Педагогическое наследие Герберта Спенсера
Описание работы
Работа пользователя Bersoleisz
В настоящей курсовой работе раскрывается биография Г. Спенсера, его основные труды и идеи, которые он в них развивал, проводится анализ теории естественного воспитания (метода естественных последствий) Спенсера на основе работ мыслителя и других педагогов.
Дата и место защиты: 15.01.2019, АСОУ.
Оценка: 100 б. (отлично).
Герберт Спенсер – один из знаменитых английских мыслителей XIX века. Несмотря на его очень широкий диапозон научных интересов, который включал в себя как естественные, так и гуманитарные науки, своей популярностью он обязан прежде всего достижениям в таких областях знания, как социология, философия и психология.
Говоря же об идеях Г. Спенсера в педагогике, следует сперва заметить, что он отстранялся от преподавательской деятельности, хоть и его не раз приглашали на эту должность некоторые университеты. Очевидно, что на основе только этого факта нельзя сделать вывод о том, что его совершенно не интересовала педагогическая наука, ведь в своих трудах он не раз обращался к проблемам дидактики и воспитания. Более того, Спенсер был видным критиком школы середины XIX столетия, таким образом задаваясь в своих работах еще и вопросами совершенствования образовательной системы, а также размышлениями о том, каким должно быть «идеальное образование». В частности, труд учёного под названием «Воспитание: умственное, нравственное и физическое» определенно сыграл большую роль в разработке такой модели школы, которая все ближе и ближе становиться ориентированной на действительные потребности и интересы детей, а также на подготовку их к полноценной жизни в обществе.
Хорошо известен также и тот факт, что Г. Спенсер жил в одно время с такими выдающимися педагогами XIX века, как Р. Штайнером, К. Д. Ушинским, Дж. Дьюи и другими (см. рис. 1 и табл. 1). Некоторые современники Спенсера выступили критиками отдельных его педагогических и социологических идей и положений, а на других он смог оказать влияние (например, Э. Кей, О. Декроли, М. Монтессори, К. Н. Вентцеля, Дж. Дьюи и других выдающихся представителей западной педагогики рубежа XIX – XX в.).
За всю свою жизнь Г. Спенсер написал множество книг, статей и публикаций. Несмотря на то, что философ уделяет своё внимание обширному кругу проблем и вопросов, во всём его творчестве можно проследить одну центральную идею – это идея эволюции, под которой он подразумевает переход от простой бессвязной однородности к сложной многосвязной разнородности. И этот переход, согласно Спенсеру – неотчуждаемое и неотъемлимое свойство, присущее всему окружающему миру и проявляющееся не только в природе, но и также в науке, искусстве, философии и религии.
В отличие от работ других философов, труды Спенсера можно охарактеризовать простыми и общедоступными по своему изложению, т.к. они наполнены конкретными (в противоположность абстрактным) примерами, которые учат мыслить и рассуждать.
В данном разделе речь пойдет лишь о некоторых из трудов Г. Спенсера, выделенных автором данной работы в качестве основных (см. табл. 2). При этом акцент будет сделан именно на тех мыслях и идеях учёного, которые непосредственно затригавают проблемы педагогики и образования.
В 1851 г. мыслитель публикует книгу под названием «Социальная статика: изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества» (англ. Social Statics: The Conditions Essential to Human Happiness Specified) или кратко «Социальная статика». В ней он рассматривает условия, необходимые для установления равновесия в обществе, что и именуется «социальной статикой». В отдельных случаях, речь в работе заходит и о «социальной динамике», под которой Герберт Спенсер имеет ввиду прогрессивный (эволюционный) процесс развития общества, в ходе которого возникают его (общества) новые элементы, а старые и непригодные распадаются и уходят в прошлое. Книга также содержит рассуждения на различные политические темы, в числе которых философское обоснование классического либерализма (англ. Classical liberalism).
Следует также заметить, что Спенсер в данном труде между прочим уделяет своё внимание и педагогическим проблемам. Например, говоря о методах управления обществом, он мимолётом определяет цель и задачи воспитания: «общее стремление родителей и воспитателей состоит в том, чтобы выработать из ребенка человека с пропорционально-развитыми и гармоническими свойствами. Для достижения такого результата стараются уменьшать в нем необузданные наклонности, возбуждать неразвитую впечатлительность, усиливать понимание, развивать вкус, поощрять одни чувства и сокращать другие.» [21; с. 180] Затем, философ переходит к критике воспитания и...
Итак, Г. Спенсер отстаивает в своих педагогических трудах теорию естетсвенного воспитания, идея которой изначально принадлежит Ж.-Ж. Руссо. По сути, можно утверждать, что Спенсер развил и упорядочил теорию Руссо или привёл её в систему.
И подобно тому как это предлагал делать Руссо, Спенсер решил поставить в основание нравственного воспитания «метод естественных последствий», суть которого заключается в том, что дети должны посредством своего опыта осознать всю полноту того, к чему ведут их поступки, чтобы впоследствии руководствоваться полученными данным образом знаниями в своем дальнейшем поведении.
Иначе говоря, Спенсер утверждал, что данный метод позволит развить у детей истинное понимание о добре и зле, о правильных поступках и неправильных посредством личного испытания их хороших или плохих последствий. И роль воспитателя в этом процессе – «нисколько не устранять от них этих (природных или естественных) последствий, не усиливать их и не заменять искусственными» [18; с. 118]
Кроме того, философ считал, что помимо всего прочего, применение метода естественных последствий будет способствовать установлению дружеских отношений между воспитателями и детьми – вероятно по той причине, что Спенсер, как и Руссо, считал недопустимыми телесные наказания. Руссо писал, что «наказание должно являться естественным последствием их (т.е. детей) дурных поступков» [16; с. 105], а Спенсер пошел дальше и назвал естественные последствия не наказаниями, а «благодетельными преградами, без которых жизнь скоро бы уничтожилась». [18; с. 116]
Так, вкрацте можно охарактеризовать теорию воспитания Руссо-Спенсера для того, чтобы теперь приступить к рассмотрению мнения других деятелей педагогической науки касательно вышеупомянутой теории.
Итак, по мнению русского педагога и психолога, основоположника отечественной педагогической психологии П.Ф. Каптерева, достоинства метода естественных последствий состоят прежде всего в том, что он отвергает всякое принуждение и насилие, и таким образом действительно может способствовать доверительным и дружеским отношениям между воспитывающим и воспитуемым, а также непроизвольно заставлять следить за естественными причинно-следственными связями событий. Однако, недостатки, которые Каптерев усмотрел в теории Спенсера, пересиливали, поэтому в целом, его отношение к ней можно охарактеризовать как преимущественно скептическое. Во-первых, по словам Капетерева, теория мыслителя не учитывает, что дети, будучи беззаботными, непредусмотрительными или даже лекгомысленными, а может просто по незнанию или по увлечению могут совершить такие действие, которые способны повлечь за собой ущерб их здоровью, безопасности, нравственности и жизни, как своей, так и других. Во-вторых, агрументирует Капетерев, «неблагоприятные следствия многих действий обнаруживаются спустя долгое время». И наконец, ограничение роли воспитателей и педагогов «неестественно, т.к. они могут только предупреждать воспитываемого относительно последствий его поступков, затем должны оставаться лишь зрителями развертывающихся на их глазах событий. Вследствие этого все воспитание превращается в чисто интеллектуальные холодные отношения воспитывающего к воспитуемому, … и, таким образом, эта естественная система воспитания превращается в неестественную, искусственную, только иного вида, другой формы, чем обычная система искусственных наказаний детей» [6; с. 619]
Великий русский педагог К. Д. Ушинский критиковал теорию естественного воспитания Спенсера преимущественно в её попытке рассматривать воспитание в чисто биологическом плане, т.е. как результат упорядоченного, эволюционного приспособления человека к среде. Он писал: «Природа является у Спенсера какой-то волшебницей, которая не только с любовью отыскивает в мире разные отношения и переходит от простых к самым сложным, но и находит средства приноравливаться к ним в организмах. Это приноравливание выражается не только в том, что основная раздражительность дает начало различным чувствам, но в ней же причина усовершенствования в прогрессе каждого чувства» [22; с. 428]
Библиография
1. Абзалов А. Ф., Костоусов Н. С. «Педагогическое наследие» как метафора в современном педагогическом дискурсе // Казанский педагогический журнал Казань. — 2009. — № 5.— С. 125-128. [Электронный ресурс]: ссылка — https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nasledie-kak-metafora-v-sovremennom-pedagogicheskom-diskurse
2. Астафьева. Е. Н. Герберт Спенсер: воспитание методом естественных последствий // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. —2011. — № 3. — С. 165-174. [Электронный ресурс]: ссылка — https://cyberleninka.ru/article/n/gerbert-openser-vospitanie-metodom-estestvennyh-posledstviy
3. Афанасьев В.В. История социологии : Учебное пособие. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 284 с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — http://znanium.com/catalog/product/852378
4. Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии, в 5 тт, т. 2. Социология XIX века. Научное издание. — М.: Магистр, 1997. — 448 с. (Профессионализация социально-научного знания)
5. Жарова Д.В. Влияние психолого-педагогического наследия Герберта Спенсера на постановку проблем в отечественной психологии конца XIX – начала XX столетия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Вып. 3(23). С. 75–80. [Электронный ресурс]: ссылка — https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihologo-pedagogicheskogo-naslediya-gerberta-spensera-na-postanovku-problem-v-otechestvennoy-psihologii-kontsa-xix-nachala-xx
6. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения – М.: Педагогика, 1982. — 397 с.
7. Кей Э. Век ребенка / Э. Кей. – М.: Изд-во В.М.Саблина, 1906. — 313 с.
8. Корнетов Г.Б. История педагогики: монография / Г. Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2013. — 460 с. (Сер. «Историко-педагогическое знание». Вып. 62). [Электронный ресурс]: ссылка — https://docplayer.ru/28958027-Teoriya-istorii-pedagogiki.html
9. Корнетов Г.Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: Учебное пособие. М.: АСОУ, 2007. — 119 c. (Серия: «Историко-педагогическое знание». Выпуск 9)
10. Лещинский В.И. и др. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»: Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2004. — 188 с. [Электронный ресурс]: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1007
11. Мечников И.И. Воспитание с антропологической точки зрения / Илья Ильич Мечников // Сорок лет искания рационального мировоззрения / Илья Ильич Мечников. - М.: Госиздат, 1925. — С. 37 – 58. [Электронный ресурс]: ссылка — http://escriptorium.univer.kharkov.ua/handle/1237075002/227.
12. Миньков В.А. Идеи рационализма в педагогике Англии второй половины XIX в.: дис. ... канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 2001. — 159 с.
13. Мусский И.А. 100 великих мыслителей. М.: Вече, 2009. — 248 c. — (Серия: 100 великих).
14. Осипов Г.В., Култыгин В.П. История социологии: учебник для вузов / Академический учебно-научный центр РАН МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Норма, 2009. — 1104 с.
15. Рамуль К.А. К.Д. Ушинский и современная ему западноевропейская психология // Вопросы психологии. 1956. № 5. С. 114–124.
16. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Русоо // Пед. соч. – М.: Наука, 1896 – т.1. — 656 с.
17. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер; пер. с англ. 3-е изд. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 232 с.
18. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Г. Спегсер; пер. с англ. М.А. Лазаревой. – М: Изд-во УРАО, 2003. — 288 с. (Новая педагогическая библиотека).
19. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер; пер. с англ.. под ред. Н.А.Рубакина. – Мн.: Издательство: Современный литератор, 1999 — 1408 с. — (Серия: классическая философская мысль)
20. Спенсер Г. Синтетическая философия / Г. Спенсер; пер. с англ. – К.: Ника-Центр, 1997. — 512 с. (Серия "ПОЗНАНИЕ"; Вып.2).
21. Спенсер Г. Социальная статика / Г. Спенсер; пер. с англ. – К.: Гама-Принт, 2013. – 496 с. [Электронный ресурс]: ссылка — http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/02/%D0%B3%D0%B5%D1%80_1.pdf
22. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. — Загл. обл. : Сочинения.
23. Чечет В.В., Чечет В.В. Педагогика в афоризмах и изречениях: 3-е издание, дополненное и переработанное. Минск: «Аверсэв», 2013. — 111 с. [Электронный ресурс]: ссылка — http://elib.bspu.by/handle/doc/1698.
24. Шпет Г.Г. Герберт Спенсер и его педагогические идеи / Г.Г. Шпет // Избранные психолого-педагогические труды / М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. — 529 с.
25. Hofstadter R. The progressive historians : Turner, Beard, Parrington. N.Y.: Alfred A. Knopf. — 1968.
26. London and Birmingham Railway // Текущий сайт Camden Railway Heritage Trust по состоянию на 28.10.2018 — http://www.crht1837.org/history/lbr
27. Perrin R. G. Herbert Spencer: A Primary and Secondary Bibliography 1st ed. / Robert G. Perrin. – N.Y.: Garland Pub., 1993.
28. Spencer H. An Autobiography. Illustrated in Two Volumes. Vol. I New York: D. Appleton and Company. — 1904. [Электронный ресурс]: ссылка — https://archive.org/details/autobiographyher01spen/page/n15
29. Thomson J. Arthur English Men of Science. Herbert Spencer. edited by Green J. Reynolds J. L.: M. DENT & CO — 1905. [Электронный ресурс]: ссылка — https://socialsciences.mcmaster.ca/econ/ugcm/3ll3/spencer/ThomsonSpencer.pdf
30. Turner J. H., Beeghley L., Powers C. H. The Emergence of Sociological Theory: 5th ed. Belmont, CA: Wadsworth Thomson Learning. — pp. 54-89 [Электронный ресурс]: ссылка — http://www.suz.uzh.ch/dam/jcr:00000000-36d7-41d4-ffff-ffff9b49d30e/Turner.pdf
Дата и место защиты: 15.01.2019, АСОУ.
Оценка: 100 б. (отлично).
Герберт Спенсер – один из знаменитых английских мыслителей XIX века. Несмотря на его очень широкий диапозон научных интересов, который включал в себя как естественные, так и гуманитарные науки, своей популярностью он обязан прежде всего достижениям в таких областях знания, как социология, философия и психология.
Говоря же об идеях Г. Спенсера в педагогике, следует сперва заметить, что он отстранялся от преподавательской деятельности, хоть и его не раз приглашали на эту должность некоторые университеты. Очевидно, что на основе только этого факта нельзя сделать вывод о том, что его совершенно не интересовала педагогическая наука, ведь в своих трудах он не раз обращался к проблемам дидактики и воспитания. Более того, Спенсер был видным критиком школы середины XIX столетия, таким образом задаваясь в своих работах еще и вопросами совершенствования образовательной системы, а также размышлениями о том, каким должно быть «идеальное образование». В частности, труд учёного под названием «Воспитание: умственное, нравственное и физическое» определенно сыграл большую роль в разработке такой модели школы, которая все ближе и ближе становиться ориентированной на действительные потребности и интересы детей, а также на подготовку их к полноценной жизни в обществе.
Хорошо известен также и тот факт, что Г. Спенсер жил в одно время с такими выдающимися педагогами XIX века, как Р. Штайнером, К. Д. Ушинским, Дж. Дьюи и другими (см. рис. 1 и табл. 1). Некоторые современники Спенсера выступили критиками отдельных его педагогических и социологических идей и положений, а на других он смог оказать влияние (например, Э. Кей, О. Декроли, М. Монтессори, К. Н. Вентцеля, Дж. Дьюи и других выдающихся представителей западной педагогики рубежа XIX – XX в.).
За всю свою жизнь Г. Спенсер написал множество книг, статей и публикаций. Несмотря на то, что философ уделяет своё внимание обширному кругу проблем и вопросов, во всём его творчестве можно проследить одну центральную идею – это идея эволюции, под которой он подразумевает переход от простой бессвязной однородности к сложной многосвязной разнородности. И этот переход, согласно Спенсеру – неотчуждаемое и неотъемлимое свойство, присущее всему окружающему миру и проявляющееся не только в природе, но и также в науке, искусстве, философии и религии.
В отличие от работ других философов, труды Спенсера можно охарактеризовать простыми и общедоступными по своему изложению, т.к. они наполнены конкретными (в противоположность абстрактным) примерами, которые учат мыслить и рассуждать.
В данном разделе речь пойдет лишь о некоторых из трудов Г. Спенсера, выделенных автором данной работы в качестве основных (см. табл. 2). При этом акцент будет сделан именно на тех мыслях и идеях учёного, которые непосредственно затригавают проблемы педагогики и образования.
В 1851 г. мыслитель публикует книгу под названием «Социальная статика: изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества» (англ. Social Statics: The Conditions Essential to Human Happiness Specified) или кратко «Социальная статика». В ней он рассматривает условия, необходимые для установления равновесия в обществе, что и именуется «социальной статикой». В отдельных случаях, речь в работе заходит и о «социальной динамике», под которой Герберт Спенсер имеет ввиду прогрессивный (эволюционный) процесс развития общества, в ходе которого возникают его (общества) новые элементы, а старые и непригодные распадаются и уходят в прошлое. Книга также содержит рассуждения на различные политические темы, в числе которых философское обоснование классического либерализма (англ. Classical liberalism).
Следует также заметить, что Спенсер в данном труде между прочим уделяет своё внимание и педагогическим проблемам. Например, говоря о методах управления обществом, он мимолётом определяет цель и задачи воспитания: «общее стремление родителей и воспитателей состоит в том, чтобы выработать из ребенка человека с пропорционально-развитыми и гармоническими свойствами. Для достижения такого результата стараются уменьшать в нем необузданные наклонности, возбуждать неразвитую впечатлительность, усиливать понимание, развивать вкус, поощрять одни чувства и сокращать другие.» [21; с. 180] Затем, философ переходит к критике воспитания и...
Итак, Г. Спенсер отстаивает в своих педагогических трудах теорию естетсвенного воспитания, идея которой изначально принадлежит Ж.-Ж. Руссо. По сути, можно утверждать, что Спенсер развил и упорядочил теорию Руссо или привёл её в систему.
И подобно тому как это предлагал делать Руссо, Спенсер решил поставить в основание нравственного воспитания «метод естественных последствий», суть которого заключается в том, что дети должны посредством своего опыта осознать всю полноту того, к чему ведут их поступки, чтобы впоследствии руководствоваться полученными данным образом знаниями в своем дальнейшем поведении.
Иначе говоря, Спенсер утверждал, что данный метод позволит развить у детей истинное понимание о добре и зле, о правильных поступках и неправильных посредством личного испытания их хороших или плохих последствий. И роль воспитателя в этом процессе – «нисколько не устранять от них этих (природных или естественных) последствий, не усиливать их и не заменять искусственными» [18; с. 118]
Кроме того, философ считал, что помимо всего прочего, применение метода естественных последствий будет способствовать установлению дружеских отношений между воспитателями и детьми – вероятно по той причине, что Спенсер, как и Руссо, считал недопустимыми телесные наказания. Руссо писал, что «наказание должно являться естественным последствием их (т.е. детей) дурных поступков» [16; с. 105], а Спенсер пошел дальше и назвал естественные последствия не наказаниями, а «благодетельными преградами, без которых жизнь скоро бы уничтожилась». [18; с. 116]
Так, вкрацте можно охарактеризовать теорию воспитания Руссо-Спенсера для того, чтобы теперь приступить к рассмотрению мнения других деятелей педагогической науки касательно вышеупомянутой теории.
Итак, по мнению русского педагога и психолога, основоположника отечественной педагогической психологии П.Ф. Каптерева, достоинства метода естественных последствий состоят прежде всего в том, что он отвергает всякое принуждение и насилие, и таким образом действительно может способствовать доверительным и дружеским отношениям между воспитывающим и воспитуемым, а также непроизвольно заставлять следить за естественными причинно-следственными связями событий. Однако, недостатки, которые Каптерев усмотрел в теории Спенсера, пересиливали, поэтому в целом, его отношение к ней можно охарактеризовать как преимущественно скептическое. Во-первых, по словам Капетерева, теория мыслителя не учитывает, что дети, будучи беззаботными, непредусмотрительными или даже лекгомысленными, а может просто по незнанию или по увлечению могут совершить такие действие, которые способны повлечь за собой ущерб их здоровью, безопасности, нравственности и жизни, как своей, так и других. Во-вторых, агрументирует Капетерев, «неблагоприятные следствия многих действий обнаруживаются спустя долгое время». И наконец, ограничение роли воспитателей и педагогов «неестественно, т.к. они могут только предупреждать воспитываемого относительно последствий его поступков, затем должны оставаться лишь зрителями развертывающихся на их глазах событий. Вследствие этого все воспитание превращается в чисто интеллектуальные холодные отношения воспитывающего к воспитуемому, … и, таким образом, эта естественная система воспитания превращается в неестественную, искусственную, только иного вида, другой формы, чем обычная система искусственных наказаний детей» [6; с. 619]
Великий русский педагог К. Д. Ушинский критиковал теорию естественного воспитания Спенсера преимущественно в её попытке рассматривать воспитание в чисто биологическом плане, т.е. как результат упорядоченного, эволюционного приспособления человека к среде. Он писал: «Природа является у Спенсера какой-то волшебницей, которая не только с любовью отыскивает в мире разные отношения и переходит от простых к самым сложным, но и находит средства приноравливаться к ним в организмах. Это приноравливание выражается не только в том, что основная раздражительность дает начало различным чувствам, но в ней же причина усовершенствования в прогрессе каждого чувства» [22; с. 428]
Библиография
1. Абзалов А. Ф., Костоусов Н. С. «Педагогическое наследие» как метафора в современном педагогическом дискурсе // Казанский педагогический журнал Казань. — 2009. — № 5.— С. 125-128. [Электронный ресурс]: ссылка — https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nasledie-kak-metafora-v-sovremennom-pedagogicheskom-diskurse
2. Астафьева. Е. Н. Герберт Спенсер: воспитание методом естественных последствий // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. —2011. — № 3. — С. 165-174. [Электронный ресурс]: ссылка — https://cyberleninka.ru/article/n/gerbert-openser-vospitanie-metodom-estestvennyh-posledstviy
3. Афанасьев В.В. История социологии : Учебное пособие. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 284 с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — http://znanium.com/catalog/product/852378
4. Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии, в 5 тт, т. 2. Социология XIX века. Научное издание. — М.: Магистр, 1997. — 448 с. (Профессионализация социально-научного знания)
5. Жарова Д.В. Влияние психолого-педагогического наследия Герберта Спенсера на постановку проблем в отечественной психологии конца XIX – начала XX столетия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Вып. 3(23). С. 75–80. [Электронный ресурс]: ссылка — https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihologo-pedagogicheskogo-naslediya-gerberta-spensera-na-postanovku-problem-v-otechestvennoy-psihologii-kontsa-xix-nachala-xx
6. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения – М.: Педагогика, 1982. — 397 с.
7. Кей Э. Век ребенка / Э. Кей. – М.: Изд-во В.М.Саблина, 1906. — 313 с.
8. Корнетов Г.Б. История педагогики: монография / Г. Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2013. — 460 с. (Сер. «Историко-педагогическое знание». Вып. 62). [Электронный ресурс]: ссылка — https://docplayer.ru/28958027-Teoriya-istorii-pedagogiki.html
9. Корнетов Г.Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: Учебное пособие. М.: АСОУ, 2007. — 119 c. (Серия: «Историко-педагогическое знание». Выпуск 9)
10. Лещинский В.И. и др. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»: Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2004. — 188 с. [Электронный ресурс]: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1007
11. Мечников И.И. Воспитание с антропологической точки зрения / Илья Ильич Мечников // Сорок лет искания рационального мировоззрения / Илья Ильич Мечников. - М.: Госиздат, 1925. — С. 37 – 58. [Электронный ресурс]: ссылка — http://escriptorium.univer.kharkov.ua/handle/1237075002/227.
12. Миньков В.А. Идеи рационализма в педагогике Англии второй половины XIX в.: дис. ... канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 2001. — 159 с.
13. Мусский И.А. 100 великих мыслителей. М.: Вече, 2009. — 248 c. — (Серия: 100 великих).
14. Осипов Г.В., Култыгин В.П. История социологии: учебник для вузов / Академический учебно-научный центр РАН МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Норма, 2009. — 1104 с.
15. Рамуль К.А. К.Д. Ушинский и современная ему западноевропейская психология // Вопросы психологии. 1956. № 5. С. 114–124.
16. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Русоо // Пед. соч. – М.: Наука, 1896 – т.1. — 656 с.
17. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер; пер. с англ. 3-е изд. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 232 с.
18. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Г. Спегсер; пер. с англ. М.А. Лазаревой. – М: Изд-во УРАО, 2003. — 288 с. (Новая педагогическая библиотека).
19. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер; пер. с англ.. под ред. Н.А.Рубакина. – Мн.: Издательство: Современный литератор, 1999 — 1408 с. — (Серия: классическая философская мысль)
20. Спенсер Г. Синтетическая философия / Г. Спенсер; пер. с англ. – К.: Ника-Центр, 1997. — 512 с. (Серия "ПОЗНАНИЕ"; Вып.2).
21. Спенсер Г. Социальная статика / Г. Спенсер; пер. с англ. – К.: Гама-Принт, 2013. – 496 с. [Электронный ресурс]: ссылка — http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/02/%D0%B3%D0%B5%D1%80_1.pdf
22. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. — Загл. обл. : Сочинения.
23. Чечет В.В., Чечет В.В. Педагогика в афоризмах и изречениях: 3-е издание, дополненное и переработанное. Минск: «Аверсэв», 2013. — 111 с. [Электронный ресурс]: ссылка — http://elib.bspu.by/handle/doc/1698.
24. Шпет Г.Г. Герберт Спенсер и его педагогические идеи / Г.Г. Шпет // Избранные психолого-педагогические труды / М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. — 529 с.
25. Hofstadter R. The progressive historians : Turner, Beard, Parrington. N.Y.: Alfred A. Knopf. — 1968.
26. London and Birmingham Railway // Текущий сайт Camden Railway Heritage Trust по состоянию на 28.10.2018 — http://www.crht1837.org/history/lbr
27. Perrin R. G. Herbert Spencer: A Primary and Secondary Bibliography 1st ed. / Robert G. Perrin. – N.Y.: Garland Pub., 1993.
28. Spencer H. An Autobiography. Illustrated in Two Volumes. Vol. I New York: D. Appleton and Company. — 1904. [Электронный ресурс]: ссылка — https://archive.org/details/autobiographyher01spen/page/n15
29. Thomson J. Arthur English Men of Science. Herbert Spencer. edited by Green J. Reynolds J. L.: M. DENT & CO — 1905. [Электронный ресурс]: ссылка — https://socialsciences.mcmaster.ca/econ/ugcm/3ll3/spencer/ThomsonSpencer.pdf
30. Turner J. H., Beeghley L., Powers C. H. The Emergence of Sociological Theory: 5th ed. Belmont, CA: Wadsworth Thomson Learning. — pp. 54-89 [Электронный ресурс]: ссылка — http://www.suz.uzh.ch/dam/jcr:00000000-36d7-41d4-ffff-ffff9b49d30e/Turner.pdf