных свойств и характеристик психики. 19
11. Принципы построения комплексного психологического портрета личности. 20
12. Характеристика проективных методов психодиагностики. 20
13. Личностные опросники: достоинства и недостатки. 20
14. Стратификация полов в разных культурах. 21
15. Теории гендерной социализации в психологии. 21
16. Понятие о семье в психологии и социологии. Структурно-функциональные характеристики семьи. 22
17. Типы семей и формы брака. Альтернативные (нетрадиционные) формы брака и семьи. 22
18. Понятие о семейных ролях и их характеристика. Типы ролевой структуры семьи. 23
19. Проблема выделения основных стадий развития семьи и последовательное изменение семейных ролей. 23
20. Семья как система. Характеристики и законы функционирования семейной системы. Теория семейных систем М.Боуэна. 24
21. Основные положения семейной структурной психотерапии. 24
22. Жизненный цикл семьи. Изменение семейных ролей на различных этапах семейной жизни. 25
23. Общая характеристика кризисных периодов в браке. 25
24. Супружеские конфликты: причины и профилактика. 26
25. Семейные кризисы. Проблема разводов в семейной психологии. 26
Вопросы учебных дисциплин вариативной части Блока 1 учебного плана профиля «Консультативная психология», связанные с получением обучающимися знаний по методологии консультативной психологии 27
1. Предмет и задачи консультативной психологии. 27
2. Классификации видов психологического консультирования. 27
3. Сравнительная характеристика видов психологической помощи: психологическое консультирование, психотерапия и психокоррекция. 28
4. Возможности применения психодиагностики в психологическом консультировании. 28
5. Этапы психодиагностического обследования в психологическом консультировании. 28
6. Психологический диагноз в психологическом консультировании. 29
7. Модель эффективного психолога-консультанта. Личностные особенности психолога-консультанта. Влияние профессиональной деятельности на личность психолога-консультанта. 29
8. Определение критериев эффективности психологического консультирования. 30
9. Этапы консультативного процесса. 30
10. Основные технологии ведения консультативной беседы. 31
11. Понятие консультативного контакта. Особенности установления консультативного контакта. Параметры консультативного контакта. 31
12. Фокус-анализ беседы. 32
13. Понятие «локус жалобы клиента». Дифференциация понятий «жалоба», «проблема», «запрос». Трансформация запроса. 32
14. Приемы установления раппорта. Приемы ведения беседы: «выслушивание», «отражение содержания», «отражение чувств», «поддержка». 32
15. Использование вопросов в консультативной беседе. Паузы в психологическом консультировании. 33
16. Особенности работы с обобщениями, упущениями и искажениями в речи клиента. 34
17. Общая характеристика и использование техник «интерпретация», «конфронтация» и «самораскрытие» в психологическом консультировании. 34
18. Основные положения бихевиорального консультирования. Практическое применение и ограничения. Основные техники бихевиоральной психотерапии. 35
19. Общая характеристика гуманистически-ориентированного психологического консультирования. 35
20. Экзистенциальная психотерапия и американская гуманистическая психотерапия: общее и различия. 36
21. Концептуальные основы гештальт-терапии. Техники и приемы гештальт-терапии. 36
22. Когнитивная психотерапия, ее теоретические и методические основы. 37
23. Основные принципы и техники нейро-лингвистического программирования. 37
24. Телесно-ориентированная психотерапия. Основные приемы и методы. 38
25. Логотерапия В.Франкла. 38