Ответы на вопросы, выносимые на государственный экзамен + ответы на ситуационные задачи
Описание работы
Работа пользователя Е. Вьюн
Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен
1. Раскройте и сопоставьте различные взгляды на образование как общественное явление и педагогический.
Понятие «образование». Различные подходы к определению термина. Образование как общественное явление. Образование как педагогический феномен.
2. Приведите и раскройте основные признаки, характеризующие педагогику как науку. Раскройте взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики. Осветите структуру педагогической науки..
Педагогика как наука. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики. Структура педагогической науки. Укажите многообразие видов педагогики. Раскройте сущность основных категорий педагогики: образование, обучение, воспитание.
3. Выделите и охарактеризуйте основные педагогические технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста. В контексте требований ФГОС дошкольного образования обоснуйте их потенциал в развитии детей.
В качестве примера могут быть представлены следующие технологии. Технология «Портфолио». Сущность «Портфолио». Типология «Портфолио». Технологические приемы построения «Портфолио». Технология исследовательской деятельности: цель технологии, сущность, структура (основные этапы) и методические приемы. Игровые технологии. Теория и классификация игр (сущность понятия «игра», роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, театрализованные игры, игры с правилами). Технология проектной деятельности. Сущность проектирования, сущность метода проектов, его основные признаки, виды проектов, используемые в педагогическом процессе детского сада, этапы работы над проектом. Критериальное оценивание в проектной деятельности.
4. Охарактеризуйте образовательный процесс через движущие силы, закономерности, принципы и правила обучения. Проиллюстрируйте теоретические положения примерами из реальной образовательной практики
Понятие «образовательный процесс». Закономерности, принципы, движущие силы как характеристики образовательного процесса. Правила обучение. Соотношение теоретических положений с реальной практикой.
5. Докажите наличие взаимосвязи возрастного развития и деятельности. Дайте понятие ведущей деятельности и покажите динамику ведущего вида деятельности в онтогенезе.
Необходимо показать и доказать наличие взаимосвязи возрастного развития и деятельности. Раскрывая основные понятия остановиться на характеристике структурных компонентов. Сущность принципа «развитие в деятельности» Л.С. Выготского. Место и роль деятельности в процессах возрастного развития. Понятие ведущей деятельности А.Н. Леонтьева. Вклад Д.Б. Эльконина в изучение проблемы деятельности. Пути усвоения исторического опыта. Основные типы деятельности. Закон чередования, периодичности типов деятельности как основа периодизации. Типы ведущих видов деятельности по возрастам (на примере периодизации Выготского- Эльконина). Специфические новообразования в психических процессах и свойствах личности, которые формируются в различных видах деятельности.
6. Раскройте специфику социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и особенностей познавательной и личностной сферы ребенка дошкольного возраста. Обоснуйте причины кризиса 7 лет.
Раскройте понятие социальной ситуации развития. Общая характеристика игры, развитие игры. Роль игры в развитии психики ребенка. Особенности познавательной сферы: особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Характеристика элементов личностной сферы: развитие мотивационной, волевой, эмоциональной сферы ребенка. Новообразования возраста. Развитие мотивационной и эмоциональной сферы ребенка в основе кризиса 7 лет. Поведенческие проявления кризиса 7 лет.
7. Охарактеризуйте особенности взаимодействия участников образовательного процесса в контексте преемственности дошкольного и школьного образования.
Раскройте социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого; социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками; особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «педагог-учащийся»; социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся. Уточните, как происходит развитие групповой сплоченности у учащихся. Раскройте социально-психологическую специфику психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников.
8. Охарактеризуйте сущность обновленного подхода к организации образовательного процесса в ДОО, представленного в ФГОС ДО: в определении образовательных целей и результатов; содержания образования; в способах осуществления образовательной деятельности; роли и характере деятельности субъектов образовательного процесса; условий реализации ФГОС ДО.
Федеральный государственный образовательный стандарт – основа разработки современных образовательных программ дошкольного образования. Примерная основная образовательная программа (ПООП) дошкольного образования, ее структура. Общие подходы к разработке и реализации ООП дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Планируемые результаты образования и их достижение в процессе реализации образовательных программ. Организация и оснащение образовательного процесса в соответствии с содержанием ФГОС ДО. Системно-деятельностный подход – основа реализации ООП дошкольного образования.
9. Раскройте психологические особенности раннего возраста: охарактеризуйте социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, психологические новообразования возраста .
Раскройте понятие социальной ситуации развития ребенка. Сотрудничество со взрослым как основа развития ребенка. Общая характеристика предметной деятельности, ее сущность с точки зрения социализации ребенка. Роль предметной деятельности в развитии познавательной и личностной сферы психики ребенка. Особенности общения. Особенности познавательной сферы: особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Новообразования возраста. Характеристика личностного развития, истоки развития самостоятельности. Причины, сущность кризиса 3 лет. Поведенческие проявления кризиса 3 лет.
10. Приведите и охарактеризуйте основное содержание действующих нормативных правовых документов в сфере образования (международного, общероссийского и регионального уровней), регламентирующих организацию взаимодействия участников образовательного процесса.
Общие положения документов разного уровня об организации и содержании образования, организации взаимодействия участников образовательного процесса.
11. Раскройте понятие и сущность методической работы как одного из направлений деятельности руководителя образовательной организации. Приведите и раскройте традиционные и нетрадиционные формы методической работы с педагогическим коллективом.
Перечислите направления деятельности руководителя образовательной организации: руководство административно-хозяйственной деятельностью, работа с коллективом, работа с родителями, координирование вопроса организации методической работы с педагогическим коллективом. Раскройте понятие «методическая работа». Охарактеризуйте функции методической работы в условиях образовательной системы: 1) функция по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту; 2) функция по отношению к педагогическому коллективу образовательной системы любого вида; 3) функция по отношению к конкретному педагогу. Подробно остановитесь на описании основных форм организации методической работы с педагогическим коллективом образовательной системы. Коллективные и индивидуальные, традиционные, интенсифицированные, нетрадиционные формы методической работы с педагогическим коллективом.
12. Раскройте особенности организации инклюзивного образования в ДОО и его нормативно-правовую поддержку.
Общие положения разного уровня документов об организации и содержании инклюзивного образования. Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (согласно нормативно-правовой базе). Существующие противоречия и разрывы в нормативно-правовом обеспечении образования обучающихся с ОВЗ.
13. Охарактеризуйте авторские концепции развития детства (Д.И. Фельдштейн, В.Т. Кудрявцев, В.В. Зеньковский и др.).
Рассмотрите определение понятия «детство». Философско-педагогические концепции детства. Концепция Д.И. Фельдштейна – детство как особое явление социального мира, процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определение в нем себя. Концепция В.Т. Кудрявцева - детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Культуроосвоение и культуросозидание. Концепция В.В. Зеньковского – детская душа – это душа взрослых в миниатюре. Задачи детства успешно разрешаются в игре.
14. Раскройте принципы и правила организации профессионально-педагогического общения в образовательном процессе. Приведите примеры. Понятие «профессионально-педагогическое общение». Принципы и правила организации профессионально-педагогического общения в образовательном процессе. Примеры профессионально-педагогического общения в образовательном процессе.
15. Охарактеризуйте авторские концепции воспитания детей дошкольного возраста (Ф.Фребель, М.Монтессори, Р.Штаейнер, Е.И.Тихеева, Е.Н.Водовозова и др.).
Рассмотрите определение понятия «воспитание» в концепциях разных авторов, опишите цели и принципы воспитания, содержание воспитательного процесса, механизм воспитания, особенности деятельности.
16. Охарактеризуйте содержание педагогической работы по организации различных видов детской деятельности: игровой, предметной, продуктивной.
Раскрыть понятия «игровая деятельность», «предметная деятельность», «продуктивная деятельность». Указать принципы, формы, средства педагогической работы по организации детской деятельности: игровой, предметной, продуктивной.
17. Охарактеризуйте современные концепции обучения и воспитания детей (Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили и др.).
Рассмотрите определение понятия «детство». Философско-педагогические концепции детства. Концепция Д.Б. Эльконина - детство как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека. Потенциальная сила детства в овладении детьми богатством родовой культуры. Концепция Ш.А. Амонашвили - детство как безграничность и неповторимость. Каждый ребенок от природы наделен от природы особым, неповторимым сочетанием возможностей, способностей. 18. Охарактеризуйте сущность современного подхода к планированию образовательного процесса в ДОО. Опираясь на требования ФГОС ДО, научные положения, обоснуйте его значение и эффективность. Нормативные правовые документы, определяющие организацию образовательного процесса в ДОО. Проблемы организации педагогической деятельности в сфере дошкольного образования. Принципы планирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Специфика планирования образовательного процесса в разных возрастных группах. Пошаговая технология составления перспективно-календарного плана образовательной деятельности в разных возрастных группах современного детского сада.
19. Охарактеризуйте перспективы (возможности) социализации ребенка с особыми образовательными потребностями.
Раскрыть содержание социализации, укажите на цель и результат этого процесса как специально организованного. Кратко охарактеризовать виды социализации. Раскрыть значение социализации в человеческом обществе. Охарактеризуйте функции агентов социализации.
20. Приведите и раскройте основные категории, характеризующие дошкольную педагогику как науку. Проиллюстрируйте теоретические положения практическими примерами.
Дошкольная педагогика как наука. Дошкольная педагогика как искусство. Дошкольная педагогика как система деятельности педагога. Дошкольная педагогика как собственно подход к воспитанию или обучению. Признаки научной отрасли знаний: наличие объекта, наличие категориального аппарата, наличие системы методов исследования. Основные категории дошкольной педагогики: детство, ребенок, индивид, личность, среда, воспитание, развитие, социализация, формирование, образование, обучение, педагогический процесс.
21. Раскройте генезис форм общения ребенка со взрослым и сверстниками на основе трудов М.И. Лисиной. Оцените роль общения в развитии психики ребенка.
Значимость общения в психическом развитии ребенка. Возникновение потребности общения в младенчестве. Развитие общения ребенка со взрослыми (на основе трудов М.И.Лисиной). Дайте характеристику форм общения ребенка со взрослым в порядке их возникновения в онтогенезе (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная). Роль общения ребенка со сверстниками в развитии психики. Специфика общения детей со сверстниками. Развитие общения ребенка со сверстниками (на основе трудов М.И.Лисиной). Дайте характеристику форм общения ребенка со сверстником в порядке их возникновения в онтогенезе (эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая).
22. Охарактеризуйте основные качественные и количественные методы, используемые в психологических и педагогических исследованиях.
Перечислите методы исследования, дайте определение понятий. Остановитесь на классификации методов исследования, указав ее условный характер. Раскройте связь используемых количественных и качественных методов исследования и специфики исследуемых объектов или процессов. Раскройте проблему выбора методов исследования.
23. Рассмотрите литературную сказку как один из ведущих жанров детской литературы: дайте определение, изложите историю ее возникновения, раскройте проблемы классификации литературной сказки, охарактеризуйте современное состояния жанра, особенности тематики и проблематики сказок для детей дошкольного возраста.
Определение литературной сказки. История возникновения литературной сказки. Проблемы классификации литературной сказки. Современное состояние жанра. Тематика и проблематика сказок для детей дошкольного возраста.
24. Охарактеризуйте основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского (ПК-11).
Задачи, принципы, типы образовательных учреждений, методы и формы работы, рассмотренные в системе Коменского Я.А.. Проанализируйте «Материнскую школу» как первый источник по дошкольной педагогике. Укажите значение педагогической системы Я.А.Коменского для развития теории и практики образования
25. Раскройте особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Дайте характеристику видов исследовательской деятельности, доступных детям.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Формы исследования, доступные и интересные дошкольникам. Проблема организации познавательно-исследовательской деятельности детей. Функции познавательно-исследовательской деятельности. Методы и приемы активизации исследовательской деятельности дошкольников.
26. Опишите специфику исследовательских проектов детей дошкольного возраста, раскройте цели, формы и этапы их реализации.
Общие особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста. Типы проектной деятельности детей (исследовательские, творческие, нормативные). Своеобразие исследовательской проектной деятельности: цель, характер, этапы. Проблемы организации проектной деятельности детей в детском саду.
27. Опишите специфику детского экспериментирования как вида детской деятельности. Опираясь на работы А.Н.Поддъякова, докажите возрастосообразность этого вида деятельности для детей дошкольного возраста.
Экспериментирование как вид деятельности. Особенности его реализации с детьми дошкольного возраста. Содержание детских опытов и экспериментов.
28. Опираясь на нормативные правовые акты, действующие в сфере образования, раскройте современные подходы к организации взаимодействия педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса. Охарактеризуйте на теоретическом уровне и приведите практический пример организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей.
Роль семьи в образовательном процессе. Особенности взаимодействия ДОО с семьей. Мотивация родителей к сотрудничеству с педагогами. Проблемы взаимодействия. Формы работы педагога с родителями (родительские собрания, семейные клубы и др.).
29. Приведите трактовки, компонентный состав, требования и этапы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Охарактеризуйте принципы построения развивающей предметно-пространственной среды. Соотнесите их с требованиями к организации среды, изложенными в ФГОС ДО.
Особенности понятий «среда», «развивающая среда», «предметно-пространственная среда» и их соотношение. Различные подходы к построению развивающей среды в отечественных и зарубежных системах (Петровский В.А., Новоселова С.Л., Монтессори М.). Требования к организации среды: полифункциональность, доступность, вариативность, насыщенность, трансформируемость, безопасность.
30. Раскройте основные положения теории игры Д.Б.Эльконина. Представьте классификации детской игры (С.Л.Новоселовой, Н.ВА.Коротковой и др.). Охарактеризуйте особенности педагогической деятельности по развитию игровых умений дошкольников на разных возрастных этапа.
Понятие «игра» в концепциях разных авторов. Классификация детских игр. Особенности становления игры и игровых умений в разные периоды дошкольного детства.
Типовые ситуационные задачи для государственного экзамена
Обучающимся предлагается ситуационная задача с теоретическим и практическим вопросом. Теоретические вопросы к задаче, носят проблемный характер и связаны с профильной подготовкой.
Например:
1. Раскройте содержание педагогической деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства, как способа познания мира ребенком и построения эстетической коммуникации с миром.
2. Раскройте содержание деятельного диалога произведения искусства и ребенка, как образовательного пространства, позволяющему маленькому зрителю трансформировать значения и символы живописного текста в ценностно-личностные смыслы.
3. Раскройте формы организации художественного опыта дошкольников как свободной поисковой деятельности, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы – познавательные, художественные, нравственные и социальные.
4. Раскройте сущность понятий «физическое развитие», «физическое воспитание». Охарактеризуйте педагогическое обеспечение системы
физического воспитания.
5. Дайте понятие здорового образа жизни. Назовите компоненты здорового образа жизни. Охарактеризуйте технологии, позволяющие прививать здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста.
6. Поясните, в рамках какой образовательной области содержатся задачи нравственного воспитания и соотнесите их с целевыми ориентирами дошкольного образования.
7. Объясните механизм связи воспитания любви к родному дому с воспитанием любви к родной стране. Дайте характеристику методов патриотического воспитания и их применения в условиях реализации ФГОС ДО. 8. Охарактеризуйте особенности усвоения нравственных норм детьми дошкольного возраста.
9. Раскройте особенности формирования у детей структуры повествовательной речи в среднем и старшем дошкольном возрасте.
10. Определите методы и приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста, способствующие овладению у них умения образовывать названия животных
11. Определите цель, задачи, методы и приемы работы с ребенком, направленные на воспитание правильной артикуляции, уточнение и закрепление произношения согласных звуков, подготовки артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных звуков .
12. Приведите и охарактеризуйте основные направления социально-коммуникативного развития ребенка .
13. Поясните значение и сущность педагогической работы с родителями, имеющего ребѐнка с ОВЗ. Определите основные направления развивающе-коррекционной работы с ребенком.
14. Разработайте рекомендации для родителей ребенка, имеющего трудности в адаптации к дошкольной образовательной организации.
15. Приведите возможные причины отказа либо нежелания ребенка участвовать в образовательных мероприятиях, организуемых воспитателем. Определите основные этапы работы над проблемой.
16. Перечислите и раскройте требования, обеспечивающие сочетаемость методик по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
17. Охарактеризуйте возможные направления и формы работы с семьей воспитанников ДОО. Приведите различные варианты использования возможностей образовательной среды (социальной и материальной) в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
18. Раскройте генезис форм общения ребенка со взрослым и сверстниками на основе трудов М.И. Лисиной. Оцените роль общения в развитии психики ребенка.
19. Представьте краткий сценарий проведения родительского собрания в ДОО.
20. Выделите и охарактеризуйте особенности освоения детьми раннего и дошкольного возраста сенсорных эталонов.
21. Раскройте особенности организации непосредственной образовательной деятельности детей в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации.
22. Определите основные этапы работы педагога с ребенком в процессе его адаптации к условиям дошкольной образовательной организации .
23. Раскройте особенности мышления ребенка раннего возраста.
24. Определите вид самостоятельной игры ребенка, согласно трудам Е.Е.Кравцовой. Сформулируйте психолого-педагогические условия необходимые для стимулирования игровой деятельности дошкольников
25. Раскройте понятие родительского отношения. Выделите факторы
формирования эффективного родительского отношения к ребенку.
26. Опишите возможные педагогические средства работы с ребенком, переживающим трудную жизненную ситуацию.
27. Охарактеризуйте методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе.
28. Приведите и охарактеризуйте содержание навыков счета, которые должны быть сформированы у детей средней группы детского сада к концу учебного года.
29. Приведите примеры дидактических игр с математическим содержанием.
30. Опишите и раскройте особенности интеллектуального развития ребенка, обозначаемые как «феномен Пиаже». Укажите примерные возрастные границы, когда «феномен Пиаже» перестает проявляться. Перечислите необходимые условия, при которых ребенок способен преодолеть данный феномен.
+ ОТВЕТЫ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ!!!
1. Раскройте и сопоставьте различные взгляды на образование как общественное явление и педагогический.
Понятие «образование». Различные подходы к определению термина. Образование как общественное явление. Образование как педагогический феномен.
2. Приведите и раскройте основные признаки, характеризующие педагогику как науку. Раскройте взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики. Осветите структуру педагогической науки..
Педагогика как наука. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики. Структура педагогической науки. Укажите многообразие видов педагогики. Раскройте сущность основных категорий педагогики: образование, обучение, воспитание.
3. Выделите и охарактеризуйте основные педагогические технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста. В контексте требований ФГОС дошкольного образования обоснуйте их потенциал в развитии детей.
В качестве примера могут быть представлены следующие технологии. Технология «Портфолио». Сущность «Портфолио». Типология «Портфолио». Технологические приемы построения «Портфолио». Технология исследовательской деятельности: цель технологии, сущность, структура (основные этапы) и методические приемы. Игровые технологии. Теория и классификация игр (сущность понятия «игра», роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, театрализованные игры, игры с правилами). Технология проектной деятельности. Сущность проектирования, сущность метода проектов, его основные признаки, виды проектов, используемые в педагогическом процессе детского сада, этапы работы над проектом. Критериальное оценивание в проектной деятельности.
4. Охарактеризуйте образовательный процесс через движущие силы, закономерности, принципы и правила обучения. Проиллюстрируйте теоретические положения примерами из реальной образовательной практики
Понятие «образовательный процесс». Закономерности, принципы, движущие силы как характеристики образовательного процесса. Правила обучение. Соотношение теоретических положений с реальной практикой.
5. Докажите наличие взаимосвязи возрастного развития и деятельности. Дайте понятие ведущей деятельности и покажите динамику ведущего вида деятельности в онтогенезе.
Необходимо показать и доказать наличие взаимосвязи возрастного развития и деятельности. Раскрывая основные понятия остановиться на характеристике структурных компонентов. Сущность принципа «развитие в деятельности» Л.С. Выготского. Место и роль деятельности в процессах возрастного развития. Понятие ведущей деятельности А.Н. Леонтьева. Вклад Д.Б. Эльконина в изучение проблемы деятельности. Пути усвоения исторического опыта. Основные типы деятельности. Закон чередования, периодичности типов деятельности как основа периодизации. Типы ведущих видов деятельности по возрастам (на примере периодизации Выготского- Эльконина). Специфические новообразования в психических процессах и свойствах личности, которые формируются в различных видах деятельности.
6. Раскройте специфику социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и особенностей познавательной и личностной сферы ребенка дошкольного возраста. Обоснуйте причины кризиса 7 лет.
Раскройте понятие социальной ситуации развития. Общая характеристика игры, развитие игры. Роль игры в развитии психики ребенка. Особенности познавательной сферы: особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Характеристика элементов личностной сферы: развитие мотивационной, волевой, эмоциональной сферы ребенка. Новообразования возраста. Развитие мотивационной и эмоциональной сферы ребенка в основе кризиса 7 лет. Поведенческие проявления кризиса 7 лет.
7. Охарактеризуйте особенности взаимодействия участников образовательного процесса в контексте преемственности дошкольного и школьного образования.
Раскройте социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого; социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками; особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «педагог-учащийся»; социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся. Уточните, как происходит развитие групповой сплоченности у учащихся. Раскройте социально-психологическую специфику психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников.
8. Охарактеризуйте сущность обновленного подхода к организации образовательного процесса в ДОО, представленного в ФГОС ДО: в определении образовательных целей и результатов; содержания образования; в способах осуществления образовательной деятельности; роли и характере деятельности субъектов образовательного процесса; условий реализации ФГОС ДО.
Федеральный государственный образовательный стандарт – основа разработки современных образовательных программ дошкольного образования. Примерная основная образовательная программа (ПООП) дошкольного образования, ее структура. Общие подходы к разработке и реализации ООП дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Планируемые результаты образования и их достижение в процессе реализации образовательных программ. Организация и оснащение образовательного процесса в соответствии с содержанием ФГОС ДО. Системно-деятельностный подход – основа реализации ООП дошкольного образования.
9. Раскройте психологические особенности раннего возраста: охарактеризуйте социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, психологические новообразования возраста .
Раскройте понятие социальной ситуации развития ребенка. Сотрудничество со взрослым как основа развития ребенка. Общая характеристика предметной деятельности, ее сущность с точки зрения социализации ребенка. Роль предметной деятельности в развитии познавательной и личностной сферы психики ребенка. Особенности общения. Особенности познавательной сферы: особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Новообразования возраста. Характеристика личностного развития, истоки развития самостоятельности. Причины, сущность кризиса 3 лет. Поведенческие проявления кризиса 3 лет.
10. Приведите и охарактеризуйте основное содержание действующих нормативных правовых документов в сфере образования (международного, общероссийского и регионального уровней), регламентирующих организацию взаимодействия участников образовательного процесса.
Общие положения документов разного уровня об организации и содержании образования, организации взаимодействия участников образовательного процесса.
11. Раскройте понятие и сущность методической работы как одного из направлений деятельности руководителя образовательной организации. Приведите и раскройте традиционные и нетрадиционные формы методической работы с педагогическим коллективом.
Перечислите направления деятельности руководителя образовательной организации: руководство административно-хозяйственной деятельностью, работа с коллективом, работа с родителями, координирование вопроса организации методической работы с педагогическим коллективом. Раскройте понятие «методическая работа». Охарактеризуйте функции методической работы в условиях образовательной системы: 1) функция по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту; 2) функция по отношению к педагогическому коллективу образовательной системы любого вида; 3) функция по отношению к конкретному педагогу. Подробно остановитесь на описании основных форм организации методической работы с педагогическим коллективом образовательной системы. Коллективные и индивидуальные, традиционные, интенсифицированные, нетрадиционные формы методической работы с педагогическим коллективом.
12. Раскройте особенности организации инклюзивного образования в ДОО и его нормативно-правовую поддержку.
Общие положения разного уровня документов об организации и содержании инклюзивного образования. Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (согласно нормативно-правовой базе). Существующие противоречия и разрывы в нормативно-правовом обеспечении образования обучающихся с ОВЗ.
13. Охарактеризуйте авторские концепции развития детства (Д.И. Фельдштейн, В.Т. Кудрявцев, В.В. Зеньковский и др.).
Рассмотрите определение понятия «детство». Философско-педагогические концепции детства. Концепция Д.И. Фельдштейна – детство как особое явление социального мира, процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определение в нем себя. Концепция В.Т. Кудрявцева - детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Культуроосвоение и культуросозидание. Концепция В.В. Зеньковского – детская душа – это душа взрослых в миниатюре. Задачи детства успешно разрешаются в игре.
14. Раскройте принципы и правила организации профессионально-педагогического общения в образовательном процессе. Приведите примеры. Понятие «профессионально-педагогическое общение». Принципы и правила организации профессионально-педагогического общения в образовательном процессе. Примеры профессионально-педагогического общения в образовательном процессе.
15. Охарактеризуйте авторские концепции воспитания детей дошкольного возраста (Ф.Фребель, М.Монтессори, Р.Штаейнер, Е.И.Тихеева, Е.Н.Водовозова и др.).
Рассмотрите определение понятия «воспитание» в концепциях разных авторов, опишите цели и принципы воспитания, содержание воспитательного процесса, механизм воспитания, особенности деятельности.
16. Охарактеризуйте содержание педагогической работы по организации различных видов детской деятельности: игровой, предметной, продуктивной.
Раскрыть понятия «игровая деятельность», «предметная деятельность», «продуктивная деятельность». Указать принципы, формы, средства педагогической работы по организации детской деятельности: игровой, предметной, продуктивной.
17. Охарактеризуйте современные концепции обучения и воспитания детей (Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили и др.).
Рассмотрите определение понятия «детство». Философско-педагогические концепции детства. Концепция Д.Б. Эльконина - детство как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека. Потенциальная сила детства в овладении детьми богатством родовой культуры. Концепция Ш.А. Амонашвили - детство как безграничность и неповторимость. Каждый ребенок от природы наделен от природы особым, неповторимым сочетанием возможностей, способностей. 18. Охарактеризуйте сущность современного подхода к планированию образовательного процесса в ДОО. Опираясь на требования ФГОС ДО, научные положения, обоснуйте его значение и эффективность. Нормативные правовые документы, определяющие организацию образовательного процесса в ДОО. Проблемы организации педагогической деятельности в сфере дошкольного образования. Принципы планирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Специфика планирования образовательного процесса в разных возрастных группах. Пошаговая технология составления перспективно-календарного плана образовательной деятельности в разных возрастных группах современного детского сада.
19. Охарактеризуйте перспективы (возможности) социализации ребенка с особыми образовательными потребностями.
Раскрыть содержание социализации, укажите на цель и результат этого процесса как специально организованного. Кратко охарактеризовать виды социализации. Раскрыть значение социализации в человеческом обществе. Охарактеризуйте функции агентов социализации.
20. Приведите и раскройте основные категории, характеризующие дошкольную педагогику как науку. Проиллюстрируйте теоретические положения практическими примерами.
Дошкольная педагогика как наука. Дошкольная педагогика как искусство. Дошкольная педагогика как система деятельности педагога. Дошкольная педагогика как собственно подход к воспитанию или обучению. Признаки научной отрасли знаний: наличие объекта, наличие категориального аппарата, наличие системы методов исследования. Основные категории дошкольной педагогики: детство, ребенок, индивид, личность, среда, воспитание, развитие, социализация, формирование, образование, обучение, педагогический процесс.
21. Раскройте генезис форм общения ребенка со взрослым и сверстниками на основе трудов М.И. Лисиной. Оцените роль общения в развитии психики ребенка.
Значимость общения в психическом развитии ребенка. Возникновение потребности общения в младенчестве. Развитие общения ребенка со взрослыми (на основе трудов М.И.Лисиной). Дайте характеристику форм общения ребенка со взрослым в порядке их возникновения в онтогенезе (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная). Роль общения ребенка со сверстниками в развитии психики. Специфика общения детей со сверстниками. Развитие общения ребенка со сверстниками (на основе трудов М.И.Лисиной). Дайте характеристику форм общения ребенка со сверстником в порядке их возникновения в онтогенезе (эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая).
22. Охарактеризуйте основные качественные и количественные методы, используемые в психологических и педагогических исследованиях.
Перечислите методы исследования, дайте определение понятий. Остановитесь на классификации методов исследования, указав ее условный характер. Раскройте связь используемых количественных и качественных методов исследования и специфики исследуемых объектов или процессов. Раскройте проблему выбора методов исследования.
23. Рассмотрите литературную сказку как один из ведущих жанров детской литературы: дайте определение, изложите историю ее возникновения, раскройте проблемы классификации литературной сказки, охарактеризуйте современное состояния жанра, особенности тематики и проблематики сказок для детей дошкольного возраста.
Определение литературной сказки. История возникновения литературной сказки. Проблемы классификации литературной сказки. Современное состояние жанра. Тематика и проблематика сказок для детей дошкольного возраста.
24. Охарактеризуйте основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского (ПК-11).
Задачи, принципы, типы образовательных учреждений, методы и формы работы, рассмотренные в системе Коменского Я.А.. Проанализируйте «Материнскую школу» как первый источник по дошкольной педагогике. Укажите значение педагогической системы Я.А.Коменского для развития теории и практики образования
25. Раскройте особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Дайте характеристику видов исследовательской деятельности, доступных детям.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Формы исследования, доступные и интересные дошкольникам. Проблема организации познавательно-исследовательской деятельности детей. Функции познавательно-исследовательской деятельности. Методы и приемы активизации исследовательской деятельности дошкольников.
26. Опишите специфику исследовательских проектов детей дошкольного возраста, раскройте цели, формы и этапы их реализации.
Общие особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста. Типы проектной деятельности детей (исследовательские, творческие, нормативные). Своеобразие исследовательской проектной деятельности: цель, характер, этапы. Проблемы организации проектной деятельности детей в детском саду.
27. Опишите специфику детского экспериментирования как вида детской деятельности. Опираясь на работы А.Н.Поддъякова, докажите возрастосообразность этого вида деятельности для детей дошкольного возраста.
Экспериментирование как вид деятельности. Особенности его реализации с детьми дошкольного возраста. Содержание детских опытов и экспериментов.
28. Опираясь на нормативные правовые акты, действующие в сфере образования, раскройте современные подходы к организации взаимодействия педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса. Охарактеризуйте на теоретическом уровне и приведите практический пример организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей.
Роль семьи в образовательном процессе. Особенности взаимодействия ДОО с семьей. Мотивация родителей к сотрудничеству с педагогами. Проблемы взаимодействия. Формы работы педагога с родителями (родительские собрания, семейные клубы и др.).
29. Приведите трактовки, компонентный состав, требования и этапы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Охарактеризуйте принципы построения развивающей предметно-пространственной среды. Соотнесите их с требованиями к организации среды, изложенными в ФГОС ДО.
Особенности понятий «среда», «развивающая среда», «предметно-пространственная среда» и их соотношение. Различные подходы к построению развивающей среды в отечественных и зарубежных системах (Петровский В.А., Новоселова С.Л., Монтессори М.). Требования к организации среды: полифункциональность, доступность, вариативность, насыщенность, трансформируемость, безопасность.
30. Раскройте основные положения теории игры Д.Б.Эльконина. Представьте классификации детской игры (С.Л.Новоселовой, Н.ВА.Коротковой и др.). Охарактеризуйте особенности педагогической деятельности по развитию игровых умений дошкольников на разных возрастных этапа.
Понятие «игра» в концепциях разных авторов. Классификация детских игр. Особенности становления игры и игровых умений в разные периоды дошкольного детства.
Типовые ситуационные задачи для государственного экзамена
Обучающимся предлагается ситуационная задача с теоретическим и практическим вопросом. Теоретические вопросы к задаче, носят проблемный характер и связаны с профильной подготовкой.
Например:
1. Раскройте содержание педагогической деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства, как способа познания мира ребенком и построения эстетической коммуникации с миром.
2. Раскройте содержание деятельного диалога произведения искусства и ребенка, как образовательного пространства, позволяющему маленькому зрителю трансформировать значения и символы живописного текста в ценностно-личностные смыслы.
3. Раскройте формы организации художественного опыта дошкольников как свободной поисковой деятельности, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы – познавательные, художественные, нравственные и социальные.
4. Раскройте сущность понятий «физическое развитие», «физическое воспитание». Охарактеризуйте педагогическое обеспечение системы
физического воспитания.
5. Дайте понятие здорового образа жизни. Назовите компоненты здорового образа жизни. Охарактеризуйте технологии, позволяющие прививать здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста.
6. Поясните, в рамках какой образовательной области содержатся задачи нравственного воспитания и соотнесите их с целевыми ориентирами дошкольного образования.
7. Объясните механизм связи воспитания любви к родному дому с воспитанием любви к родной стране. Дайте характеристику методов патриотического воспитания и их применения в условиях реализации ФГОС ДО. 8. Охарактеризуйте особенности усвоения нравственных норм детьми дошкольного возраста.
9. Раскройте особенности формирования у детей структуры повествовательной речи в среднем и старшем дошкольном возрасте.
10. Определите методы и приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста, способствующие овладению у них умения образовывать названия животных
11. Определите цель, задачи, методы и приемы работы с ребенком, направленные на воспитание правильной артикуляции, уточнение и закрепление произношения согласных звуков, подготовки артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных звуков .
12. Приведите и охарактеризуйте основные направления социально-коммуникативного развития ребенка .
13. Поясните значение и сущность педагогической работы с родителями, имеющего ребѐнка с ОВЗ. Определите основные направления развивающе-коррекционной работы с ребенком.
14. Разработайте рекомендации для родителей ребенка, имеющего трудности в адаптации к дошкольной образовательной организации.
15. Приведите возможные причины отказа либо нежелания ребенка участвовать в образовательных мероприятиях, организуемых воспитателем. Определите основные этапы работы над проблемой.
16. Перечислите и раскройте требования, обеспечивающие сочетаемость методик по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
17. Охарактеризуйте возможные направления и формы работы с семьей воспитанников ДОО. Приведите различные варианты использования возможностей образовательной среды (социальной и материальной) в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
18. Раскройте генезис форм общения ребенка со взрослым и сверстниками на основе трудов М.И. Лисиной. Оцените роль общения в развитии психики ребенка.
19. Представьте краткий сценарий проведения родительского собрания в ДОО.
20. Выделите и охарактеризуйте особенности освоения детьми раннего и дошкольного возраста сенсорных эталонов.
21. Раскройте особенности организации непосредственной образовательной деятельности детей в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации.
22. Определите основные этапы работы педагога с ребенком в процессе его адаптации к условиям дошкольной образовательной организации .
23. Раскройте особенности мышления ребенка раннего возраста.
24. Определите вид самостоятельной игры ребенка, согласно трудам Е.Е.Кравцовой. Сформулируйте психолого-педагогические условия необходимые для стимулирования игровой деятельности дошкольников
25. Раскройте понятие родительского отношения. Выделите факторы
формирования эффективного родительского отношения к ребенку.
26. Опишите возможные педагогические средства работы с ребенком, переживающим трудную жизненную ситуацию.
27. Охарактеризуйте методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе.
28. Приведите и охарактеризуйте содержание навыков счета, которые должны быть сформированы у детей средней группы детского сада к концу учебного года.
29. Приведите примеры дидактических игр с математическим содержанием.
30. Опишите и раскройте особенности интеллектуального развития ребенка, обозначаемые как «феномен Пиаже». Укажите примерные возрастные границы, когда «феномен Пиаже» перестает проявляться. Перечислите необходимые условия, при которых ребенок способен преодолеть данный феномен.
+ ОТВЕТЫ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ!!!