Понимание употребления пространственных предлогов дошкольниками логопедической группы
Описание работы
Содержание
Введение………………………………………………………………………... |
3 |
1.1 Теоретический анализ проблемы пространственных представлений и употребления соответствующих предлогов в речи дошкольников ……….. |
5 |
1.2 Особенности понимания и употребления пространственных предлогов дошкольниками с различными вариантами речевого недоразвития………………………………………………………………… |
10 |
1.3 Организация работы по уточнению понимания пространственных предлогов и употребления предложно-падежных конструкций……………. |
14 |
1.4 Изучение понимания и употребления пространственных предлогов дошкольниками логопедической группы……………………………………. |
22 |
1.5 Рекомендации родителям по коррекции в бытовых ситуациях выявленных недостатков понимания и употребления пространственных предлогов………………………………………………………………………. |
29 |
Заключение…………………………………………………………………….. |
31 |
Список литературы……………………………………………………………. |
33 |
Введение
Ведущей функцией в развитии ребенка (речевое общение, мышление), в организации его деятельности являются язык и речь. В полноценном речевом и общем психическим развитии детей очень важно своевременно начать формировать грамматический компонент языка. Ученые – исследователи: Р. И. Лалаев, Н. В. Серебряков, Т. Б. Филичев и др., отмечали особенности освоения грамматического строя речи ребенком с речевым отклонением: замедленный темп усвоения, искаженность общей картины в развитии речи. В работах О.Е. Грибовой, Л.С. Спировой, И. А Филатовой отмечается, что разного рода нарушения грамматического характера у детей с речевыми отклонениями проявляются через неправильное построение синтаксических конструкций, неправильное изменение слов, их употребление в речи [29, с. 56]. Данная проблема очень устойчива и может существовать у ребенка не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении всего школьного периода.
Состав детей дошкольного возраста разнородный. Исследователями отмечается факт увеличения количества детей с разного рода отклонениями в речи, которым свойственна различная структура и степень присутствия в речи. У одних детей отклонение в речи связано со звуками, их произношением; у других детей речевое нарушение связано с фонемообразованием; у третьих со звуковой и смысловой сторонами всех речевых компонентов [14, с. 12]. Решать данную проблему следует логопеду индивидуально с каждым ребенком, поэтапно осуществлять коррекционное воздействие.
Отдельные разделы грамматики русского языка еще не до конца изучены в работе с детьми, имеющими нарушения в речи. Например, Л. А. Брюховских,Н. С. Жуковой, В. А. Ковшиковым, Р. Е. Левиной отмечаются неправильные употребления речевых конструкций с употреблением пространственных предлогов. Многие авторы (Е. Ф. Архипова,Т. В. Ахутина, Л. Н. Ефименкова,А. В. Ястребова и др.) обращались к данной теме и разрабатывали методики для изучения грамматического строя русского языка с детьми с нарушениями речи. Но в настоящее время существует недостаточное количество методик, направленных именно на работу с дошкольниками. Этим и обусловлена актуальность темы исследования.
Цель исследования: изучить возможности понимания и употребления пространственных предлогов дошкольниками логопедической группы и предложить рекомендации родителям по коррекции выявленных недостатков в бытовых ситуациях.
Объект исследования: пространственные представления дошкольников.
Предмет исследования: недостатки понимания и употребления пространственных предлогов как маркер качества пространственных представлений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы пространственных представлений и употребления соответствующих предлогов в речи дошкольников.
2. Изучить понимание и употребление пространственных предлогов как показателя сформированности пространственных представлений у дошкольников с различными вариантами речевого недоразвития.
3. Предложить рекомендации родителям по коррекции в бытовых ситуациях выявленных недостатков понимания и употребления пространственных предлогов.
В методологии за основу были взяты теоретические положения о функционировании речи и синтаксических уровнях (И. А. Зимняя, К. Липмани, А. А. Леонтьев, Л. С. Цветкова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Метод теоретического анализа.
2. Диагностический метод (логопедическое обследование).
3. Экспериментально-диагностический метод.
4. Качественно-количественный анализ полученных результатов.