Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Правовое регулирование освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ОВД

Стоимость
1000 руб.
Содержание
Теория
Объем
55 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Правовое регулирование освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ОВД»

Актуальность темы исследования во многом обусловлена тем, что применение различных по своей природе методов административно-правового регулирования всегда связано с необходимостью, с одной стороны, борьбы с административными правонарушениями и дисциплинарными проступками, с другой стороны, эффективного обеспечения законности, соблюдения прав и свобод граждан. Особое место при этом занимают процессуальные аспекты применения этих методов, многие из которых на сегодняшний день, к сожалению, не получили требуемого правового урегулирования в рамках освидетельствования.
Актуальность исследования проблемы связана с устойчивым ростом количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями в состоянии опьянения. В 2019 г. было зарегистрировано более 12,2 тыс. подобных происшествий (в целом их количество увеличилось на 3,4 %) См.: Из протокола заседания Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения 13 февраля 2019 г. Органы исполнительной власти, их должностные лица постоянно сталкиваются с серьезными трудностями при применении норм, определяющих порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В основном эти затруднения связаны не с отсутствием достаточной практики применения определенных нормативно-правовых положений, а с правовой и организационно-тактической неопределенностью процесса их реализации.
Это в полной степени касается освидетельствования гражданина на состояние алкогольного опьянения. Если процедура медицинского освидетельствования водителей автомобилей на состояние опьянения во многом урегулирована, то в отношении других субъектов и при совершении иных многочисленных административных правонарушений этого нет. Кроме того, правоприменительная практика указывает на целесообразность разработки точной процедуры освидетельствования на состояние опьянения в целях использования полученных результатов для доказательства как виновности, так и невиновности гражданина, при производстве по делам об административном правонарушении. Состояние опьянения как юридический факт является квалифицирующим признаком не только значительного количества составов административных правонарушений, но и дисциплинарных проступков. Совершение в состоянии опьянения правонарушения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Исполнение в состоянии опьянения служебных обязанностей - это грубое нарушение дисциплины.

Целью применения направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения выступает обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно обеспечение сбора доказательств по делу, определяющих наличие либо отсутствие у физического лица состояния алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения. Указанная цель направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения характеризует исследуемую меру в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Одной из задач освидетельствования является выявление состояния алкогольного опьянения. Есть основания усомниться в необходимости решения данной задачи в рамках освидетельствования. Определимся с понятием «алкогольное опьянение».  В судебной медицине разработаны критерии, которые дают достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии алкогольного опьянения и подлежит медицинскому освидетельствованию. Состояние алкогольного опьянения характеризуется такими признаками, как запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, резкое изменение окраски кожных покровов лица, специфическое выражение лица и состояние глаз, нарушение речи, нарушение координации в движениях, поведение, не соответствующее обстановке. 
Таким образом, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения представляет собой меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, обусловленную существенным вмешательством компетентных должностных лиц органов государственной исполнительной власти в личные неимущественные права физического лица, применяемую во внесудебном порядке, в соответствии с нормами административного законодательства.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……..…3
1. Теоретико-правовые основы освидетельствования на состояния алкогольного опьянения сотрудниками ОВД…………..………………..….5
1.1.Общая характеристика освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ОВД…………………….……………………………..7
1.2.Правовое регулирование освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ОВД……………………………………………………14
2. Порядок проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками органов внутренних дел и его проблемы
2.1. Порядок проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками органов внутренних дел…………………………………
2.2. Проблемы проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками органов внутренних дел……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...…...29


1.    КоАП РФ Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
2.    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 21.12.2019) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности». 
3.    Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов» (в ред. от 1 февраля 2005 г. N 49); 
4.    Приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (зарегистрировано в Минюсте России 21 июля 2003 г. N 4913 (в ред. от 10 января 2006 г. N 1); 
5.    Письмо Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2006 г. N 6840-ВС «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения водителей транспортных средств».
6.    Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»
7.    Приказ МВД РФ от 4 августа 2008 г. N 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения»
8.    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 21.12.2019) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)
9.    Министерство здравоохранения российской федерации Приказ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»
10.    Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 (ред. от 10.09.2016) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»
11.    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»
12.    «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020)
13.    Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41390)
    

Учебная литература:    
14.    Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, П.А. Селиванова. М., 1993. С. 540.
15.    Россинский Б.В. Административная ответственность : курс лекций / Б. В. Россинский. — М. : Норма, 2004. — 448 с. 
16.     Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Монография / А.Ю. Соколов. — М. : Норма, 2015. — 320 с.
17.    «Методическими рекомендациями по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения»
18.    Криминалистика: Учебник / Под ред. И. Ф. Пантелеева, П. А. Селиванова. М., 1993. С. 540
Научная литература:
19.    Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2016. Т. 4, № 3 (15) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online) Murzina L. I., Plahov P. E. Electronic scientific journal «Science. Society. State» 2016, vol. 4, no. 3. 
20.    Фокин С.А. Способы административно-правового регулирования и их применение в сфере освидетельствования водителей на состояние опьянения // Административное право и процесс. - 2011. - № 6. - 0,4 п. л.
21.    Торбин Ю.Г. Глава 24. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент // Комментарий к УПК РФ в редакции ФЗ от 29 мая 2002 г. / Под общ. и науч. ред. А.Я. Сухарева. М., 2002. С. 313.
22.    Гирько С.И. Особенности расследования по делам о дорожно-транспортных преступлениях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 18.
23.    Фокин С.А. Освидетельствование на состояние опьянения в механизме административно-правового регулирования. СПб., 2012.
24.    Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2016. Т. 4, № 3 (15) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online)
Материалы судебной практики:
25.    Апелляционное постановление № 22-3905/2019 от 27 сентября 2019 г. по делу № 22-3905/2019
26.    Постановление № 4А-657/2019 от 27 сентября 2019 г. по делу № 4А-657/2019
Иные источники:
27.    https://revolution.allbest.ru/law/00770098_0.html
28.    .https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sovershenstvovaniya-normativno-pravovogo-regulirovaniya-poryadka-provedeniya-osvidetelstvovaniya-na-sostoyanie-alkogolnogo/viewer
29.     http://market-mg.narod.ru/osv_osv.htm
30.    https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-ustanovleniya-sostoyaniya-opyaneniya-litsa-upravlyayuschego-transportnym-sredstvom-pri-rassledovanii-dorozhno/viewer
31.    https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics
32.    https://83.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/15807258


В результате исследования темы курсовой работы «Правовое регулирование и порядок проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками органов внутренних дел», были выделены основные проблемы и правовые основы регулирования освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ОВД, а так же цели и задачи и само понятие освидетельствование, которое не обходимо для обозначения  его места в правовой среде, которая помогает закреплять основные положения. 
И так, освидетельствование – это следственное действие, состоящее в осмотре подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля для обнаружения на их теле следов преступления, особых примет или иных внешних признаков освидетельствуемого лица.
Одной из задач освидетельствования является выявление состояния алкогольного опьянения.
Целью применения направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения выступает обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно обеспечение сбора доказательств по делу, определяющих наличие либо отсутствие у физического лица состояния алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения.
Главными правовыми основами является Приказ МВД «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения», в котором закреплена форма акта и протокола для проведения осведетельствования, так же в КоАП РФ прописаны санкции за нарушение правил ПДД в состоянии алкогольного опьянения.
А в приказе МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 утвержден и введен в действие Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. В нём отмечено самостоятельный раздел «Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения», благодаря которому сотрудники ОВД могут осуществлять свою деятельность правомерно.
Что касается транспортных средств, осуществляющих плавание по внутренним водным путям (судов, в том числе маломерных), то на них так же распространяется запрет на вождение в состоянии алкогольного опьянения в соответствии с п. 13 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. N 129 (в редакции Приказа от 31 марта 2003 г. N 114.Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 9, N 27.
Но также существуют проблемы, с которыми сталкиваются как и сотрудники ОВД, так и водители транспортных средств. Это проявляется как и в регулировании данного вопроса, так и в самом порядке прожодения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ОВД.
 Первая проблема состоит в том, что на настоящий момент порядок осуществления мер в соответствии с требованиями КоАП РФ урегулирован применительно к лицам, которые управляют транспортным средством, то есть к водителям. Между тем установление состояния опьянения необходимо не только для административных правонарушений в области правонарушений в области дорожного движения, но и для некоторых видов административных. 
Вторая проблема обусловлена особенностями, характерными для медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
А проблемы в осуществлении процедуры выявления на состояние алкогольного опьянения обусловлены тем, что несмотря на сложившиеся правовые институты освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортным средством, в данной сфере все еще имеются недостатки и правовые пробелы. 
Лицо под воздействием алкоголя оказывается в состоянии «поиска ощущений», которое определяется как стремление получить разнообразные, новые и интенсивные ощущения независимо от риска привлечения к уголовной, административной ответственности или даже летального исхода. 
Один из способов получения этих ощущений — превышение допустимой скорости движения транспортного средства, так как у человека в состоянии опьянения снижается чувство опасности, утрачивается контроль за своим поведением. Все это обусловлено чрезвычайной сложностью физиологического действия алкоголя, полиморфизмом клинических проявлений и поведения индивида при алкогольной интоксикации. Специфика расследования ДТП, совершенных в состоянии опьянения, заключается в том, что доказательства нахождения лица в состоянии опьянения могут быть получены как посредством административных процедур, так и в процессе уголовного судопроизводства.
При этом, как показывает практика, возникает ряд спорных, не урегулированных законом вопросов, связанных с установлением состояния опьянения, касающихся в первую очередь определения правовой природы и процессуального порядка освидетельствования лиц, управляющих транспортным средством, на состояние опьянения с точки зрения административно-процессуального и уголовно-процессуального законодательства.
Следующая проблема обусловлена нормами приказа Минздрава России № 933н. Химико-токсикологические исследования пробы биологического объекта (мочи) проводятся в два этапа и включают предварительные исследования иммунохимическими методами и подтверждающие исследования методами газовой и (или) жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием.
При этом предварительные экспресс-тесты иногда дают ложноположительный результат или, наоборот, не реагируют на некоторые разновидности спайсов, поэтому  водитель транспортного средства может оспорить данный тест и это может привести к смерти другого человека при ДТП.
В КоАП РФ прописано что, появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
У многих граждан возникает закономерный вопрос, с какого момента опьянение можно считать нарушающим закон? Ведь большинству приходилось возвращаться с праздничных вечеринок, корпоративов, свадеб и иных увеселительных мероприятий. Также появляются проблемы с законодательством РФ.
Указанные проблемы связаны прежде всего с недостаточной проработкой на законодательном уровне понятия «состояние опьянения», о чем уже говорили в научных публикациях специалисты как в области административного права, так и медицины.
Каждый год вредное употребление алкоголя уносит жизни 3 миллионов человек. Глобальная стратегия ВОЗ по сокращению вредного употребления алкоголя призвана улучшить показатели здоровья и социального благополучия отдельных лиц, семей и общества при значительном уменьшении заболеваемости и смертности, вызванной вредным употреблением алкоголя и порождаемыми этим социальными последствиями. Предполагается, что глобальная стратегия будет направлять и подкреплять собой местные, региональные и глобальные действия по профилактике и сокращению масштабов вредного употребления алкоголя. 
В основе глобальной стратегии лежат десять ключевых направлений политики и мероприятий национального уровня. Это следующие направления деятельности на уровне стран:

1.    Лидерство, информированность и приверженность;
2.    Ответные меры служб здравоохранения;
3.    Действия по месту жительства;
4.    Политика и контрмеры в отношении управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения;
5.    Доступность алкогольных напитков;
6.    Маркетинг алкогольных напитков;
7.    Ценовая политика;
8.    Сокращение негативных последствий употребления спиртных напитков и алкогольной интоксикации;
9.    Сокращение воздействия на здоровье населения алкогольных напитков, произведенных незаконно или неорганизованным сектором;
10.    Мониторинг и эпиднадзор. 
 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет