Правовое регулирование гарантий и компенсаций
Описание работы
Работа пользователя Р. Алимов
Введение
Уровень развития общества во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений. Право человека на труд относится к конституционным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованного общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность, экономику и политику.
Конституционное право на труд реализуется в самых различных организационно-правовых формах, однако наиболее распространенной из них является форма наемного труда. ТК РФ позволяет решить задачу создания благоприятных условий для работников, позволяющих им наиболее полно реализовать свои способности к труду. Такой подход в значительной степени обусловлен внедрением и расширением в сфере трудовых отношений договорного метода правового регулирования, который позволяет наиболее эффективно
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 90-ФЗ) [1] внесены многочисленные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Изменениям подвергнуты более 300 статей кодекса, значительное число которых изложены в новой редакции. Кроме того, новая редакция ТК РФ дополнена некоторыми статьями с их нумерацией через точку - 60.1, 60.2, 72.1, 72.2 и др.
Исправлены многочисленные неточности и противоречия, которыми "грешат" первые редакции кодексов. При этом исправлены противоречия как в самом Кодексе, так и между Кодексом и иными нормативными правовыми актами.
Реформирование российской экономики дало жизнь различным формам собственности, что, безусловно, явилось одной из причин обострения противоречий между работодателем и работником. Законодательство Российской Федерации предоставляет участникам трудовых правоотношений (работодателю, работнику) право не только разрешить все имеющиеся противоречия, но и активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Именно поэтому всю большую роль в практике регулирования трудовых отношений играют компенсации и гарантии, на которые может рассчитывать работник при поступлении на работу.
Актуальность данной темы состоит в том, что одним из принципов трудового законодательства является принцип обеспечения прав работников на справедливые условия труда. Для того чтобы обеспечить всем категориям работников справедливые условия труда в различных производственных ситуациях, трудовое законодательство предусматривает определенные меры, которые помогают работникам реализовать свои права и компенсировать свои затраты, связанные с осуществлением этих прав.
Такие меры в трудовом законодательстве называются гарантиями и компенсациями.
Целью работы является изучение основных современных гарантий и компенсаций, определение их видов и категорий согласно Трудовому Законодательству Российской Федерации.
Предметом изучения дипломной работы являются гарантии и компенсации согласно Трудовому Законодательству РФ, а также нормативные акты и другие законы, регулирующие трудовые отношения и обеспечивающие гарантии и компенсации работникам.
Методами исследования были библиографические материалы, в частности Трудовое Законодательство РФ, авторы Миронов В.И. (Трудовое право РФ), Бердичевский В.С. (Трудовое право: учебное пособие), Лебедев В.М. (Трудовое право: проблемы общей части) и другие авторы.
Права работников могут иметь имущественный или неимущественный характер. Существующие гарантии для осуществления этих прав могут быть также имущественного или неимущественного характера. В частности, при отсутствии работника на работе в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы ему гарантируется сохранение рабочего места, прежних условий труда, нераспространение персональных данных. Перечисленные гарантии могут быть признаны неимущественными, так как они не имеют определенной для работника стоимости. В период отсутствия работника на работе в связи с невыплатой заработной платы ему гарантируется сохранение средней заработной платы. Данная гарантия имеет имущественный характер, поскольку связана с предоставлением работнику движимого имущества в виде денежных средств в определенном размере.
Задачами дипломной работы являются:
- Определение сущности гарантий и компенсаций;
- Регулирование гарантий и компенсаций работникам согласно российскому законодательству (определение нормативно-правовой базы, регулирующей трудовые отношения);
- Исследование основных видов компенсаций и гарантий согласно трудовому законодательству.
Принципы института "Гарантии и компенсации" определены в ТК РФ, в которую помещены общие нормы названного института. К их числу относятся:
1) установление обязательного для исполнения уровня гарантий и компенсаций;
2) обязанность работодателей по предоставлению установленных законодательством гарантий и компенсаций;
3) право работников на предоставление работодателями установленных законодательством гарантий и компенсаций;
4) наличие возможности улучшить положение работников по сравнению с законодательством в области предоставления гарантий и компенсаций на уровне договоров о труде за счет договаривающихся сторон.
Указанным принципам должны соответствовать другие нормы института "Гарантии и компенсации".
В ТК РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Таким образом, в качестве цели применения установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.
В ч. 2 ст. 164 ТК РФ компенсации определены как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Из действующего законодательства можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие компенсации как правовое понятие.
Компенсации имеют возмездный характер, они призваны возместить работнику определенные затраты. Данные затраты могут быть компенсированы работнику как за прошлое время, так и в случае будущих расходов, например, для оплаты проезда к месту служебной командировки и обратно. Компенсации имеют своей целью возмещение понесенных работниками затрат при исполнении установленных обязанностей, а также при использовании отдельных прав, в частности права на обучение. Применение понятия "компенсация" предполагает доказывание наличия непосредственной связи понесенных или предполагаемых затрат работника с исполнением трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей в течение времени, отведенного для выполнения трудовых обязанностей.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ТК РФ, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ установлены государственные гарантии и компенсации.
В перспективе следует избрать форму постепенного реформирования существующей системы «северных» государственных гарантий и компенсаций, не ущемляя права и интересы северян.
Заключение
Одним из принципов трудового законодательства является принцип обеспечения прав работников на справедливые условия труда. Для того чтобы обеспечить всем категориям работников справедливые условия труда в различных производственных ситуациях, трудовое законодательство предусматривает определенные меры, которые помогают работникам реализовать свои права и компенсировать свои затраты, связанные с осуществлением этих прав.
Переход к рыночному характеру трудовых отношений потребовал коренного изменения законодательства о труде.
Трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению. Предметом трудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социальное устройство, отношения между людьми по участию их в общественном труде.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:
1) при направлении в служебные командировки и другие служебные поездки;
2) при переезде на работу в другую местность;
3) при исполнении государственных или общественных обязанностей;
4) при совмещении работы с обучением;
5) при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
6) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
7) в некоторых случаях прекращения трудового договора;
8) в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
9) в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Заслушивает внимания позиция ученых, которые выделяют в правовом институте "Гарантии и компенсации" определенные принципы. Например, по мнению В.И. Миронова к таковым относятся:
1) установление обязательного для исполнения уровня гарантий и компенсаций;
2) обязанность работодателей по предоставлению установленных законодательством гарантий и компенсаций;
3) право работников на предоставление работодателями установленных законодательством гарантий и компенсаций;
4) наличие возможности улучшить положение работников по сравнению с законодательством в области предоставления гарантий и компенсаций на уровне договоров о труде за счет договаривающихся сторон.
Установлены государством социальные гарантии в области трудовых отношений и оплаты труда.
Решение социальных задач можно осуществлять только при наличии сильной и эффективной социальной рыночной экономики. Но социальные задачи не должны решаться по остаточному принципу и откладываться на потом, когда экономика накопит ресурсы.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками указанных работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, например Правилами внутреннего трудового распорядка. Следует заметить, что размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться и трудовым договором.
Законодательство устанавливает компенсации работникам, которые в связи с трудовыми отношениями должны переехать в другую местность на длительный срок.
Привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей возможно в следующих случаях:
1) участие в осуществлении правосудия в качестве народного, присяжного или арбитражного заседателя;
2) явка по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору, в суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого;
3) подготовка к военной службе, участие в военных сборах или мероприятиях, связанных с обеспечением исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности;
4) осуществление избирательного права в качестве кандидата в депутаты;
5) участие члена добровольной пожарной охраны в организации предупреждения пожаров и их тушении;
6) участие в коллективных переговорах в качестве представителей сторон, а также специалистов, приглашенных для участия в этой работе; исполнение обязанностей членов примирительной комиссии, посредника, трудовых арбитров на время участия в разрешении коллективного трудового спора;
7) выполнение других государственных или общественных обязанностей - в случаях, предусмотренных законодательством.
Необходимо заметить, что законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливаются законами субъектов РФ. Для рассматриваемой категории лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местных бюджетов, гарантии и компенсации устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Однако напомним: такие правовые акты не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам, а нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить и нормативным правовым актам субъектов РФ (ст. 5 ТК РФ).
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 г. N 78-ЗАО "О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе" принят в целях достижения общественного согласия в автономном округе, содействия согласованию социально-трудовых и социально-экономических интересов работников и работодателей в автономном округе. Закон определяет правовую основу формирования и деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе органов социального партнерства, регулирования иных социально-трудовых отношений, непосредственно направленных на согласование интересов сторон социального партнерства в автономном округе.
Закон о Гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средст окружного бюджета, проживающих на территории ЯНАО (в ред. Закона ЯНАО от 03.11.2006 N 63-ЗАО) устанавливает окружные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в автономном округе и являющихся работниками организаций, финансируемых из средств окружного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств окружного бюджета.
В условиях рыночных отношений рост малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных интересов наемных работников. Перенос акцентов с государственного регулирования трудовых отношений на расширяющееся индивидуально-договорное обеспечил в большей степени, чем раньше, реализацию принципа свободы труда, однако реально снизил уровень гарантий трудовых прав наемных работников.
Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 Трудового кодекса РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован как своеобразная инструкция к действию. Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в государственные органы, инстанции по рассмотрению трудовых споров, от организации предварительных переговоров с работодателем до реализации права работников на забастовку.
В настоящее время территория Севера условно делится на две зоны: районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. При этом отнесение конкретной территории к той или иной зоне не нашло отражения на уровне федерального законодательства. Действующая система районирования не отражает всего разнообразия природно-климатических условий на территории северных регионов.
Не утверждены научно обоснованные критерии для отнесения территорий к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Не разработан единый порядок для принятия решения по данному вопросу, в связи с чем такое отнесение производится и нормативными актами президента и правительства. Государство продолжает пользоваться понятием «Крайний Север», которое было установлено волевым решением ВЦИК и Советом народных комиссаров РСФСР в начале 30-х годов прошлого столетия. До сих пор в нашей стране нет единого научного подхода к определению понятий «Крайний Север» и «приравненные к ним местности». Нет и единого научного обоснования южной границы северных территорий.
Районирование территории Севера России по всем значимым факторам могло бы послужить научной основой для экономического определения уровней минимальной зарплаты, прожиточного минимума, для обоснования гарантий и компенсаций по оплате труда, пенсий, пособий, социальных компенсаций и других видов социальной поддержки населения.
В перспективе следует избрать форму постепенного реформирования существующей системы «северных» государственных гарантий и компенсаций, не ущемляя права и интересы северян.
Миграционная политика, проводимая в регионах Севера и Дальнего Востока, должна решать одновременно несколько основных задач: содействие добровольному переселению нетрудоспособного населения, регулирование внутрирегиональной северной и дальневосточной миграции, разработка и внедрение мер по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, добровольное переселение соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Анализ правоприменительной практики Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и мероприятий по его реализации в рамках указанной подпрограммы свидетельствует о необходимости совершенствования действующего законодательства в части предоставления жилищных субсидий.
Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока были подготовлены проекты федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в действующий федеральный закон, однако они не были поддержаны большинством депутатского корпуса Государственной Думы.
Основными элементами стратегии переселения нетрудоспособного населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являются следующие аспекты:
– совершенствование действующего законодательства в части предоставления жилищных субсидий;
– закрепление гарантий государства по защите прав граждан, проживающих в ликвидируемых населенных пунктах, отдельным федеральным законом, имеющим отдельное финансирование;
– необходимость увеличения бюджетных ассигнований на мероприятия по переселению граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, необходим новый этап развития «северного» законодательства, который отразится на гарантиях и компенсациях населению.
Введение
Уровень развития общества во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений. Право человека на труд относится к конституционным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованного общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность, экономику и политику.
Конституционное право на труд реализуется в самых различных организационно-правовых формах, однако наиболее распространенной из них является форма наемного труда. ТК РФ позволяет решить задачу создания благоприятных условий для работников, позволяющих им наиболее полно реализовать свои способности к труду. Такой подход в значительной степени обусловлен внедрением и расширением в сфере трудовых отношений договорного метода правового регулирования, который позволяет наиболее эффективно
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 90-ФЗ) [1] внесены многочисленные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Изменениям подвергнуты более 300 статей кодекса, значительное число которых изложены в новой редакции. Кроме того, новая редакция ТК РФ дополнена некоторыми статьями с их нумерацией через точку - 60.1, 60.2, 72.1, 72.2 и др.
Исправлены многочисленные неточности и противоречия, которыми "грешат" первые редакции кодексов. При этом исправлены противоречия как в самом Кодексе, так и между Кодексом и иными нормативными правовыми актами.
Реформирование российской экономики дало жизнь различным формам собственности, что, безусловно, явилось одной из причин обострения противоречий между работодателем и работником. Законодательство Российской Федерации предоставляет участникам трудовых правоотношений (работодателю, работнику) право не только разрешить все имеющиеся противоречия, но и активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Именно поэтому всю большую роль в практике регулирования трудовых отношений играют компенсации и гарантии, на которые может рассчитывать работник при поступлении на работу.
Актуальность данной темы состоит в том, что одним из принципов трудового законодательства является принцип обеспечения прав работников на справедливые условия труда. Для того чтобы обеспечить всем категориям работников справедливые условия труда в различных производственных ситуациях, трудовое законодательство предусматривает определенные меры, которые помогают работникам реализовать свои права и компенсировать свои затраты, связанные с осуществлением этих прав.
Такие меры в трудовом законодательстве называются гарантиями и компенсациями.
Целью работы является изучение основных современных гарантий и компенсаций, определение их видов и категорий согласно Трудовому Законодательству Российской Федерации.
Предметом изучения дипломной работы являются гарантии и компенсации согласно Трудовому Законодательству РФ, а также нормативные акты и другие законы, регулирующие трудовые отношения и обеспечивающие гарантии и компенсации работникам.
Методами исследования были библиографические материалы, в частности Трудовое Законодательство РФ, авторы Миронов В.И. (Трудовое право РФ), Бердичевский В.С. (Трудовое право: учебное пособие), Лебедев В.М. (Трудовое право: проблемы общей части) и другие авторы.
Права работников могут иметь имущественный или неимущественный характер. Существующие гарантии для осуществления этих прав могут быть также имущественного или неимущественного характера. В частности, при отсутствии работника на работе в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы ему гарантируется сохранение рабочего места, прежних условий труда, нераспространение персональных данных. Перечисленные гарантии могут быть признаны неимущественными, так как они не имеют определенной для работника стоимости. В период отсутствия работника на работе в связи с невыплатой заработной платы ему гарантируется сохранение средней заработной платы. Данная гарантия имеет имущественный характер, поскольку связана с предоставлением работнику движимого имущества в виде денежных средств в определенном размере.
Задачами дипломной работы являются:
- Определение сущности гарантий и компенсаций;
- Регулирование гарантий и компенсаций работникам согласно российскому законодательству (определение нормативно-правовой базы, регулирующей трудовые отношения);
- Исследование основных видов компенсаций и гарантий согласно трудовому законодательству.
Принципы института "Гарантии и компенсации" определены в ТК РФ, в которую помещены общие нормы названного института. К их числу относятся:
1) установление обязательного для исполнения уровня гарантий и компенсаций;
2) обязанность работодателей по предоставлению установленных законодательством гарантий и компенсаций;
3) право работников на предоставление работодателями установленных законодательством гарантий и компенсаций;
4) наличие возможности улучшить положение работников по сравнению с законодательством в области предоставления гарантий и компенсаций на уровне договоров о труде за счет договаривающихся сторон.
Указанным принципам должны соответствовать другие нормы института "Гарантии и компенсации".
В ТК РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Таким образом, в качестве цели применения установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.
В ч. 2 ст. 164 ТК РФ компенсации определены как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Из действующего законодательства можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие компенсации как правовое понятие.
Компенсации имеют возмездный характер, они призваны возместить работнику определенные затраты. Данные затраты могут быть компенсированы работнику как за прошлое время, так и в случае будущих расходов, например, для оплаты проезда к месту служебной командировки и обратно. Компенсации имеют своей целью возмещение понесенных работниками затрат при исполнении установленных обязанностей, а также при использовании отдельных прав, в частности права на обучение. Применение понятия "компенсация" предполагает доказывание наличия непосредственной связи понесенных или предполагаемых затрат работника с исполнением трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей в течение времени, отведенного для выполнения трудовых обязанностей.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ТК РФ, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ установлены государственные гарантии и компенсации.
В перспективе следует избрать форму постепенного реформирования существующей системы «северных» государственных гарантий и компенсаций, не ущемляя права и интересы северян.
Заключение
Одним из принципов трудового законодательства является принцип обеспечения прав работников на справедливые условия труда. Для того чтобы обеспечить всем категориям работников справедливые условия труда в различных производственных ситуациях, трудовое законодательство предусматривает определенные меры, которые помогают работникам реализовать свои права и компенсировать свои затраты, связанные с осуществлением этих прав.
Переход к рыночному характеру трудовых отношений потребовал коренного изменения законодательства о труде.
Трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению. Предметом трудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социальное устройство, отношения между людьми по участию их в общественном труде.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:
1) при направлении в служебные командировки и другие служебные поездки;
2) при переезде на работу в другую местность;
3) при исполнении государственных или общественных обязанностей;
4) при совмещении работы с обучением;
5) при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
6) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
7) в некоторых случаях прекращения трудового договора;
8) в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
9) в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Заслушивает внимания позиция ученых, которые выделяют в правовом институте "Гарантии и компенсации" определенные принципы. Например, по мнению В.И. Миронова к таковым относятся:
1) установление обязательного для исполнения уровня гарантий и компенсаций;
2) обязанность работодателей по предоставлению установленных законодательством гарантий и компенсаций;
3) право работников на предоставление работодателями установленных законодательством гарантий и компенсаций;
4) наличие возможности улучшить положение работников по сравнению с законодательством в области предоставления гарантий и компенсаций на уровне договоров о труде за счет договаривающихся сторон.
Установлены государством социальные гарантии в области трудовых отношений и оплаты труда.
Решение социальных задач можно осуществлять только при наличии сильной и эффективной социальной рыночной экономики. Но социальные задачи не должны решаться по остаточному принципу и откладываться на потом, когда экономика накопит ресурсы.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками указанных работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, например Правилами внутреннего трудового распорядка. Следует заметить, что размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться и трудовым договором.
Законодательство устанавливает компенсации работникам, которые в связи с трудовыми отношениями должны переехать в другую местность на длительный срок.
Привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей возможно в следующих случаях:
1) участие в осуществлении правосудия в качестве народного, присяжного или арбитражного заседателя;
2) явка по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору, в суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого;
3) подготовка к военной службе, участие в военных сборах или мероприятиях, связанных с обеспечением исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности;
4) осуществление избирательного права в качестве кандидата в депутаты;
5) участие члена добровольной пожарной охраны в организации предупреждения пожаров и их тушении;
6) участие в коллективных переговорах в качестве представителей сторон, а также специалистов, приглашенных для участия в этой работе; исполнение обязанностей членов примирительной комиссии, посредника, трудовых арбитров на время участия в разрешении коллективного трудового спора;
7) выполнение других государственных или общественных обязанностей - в случаях, предусмотренных законодательством.
Необходимо заметить, что законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливаются законами субъектов РФ. Для рассматриваемой категории лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местных бюджетов, гарантии и компенсации устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Однако напомним: такие правовые акты не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам, а нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить и нормативным правовым актам субъектов РФ (ст. 5 ТК РФ).
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 г. N 78-ЗАО "О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе" принят в целях достижения общественного согласия в автономном округе, содействия согласованию социально-трудовых и социально-экономических интересов работников и работодателей в автономном округе. Закон определяет правовую основу формирования и деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе органов социального партнерства, регулирования иных социально-трудовых отношений, непосредственно направленных на согласование интересов сторон социального партнерства в автономном округе.
Закон о Гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средст окружного бюджета, проживающих на территории ЯНАО (в ред. Закона ЯНАО от 03.11.2006 N 63-ЗАО) устанавливает окружные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в автономном округе и являющихся работниками организаций, финансируемых из средств окружного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств окружного бюджета.
В условиях рыночных отношений рост малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных интересов наемных работников. Перенос акцентов с государственного регулирования трудовых отношений на расширяющееся индивидуально-договорное обеспечил в большей степени, чем раньше, реализацию принципа свободы труда, однако реально снизил уровень гарантий трудовых прав наемных работников.
Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 Трудового кодекса РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован как своеобразная инструкция к действию. Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в государственные органы, инстанции по рассмотрению трудовых споров, от организации предварительных переговоров с работодателем до реализации права работников на забастовку.
В настоящее время территория Севера условно делится на две зоны: районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. При этом отнесение конкретной территории к той или иной зоне не нашло отражения на уровне федерального законодательства. Действующая система районирования не отражает всего разнообразия природно-климатических условий на территории северных регионов.
Не утверждены научно обоснованные критерии для отнесения территорий к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Не разработан единый порядок для принятия решения по данному вопросу, в связи с чем такое отнесение производится и нормативными актами президента и правительства. Государство продолжает пользоваться понятием «Крайний Север», которое было установлено волевым решением ВЦИК и Советом народных комиссаров РСФСР в начале 30-х годов прошлого столетия. До сих пор в нашей стране нет единого научного подхода к определению понятий «Крайний Север» и «приравненные к ним местности». Нет и единого научного обоснования южной границы северных территорий.
Районирование территории Севера России по всем значимым факторам могло бы послужить научной основой для экономического определения уровней минимальной зарплаты, прожиточного минимума, для обоснования гарантий и компенсаций по оплате труда, пенсий, пособий, социальных компенсаций и других видов социальной поддержки населения.
В перспективе следует избрать форму постепенного реформирования существующей системы «северных» государственных гарантий и компенсаций, не ущемляя права и интересы северян.
Миграционная политика, проводимая в регионах Севера и Дальнего Востока, должна решать одновременно несколько основных задач: содействие добровольному переселению нетрудоспособного населения, регулирование внутрирегиональной северной и дальневосточной миграции, разработка и внедрение мер по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, добровольное переселение соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Анализ правоприменительной практики Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и мероприятий по его реализации в рамках указанной подпрограммы свидетельствует о необходимости совершенствования действующего законодательства в части предоставления жилищных субсидий.
Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока были подготовлены проекты федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в действующий федеральный закон, однако они не были поддержаны большинством депутатского корпуса Государственной Думы.
Основными элементами стратегии переселения нетрудоспособного населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являются следующие аспекты:
– совершенствование действующего законодательства в части предоставления жилищных субсидий;
– закрепление гарантий государства по защите прав граждан, проживающих в ликвидируемых населенных пунктах, отдельным федеральным законом, имеющим отдельное финансирование;
– необходимость увеличения бюджетных ассигнований на мероприятия по переселению граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, необходим новый этап развития «северного» законодательства, который отразится на гарантиях и компенсациях населению.





