Ответы на вопросы по психологии - саморегуляция скачать бесплатно
ТЕМА 1
1. Дайте определение понятия саморегуляции.
саморегуляция — это одна из главных функций сознания, которую классики отечественной психологической науки выделяют наряду с отражением; взаимосвязь этих функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических явлений, интеграцию различных психических процессов
2. Кто из отечественных ученых внес значительный вклад в изучении процесса саморегуляции?
Психическая саморегуляция представлена в трудах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Беляева Г.С.
3. Укажите особенности изучения саморегуляции в отечественной психологии?
Большинство ранних отечественных исследований проблем саморегуляции было связано с изучением регуляции какой-либо конкретной деятельности: профессиональной (изучение сенсомоторной деятельности человека -оператора), учебной, спортивной и т.д. Большинство подобных исследований были направлены на поиск путей оптимизации деятельности
4. Когда возникает необходимость саморегуляции?
1. Человек сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него проблемой.
2.Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный момент времени, или имеется несколько альтернативных его вариантов, из которых трудно выбрать оптимальный.
3.Человек находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям. 4. Решение о том, как действовать, человеку приходится принимать, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.
5. Действия человека оцениваются со стороны, он постоянно находится под пристальным вниманием коллег, детей, других людей.
5. Перечислите уровни саморегуляции (по Л. П. Гримак).
1) информационно-энергетический – регуляция уровня психической активности организма за счет информационно-энергетического притока (к этому уровню относит реакцию «отреагирования», катарсис, изменение притока нервной импульсации, ритуальные действия);
2) эмоционально-волевой – самоисповедь, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление);
3) мотивационный – саморегуляция мотивационных составляющих жизнедеятельности личности (неопосредованная и опосредованная);
4) личностный – самокоррекция личности (самоорганизация, самоутверждение, самодетерминация, самоактуализация, самоусовершенствование «мистического сознания»).
6. Какие группы методов эмоциональной саморегуляции классифицирует В. И. Розов?
1) физические и физиологические (антистрессовое питание, фиторегуляция, физическая подготовка);
2) психофизиологические (адаптивное биоуправление с биологической обратной связью, прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, систематическая десенсибилизация, разнообразные дыхательные техники, телесно ориентированные техники, медитация);
3) когнитивные (нейро-лингвистическое программирование, когитивные и рационально-эмотивные техники А. Бека и А. Эллиса, методы саногенного и позитивного мышления, парадоксальная интенция);
4) личностные (метод психосинтезасубличностей Р. Асаджиоли, гештальттехники осознания потребностей, личностная саоорганизация времени жизни; методы оптимизации сна и анализа сновидений (гештальт-техники, онтопсихологические техники, техники осознанных совидений). \
ТЕМА 2
1.Общая характеристика гимнастики лица: мышц лица, губ, глаз, шеи.
Систематическая тренировка мышц лица поможет усилить кровообращение, улучшит обмен веществ, поможет регулировать дыхание, улучшит психическое состояние, будет способствовать поддержанию молодости кожи.
2.В чем суть нервномышечной релаксации? Дайте схему сеанса активной релаксации.
Нервно-мышечная релаксация - это система специальных упражнений для расслабления различных групп мышц. Целью этой тренировки является снятие мышечного тонуса, который напрямую связан с различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: страх, тревожность, смущение.
Уменьшив или предотвратив тонус мышц, можно снять стрессовые состояния, бессонницу, мигрени, а также можно нормализовать эмоциональный фон.
3. Особенности дыхательной гимнастики
Дыхание — очень важный для человека процесс, без воздуха мы не можем прожить и 2-х минут. Еще в древности обнаружили связь между дыхательными процессами и эмоциями, физическим и умственным состоянием человека.
ТЕМА 3
1. Дайте определение стресса, стрессоустойчивости.Стрессоустойчивость — способность противостоять стрессорному воздействию (ситуации), активно преобразовывая стресс-ситуацию или приспосабливаясь к ней.
2. Укажите виды, стадии, симптомы, причины, последствия стресса.
3. Алгоритм управления стрессом.
1. Создать карту состояний – выделить и систематизировать основные известные состояния, обозначить их удобным образом, запомнить их объективные признаки и сопутствующие им субъективные переживания. 2. Научиться легко различать как качественно, так и количественно отличающиеся состояния. 3. Научиться переходить из одних состояний в другие: сначала в соседние состояния, затем во все более и более отдаленные. Сначала пользоваться опосредованными приемами – движением, дыханием, внешними воздействиями и т.д. Со временем стремиться
18 переходить из состояния в состояние исключительно за счет волевого усилия.
4. Укажите психологические факторы, способствующие снижению стресса.
1) Соревнование с самим собой, а не с окружающими;
2) Понимание относительности любых оценок событий, происходящих в жизни, уменьшает стресс от неудач; 3) Уменьшение количества и ответственности принимаемых решений, сужение сфер жизнедеятельности, в которых человек проявляет активность, ведет к снижению информационного стресса; 4) Уменьшение уровня притязаний приводит к снижению стресса; 5) Если не можешь изменить ситуацию нужно изменить отношение к ней (золотое правило психологии); 6) Жить по совести, не принимать в расчет оценки тех, кто живет не по совести; 7) Все в мире относительно. Метод сравнения с теми, кто находится в худшем положении.
5. Опишите, первую помощь при стрессе.
Первая помощь при стрессе: 1. Дыхание. 2. Очищение энергетического поля. 3) Визуализация. 4) Заземление. 5) Проецирование 6) Рисование 7) Расслабление глаз и др
6. Укажите компоненты стрессоустойчивости, основные методы повышения стрессоустойсти.
-способность прогонозировать развитие жизненных ситуаций и таким образом избегать, стрессорного воздействия;
- способность контролировать эмоции,
- развитые волевые качества личности, (способность действовать в направлении поставленных целей и задач, мобилизовать психику в экстремально-ситуативных обстоятельствах),
- владение навыками саморегуляции;
- способность выдерживать более длительное и сильное, чем в привычных условиях, напряжение (эмоциональное, волевое, физическое);
- способность выдерживать пиковые нагрузки в экстремальных условиях;
-активность в преобразовании стрессовой ситуации;
- опыт разрешения стрессовых ситуаций и владение эффективными способами их преодоления;
- гибкость адаптационных процессов в ответ на разновременно появляющиеся и исчезающие стрессоры и их сложные сочетания;
способность к полноценной самореализации, личностному росту с своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов; удовлетворенность самореализацией (Л. В. Куликов).
1. Физическая нагрузка. Выполнение упражнений «до отказа» - через
боль.
2. Температурные воздействия. Как холодные, так и горячие. Удобный способ – ванны. В горячей воде наращивать нагрузку за счет увеличения температуры, время пребывания 5-10 мин. В холодной воде повышение нагрузки за счет увеличения продолжительности процедуры, температура минимальная.
3. Задержки дыхания. На вдохе или на выдохе «до упора». Сидя на полу. Сохраняя неподвижность и расслабленность. Концентрируясь на ощущениях.
4. Голодания. 1-2 раза в неделю без прекращения повседневной деятельности, если позволяет здоровье.
5. Болевые воздействия. Массаж веником в бане. Давящий массаж ногами. Ипликатор Кузнецова. «Железная рубашка» - ударная закалка тела и другие упражнения из арсенала боевых искусств. Кстати, занятия боевыми искусствами являются прекрасным методом развития общей стрессоустойчивости, а также методом коррекции своего базового психического состояния и восстановления после стрессов. 6. Игры в бассейне, плавание.
ТЕМА 4
1. Дайте определение аутотренинга, его суть, структуру.Аутогенная тренировка (АТ), или кратко – аутотренинг - это система упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний.
2. Укажите методы воздействия на группу (при проведении совещаний).
Аутотренинг основан на сознательном применении человеком разнообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или, напротив, тонизирования. Соответствующие средства воздействия включают специальные упражнения, предназначенные для изменения тонуса скелетных мышц и мышц внутренних органов.
ТЕМА 5
Сочините сказку, в тексте укажите уровни личностиЗолотая рыбка
Сказка о подарке судьбы и о том, что делают с ним неподготовленные люди
Учит не дарить ближнему того, что он не готов получить
Потребность в интеллектуальном развитии – эта потребность характеризует интеллектуальное развитие человека, нуждающегося в информации
ТЕМА 6
1.Опишите примеры юмора как средство положительного воздействия:А) при воспитании ребенка,
Учитель может вести за собой вперед до тех пор, пока учится самостоятельно. К. Д. Ушинский. «Дружба как чай – хороша пока горяча, крепка и не переслащена.»
Б) в деловом общении.
Идет пара делового общения:
-...девушка не может позвонить парню, с которым только вчера познакомилась, это неприлично!
Студент:
-А почему? Все входящие все равно бесплатно!!!
2. Подберите несколько юмористических историй (анегдотов), которые можно использовать для улучшения качества делового общения.
Позвонили сегодня из спама-по-телефону,по предложению подключить. получился такой диалог:
Он: у вас есть кто-нибудь кто пользуется компьютером, могу переговорить с ним?
Я: Нет, у нас нет компьютера к сожалению.
Он (задумчиво и ностальгически): да... тогда будет проблематично провести вам интернет...
ТЕМА 7
1.Дайте определение медитации.Медитация является классическим способом сосредоточения, благодаря которому происходит снятие психоэмоционального напряжения, умственной и физической усталости.
2.Укажите виды, функции, способы медитации.
Медитация бывает пассивной и активной, содержательной и бессодержательной, открытой и закрытой. Большинство форм пассивны по внешнему проявлению, но необычно активны по внутреннему психологическому наполнению.
Функции: оздоровление организма, личностное развитие, обучение и образование.
Медитацияс дыханием, Медитация на свечу, янтра-медитация, медитативное воспритяие искусства
3.Выполните медитацию, рефлексируйте свое состояние
ТЕМА 8
Выполните рисуночные тесты, дайте их общую интерпретацию.Широкий, бесформенный сосуд – говорит о низкой самооценке и непринятии своей женственности.
Глина – материал, говорящий о женской силе и умении хранить тепло.