Ответы на вопросы по философии
Описание работы
После Главы 1.
- 1. Какие основные школы сформировались в древнекитайской философии?
Всего в древнекитайской философии сформировались шесть основных школ:
- Школа Инь-Ян. Основная проблематика - философия природы (натурфилософия), проявления в природе Инь и Ян и их взаимодействие;
- Конфуцианство. Этико – политическая проблематика;
-Моизм. Социально-политическая проблематика;
-Школа имён. Занималась проблемами семантики: связью между именами и обозначаемыми объектами или явлениями;
-Легизм. Основная проблематика - законы, управляющие жизнью общества и способы управления людьми;
- Даосизм. Проблематика - природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе.
- 2. В чем суть концепции «исправления имен» в конфуцианстве?
В древнекитайской культуре была широко распространена «природная теория языка», согласно которой имена соответствуют идеальной сущности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Но со временем это соответствие нарушается (к примеру, когда имена используют невежественные люди). Такая «порча» имён приводит к ухудшению дел в мире. Конфуций считал, что для восстановления порядка в мире (так и в природе, как в обществе) прежде всего, необходимо исправление имен, т.е. изменение вещей в соответствии с их названиями. Один князь спросил Конфуция, в чем принцип должного правления. На это Конфуций ответил: «Пусть правитель будет правителем, министр - министром, отец - отцом, сын - сыном» («Лунь Юй»). Это значит, что тот человек, который является правителем, должен действовать в соответствии с Дао правителя, министр - с Дао министра и т.д. Если же человек поступает иначе, то хотя он и занимает пост правителя или министра и называется таковым, но, по сути дела, правителем или министром не является