Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬ¬НОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХ¬НОЛОГИИ

Стоимость
300 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
65 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Diplomchik
Содержание
Введение. 3
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.. 8
1.1. Познавательный интерес. Его значение в процессе обучения. 8
1.1.1 Уровни развития познавательного интереса. 12
1.1.2 Параметры познавательного интереса. 13
1.2 Психолого – педагогические особенности учащихся средних классов. 15
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса. 20
1.3.1 Уроки в форме мастер-классов. 22
1.3.2 Метод эмоционального стимулирования. 23
Выводы по первому разделу. 24
Раздел II. ЭКСПЕРЕМЕНТ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ.. 25
2.1 Психолого – педагогическая характеристика 7-х классов. 25
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса. 28
учащихся до проведения эксперимента. 28
2.3 Формирующий этап эксперимента. Подготовка и проведение уроков. 33
2.4. Анализ результатов эксперимента. 48
2.5 Повышение уровня развития познавательного интереса. 54
посредством кружковой деятельности. 54
Выводы по второму разделу. 58
Заключение. 59
Список использованной литературы.. 61

Введение
Актуальность исследования. Учебная дисциплина «Технология» иг­рает важную роль в системе образования учащихся, поскольку она не только создает у ребят кругозор, знакомит с передовыми технологиями обработки материалов, помогает определиться в мире профессий, но и предоставляет им возможность ещё в школе приобщиться к творческому труду, развивает их самостоятельность и эстетическую культуру.
Ключевой целью данной дисциплины области считается содействие в подготовке учеников к самостоятельной трудовой деятельности, к овладению профессиями. Но установленная цель имеет возможность быть выполненной только в случае, если необходимое внимание станет уделено развитию познавательного интереса школьников [2].
С задачей формирования интереса детей к обучению сталкиваются не только современные родители и учителя. Представленная проблема присут­ствовала на всем протяжении становления педагогической науки. Педагоги минувших лет, так же как и сейчас, искали способы приблизить учащегося к учению, пробудить тягу к знаниям, дабы учение стало желанной необходи­мостью.
Известен тот факт, что учить приятней и радостней такого ученика, ко­торый имеет желание обучаться, кто проявляет внимание к познаниям. И, напротив, непросто и тягостно учить тех, кто не показывает стремлений, кто глядит на учение, как на нелегкий гнет и тотчас сопротивляется любому ста­ранию учителя. Данная мысль находит свое подтверждение в словах одного из самых известных писателей и фило­софов в мире Л.Н. Тол­стого, который утверждал: «Познавательный интерес как феномен имеет боль­шую значи­мость в развитии личности школьника, его познавательной сферы. Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно» [18].
К.Д. Ушинский русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России видел в интересе основную движущую силу к познанию и писал: «воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого ин­тереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к уче­нию, без которой он далеко не уйдет» [41].
Особенно остро стоит вопрос о формировании познавательного инте­реса среди подростков. Главной проблемой в процессе обучения детей дан­ного возраста, следует счи­тать снижение интереса к учению, вследствие смены приоритетов. А. Н. Леонтьев считает, что в данной ситуации: «проис­ходит внутренний отход от школы» [1].
Несмотря на многочисленное изучение проблемы формирования по­знавательного интереса у детей подросткового возраста, в частности на уро­ках технологии, до сих пор полностью не раскрыты все педагогические усло­вия его формирования. Особенно мало рассмотрен процесс формирования познавательного интереса учащихся средних классов посредством кружковой деятельности. Совершенно отсутствует информация об уроках – мастер-классах, как возможной форме организации урока для повышения уровня развития познава­тельного интереса у учеников 7-х классов на уроках техно­логии.
Из определения проблемы вытекает цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формиро­вания познаватель­ного интереса у учеников 7-х классов на уроках техноло­гии.
Объект исследования: процесс формирования познавательного инте­реса у учеников 7-х классов на уроках технологии.
Предмет исследования: познавательный интерес учащихся 7-х клас­сов.
Задачи:
  1. провести анализ психолого-педагогической и специальной литера­туры по теме «Педагогические условия формирования познаватель­ного интереса у учеников 7-х классов на уроках технологии»;
  2. выявить сущность понятия «познавательный интерес»;
  3. определить методы и условия формирования познавательного ин­те­реса на уроках технологии;
  4. установить критерии, показатели и уровни формирования познава­тельного интереса учащихся средних классов;
  5. экспериментально проверить воздействие кружковой деятельно­сти, уро­ков – мастер-классов, метода эмоционального стимулирования на по­вышение уровня развития познавательного интереса у учеников 7-х классов на уроках технологии.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- наблюдение за деятельностью учащихся;
- анкетирование;
- анализ и синтез изученной информации;
- сравнение полученных данных;
- описание.
Методологической основой исследования явились труды идеи пе­да­гогов и психологов, которые занимались изучением рассматриваемой про­блемы.
Особое внимание, с точки зрения раскрытия сущности феномена инте­реса, привлекают исследования, посвященные анализу характеристик инте­реса, его места в педагогическом процессе и условий, способствующих его развитию, таких авторов, как: Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышев­ский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой. Исследования, раскрывающие виды интересов, особенности их развития у детей разного возраста, связь с чер­тами характера личности раскрываются в работах: Б.Г. Ананьева, В.Н. Мя­сищева, С.Л. Рубинштейна. Закономерности развития познавательного ин­те­реса отображены в трудах таких авторов: Н.Г. Морозова, Н.Ф. Морозов, Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина, Р.Д. Тригер.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полу­ченные результаты, сделанные выводы и обобщения могут быть использо­ваны в планировании и содержательном наполнении методической работы учителей технологии. Подготовленные методические рекомендации по ис­пользованию кружковой деятельно­сти для по­вышения уровня развития по­знавательного интереса у учеников 7-х классов могут быть использованы в планировании и содержательном наполнении методической работы учителей технологии в школе.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №44» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Дипломная работа включает в себя: титульный лист, аннотацию, со­дер­жание, введение, теоретический раздел, практический раздел, заключе­ние, список использованных источников и приложения.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет