ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Описание работы
Работа пользователя Diplomchik
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.. 8
1.1 Сущность понятия «мышление», «логическое мышление». Уровни развития логического мышления. 8
1.2 Особенности развития логического мышления на уроках технологии… 13
1.3 Педагогические условия формирования логического мышления на уроках технологии. 20
Выводы по первой главе. 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.. 26
2.1 Определение уровня развития логического мышления среди учеников 7 класса с помощью адаптированной методики М. Войнаровского. 26
2.2 Разработка плана-конспекта урока для учащихся 7-х классов с применением метода проектов. 31
2.3 Разработка методических рекомендаций для повышения уровня логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии. 40
Выводы по второй главе. 45
Заключение. 47
Список использованной литературы.. 51
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.. 8
1.1 Сущность понятия «мышление», «логическое мышление». Уровни развития логического мышления. 8
1.2 Особенности развития логического мышления на уроках технологии… 13
1.3 Педагогические условия формирования логического мышления на уроках технологии. 20
Выводы по первой главе. 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.. 26
2.1 Определение уровня развития логического мышления среди учеников 7 класса с помощью адаптированной методики М. Войнаровского. 26
2.2 Разработка плана-конспекта урока для учащихся 7-х классов с применением метода проектов. 31
2.3 Разработка методических рекомендаций для повышения уровня логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии. 40
Выводы по второй главе. 45
Заключение. 47
Список использованной литературы.. 51
Введение
Актуальность исследования. Наша жизнь стремительно движется вперед. И что бы «идти в ногу» с современной жизнью, молодой человек, только начинающий свой путь, должен обладать ясным умом, логическим мышлением. Он должен логически выстроить цепочку своих действий для достижения своих целей. Большая роль в этом отводится школе. Даже в школе ребенок должен правильно учиться, понимать ту или иную ситуацию, правильно делать выводы и предвидеть следующие действия на шаг вперед. В школе также очень важно учить самооценке, самостоятельности в выборе решения жизненно важной задачи. Но все это осуществимо, если у школьников развито логическое мышление. А поскольку наша жизнь - технический прогресс, поэтому очень важно посвятить себя развитию логического мышления на уроках «Технологии». На уроках «Технологии», чтобы построить модель, вам нужно логически планировать каждый ваш шаг. Создайте логический план действий, чтобы вы могли легко предвидеть ошибку и быстро ее исправить. Значение развития логического мышления у школьников еще более усиливается тем фактом, что учебная программа во многих отношениях склонна к математическим операциям, полностью оснащена компьютерными программами. Когда вы нажимаете одну кнопку, ученик получает ответ, не думая и не усваивая реальные знания. Современная психологическая, философская, педагогическая литература содержит много дидактических материалов, связанных с развитием логического мышления у детей в школе [3].
Знаменитый философ К.Е. Пиченков развил в своих трудах положительные и отрицательные стороны конкретного и абстрактного мышления, их составные части. Он продвинул их до первых шагов материалистической диалектики. В его трудах проскальзывает одна и та же мысль, что задача школьной образовательной системы состоит в том, чтобы заложить диалектику логического мышления у каждого ребенка, поскольку от этого зависит будущее развитие человека, а будущее развитие общества связано с этим.
Первым, кто попытался объединить все философские материалы по логическому развитию учащихся, была научная группа, которую возглавляет Н.П. Чабиев. Они опирались на историю развития форм работы в этом направлении.
Успешно продемонстрировано использование логического мышления на практике М.Д. Бадиева и М.П. Чабиева. Они доказали, что с развитием человеческого общества, особенно в техническом направлении, логическое мышление тесно взаимодействует с практической деятельностью человека.
Также нельзя отрицать, что мышление основано на логическом мышлении. Эта линия присутствует в философских трудах С.Н. Потапенко И.И. Седова Н.С. Пуговкина. Современные учителя и психологи постоянно продолжают изучать логическое мышление у школьников и студентов высших учебных заведений.
В образовательном процессе развития логического мышления у детей наличие междисциплинарных связей не является неважным. Эта тенденция начала развиваться в школах в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов [20].
Такие ученые, как Р.С. Маланев и К.Л. Володина доказал, что междисциплинарное общение в образовательном процессе дает ученику полные знания. Но в их работах один недостаток они не проявили или, по крайней мере, не нашли достаточного отражения в принципах междисциплинарных связей.
Эта задача была решена исследователем А.Г. Лазаревым, но ее принципы не соответствовали универсальности, то есть их применимости между любыми предметами, в том числе между «Технологией» и другими науками. Поэтому учителя неохотно, с большим трудом, применяют их в учебном процессе.
Изучив документацию (учебник, программы) учебного процесса по технологии, мы пришли к выводу, что особое место отводится логическому мышлению школьников. Но некоторые важные логические понятия переносятся в нерабочее время.
Также не хватает логических упражнений, которые развили бы логическое мышление среди школьников в правильном направлении. Это относится к задачам, связанным с различными предметами. Мы бы хотели иметь более практические задачи, связанные с жизнью, используя их в повседневной жизни. Все это позволило бы развить у школьников особый тип мышления, сопоставимый с требованиями современного общества.
Все эти недостатки порождают проблемы, которые требуют систематизации всех задач. И их решение требует развитого логического мышления, особенно в задачах, которые связывают технологии с другими объектами.
Напрашивается вопрос о том, как развить логическое мышление у детей в современном образовательном процессе. В конце концов, одних задач недостаточно для развития логического мышления учащихся. Нужна кропотливая работа учителя. Дело в том, что учитель подбирает для ученика такие задания, для решения которых ребенок в полной мере использует свою умственную деятельность, усваивает различные умственные приемы, логические мотивации. И самое главное, ученик самостоятельно научился выстраивать логическую цепочку в решении задач [14].
В нашей современной жизни нужны люди с развитой культурой, с развитым логическим мышлением, способные мыслить четко и ясно, точно зная, чего они хотят и что от них требуется. Поэтому тема логического мышления у школьников, особенно на уроках технического труда, особенно актуальна.
Актуальность данной темы способствует ранее рассмотренным последствиям:
1)отсутствуют соответствующие технологические программы, основанные на логическом мышлении среди школьников;
2) мало литературы по методологии, дидактике;
3) не хватает заданий, упражнений, задач, связывающих «Технологию» с другими предметами.
Цель исследования: проанализировать и обосновать педагогические условия формирования логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии.
Предмет исследования: мыслительная деятельность учащихся 7-х классов на уроках технологии.
Задачи исследования:
- систематизировать все методы и приемы по развитию логического мышления учащихся 7-х классов;
- раскрыть сущность понятия мышление, логическое мышление;
- рассмотреть особенности формирования логического мышления учащихся 7-х классов;
- раскрыть педагогические условия формирования логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии;
- определить критерии, показатели и уровни развития логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии;
- разработать методические рекомендации по формированию логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии.
Методы исследования:
- изучить и анализировать научную литературу;
- систематизировать учебный процесс школьников;
- фронтальный опрос, тесты;
- самообразование, взаимное посещение уроков;
- собирать и систематизировать статистические данные;
- проводить нестандартные занятия, открытые мероприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первым, кто попытался объединить все философские материалы по логическому развитию учащихся, была научная группа, которую возглавляет Н.П. Чабиев. Они опирались на историю развития форм работы в этом направлении.
Успешно продемонстрировано использование логического мышления на практике М.Д. Бадиева и М.П. Чабиева. Они доказали, что с развитием человеческого общества, особенно в техническом направлении, логическое мышление тесно взаимодействует с практической деятельностью человека.
Также нельзя отрицать, что мышление основано на логическом мышлении. Эта линия присутствует в философских трудах С.Н. Потапенко И.И. Седова Н.С. Пуговкина. Современные учителя и психологи постоянно продолжают изучать логическое мышление у школьников и студентов высших учебных заведений.
В образовательном процессе развития логического мышления у детей наличие междисциплинарных связей не является неважным. Эта тенденция начала развиваться в школах в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов [20].
Такие ученые, как Р.С. Маланев и К.Л. Володина доказал, что междисциплинарное общение в образовательном процессе дает ученику полные знания. Но в их работах один недостаток они не проявили или, по крайней мере, не нашли достаточного отражения в принципах междисциплинарных связей.
Эта задача была решена исследователем А.Г. Лазаревым, но ее принципы не соответствовали универсальности, то есть их применимости между любыми предметами, в том числе между «Технологией» и другими науками. Поэтому учителя неохотно, с большим трудом, применяют их в учебном процессе.
Изучив документацию (учебник, программы) учебного процесса по технологии, мы пришли к выводу, что особое место отводится логическому мышлению школьников. Но некоторые важные логические понятия переносятся в нерабочее время.
Также не хватает логических упражнений, которые развили бы логическое мышление среди школьников в правильном направлении. Это относится к задачам, связанным с различными предметами. Мы бы хотели иметь более практические задачи, связанные с жизнью, используя их в повседневной жизни. Все это позволило бы развить у школьников особый тип мышления, сопоставимый с требованиями современного общества.
Все эти недостатки порождают проблемы, которые требуют систематизации всех задач. И их решение требует развитого логического мышления, особенно в задачах, которые связывают технологии с другими объектами.
Напрашивается вопрос о том, как развить логическое мышление у детей в современном образовательном процессе. В конце концов, одних задач недостаточно для развития логического мышления учащихся. Нужна кропотливая работа учителя. Дело в том, что учитель подбирает для ученика такие задания, для решения которых ребенок в полной мере использует свою умственную деятельность, усваивает различные умственные приемы, логические мотивации. И самое главное, ученик самостоятельно научился выстраивать логическую цепочку в решении задач [14].
В нашей современной жизни нужны люди с развитой культурой, с развитым логическим мышлением, способные мыслить четко и ясно, точно зная, чего они хотят и что от них требуется. Поэтому тема логического мышления у школьников, особенно на уроках технического труда, особенно актуальна.
Актуальность данной темы способствует ранее рассмотренным последствиям:
1)отсутствуют соответствующие технологические программы, основанные на логическом мышлении среди школьников;
2) мало литературы по методологии, дидактике;
3) не хватает заданий, упражнений, задач, связывающих «Технологию» с другими предметами.
Цель исследования: проанализировать и обосновать педагогические условия формирования логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии.
Предмет исследования: мыслительная деятельность учащихся 7-х классов на уроках технологии.
Задачи исследования:
- систематизировать все методы и приемы по развитию логического мышления учащихся 7-х классов;
- раскрыть сущность понятия мышление, логическое мышление;
- рассмотреть особенности формирования логического мышления учащихся 7-х классов;
- раскрыть педагогические условия формирования логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии;
- определить критерии, показатели и уровни развития логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии;
- разработать методические рекомендации по формированию логического мышления учащихся 7-х классов на уроках технологии.
Методы исследования:
- изучить и анализировать научную литературу;
- систематизировать учебный процесс школьников;
- фронтальный опрос, тесты;
- самообразование, взаимное посещение уроков;
- собирать и систематизировать статистические данные;
- проводить нестандартные занятия, открытые мероприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.