ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬ¬НОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХ¬НОЛОГИИ
Описание работы
Работа пользователя Diplomchik
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.. 8
1.1. Познавательный интерес. Его значение в процессе обучения. 8
1.1.1 Уровни развития познавательного интереса. 12
1.1.2 Параметры познавательного интереса. 13
1.2 Психолого – педагогические особенности учащихся средних классов. 15
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса. 20
1.3.1 Уроки в форме мастер-классов. 22
1.3.2 Метод эмоционального стимулирования. 23
Выводы по первому разделу. 24
Раздел II. ЭКСПЕРЕМЕНТ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ.. 25
2.1 Психолого – педагогическая характеристика 7-х классов. 25
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса. 28
учащихся до проведения эксперимента. 28
2.3 Формирующий этап эксперимента. Подготовка и проведение уроков. 33
2.4. Анализ результатов эксперимента. 48
2.5 Повышение уровня развития познавательного интереса. 54
посредством кружковой деятельности. 54
Выводы по второму разделу. 58
Заключение. 59
Список использованной литературы.. 61
Введение
Содержание
Введение. 3Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.. 8
1.1. Познавательный интерес. Его значение в процессе обучения. 8
1.1.1 Уровни развития познавательного интереса. 12
1.1.2 Параметры познавательного интереса. 13
1.2 Психолого – педагогические особенности учащихся средних классов. 15
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса. 20
1.3.1 Уроки в форме мастер-классов. 22
1.3.2 Метод эмоционального стимулирования. 23
Выводы по первому разделу. 24
Раздел II. ЭКСПЕРЕМЕНТ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ.. 25
2.1 Психолого – педагогическая характеристика 7-х классов. 25
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса. 28
учащихся до проведения эксперимента. 28
2.3 Формирующий этап эксперимента. Подготовка и проведение уроков. 33
2.4. Анализ результатов эксперимента. 48
2.5 Повышение уровня развития познавательного интереса. 54
посредством кружковой деятельности. 54
Выводы по второму разделу. 58
Заключение. 59
Список использованной литературы.. 61
Введение
Актуальность исследования. Учебная дисциплина «Технология» играет важную роль в системе образования учащихся, поскольку она не только создает у ребят кругозор, знакомит с передовыми технологиями обработки материалов, помогает определиться в мире профессий, но и предоставляет им возможность ещё в школе приобщиться к творческому труду, развивает их самостоятельность и эстетическую культуру.
Ключевой целью данной дисциплины области считается содействие в подготовке учеников к самостоятельной трудовой деятельности, к овладению профессиями. Но установленная цель имеет возможность быть выполненной только в случае, если необходимое внимание станет уделено развитию познавательного интереса школьников [2].
С задачей формирования интереса детей к обучению сталкиваются не только современные родители и учителя. Представленная проблема присутствовала на всем протяжении становления педагогической науки. Педагоги минувших лет, так же как и сейчас, искали способы приблизить учащегося к учению, пробудить тягу к знаниям, дабы учение стало желанной необходимостью.
Известен тот факт, что учить приятней и радостней такого ученика, который имеет желание обучаться, кто проявляет внимание к познаниям. И, напротив, непросто и тягостно учить тех, кто не показывает стремлений, кто глядит на учение, как на нелегкий гнет и тотчас сопротивляется любому старанию учителя. Данная мысль находит свое подтверждение в словах одного из самых известных писателей и философов в мире Л.Н. Толстого, который утверждал: «Познавательный интерес как феномен имеет большую значимость в развитии личности школьника, его познавательной сферы. Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно» [18].
К.Д. Ушинский русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России видел в интересе основную движущую силу к познанию и писал: «воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» [41].
Особенно остро стоит вопрос о формировании познавательного интереса среди подростков. Главной проблемой в процессе обучения детей данного возраста, следует считать снижение интереса к учению, вследствие смены приоритетов. А. Н. Леонтьев считает, что в данной ситуации: «происходит внутренний отход от школы» [1].
Несмотря на многочисленное изучение проблемы формирования познавательного интереса у детей подросткового возраста, в частности на уроках технологии, до сих пор полностью не раскрыты все педагогические условия его формирования. Особенно мало рассмотрен процесс формирования познавательного интереса учащихся средних классов посредством кружковой деятельности. Совершенно отсутствует информация об уроках – мастер-классах, как возможной форме организации урока для повышения уровня развития познавательного интереса у учеников 7-х классов на уроках технологии.
Из определения проблемы вытекает цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования познавательного интереса у учеников 7-х классов на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у учеников 7-х классов на уроках технологии.
Предмет исследования: познавательный интерес учащихся 7-х классов.
Задачи:
Ключевой целью данной дисциплины области считается содействие в подготовке учеников к самостоятельной трудовой деятельности, к овладению профессиями. Но установленная цель имеет возможность быть выполненной только в случае, если необходимое внимание станет уделено развитию познавательного интереса школьников [2].
С задачей формирования интереса детей к обучению сталкиваются не только современные родители и учителя. Представленная проблема присутствовала на всем протяжении становления педагогической науки. Педагоги минувших лет, так же как и сейчас, искали способы приблизить учащегося к учению, пробудить тягу к знаниям, дабы учение стало желанной необходимостью.
Известен тот факт, что учить приятней и радостней такого ученика, который имеет желание обучаться, кто проявляет внимание к познаниям. И, напротив, непросто и тягостно учить тех, кто не показывает стремлений, кто глядит на учение, как на нелегкий гнет и тотчас сопротивляется любому старанию учителя. Данная мысль находит свое подтверждение в словах одного из самых известных писателей и философов в мире Л.Н. Толстого, который утверждал: «Познавательный интерес как феномен имеет большую значимость в развитии личности школьника, его познавательной сферы. Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно» [18].
К.Д. Ушинский русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России видел в интересе основную движущую силу к познанию и писал: «воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» [41].
Особенно остро стоит вопрос о формировании познавательного интереса среди подростков. Главной проблемой в процессе обучения детей данного возраста, следует считать снижение интереса к учению, вследствие смены приоритетов. А. Н. Леонтьев считает, что в данной ситуации: «происходит внутренний отход от школы» [1].
Несмотря на многочисленное изучение проблемы формирования познавательного интереса у детей подросткового возраста, в частности на уроках технологии, до сих пор полностью не раскрыты все педагогические условия его формирования. Особенно мало рассмотрен процесс формирования познавательного интереса учащихся средних классов посредством кружковой деятельности. Совершенно отсутствует информация об уроках – мастер-классах, как возможной форме организации урока для повышения уровня развития познавательного интереса у учеников 7-х классов на уроках технологии.
Из определения проблемы вытекает цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования познавательного интереса у учеников 7-х классов на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у учеников 7-х классов на уроках технологии.
Предмет исследования: познавательный интерес учащихся 7-х классов.
Задачи:
- провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме «Педагогические условия формирования познавательного интереса у учеников 7-х классов на уроках технологии»;
- выявить сущность понятия «познавательный интерес»;
- определить методы и условия формирования познавательного интереса на уроках технологии;
- установить критерии, показатели и уровни формирования познавательного интереса учащихся средних классов;
- экспериментально проверить воздействие кружковой деятельности, уроков – мастер-классов, метода эмоционального стимулирования на повышение уровня развития познавательного интереса у учеников 7-х классов на уроках технологии.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- наблюдение за деятельностью учащихся;
- анкетирование;
- анализ и синтез изученной информации;
- сравнение полученных данных;
- описание.
Методологической основой исследования явились труды идеи педагогов и психологов, которые занимались изучением рассматриваемой проблемы.
Особое внимание, с точки зрения раскрытия сущности феномена интереса, привлекают исследования, посвященные анализу характеристик интереса, его места в педагогическом процессе и условий, способствующих его развитию, таких авторов, как: Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой. Исследования, раскрывающие виды интересов, особенности их развития у детей разного возраста, связь с чертами характера личности раскрываются в работах: Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна. Закономерности развития познавательного интереса отображены в трудах таких авторов: Н.Г. Морозова, Н.Ф. Морозов, Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина, Р.Д. Тригер.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, сделанные выводы и обобщения могут быть использованы в планировании и содержательном наполнении методической работы учителей технологии. Подготовленные методические рекомендации по использованию кружковой деятельности для повышения уровня развития познавательного интереса у учеников 7-х классов могут быть использованы в планировании и содержательном наполнении методической работы учителей технологии в школе.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №44» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Дипломная работа включает в себя: титульный лист, аннотацию, содержание, введение, теоретический раздел, практический раздел, заключение, список использованных источников и приложения.
- анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- наблюдение за деятельностью учащихся;
- анкетирование;
- анализ и синтез изученной информации;
- сравнение полученных данных;
- описание.
Методологической основой исследования явились труды идеи педагогов и психологов, которые занимались изучением рассматриваемой проблемы.
Особое внимание, с точки зрения раскрытия сущности феномена интереса, привлекают исследования, посвященные анализу характеристик интереса, его места в педагогическом процессе и условий, способствующих его развитию, таких авторов, как: Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой. Исследования, раскрывающие виды интересов, особенности их развития у детей разного возраста, связь с чертами характера личности раскрываются в работах: Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна. Закономерности развития познавательного интереса отображены в трудах таких авторов: Н.Г. Морозова, Н.Ф. Морозов, Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина, Р.Д. Тригер.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, сделанные выводы и обобщения могут быть использованы в планировании и содержательном наполнении методической работы учителей технологии. Подготовленные методические рекомендации по использованию кружковой деятельности для повышения уровня развития познавательного интереса у учеников 7-х классов могут быть использованы в планировании и содержательном наполнении методической работы учителей технологии в школе.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №44» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Дипломная работа включает в себя: титульный лист, аннотацию, содержание, введение, теоретический раздел, практический раздел, заключение, список использованных источников и приложения.