Ответы на вопросы в таможенной сфере скачать бесплатно
Вопрос 1
Деятельность рабочей группы ,,Совершенствование ,,таможенных процедур Консультативного Совета по иностранным инвестициям
Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (КСИИ) создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 1108 для обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в области активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
Рабочая группа «Совершенствование таможенных процедур» за время своего существования добилась значительных успехов – ее члены принимали активное участие в разработке и принятии нового Таможенного кодекса Российской Федерации. По инициативе группы были подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные акты, регулирующие вопросы таможенного оформления и применения специальных таможенных процедур, проводились различные мероприятия с участием представителей таможенных органов и иностранных деловых кругов в целях разъяснения российского таможенного законодательства.
Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (далее – Консультативный совет) создан в 1994 году. Члены Консультативного совета участвуют в выработке предложений по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности и формированию благоприятного инвестиционного климата на территории Российской Федерации.
На заседании отмечено, что безусловным приоритетом Правительства Российской Федерации является улучшение инвестиционного климата в стране.
В 2015 году Консультативный совет сосредоточил свою деятельность на следующих приоритетных направлениях.
- Административные барьеры и техническое регулирование.
- Разработка предложений по внедрению и совершенствованию системы ответственности производителя/импортёра за утилизацию отходов продукции (потребительской упаковки).
- Дальнейшее совершенствование трудового законодательства. Разработка предложений по устранению противоречий между Федеральными законами «О специальной оценке условий труда» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Совершенствование таможенных процедур.
Отмена требования наличия физических штампов таможенных органов на товаросопроводительных документах при экспорте товаров.
Расширение номенклатуры товаров, в отношении которых возможно применение процедуры переработки для внутреннего потребления.
Совершенствование технологии электронного декларирования, в том числе организация электронного взаимодействия при выпуске товаров из зоны таможенного контроля, переход на использование электронных документов, совершенствование отчёта о расходовании денежных средств, внедрение «Личного кабинета участника ВЭД» на портале ФТС России.
Развитие банковского сектора и финансовых рынков.
Разработка предложений по применению требований FATCA.
Развитие торговли и потребительского рынка.
Разработка эффективной системы утилизации упаковочных материалов.
Обеспечение эффективного и прозрачного контроля продукции на потребительском рынке и реформирование ветеринарного и фитосанитарного законодательства в Российской Федерации, в том числе внедрение электронных процедур при оформлении ветеринарно-сопроводительных документов на пищевую продукцию.
Инновационное развитие.
Разработка последовательной политики стимулирования локализации промышленных производств на территории Российской Федерации, основывающейся на сохранении конкурентоспособности конечной продукции.
Поддержка стимулирования применения и производства экологически чистого автотранспорта и развития соответствующей инфраструктуры.
Повышение энергоэффективности.
Внесение изменений в систему регулирования строительства и создание комплекса экономических стимулов для внедрения энергоэффективных технологий и материалов в целях снижения энергопотребления в жилых, общественных и промышленных зданиях и сооружениях.
Здравоохранение и фармацевтика.
Разработка новых моделей лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, повышение доступности инновационных лекарственных препаратов.
Разработка механизма, препятствующего вводу в гражданский оборот воспроизведённых лекарственных препаратов до прекращения действия исключительных прав на соответствующие оригинальные лекарственные препараты.
Совершенствование налогового администрирования.
Исключение из правил недостаточной капитализации (статья 269 Налогового кодекса Российской Федерации) кредитов и займов от российских банков и юридических лиц, получаемых налогоплательщиками на рыночных условиях, в случае если они гарантированы иностранными и российскими аффилированными лицами.
Возможность отнесения на затраты в целях исчисления налога на прибыль расходов, передаваемых от иностранной или российской компании своему аффилированному российскому юридическому лицу -налогоплательщику на основании договора о распределении затрат.
Кроме того, Консультативный совет продолжит развивать такие направления, как «Совершенствование использования природных ресурсов», «Развитие Дальнего Востока и Сибири», а также «Улучшение инвестиционного имиджа России».
С учётом вышеуказанных приоритетов в 2015 году члены Консультативного совета продолжат сотрудничество с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по реализации упомянутых направлений.
Правительство Российской Федерации относит работу в рамках Консультативного совета к числу важных и перспективных направлений деятельности по укреплению российской экономики. Очередное XXIX заседание Консультативного совета решено провести в третий понедельник октября 2015 года.
Вопрос 2
Актуальные направления взаимодействие бизнес-кругов и консультативно-координационных органов ФТС России
В текущей экономической ситуации бизнес ощущает на себе пристальное внимание контрольно-надзорных органов. Это может быть обусловлено как объективными факторами, так и «корпоративными войнами», а также геополитикой и касается как международных, так и российских компаний.
Большое число проблем в сфере регулирования внешней торговли возникает в процессе реализации таможенной службой России международных конвенций и национальных концепций. Безт эффективного взаимодействия таможенных органов и участников бизнеса эти проблемы не могут быть разрешены. В особенности это касается проблем ускорения таможенных процедур, их упрощения, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
Таможенные органы осуществляют свою деятельность в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и ТС, а также упрощения и ускорения таможенных операций и процедур. Тогда как участники ВЭД ставят своей целью осуществлять таможенные операции в максимально короткие сроки и с минимальными издержками. Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД преследует единую цель — минимизировать издержки на реализацию таможенных операций при обеспечении норм, установленных таможенным законодательством.
В настоящее время условия ведения ВЭД обладают рядом проблем:
- высокая степень затратность;
- длительность осуществления таможенных процедур, чтоиногда приводит к неоправданным задержкам товаропотоков;
- простой транспортных средств;
- упущенная экономическая выгода;
- недостаточно развитая нормативно-правовая, организационно-управленческая и кадровая база по обеспечению взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Сегодня практически все инновационные таможенные технологии, рекомендованные Всемирной таможенной организацией, такие как предварительное информирование и декларирование, электронное декларирование и удаленный выпуск, таможенный контроль, основанный на управлении рисками, трансграничный информационный обмен в системах «таможня — таможня» и «таможня — бизнес», повсеместно внедряются таможенными органами России. Вместе с тем применяемые таможенными органами методы и средства зачастую не в полной мере эффективны и соответствуют задачам, поставленным Федеральной таможенной службой. Кроме того, нередко бывают случаи, когда усилия таможенных органов по совершенствованию таможенного регулирования перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза наталкиваются на недостаточное понимание и пассивность со стороны участников ВЭД. В свою очередь, усилия участников ВЭД по оптимизации международной цепи поставки товаров без содействия таможенных органов также не приводят к желаемым результатам.
Вышеперечисленные обстоятельства говорят о несовершенстве взаимодействия таможни и бизнеса, что неблагоприятным образом сказывается на эффективности таможенного регулирования, а также на обеспечении экономической безопасности России.
В настоящее время отмечается необходимость закрепления принципа первичности электронных документов. Электронная декларация при попадании в информационные системы таможенных органов проходит автоматическую проверку на соблюдение условий принятия декларации, наличие и списание денежных средств, анализ применения системы управления рисками (далее— СУР), что позволяет снять с декларанта и инспектора работу попредоставлению и проверке информации.
Необходимость запроса дополнительных документов в данном случае должно определяться исключительно СУР — это требует дополнительной правовой защиты инспектора, с него должна быть снята ответственность за неприменение инициативной проверки дополнительно к предложенной компьютером, либо инициатива должна быть строго регламентирована и ограничена. Такие возможности появляются только при полномасштабной реализации принципа «одного окна», когда представление документов и сведений одному государственному органу будет означать его доступность для остальных государственных органов.
Российский принцип «одного окна» является неким прототипом европейского «единого окна». В Европе при реализации указанного принципа гармонизируется состав документов и сведений, создается единый документ для всех ГКО, документы принимают все контрольные службы из единого окна и данные из единого окна используются всеми службами. Реализация данного принципа требует проведение анализа и гармонизации данных, внесение поправок в законодательство, доработки программных и технических средств. Таким образом, это позволит ускорить процесс перемещения товаров через таможенную границу, повысить степень доверия к информации, повысить результативность СУР, упростить информационное взаимодействие, сократить временные и материальные издержки.
Осуществление взаимодействия таможенных органов и участ- ников ВЭД необходимо на всех этапах осуществления таможенного контроля. До пересечения границы ТС — это предварительное информирование, консультирование, круглые столы, на границе — удаленный выпуск, осуществление таможенного контроля, таможенные операции, списание платежей, после пересечения границы — круглые столы, подтверждение выполнения обязательств. Взаимодействие должно осуществляться с применением информационных технологий, которые позволят снизить влияние субъектных факторов, а, следовательно, коррупционную составляющую.
Важно отметить необходимость дифференциации участников ВЭД. Это позволит разделить добропорядочных и потенциальных нарушителей, тем самым сократив контрольные операции в отношении первой категории лиц и усиленный контроль над второй. Важным инструментом в данном случае будет служить присвоение статуса уполномоченного экономического оператора.
Таможенные органы осуществляют таможенное регулирование исключительно в рамках административно-правовых отношений. Иные формы отношений практические не реализованы.
Это противоречит современным тенденциям развития общемировой практики таможенного регулирования внешней торговли, которая опирается, в том числе, на содействие, сотрудничество, государственно-частное партнерство между таможней и бизнесом.
Для решения этой проблемы может быть предложено создание некоторой специализированной системы подготовки кадров, основной задачей которой будет проведение интерактивного образовательного тренинга. Он, в свою очередь, позволит систематизировать знания, повысить профессиональную компетентность.
В результате вышеизложенного можно сказать, что повышение эффективности взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД позволит сократить время, трудоемкость и, в конечном счете, снизить затратность осуществления таможенных процедур в условиях высокой интенсивности товарооборота в приграничной зоне России как для государства, так и для участников ВЭД.
Оптимизация международных отношений подразумевает эффективное развитие мировой торговли. Таможенные органы должны уделять повышенное внимание тому, насколько меры и инструменты регулирования влияют на деятельность участников внешнеэкономической деятельности (участников ВЭД) и торговлю, а также возможностям повышения эффективности своей деятельности.[4]
Взаимодействие и сотрудничество с участниками ВЭД может быть представлено в разнообразных формах:
1. Таможенные органы проводят совместные форумы для приграничных служб и промышленников с участием представителей важнейших бизнес - структур. Такие форумы обеспечивают участников важнейшими механизмами взаимодействия, гарантируют учет интересов обеих сторон, а также взаимное понимание стратегических направлений деятельности.
2. Усиленная работа по проектам развития взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. Например, развитие информационных систем для управления международными сделками. Для гарантии того, что участники ВЭД на самом деле будут иметь какие-либо преимущества от пользования таможенными информационными технологиями, они вовлекаются в развитие таких систем и технологий на самых ранних стадиях. Таможенные информационные системы тесно взаимосвязаны с внедрением проектов «единого окна», которые уменьшат затраты участников ВЭД посредством обеспечения единой точки контроля для всех международных сделок.
3. Сотрудничество таможенных органов и участников ВЭД на границе несет непосредственные преимущества, в частности, в области содействия безопасности торговли. Таможенные органы устанавливают индивидуальные партнерские отношения с участниками ВЭД для того, чтобы минимизировать риски и максимизировать выгоды международной торговли. Через такие партнерские взаимоотношения таможенные органы обеспечивают подробные консультации, информирование и поддержку новых участников ВЭД.
4. Еще одна форма взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД - доверенное лицо или программа «уполномоченного экономического оператора». Посредством применения этих программ таможенные органы начали новую главу в развитии взаимодействия с участниками ВЭД. Совместная работа способствует улучшению применения сетей безопасности с последующими преимуществами для уполномоченных экономических операторов. В конечном итоге эти преимущества повлияют на безопасность государств и всего мира в целом через безопасную и более защищенную торговлю. Для более точного определения эффективных взаимоотношений между таможенными органами и участниками ВЭД, стоит выделить понятие "партнерства", при котором стороны работают сообща для достижения общих целей. [10] Развитие таможенного законодательства, электронного документооборота и предварительного декларирования, системы управления рисками, информирования и консультирования и т.п. создают достаточно предпосылок для эффективного взаимодействия между таможней, участниками ВЭД и посредниками.
В результате рассмотрения всех аспектов данной тематики можно сказать, что повышение эффективности взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД позволит сократить время, трудоемкость и, в перспективе, снизить затратность осуществления таможенных процедур в условиях высокойинтенсивности товарооборота в приграничной зоне Российской Федерации как для государства, так и для участников ВЭД, что будет иметь положительный эффект для обеих сторон. Но сделать это можно будет только в совместной и продуктивной работе. Со стороны ФТС России — правовое обеспечение и эффективная организация проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, а со стороны участников ВЭД — добросовестное декларирование перевозимых объектов и своевременное выполнение всех правовых норм законодательства Российской Федерации и Таможенного Союза.
Список использованной литературы
Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. Международные экономические организации: учеб. пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — С. 298.
Дорощенко Г.И. Экономические и информационные аспекты взаимодействия таможни и бизнеса на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 42. — С. 33—39.
Ионичева В.Н. Клиентоориентированные механизмы в реализации государственной политики в таможенной сфере. Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 2013.
Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия «таможенная информация» в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика //«Таможенное дело», 2012, № 1.
Коровяковский Д.Г. Подготовка служащих по специальности «Таможенное дело» на постсоветском пространстве: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Литва // Вопросы современной юриспруденции. — 2014. — № 41. — С. 44—53.
Коровяковский Д.Г. Правовые вопросы информационного взаимодействия налоговых органов РФ с таможенными органами РФ, финансовыми органами субъектов РФ, МВД РФ и с банками //«Бухгалтер и закон». 2009, № 5.
Коровяковский Д.Г., Понаморенко В.Е., Тыртышный А.А. О правовом исследовании интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Вестник Российского нового университета. — 2010. — № 4 — С. 5—6.
Романова М.Е. Европейское таможенное право: учеб. пособие / М.Е. Романова, В.А. Абрамович, Т.Ф. Цеханович; под ред. Т. Херрманна, С.А. Балащенко, Т. Борича, В.А. Гошина. — С. 50.
«Собрание законодательства РФ», 14.01.2013, № 2, ст. 109. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».