Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников

Стоимость
2000 руб.
Содержание
Теория
Объем
54 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников»

Оригинальность работы 81%

Введение    
Актуальность. 
Проблема перфекционизма является актуальной в настоящее время. В современной психологии становится все больше исследований в данной области, однако на настоящий момент не существует единой точки зрения на данную проблему.
Детерминанты данного явления развиваются ещё в детском возрасте. Особенно школьная среда и в частности, юношеский возраст, являются плодотворной почвой для развития данной личностной черты и перехода нормального перфекционизма в патологический. 
Учитывая психологические особенности юношеского возраста, особый интерес представляет исследование перфекционизма в период жизни, когда молодым людям свойственна постановка высоких, а иногда и завышенных целей, с одной стороны, и недостаточная личностная зрелость, с другой [24].
Кроме того, в данный возрастной период является актуальной проблема академической мотивации, так как происходят изменения в мотивационной сфере. По сравнению с подростковым возрастом у учащихся юношеского возраста повышается мотивация учебной деятельности, так как учение связывается с будущим, с профессией. Так же появляются новые доминирующие мотивы, такие как самоопределения, самосовершенствования и учебно-познавательные мотивы. 
Данные мотивы подразумевают постоянную работу над собой, достижение поставленных целей, стремление получить высокие результаты в значимой деятельности. Это говорит о том, что академическая мотивация имеет определенную связь с перфекционизмом. Перфекционисты постоянно стремятся быть лучшими в учебе, получать только высокие оценки, то есть пытаются достичь высоких результатов [19]. 
В последние годы система образования столкнулась с проблемой перехода учащихся из 9 класса в 10 класс. Согласно результатам исследования в 10 класс переходит лишь 50% учащихся. Основной причиной данной проблемы можно считать низкую мотивацию. В 10 класс переходят в основном учащиеся, которым свойственно устанавливать высокие стандарты и цели. У старшеклассников отмечается высокий уровень внутренней мотивации, то есть они ориентированы на само содержание учебной деятельности.
Цель: перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
1.    Теоретические задачи
    Провести анализ основных отечественных и зарубежных социально-психологических концепций перфекционизма. Описать особенности проявления перфекционизма у старшеклассников.
    Обобщить исследования по изучению особенностей академической мотивации у старшеклассников.
2.    Эмпирические задачи
    Выявить различия выраженности перфекционизма у юношей и девушек;
    Выявить различия выраженности в показателях внутренней и внешней академической мотивации у юношей и девушек;
    Выявить взаимосвязь между перфекционизмом и внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников. 
    Построить регрессионные модели между перфекционизмом и внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.
Объект: перфекционизм личности.
Предмет: перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что перфекционизм является предиктором внутренней и внешней мотивации, а именно:
    чем выше стандарты и притязания у старшеклассников, тем более выражены такие виды мотивации как познавательная, достижения, самоуважения и уважения родителями;
    чем выше критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах, тем ниже выражены мотивация достижения и саморазвития, но выше уровень амотивации;
    чем выше постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, тем ниже такие виды мотивации как познавательная, достижения, саморазвития, но выше экстернальная мотивация и амотивация. 
Теоретико-методологические подходы исследования перфекционизма представлены работами зарубежных ученых З. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, П. Хьюит, Г. Флетт, и отечественных психологов Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева. 
Теоретико-методологические подходы исследования мотивационной сферы представлены работами следующих ученых М. И. Алексеева, И. А. Зимняя, Е. П. Ильин, А. Д. Наследов.
Выборка: в исследовании приняло участие 147 человек; 81 юноша и 66 девушек, в возрасте от 15 до 18 лет.
Методы и методики исследования:
1.    Теоретические методы (анализ научной проблемы);
2.    Организационные методы (сравнительный анализ исследуемых групп);
3.    Эмпирические методы:
    Опросник перфекционизма (Н.Г.Гаранян, А.Б. Холмогорова, в адаптации А.Д.Наследова, Л.Б.Киселевой) [22];
    Опросник шкалы академической мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин) [9]);
4.    Методы обработки данных (методы описательной статистики (метод оценки показателей асимметрии и эксцесса), параметрический t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, множественный регрессионный анализ).
Для статистической обработки данных был использован пакет прикладных программ SPSS 23.
Основные понятия: перфекционизм, внутренняя и внешняя академическая мотивация, старший школьный возраст.


Содержание
Введение    3
ГЛАВА 1 Особенности перфекционистских убеждений детей в период школьного обучения    7
1.1    Теоретические модели изучения перфекционизма личности в отечественной и зарубежной психологии    7
1.2    Виды и особенности перфекционизма    11
1.3    Особенности перфекционизма детей разного возраста    14
1.4    Понятие академической мотивации в психологической литературе    17
Выводы по первой главе    23
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи перфекционизма и учебной мотивации    25
2.1    Процедура исследования    25
2.2    Эмпирические методы исследования    25
2.3    Результаты исследования    26
Выводы по второй главе    47
Заключение    49
Список использованной литературы    51


Список использованной литературы 
1.    Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся [Текст] / М. И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 120 с.
2.    Андреева, А. Д. Родительский перфекционизм как мотивационная основа воспитания и образования детей / А. Д. Андреева // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – №1. – С. 40-48.
3.    Власова, А. А. Влияние стиля семейного воспитания на перфекционизм у детей младшего школьного возраста / А. А. Власова // Вестник науки и образования. – 2019. – №9 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-semeynogo-vospitaniya-na-perfektsionizm-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.04.2020).
4.    Воликова, С. В. Современные исследования детского перфекционизма / С. В. Воликова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2012. – №2. – С. 94-99.
5.    Гаранян, Н. Г. Перфекционизм, депрессия и тревога / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева // Московский психотерапевтический журнал. – 2001. – № 4. – С. 18-49.
6.    Гаранян, Н. Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) / Н. Г. Гаранян // Журнал «Терапия психических расстройств». – 2006. – № 1. – С. 23-31.
7.    Гаранян, Н. Г. Перфекционизм как прогностический признак неблагоприятного течения депрессивных расстройств [Текст] / Н. Г. Гаранян, М. Н. Васильева // Психологический журнал. – 2014. – Том 35, №5. – С. 51-61.
8.    Гордеева, Т. О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – № 3. – С. 33-45. 
9.    Гордеев, Т. О. Опросник «Шкала академической мотивации» / Т. О. Гордеев, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Психологический журнал. – 2014. – Т.35, № 4. – С. 96-107. 
10.    Грачева, И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта / И. И. Грачева// Психологический журнал. – 2006. – №6. – С. 72-80.
11.    Грачева, И. И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2006. – 210 с.    
12.    Зеленцова, Ю. В. Типологический подход к исследованию перфекционизма в работах зарубежных и отечественных психологов / Ю. В. Зеленцова // Приволжский научный вестник. – 2015. – № 6-2 (46). – С. 87-90.
13.    Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
14.    Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 364 с.
15.    Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 224 с.
16.    Кандальникова, П. И. Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков / П. И. Кандальниковаь// Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24329/ (дата обращения: 05.05.2020).
17.    Ковалева, Н. И. Особенности проявления перфекционистских установок у старшеклассников с различными состояниями эмоциональной дезадаптаци / Н. И. Ковалева // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. – № 4. – С. 89-94.
18.    Кононенко, О.И. Теоретические модели изучения перфекционизма личности в зарубежной психологии / О. И. Кононенко // PEM: Psychology. – 2014. – №1. – С. 49-58.
19.    Кузнецова, О, Н. Перфекционизм как феномен развития личности современного школьника / О. Н. Кузнецова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2007. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perfektsionizm-kak-fenomen-razvitiya-lichnosti-sovremennogo-shkolnika (дата обращения: 05.06.2020).
20.    Ларских, М. В. Зависимость перфекционизма подростков от перфекционизма и депрессии матери [Текст] / М. В. Ларских // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Чебоксары. – 2009. – С. 150-154.
21.    Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. –  М.: Эксмо, 2005. – 992 с. 
22.    Наследов, А. Д. Адаптация «Опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов / А. Д. Наследов, Л. Б. Киселев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. – 2016. –№3.– С. 44-64.
23.    Нестерова, О. В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.: Айрис-пресс, 2006 г. – 112 с. 
24.    Петровская Т. Ю. О возрастных аспектах перфекционизма / Т. Ю. Петровский // Человек в эпоху перемен. Вызовы настоящего, построение будущего материалы IV Съезда психотерапевтов, психиатров, психологов и консультантов Сибирского Федерального Округа. – 2015. – С. 235-239. 
25.    Подчашинская, А. Н. Перфекционизм в подростковом возрасте: струтурносодержательные характеристики и методы психопрофилактики / А. Н. Подчашинская // Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Беларусь. – 2018. – С. 425-430.
26.    Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред.: М. В. Гамезо. – М.: Пед. о-во России, 2001. – 127 с.
27.    Ускова, Е. С. Особенности мотивации обучения у младших школьников / Е. С. Ускова // Проблемы Науки. – 2017. – №20 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-obucheniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 04.04.2020).].
28.    Филатова, Е.А. Особенности идеального я личности при перфекционизме / Е. А. Филатов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – №11(2). – С. 206-208.
29.    Федулеева, А. Г. Особенности проявления перфекционизма у лиц с различными соматическими заболеваниями / А. Г. Федулеева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2013. – №1.– С. 108-116.
30.    Хилько, М. Е. Возрастная психология: конспект лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2010. – 194 c.
31.    24.    Холмогорова, А.Б. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия [Текст] /А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. – 2004. – № 1. – C. 18-35.
32.    Холмогорова, А. Б. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре / А. Б. Холмогорова, А. А. Дадеко // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2010. – № 3. URL: http:// medpsy.ru (4.02.2020)
33.    Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе [Текст] / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.
34.    Юсупов, П. Р. Исследование перфекционизма у лиц с тревожно-депрессивной симптоматикой в контексте психической ригидности / П. Р. Юсупов // Сибирский психологический журнал. – 2012. – № 43. – С.10-17.
35.    Ясная, В. А. Современные модели перфекционизма / В. А. Ясная, С. Н. Ениколопов // Психологические исследования. [Электронный ресурс]. – 2013. – №6(29). – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.02.2020).
36.    Ясная, В. А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В. А. Ясная, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 157 -168.


Заключение
В дипломной работе был проведен теоритический анализ проблемы перфекционизма и внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников. Сравнительный анализ представлений о перфекционизме в различных теориях позволил сформулировать определение и причины данного феномена. 
В рамках данной работы было уделено особое внимание старшеклассникам, так как в современной образовательной сфере предъявляются чрезвычайно высокие требования к их деятельности. Так же в данный возрастной период является актуальной проблема академической мотивации, так как происходят изменения в мотивационной сфере. Академическая мотивация повышается, так как учение приобретает более жизненный смысл, связанный с будущим. Доминирующими мотивами в данный возрастной период являются внутренние мотивы, например познавательная мотивация и мотивация достижения. Анализ эмпирических исследований позволил выдвинуть предположение о взаимосвязи перфекционизма и внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.
Результаты корреляционного анализа подтвердили выдвинутые гипотезы. Было обнаружено, что у старшеклассников с высоким стремлением учиться как можно лучше, развивать свои способности, высокие стандарты и требования к себе. Такие ученики склонны в меньшей степени критиковать себя, сомневаться в своих силах и сравнивать себя с другими учениками. Девушки и юноши, которые стремятся к получению новых знаний, имеют так же высокие стандарты и притязания, и они меньше сравнивают себя с другими успешными учениками. Но ученики, обучающиеся только из-за требования социума или не испытывающие интерес к учебе, склоны сравнивать себя с другими более успешными учениками и критичны к себе, сомневаются в собственных силах.
Полученные данные могут быть применены в профилактической и консультативной работе школьных психологов. Так же могут быть включены в учебные программы по социальной психологии развития, возрастной психологии.
 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет