ответы на вопросы ГОСов
Описание работы
Работа пользователя Natik0555
Вопрос № 2. Современные научные картины мира и их влияние на развитие социологических парадигм
Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы и общества, возникающая в результате обобщения и синтеза основных научных и обществоведческих понятий и принципов.
В системе научного знания нового времени наибольшее влияние и признание имели, пять доминирующих картин мира и способов его познания: схоластическая (можно говорить и о мифологической картине мира как исторически первой), в рамках которой природа и общество трактуются как некий шифр, текст, поддающийся (или нет) прочтению, расшифровке, пониманию; механистическая, в пределах которой природа и общество характеризуются как механизм, машина, все датали которой выполняют строго предназначенные для них, характерные функции; статистическая, в соответствие с которой общество и природа мыслятся как баланс, равнодействующая различных сил (природных, культурных, экономических, политических, социально-бытовых, общественных, личностно-индивидуальных, групповых); системная, где природа и общество характеризуются главным образом как организованные системы, подсистемы, состоящие из элементов, способных к изменению, но обеспечивающих целостность и жизнестойкость как подсистем, так и больших систем; диатропическая картина мира и способ познания, в рамках которых реальность трактуется как ярмарка, сад, где возникающие флуктуации, объединения сил, позволяют видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво.
Современная научная картина мира опирается на синергетический подход. Синергетика развивается на стыке системной и диатропической картин мира и данные ее таковы, что логически приводят к необходимости нового миропонимания, имеющего много общего с трактовкой единства мира в философии Востока, и в этой связи – нового понимания места человека в мире и новой стратегии науки в познании действительности. Но несмотря на это не отрицает и идеи из западной социокультурной традиции. Это обстоятельство является как один из решающих факторов, стимулирующих переход истории из ее классического этапа в неклассический, классической социологии в неклассическую. Ключевой идеей, принципом, способствующим этому, является целостное осмысление единства человека, общества и природы, материального и духовного, характеристика человека как развивающегося и функционирующего биопсихосоциального существа. При этом ни диатропика, ни синергетика не отрицает собой предшествующие картины мира и способы познания, но скорее выступает их продолжением, дополнением, объединением.
Диатропическая модель познания мира концентрируют внимание на общих свойствах разнообразий независимо от природы элементов, образующих множества таких элементов. Ключевым понятием диатропики является «ряд», подобно тому, как для опытных, «наблюдательных» научных дисциплин таковым является факт, в том числе и социальный факт. Диатропика позволяет по-новому подойти к решению самых разнообразных прикладных задач, проблем практики. Важно отметить, что диатромика позволяет в формировании современной научной картины мира в главном преодолеть противостояние восточной и западной социокультурной традиции, соотвествующих им мировоззрений.
Акцентируя внимание на диатропике и синергетике, мы исходим из того, что сегодня они находятся в фокусе внимания научной общественности и воздействуют на использование, модернизацию классических, социологических парадигм, возникновение и развитие неклассической социологии, контекст их сосуществования, взаимодействия в современном научном знании.
Зависимость философских, социологических и психологических парадигм от научных картин мира и моделей его познания обнаруживает себя в современных условиях, когда становящаяся новая картина мира стимулирует рождение нетрадиционных концепций. Научные картины мира чаще всего опосредованно воздействуют на формирование в разных социогуманитарных дисциплинах:
-опосредуется социокультурным контекстом.
- опосредуется cоциально-историческим контекстом(временем. cобытиями которые происходят в данный конкретный момент )
-опосредуется творческим потенциалом субъектами теретического осмысления действительности (Сорокин,Вебер)
Вместе с тем есть и прямое непосредственное влияние картин мира на парадигмы. Социальные теории в современном мире. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.
Если говорить о социологии, то в связи со становлением новой картины мира родились следующие нетрадиционные концепции: социологическая концепция жизненных сил человека, социоэкология, универсумная социологическая теория.
В современном мире, в современном знании, в массовом сознании, в культурных контекстах разных цивилизационных потоков сосуществуют все классические картины мира и способы познания .Но в западной социокультурной традиции доминируют системные и диатропические картины мира и синергетические картины мира.
Таким образом, становление новых научных картин мира, обусловливает потребность в разработке новых философских, социологических и психологических парадигм. В связи с этим, происходит интенсивное развитие данных наук, формируются новые теории и парадигмы
Зависимость больших социологических теорий, социологических парадигм от научных картин мира и моделей его познания обнаруживает себя и в современных условиях, когда становящаяся новая картина мира стимулирует рождение нетрадиционных социологических концепций. В данном ключе следует назвать, прежде всего, социоэкологию, социологическую концепцию жизненных сил человека, универсумную социологическую теорию.
Характерен в этом плане пример с универсумной социологической теорией. Они прямо указывают на обусловленность рождающейся универсумной социологической парадигмы не только восточной, русской социокультурной традицией, но и влиянием диатропической картины мира, ее познавательной моделью. Опираясь на достижения современной мировой науки, традиции русской социально-философской мысли, прежде всего, антропокосмизма, можно выдвинуть принципиально новую социологическую парадигму – "универсумную".
В современном обществознании вообще и в социологии, в особенности, характерным стало очевидное повышение интереса к изучению человека. Обществоведческие интерпретации человека, взгляд на общество сквозь призму проблем человеческого существования - существенная черта формирования новых и модернизации классических социологических парадигм. Показательным в данном плане является формирование основ социологической концепции жизненных сил человека, Сущностная характеристика понятия "жизненные силы человека" чаще всего сводится к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. Последнее позволяет использовать понятия "индивидуальная субъектность" и "социальная субъектность" человека как составляющие содержания категории "жизненные силы человека".
Фундаментальное значение имеет то обстоятельство, что виталистская социология учитывает особенности основных типов, каналов взаимодействия жизненных сил человека и его жизненного пространства. В качестве таковых рассматриваются, во-первых, слепое, стихийное, природное взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства бытия человека. Во-вторых, выделяются особенности, специфика взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства человека с помощью устойчивых систем культурных символов, формируемых религией, наукой, искусством, философией, моралью, массовым сознанием, общественной психологией. В-третьих, характеризуется и такой тип взаимодействия как преобразующая духовная и материальная деятельность, обусловленная активной, творческой природой человеческого сознания, психики человека предмет социологии в ее виталистской парадигме, В главном она сводится к следующему: объектом социологии как науки было предложено считать процесс взаимодействия жизненных сил человека и среды его обитания, жизненного пространства бытия людей.
Вопрос № 3. Классическое и постклассическое понимание общества
Выделяют 3 типа научности в социологии:
- классическое
- неклассическое
- постклассическое
Классический тип научности Формируется в рамках классического обществознания. В Новое Время на базе эмпиризма Бекона и рационализма Декарта.
Характерно:
Общество выступает как целостная система, как социальный организм, независимый от человека.
Установка на объяснение изучаемых явлений через общий закон и сведение всего многообразия явлений к общим законам
Закон рассматривается как общее, существенное, устойчивое, необходимое и повторояющее связь явлений.
Формировался основоположником социологии – Контом, Спенсером (рассмотрение общества как оно сущ, само по себе), а также представлен в концепциях Дюркгейма и Маркса (законы исторического материализма, закон социальной революции).
Конт выделил в социологии два раздела, назвав их подобно разделам физики: статику и динамику. Статика изучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей; она сходна с анатомией. Динамика выводит общие законы эволюции общества. По Конту, общество проходит в своем развитии три стадии, связанные с прогрессом «типов познания»:
· примитивные общества – теологическое познание;
· феодальное общество – метафизическое познание;
· индустриальное общество – «позитивное», т.е., научное познание.
Эволюция общества заключается в том, что оно становится все более сложным, дифференцированным, специализированным.
Спенсер при рассмотрении общества отмечает, что по мере развития усложняется структура общества, его составные части становятся все более непохожими друг на друга, а, следовательно, все более взаимозависимыми. Спенсер делил общества на два типа: «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и «индустриальные», где контроль и централизация слабее. Координация действий в обществе, по мнению Спенсера, сходна с координацией в живом организме.
Классическое понимание общества:
- признание наличия объективных законов
- упрощение во взглядах на общество
Неклассический тип научности:
Формируется на рубеже 19-20 вв благодаря революции и кризису физики в это время.
Максимально данный тип научности был реализован в квантово-релятивистской картине мира.
Характерно:
представление о сложной организации бытия, о неисчерпаемости его в процессе познания.
релятивизм – признание относительности всех атрибутов бытия, в том числе пространственно и временных характеристик
Большинство законов трактуется не как динамические, а как вероятностно-статистические законы.
Динамические – реализуются в каждом конкретном случае в обязательном порядке
Вер-статистические – не в обязательном порядке, а лишь в массовом случайном событии.
Человек – как субъект-наблюдатель, включенный в научную картину мира.
Представлен:
Концепции Вебера и Зиммеля.
Вебер – акцент на изуч субъективных значений смыслов мира человеческой культуры.
Вебер – задача социологии – понимание значений и смыслов.
Зиммель – внимание на преодоление редукции (упрощения) во взглядах на общество. Жизненная форма и жизненный поток не сводимы друг к другу.
Постклассический тип научности.
Форм в 50-60 гг 20 века.
Его основой является философия постпозитивизма (Кун, Поппер, Фейерабенд)
Идея постпозитивизма – идея широкой социокультурной и личностной детерминации научного познания и его результатов.
Субъект познания – целостный человек, полноценный наблюдатель.
Переход к постклассическому пониманию общества произошел из-за того, что поменялось само общество, общество стало фрагментарно. Появились различные сферы коммуникации, интеракции, которые не могли объяснить классические парадигмы. Поэтому требовалось новое осмысление общества, его социальных институтов и др.
Появляется сначала термин индустриальное общество Концепция "индустриального общества" Р. Арона. В наиболее систематизированном виде концепция Арона изложена в его книгах "18 лекций об индустриальном обществе" и "Три очерка об индустриальной эпохе".
Арон выделяет следующие пять типичных черт индустриальной экономики:
1) предприятие полностью отделено от семьи; 2)промышленное предприятие вводит своеобразный способ разделения труда; 3)промышленное предприятие предполагает накопление капитала; 4)всякое индустриальное общество строится на строгом экономическом расчете; 5 во всяком индустриальном обществе, каков бы ни был статус собственности на орудия производства, имеется концентрация рабочих.
Следующее звено концепции Арона - выделение в рамках общего понятия "индустриальное общество" двух его типов, или различных режимов - капиталистического и социалистического.
Появляется новый термин постиндустриальное общество, первым социологом который сформулировал основные признаки такого общества стал Белл: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой «интеллектуальной» техники. Анализируя новые черты в экономике, Белл сделал вывод, что в обществе наметился переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, с преобладанием в экономике не производственного сектора, а сектора услуг.
История 20 в. показывает, что классическое социологическое знание утратило способности объяснять и прогнозировать происходящие процессы в современном обществе в разных социокультурных контекстах и в глобальном измерении. Поэтому классическая соц-гия подвергается тотальной критике. По мн. француз. соц-га А.Турена, классич-я соц-гия преимущественно создавалась как идеология современности , она часто служила оправданием действий просвещенных военных или гражданских правителей.
Разв-е неклассич-й соц-гии имеет две логики стан-я: 1)внешнюю, связанную с социальным заказом на новый синтез обществознания; 2)а также – определяемую логикой развития социологии и кризисом в эволюции социологического знания в кон 20в. Центральным звеном неклассичности выст-ет новый человекоцентризм бытия, в кот ч-к начинает нести ответств-ть за динамику социоприродной гармонии, берет на себя отв-ность за управление этой динамикой.
Трудно провести грань между неклассической и постнеклассической концепциями.
Дело в том, что в социальном познании исслед не может полностью освободиться от практического подхода к объекту, не может быть просто наблюдателем. Вебер стремился к тому, чтобы исследователь был свободен от оценочных суждений.
Постклассическое понимание общества – рассмотрение общества как сложно-организованного бытия, в котором социальное и индивидуальное, свобода и необходимость, материальное и идеальное опосредуют друг друга.
Включение субъективного фактора во всей полноте его человеческой характеристике.
Вопрос № 1. Система социальных наук, их общность и предметная специфика
Си-ма соц наук пред-ет собой совокуп-ть наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества. Си-ема соц наук складывалась в течение длительного периода времени и к началу 19 в. общественное сознание во многом оказалось готовым осмыслить необходимость анализа взаимодействия человека и общества.
Общество представляет собой не суммарное соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер, а нечто целое. Именно этот факт можно считать ведущим в формировании общности среди наук, изучающих общество. Общность системы наук изучающих общество можно выразить через понятие «социальное».
Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономика, политика и др.) касается отношения людей друг к другу и к обществу: имеет свой социальный аспект. Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни. С одной стороны социальное — это непосредственное выраже-ние общественной практики, с другой — оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики. Социальное по своему содержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, традиции, знание, способности и т.д. В отношении предметной специфики социальных наук: каждая из наук имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследуя определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в обществе. Существует взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Устойчивость связей обеспечивает целостность и тождественность системы, также способствует сохранению ее основных свойств при внут-ренних и внешних изменениях. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям.
На сегодняшний день естественные и технические науки открывают неограниченные возможности для изменения окружающего мира. Однако, стихийное, во имя получения сиюминутной выгоды, использование современных достиже-ний этих наук, без учета жизненных интересов человека и общества, это дорога в никуда. Регулятором, позволяющим человечеству избежать тупика либо деструктивных послед-ствий деятельности, являются социальные (общественные) науки.
Существует 3 разных подхода к вопросу о соотношении социальных и гуманитарных наук:
Делятся по предметному признаку.
Социальные – изучение общества (социология, история, экономика)
Гуманитарные – науки, изуч человека (психология, антропология, языкознание)
Методологический принцип (Рикерт)
- социальные
- гуманитарные
Один и тот же объект можно изучать по разному. Вебер: социология – и наука о природе (социальная), о культуре (гуманитарная)
Пиаже
Само деление является условным и даже неправомерным, потому что невозможно изучать общество, не изучая человека в широком контексте.
Социология претендует на изучение всего общества, но под определенным углом зрения, с точки зрения методологических принципов:
Принцип целостного подхода к обществу, как социальной системе
Деятельностный подход – рассмотрение общества как процесс и результат человеческой жизнедеятельности
Принцип конкретного изучения общества с учетом его стадиальной и региональной специфики.
Социология играет важную роль в формировании целостной системы социогуманитарного знания, благодаря своей парадигмальности. Любая парадигма формируется на основе связей приоритетных наук.
Так как социология изучает общество и выявляет закономерности становления, функционирования и изменения социальных общностей, социальных институтов, структур и систем, а также социальных действий людей, она тесно связана со всеми науками об обществе и человеке.
Социология имеет сходный объекты исследования с рядом наук, но разный предмет. Современная психология и педагогика активно используют социометрические методики и качественные методы анализа проблематики малых групп. Экономисты, юристы, политологи, культурологи, представители многих других наук об обществе и человеке берут на вооружение методики социологических опросов. Историки, проводя научные исследования, не могут обойтись без контент-анализа источников, а филологи – без методик социолингвистики.
Социальную философию и социологию сближает стремление к системному, целостному анализу общества. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности, тогда как социология, используя знание этих общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.
В последнее время актуализировался вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Имея общий предмет исследования, они между тем серьезно отличаются друг от друга. Социология по сравнению с политологией не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центр своего внимания ставит более скромную и определенную задачу – выявить место, роль и позицию, статус людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.
По многим вопросам, касающимся производства, распределения, потребления и обмена, социология имеет много общего с экономическими науками. Экономика изучает процессы производства, потребления и обмена материальных благ. Социология рассматривает не одну сферу, а общество как целое в единстве взаимосвязи всех его сфер. Социология помогает экономическим наукам освободиться от бессубъектного рассмотрения производства, в полном объеме оценить возможности знаний, воли, мотивов, желаний человека и их влияния на рост производительности труда, качество продукции, повышение социальной эффективности народного хозяйства.
Правовыми науками также накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучении властных отношений, процессов функционирования правовой культуры. Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможность оценить состояние и тенденции развития законности, управления, государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.
Плодотворна роль социологии во взаимодействии с историческими науками, что позволяет им расширить традиционный инструментарий для решения своих познавательных целей и задач. Широкое поле открывается и при исследовании проблемы исторического сознания – приоритет социологии здесь неизмерим по сравнению с другими научными методами.
Большое влияние оказывает социология на развитие этики и эстетики, давая количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регулирующих отношения между людьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям и формам удовлетворения духовных потребностей и т.п.
Значительный удельный вес в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетенции экологии и медицины. Проблемы здоровья, охраны природы, окружающей среды невозможно в полном объеме представить без анализа экологического сознания, физической культуры, различных аспектов милосердия. Существуют связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Крепнет сотрудничество социологии с математической наукой, так как трудно представить ее без специальных математических методов, обеспечивающих эффективность и достоверность эмпирического исследования.
Антропология использует методы исследования, но отличается от нее по предмету. Обе науки анализируют исторически различные типы обществ. Антропология занимается изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ, для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и культуры, но не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями.
Си-ма соц наук пред-ет собой совокуп-ть наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества. Си-ема соц наук складывалась в течение длительного периода времени и к началу 19 в. общественное сознание во многом оказалось готовым осмыслить необходимость анализа взаимодействия человека и общества.
Общество представляет собой не суммарное соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер, а нечто целое. Именно этот факт можно считать ведущим в формировании общности среди наук, изучающих общество. Общность системы наук изучающих общество можно выразить через понятие «социальное».
Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономика, политика и др.) касается отношения людей друг к другу и к обществу: имеет свой социальный аспект. Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни. С одной стороны социальное — это непосредственное выраже-ние общественной практики, с другой — оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики. Социальное по своему содержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, традиции, знание, способности и т.д. В отношении предметной специфики социальных наук: каждая из наук имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследуя определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в обществе. Существует взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Устойчивость связей обеспечивает целостность и тождественность системы, также способствует сохранению ее основных свойств при внут-ренних и внешних изменениях. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям.
На сегодняшний день естественные и технические науки открывают неограниченные возможности для изменения окружающего мира. Однако, стихийное, во имя получения сиюминутной выгоды, использование современных достиже-ний этих наук, без учета жизненных интересов человека и общества, это дорога в никуда. Регулятором, позволяющим человечеству избежать тупика либо деструктивных послед-ствий деятельности, являются социальные (общественные) науки.
Существует 3 разных подхода к вопросу о соотношении социальных и гуманитарных наук:
Делятся по предметному признаку.
Социальные – изучение общества (социология, история, экономика)
Гуманитарные – науки, изуч человека (психология, антропология, языкознание)
Методологический принцип (Рикерт)
- социальные
- гуманитарные
Один и тот же объект можно изучать по разному. Вебер: социология – и наука о природе (социальная), о культуре (гуманитарная)
Пиаже
Само деление является условным и даже неправомерным, потому что невозможно изучать общество, не изучая человека в широком контексте.
Социология претендует на изучение всего общества, но под определенным углом зрения, с точки зрения методологических принципов:
Принцип целостного подхода к обществу, как социальной системе
Деятельностный подход – рассмотрение общества как процесс и результат человеческой жизнедеятельности
Принцип конкретного изучения общества с учетом его стадиальной и региональной специфики.
Социология играет важную роль в формировании целостной системы социогуманитарного знания, благодаря своей парадигмальности. Любая парадигма формируется на основе связей приоритетных наук.
Так как социология изучает общество и выявляет закономерности становления, функционирования и изменения социальных общностей, социальных институтов, структур и систем, а также социальных действий людей, она тесно связана со всеми науками об обществе и человеке.
Социология имеет сходный объекты исследования с рядом наук, но разный предмет. Современная психология и педагогика активно используют социометрические методики и качественные методы анализа проблематики малых групп. Экономисты, юристы, политологи, культурологи, представители многих других наук об обществе и человеке берут на вооружение методики социологических опросов. Историки, проводя научные исследования, не могут обойтись без контент-анализа источников, а филологи – без методик социолингвистики.
Социальную философию и социологию сближает стремление к системному, целостному анализу общества. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности, тогда как социология, используя знание этих общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.
В последнее время актуализировался вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Имея общий предмет исследования, они между тем серьезно отличаются друг от друга. Социология по сравнению с политологией не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центр своего внимания ставит более скромную и определенную задачу – выявить место, роль и позицию, статус людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.
По многим вопросам, касающимся производства, распределения, потребления и обмена, социология имеет много общего с экономическими науками. Экономика изучает процессы производства, потребления и обмена материальных благ. Социология рассматривает не одну сферу, а общество как целое в единстве взаимосвязи всех его сфер. Социология помогает экономическим наукам освободиться от бессубъектного рассмотрения производства, в полном объеме оценить возможности знаний, воли, мотивов, желаний человека и их влияния на рост производительности труда, качество продукции, повышение социальной эффективности народного хозяйства.
Правовыми науками также накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучении властных отношений, процессов функционирования правовой культуры. Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможность оценить состояние и тенденции развития законности, управления, государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.
Плодотворна роль социологии во взаимодействии с историческими науками, что позволяет им расширить традиционный инструментарий для решения своих познавательных целей и задач. Широкое поле открывается и при исследовании проблемы исторического сознания – приоритет социологии здесь неизмерим по сравнению с другими научными методами.
Большое влияние оказывает социология на развитие этики и эстетики, давая количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регулирующих отношения между людьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям и формам удовлетворения духовных потребностей и т.п.
Значительный удельный вес в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетенции экологии и медицины. Проблемы здоровья, охраны природы, окружающей среды невозможно в полном объеме представить без анализа экологического сознания, физической культуры, различных аспектов милосердия. Существуют связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Крепнет сотрудничество социологии с математической наукой, так как трудно представить ее без специальных математических методов, обеспечивающих эффективность и достоверность эмпирического исследования.
Антропология использует методы исследования, но отличается от нее по предмету. Обе науки анализируют исторически различные типы обществ. Антропология занимается изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ, для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и культуры, но не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями.
Вопрос № 2. Современные научные картины мира и их влияние на развитие социологических парадигм
Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы и общества, возникающая в результате обобщения и синтеза основных научных и обществоведческих понятий и принципов.
В системе научного знания нового времени наибольшее влияние и признание имели, пять доминирующих картин мира и способов его познания: схоластическая (можно говорить и о мифологической картине мира как исторически первой), в рамках которой природа и общество трактуются как некий шифр, текст, поддающийся (или нет) прочтению, расшифровке, пониманию; механистическая, в пределах которой природа и общество характеризуются как механизм, машина, все датали которой выполняют строго предназначенные для них, характерные функции; статистическая, в соответствие с которой общество и природа мыслятся как баланс, равнодействующая различных сил (природных, культурных, экономических, политических, социально-бытовых, общественных, личностно-индивидуальных, групповых); системная, где природа и общество характеризуются главным образом как организованные системы, подсистемы, состоящие из элементов, способных к изменению, но обеспечивающих целостность и жизнестойкость как подсистем, так и больших систем; диатропическая картина мира и способ познания, в рамках которых реальность трактуется как ярмарка, сад, где возникающие флуктуации, объединения сил, позволяют видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво.
Современная научная картина мира опирается на синергетический подход. Синергетика развивается на стыке системной и диатропической картин мира и данные ее таковы, что логически приводят к необходимости нового миропонимания, имеющего много общего с трактовкой единства мира в философии Востока, и в этой связи – нового понимания места человека в мире и новой стратегии науки в познании действительности. Но несмотря на это не отрицает и идеи из западной социокультурной традиции. Это обстоятельство является как один из решающих факторов, стимулирующих переход истории из ее классического этапа в неклассический, классической социологии в неклассическую. Ключевой идеей, принципом, способствующим этому, является целостное осмысление единства человека, общества и природы, материального и духовного, характеристика человека как развивающегося и функционирующего биопсихосоциального существа. При этом ни диатропика, ни синергетика не отрицает собой предшествующие картины мира и способы познания, но скорее выступает их продолжением, дополнением, объединением.
Диатропическая модель познания мира концентрируют внимание на общих свойствах разнообразий независимо от природы элементов, образующих множества таких элементов. Ключевым понятием диатропики является «ряд», подобно тому, как для опытных, «наблюдательных» научных дисциплин таковым является факт, в том числе и социальный факт. Диатропика позволяет по-новому подойти к решению самых разнообразных прикладных задач, проблем практики. Важно отметить, что диатромика позволяет в формировании современной научной картины мира в главном преодолеть противостояние восточной и западной социокультурной традиции, соотвествующих им мировоззрений.
Акцентируя внимание на диатропике и синергетике, мы исходим из того, что сегодня они находятся в фокусе внимания научной общественности и воздействуют на использование, модернизацию классических, социологических парадигм, возникновение и развитие неклассической социологии, контекст их сосуществования, взаимодействия в современном научном знании.
Зависимость философских, социологических и психологических парадигм от научных картин мира и моделей его познания обнаруживает себя в современных условиях, когда становящаяся новая картина мира стимулирует рождение нетрадиционных концепций. Научные картины мира чаще всего опосредованно воздействуют на формирование в разных социогуманитарных дисциплинах:
-опосредуется социокультурным контекстом.
- опосредуется cоциально-историческим контекстом(временем. cобытиями которые происходят в данный конкретный момент )
-опосредуется творческим потенциалом субъектами теретического осмысления действительности (Сорокин,Вебер)
Вместе с тем есть и прямое непосредственное влияние картин мира на парадигмы. Социальные теории в современном мире. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.
Если говорить о социологии, то в связи со становлением новой картины мира родились следующие нетрадиционные концепции: социологическая концепция жизненных сил человека, социоэкология, универсумная социологическая теория.
В современном мире, в современном знании, в массовом сознании, в культурных контекстах разных цивилизационных потоков сосуществуют все классические картины мира и способы познания .Но в западной социокультурной традиции доминируют системные и диатропические картины мира и синергетические картины мира.
Таким образом, становление новых научных картин мира, обусловливает потребность в разработке новых философских, социологических и психологических парадигм. В связи с этим, происходит интенсивное развитие данных наук, формируются новые теории и парадигмы
Зависимость больших социологических теорий, социологических парадигм от научных картин мира и моделей его познания обнаруживает себя и в современных условиях, когда становящаяся новая картина мира стимулирует рождение нетрадиционных социологических концепций. В данном ключе следует назвать, прежде всего, социоэкологию, социологическую концепцию жизненных сил человека, универсумную социологическую теорию.
Характерен в этом плане пример с универсумной социологической теорией. Они прямо указывают на обусловленность рождающейся универсумной социологической парадигмы не только восточной, русской социокультурной традицией, но и влиянием диатропической картины мира, ее познавательной моделью. Опираясь на достижения современной мировой науки, традиции русской социально-философской мысли, прежде всего, антропокосмизма, можно выдвинуть принципиально новую социологическую парадигму – "универсумную".
В современном обществознании вообще и в социологии, в особенности, характерным стало очевидное повышение интереса к изучению человека. Обществоведческие интерпретации человека, взгляд на общество сквозь призму проблем человеческого существования - существенная черта формирования новых и модернизации классических социологических парадигм. Показательным в данном плане является формирование основ социологической концепции жизненных сил человека, Сущностная характеристика понятия "жизненные силы человека" чаще всего сводится к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. Последнее позволяет использовать понятия "индивидуальная субъектность" и "социальная субъектность" человека как составляющие содержания категории "жизненные силы человека".
Фундаментальное значение имеет то обстоятельство, что виталистская социология учитывает особенности основных типов, каналов взаимодействия жизненных сил человека и его жизненного пространства. В качестве таковых рассматриваются, во-первых, слепое, стихийное, природное взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства бытия человека. Во-вторых, выделяются особенности, специфика взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства человека с помощью устойчивых систем культурных символов, формируемых религией, наукой, искусством, философией, моралью, массовым сознанием, общественной психологией. В-третьих, характеризуется и такой тип взаимодействия как преобразующая духовная и материальная деятельность, обусловленная активной, творческой природой человеческого сознания, психики человека предмет социологии в ее виталистской парадигме, В главном она сводится к следующему: объектом социологии как науки было предложено считать процесс взаимодействия жизненных сил человека и среды его обитания, жизненного пространства бытия людей.
Вопрос № 3. Классическое и постклассическое понимание общества
Выделяют 3 типа научности в социологии:
- классическое
- неклассическое
- постклассическое
Классический тип научности Формируется в рамках классического обществознания. В Новое Время на базе эмпиризма Бекона и рационализма Декарта.
Характерно:
Общество выступает как целостная система, как социальный организм, независимый от человека.
Установка на объяснение изучаемых явлений через общий закон и сведение всего многообразия явлений к общим законам
Закон рассматривается как общее, существенное, устойчивое, необходимое и повторояющее связь явлений.
Формировался основоположником социологии – Контом, Спенсером (рассмотрение общества как оно сущ, само по себе), а также представлен в концепциях Дюркгейма и Маркса (законы исторического материализма, закон социальной революции).
Конт выделил в социологии два раздела, назвав их подобно разделам физики: статику и динамику. Статика изучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей; она сходна с анатомией. Динамика выводит общие законы эволюции общества. По Конту, общество проходит в своем развитии три стадии, связанные с прогрессом «типов познания»:
· примитивные общества – теологическое познание;
· феодальное общество – метафизическое познание;
· индустриальное общество – «позитивное», т.е., научное познание.
Эволюция общества заключается в том, что оно становится все более сложным, дифференцированным, специализированным.
Спенсер при рассмотрении общества отмечает, что по мере развития усложняется структура общества, его составные части становятся все более непохожими друг на друга, а, следовательно, все более взаимозависимыми. Спенсер делил общества на два типа: «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и «индустриальные», где контроль и централизация слабее. Координация действий в обществе, по мнению Спенсера, сходна с координацией в живом организме.
Классическое понимание общества:
- признание наличия объективных законов
- упрощение во взглядах на общество
Неклассический тип научности:
Формируется на рубеже 19-20 вв благодаря революции и кризису физики в это время.
Максимально данный тип научности был реализован в квантово-релятивистской картине мира.
Характерно:
представление о сложной организации бытия, о неисчерпаемости его в процессе познания.
релятивизм – признание относительности всех атрибутов бытия, в том числе пространственно и временных характеристик
Большинство законов трактуется не как динамические, а как вероятностно-статистические законы.
Динамические – реализуются в каждом конкретном случае в обязательном порядке
Вер-статистические – не в обязательном порядке, а лишь в массовом случайном событии.
Человек – как субъект-наблюдатель, включенный в научную картину мира.
Представлен:
Концепции Вебера и Зиммеля.
Вебер – акцент на изуч субъективных значений смыслов мира человеческой культуры.
Вебер – задача социологии – понимание значений и смыслов.
Зиммель – внимание на преодоление редукции (упрощения) во взглядах на общество. Жизненная форма и жизненный поток не сводимы друг к другу.
Постклассический тип научности.
Форм в 50-60 гг 20 века.
Его основой является философия постпозитивизма (Кун, Поппер, Фейерабенд)
Идея постпозитивизма – идея широкой социокультурной и личностной детерминации научного познания и его результатов.
Субъект познания – целостный человек, полноценный наблюдатель.
Переход к постклассическому пониманию общества произошел из-за того, что поменялось само общество, общество стало фрагментарно. Появились различные сферы коммуникации, интеракции, которые не могли объяснить классические парадигмы. Поэтому требовалось новое осмысление общества, его социальных институтов и др.
Появляется сначала термин индустриальное общество Концепция "индустриального общества" Р. Арона. В наиболее систематизированном виде концепция Арона изложена в его книгах "18 лекций об индустриальном обществе" и "Три очерка об индустриальной эпохе".
Арон выделяет следующие пять типичных черт индустриальной экономики:
1) предприятие полностью отделено от семьи; 2)промышленное предприятие вводит своеобразный способ разделения труда; 3)промышленное предприятие предполагает накопление капитала; 4)всякое индустриальное общество строится на строгом экономическом расчете; 5 во всяком индустриальном обществе, каков бы ни был статус собственности на орудия производства, имеется концентрация рабочих.
Следующее звено концепции Арона - выделение в рамках общего понятия "индустриальное общество" двух его типов, или различных режимов - капиталистического и социалистического.
Появляется новый термин постиндустриальное общество, первым социологом который сформулировал основные признаки такого общества стал Белл: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой «интеллектуальной» техники. Анализируя новые черты в экономике, Белл сделал вывод, что в обществе наметился переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, с преобладанием в экономике не производственного сектора, а сектора услуг.
История 20 в. показывает, что классическое социологическое знание утратило способности объяснять и прогнозировать происходящие процессы в современном обществе в разных социокультурных контекстах и в глобальном измерении. Поэтому классическая соц-гия подвергается тотальной критике. По мн. француз. соц-га А.Турена, классич-я соц-гия преимущественно создавалась как идеология современности , она часто служила оправданием действий просвещенных военных или гражданских правителей.
Разв-е неклассич-й соц-гии имеет две логики стан-я: 1)внешнюю, связанную с социальным заказом на новый синтез обществознания; 2)а также – определяемую логикой развития социологии и кризисом в эволюции социологического знания в кон 20в. Центральным звеном неклассичности выст-ет новый человекоцентризм бытия, в кот ч-к начинает нести ответств-ть за динамику социоприродной гармонии, берет на себя отв-ность за управление этой динамикой.
Трудно провести грань между неклассической и постнеклассической концепциями.
Дело в том, что в социальном познании исслед не может полностью освободиться от практического подхода к объекту, не может быть просто наблюдателем. Вебер стремился к тому, чтобы исследователь был свободен от оценочных суждений.
Постклассическое понимание общества – рассмотрение общества как сложно-организованного бытия, в котором социальное и индивидуальное, свобода и необходимость, материальное и идеальное опосредуют друг друга.
Включение субъективного фактора во всей полноте его человеческой характеристике.





