Предоставление безопасной экскурсионной деятельности на транспорте
Описание работы
Работа пользователя Kotani2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование обеспечения безопасной экскурсионной деятельности. 5
1.1. понятие эксурсии, ее функции и признаки. 5
1.2.Понятие безопасности
1.3. Основные принципы и требования по обеспечению безопасности в туризме 11
1.4. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма. 20
2. Анализ деятельности турфирм по обеспечению безопасной экскурсионной деятельности 24
2.1. Страхование жизни, здоровья и имущества туриста. 24
2.2.Предоставление безопасности во время проведения автобусных экскурсий 35
2.3 Обеспечение безопасности во время экскурсии на воздухе. 42
2.4 Обеспечение безопасности экскурсий на наземном транспорте……… 55
3. Практическая часть
3.1.Продвижение транспортных потоков
3.2. Разработка памятки экскурсанта во время проведения экскурсии. 65
3.3 Сопроваждающая туристкая документация. 68
3.4 Разработка плана по обеспечению безопасности экскурсионной деятельности 74
Заключение. 85
Список использованной литературы.. 86
ВВЕДЕНИЕ
Развитие туристских перевозок – это результат взаимодействия определенных факторов туристской индустрии и транспортной отрасли, оказывающих влияние разной силы. Специфика туристских потоков во многом обусловлена существующей транспортной инфраструктурой, поскольку именно транспорт обеспечивает нормальный доступ туристов к туристским ресурсам.
В данном случае техническое обустройство вокзальных комплексов и пограничных пунктов пропуска, наличие регулярных и прямых сообщений, комфортабельных транспортных средств, современных технологий обслуживания пассажиров приобретают особую значимость для развития международных перевозок пассажиров отдельными видами транспорта на региональном уровне.
Актуальность. Транспортные перевозки играют существенную роль в организации туристских путешествий. Это связано с их мобильностью, информативностью и дешевизной по сравнению с другими видами транспорта.
Отличительной особенностью транспортных перевозок является то, что они используются не только для массовых перемещений туристов при реализации экскурсионных, познавательных, развлекательных и шоп-туров, но и для трансфера пассажиров, пользующихся услугами воздушного, наземного и водного транспорта.
В сфере транспортных перевозок действует целый ряд документов правового характера, регулирующих деятельность на наземном транспорте во внутреннем и в международном сообщениях.
Под международными перевозками понимаются перевозки, во время которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух государств.
Согласно данным Всемирной туристской организации (UNWTO), более 40% международного туристского потока приходятся на автомобильный транспорт, а его важнейшие качества – мобильность, комфортность и возможность дополнять другие виды транспорта – делают автобусные перевозки самыми популярными в организации туристских маршрутов.
Более того, по мнению специалистов – организаторов автобусных туров, – для этого сектора индустрии путешествий характерна стабильность спроса и независимость от влияния экономических, политических и природных факторов, а также гарантированная окупаемость затрат компаний за счет постоянных туристов.
Следует признать, что отдельные виды транспорта как главная составляющая транспортного обеспечения туристской деятельности непосредственным образом связаны с географией, структурой и направлениями туристских перевозок.
Цель дипломной работы рассмотрение безопасности эксурсионной деятельности на транспорте.
Задачи дипломной работы:
- рассмотреть теоретические аспекты системы безопасной экскурсионной деятельности;
- выявить проблемы формирования безопасности в экскурсионной деятельности;
- разработать мероприятия направленные на совершенствование системы безопасности на транспорте.
Предметом исследования является экскурссионная деятельность.
Объектом исследования является механизм функционирования системы безопасности экскурсионной деятельности на транспорте.
Структура работы состоит из содержания, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование обеспечения безопасной экскурсионной деятельности. 5
1.1. понятие эксурсии, ее функции и признаки. 5
1.2.Понятие безопасности
1.3. Основные принципы и требования по обеспечению безопасности в туризме 11
1.4. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма. 20
2. Анализ деятельности турфирм по обеспечению безопасной экскурсионной деятельности 24
2.1. Страхование жизни, здоровья и имущества туриста. 24
2.2.Предоставление безопасности во время проведения автобусных экскурсий 35
2.3 Обеспечение безопасности во время экскурсии на воздухе. 42
2.4 Обеспечение безопасности экскурсий на наземном транспорте……… 55
3. Практическая часть
3.1.Продвижение транспортных потоков
3.2. Разработка памятки экскурсанта во время проведения экскурсии. 65
3.3 Сопроваждающая туристкая документация. 68
3.4 Разработка плана по обеспечению безопасности экскурсионной деятельности 74
Заключение. 85
Список использованной литературы.. 86
ВВЕДЕНИЕ
Развитие туристских перевозок – это результат взаимодействия определенных факторов туристской индустрии и транспортной отрасли, оказывающих влияние разной силы. Специфика туристских потоков во многом обусловлена существующей транспортной инфраструктурой, поскольку именно транспорт обеспечивает нормальный доступ туристов к туристским ресурсам.
В данном случае техническое обустройство вокзальных комплексов и пограничных пунктов пропуска, наличие регулярных и прямых сообщений, комфортабельных транспортных средств, современных технологий обслуживания пассажиров приобретают особую значимость для развития международных перевозок пассажиров отдельными видами транспорта на региональном уровне.
Актуальность. Транспортные перевозки играют существенную роль в организации туристских путешествий. Это связано с их мобильностью, информативностью и дешевизной по сравнению с другими видами транспорта.
Отличительной особенностью транспортных перевозок является то, что они используются не только для массовых перемещений туристов при реализации экскурсионных, познавательных, развлекательных и шоп-туров, но и для трансфера пассажиров, пользующихся услугами воздушного, наземного и водного транспорта.
В сфере транспортных перевозок действует целый ряд документов правового характера, регулирующих деятельность на наземном транспорте во внутреннем и в международном сообщениях.
Под международными перевозками понимаются перевозки, во время которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух государств.
Согласно данным Всемирной туристской организации (UNWTO), более 40% международного туристского потока приходятся на автомобильный транспорт, а его важнейшие качества – мобильность, комфортность и возможность дополнять другие виды транспорта – делают автобусные перевозки самыми популярными в организации туристских маршрутов.
Более того, по мнению специалистов – организаторов автобусных туров, – для этого сектора индустрии путешествий характерна стабильность спроса и независимость от влияния экономических, политических и природных факторов, а также гарантированная окупаемость затрат компаний за счет постоянных туристов.
Следует признать, что отдельные виды транспорта как главная составляющая транспортного обеспечения туристской деятельности непосредственным образом связаны с географией, структурой и направлениями туристских перевозок.
Цель дипломной работы рассмотрение безопасности эксурсионной деятельности на транспорте.
Задачи дипломной работы:
- рассмотреть теоретические аспекты системы безопасной экскурсионной деятельности;
- выявить проблемы формирования безопасности в экскурсионной деятельности;
- разработать мероприятия направленные на совершенствование системы безопасности на транспорте.
Предметом исследования является экскурссионная деятельность.
Объектом исследования является механизм функционирования системы безопасности экскурсионной деятельности на транспорте.
Структура работы состоит из содержания, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- А༌к༌т༌у༌а༌л༌ь༌н༌ы༌е в༌о༌п༌р༌о༌с༌ы т༌у༌р༌и༌с༌т༌с༌к༌о༌й д༌е༌я༌т༌е༌л༌ь༌н༌о༌с༌т༌и༌: с༌б༌. м༌е༌т༌о༌д༌. м༌а༌т༌е༌р༌и༌а༌л༌о༌в༌. – С༌П༌б༌.: Н༌е༌д༌р༌а༌, 2014.
- Б༌г༌а༌т༌о༌в А༌.П༌. Б༌о༌й༌к༌о Т༌.В༌., З༌у༌б༌р༌е༌в༌а М༌.В༌.Т༌у༌р༌и༌с༌т༌с༌к༌и༌е ф༌о༌р༌м༌а༌л༌ь༌н༌о༌с༌т༌и༌: у༌ч༌е༌б༌. п༌о༌с༌о༌б༌и༌е д༌л༌я с༌т༌у༌д༌. в༌ы༌с༌ш༌. у༌ч༌е༌б༌. з༌а༌в༌е༌д༌е༌н༌и༌й༌. - 2-е и༌з༌д༌., и༌с༌п༌р༌. – М༌.: А༌к༌а༌д༌е༌м༌и༌я༌, 2012.
- Б༌и༌р༌ж༌а༌к༌о༌в М༌.Б༌. В༌в༌е༌д༌е༌н༌и༌е в т༌у༌р༌и༌з༌м༌. - 8-е и༌з༌д༌., п༌е༌р༌е༌р༌а༌б༌. и д༌о༌п༌. - С༌П༌б༌.: Н༌е༌в༌с༌к༌и༌й ф༌о༌н༌д༌, 2014.
- Б༌ы༌с༌т༌р༌о༌в С༌.А༌., В༌о༌р༌о༌н༌ц༌о༌в༌а М༌.Г༌. Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: м༌а༌к༌р༌о༌э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а и м༌и༌к༌р༌о༌э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а༌. — С༌П༌б༌.: Г༌е༌р༌д༌а༌, 2015.
- Б༌ы༌с༌т༌р༌о༌в С༌.А༌. Ф༌и༌н༌а༌н༌с༌о༌в༌ы༌й м༌е༌н༌е༌д༌ж༌м༌е༌н༌т в т༌у༌р༌и༌з༌м༌е༌. - С༌П༌б༌.: Г༌е༌р༌д༌а༌, 2015.
- В༌о༌с༌к༌р༌е༌с༌е༌н༌с༌к༌и༌й В༌.Ю༌. М༌е༌ж༌д༌у༌н༌а༌р༌о༌д༌н༌ы༌й т༌у༌р༌и༌з༌м༌. – М༌.: Ю༌н༌и༌т༌и༌, 2014.
- Д༌о༌л༌ж༌е༌н༌к༌о Г༌.П༌. Э༌к༌с༌к༌у༌р༌с༌и༌о༌н༌н༌о༌е д༌е༌л༌о༌. – М༌.: М༌а༌р༌т༌, 2011.
- И༌л༌ь༌и༌н༌а Е༌.Н༌. Т༌у༌р༌о༌п༌е༌р༌е༌й༌т༌и༌н༌г༌: о༌р༌г༌а༌н༌и༌з༌а༌ц༌и༌я д༌е༌я༌т༌е༌л༌ь༌н༌о༌с༌т༌и༌. - М༌.: Ф༌и༌н༌а༌н༌с༌ы и с༌т༌а༌т༌и༌с༌т༌и༌к༌а༌, 2015.
- К༌а༌у༌р༌о༌в༌а А༌.Д༌. О༌р༌г༌а༌н༌и༌з༌а༌ц༌и༌я с༌ф༌е༌р༌ы т༌у༌р༌и༌з༌м༌а༌: у༌ч༌е༌б༌. п༌о༌с༌о༌б༌и༌е༌. - С༌П༌б༌.: Г༌е༌р༌д༌а༌, 2014.
- К༌о༌з༌ы༌р༌е༌в༌а Т༌.В༌. Б༌у༌х༌г༌а༌л༌т༌е༌р༌с༌к༌и༌й у༌ч༌е༌т в т༌у༌р༌и༌з༌м༌е༌. – М༌.: Ф༌и༌н༌а༌н༌с༌ы и с༌т༌а༌т༌и༌с༌т༌и༌к༌а༌, 2014.
- К༌о༌л༌б༌о༌в༌с༌к༌и༌й Е༌.Ю༌. Э༌к༌о༌л༌о༌г༌и༌ч༌е༌с༌к༌и༌й т༌у༌р༌и༌з༌м и э༌к༌о༌л༌о༌г༌и༌я т༌у༌р༌и༌з༌м༌а༌: у༌ч༌. п༌о༌с༌о༌б༌и༌е༌. - М༌.: А༌к༌а༌д༌е༌м༌и༌я༌, 2013.
- М༌о༌р༌о༌з༌о༌в М༌.А༌. Э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а и п༌р༌е༌д༌п༌р༌и༌н༌и༌м༌а༌т༌е༌л༌ь༌с༌т༌в༌о в с༌о༌ц༌и༌а༌л༌ь༌н༌о༌-к༌у༌л༌ь༌т༌у༌р༌н༌о༌м с༌е༌р༌в༌и༌с༌е и т༌у༌р༌и༌з༌м༌е༌. – 2-е и༌з༌д༌., и༌с༌п༌р༌. и д༌о༌п༌. – М༌.: Academia, 2014.
- С༌а༌а༌к А༌.Э༌. М༌е༌н༌е༌д༌ж༌м༌е༌н༌т в с༌о༌ц༌и༌а༌л༌ь༌н༌о༌-к༌у༌л༌ь༌т༌у༌р༌н༌о༌м с༌е༌р༌в༌и༌с༌е и т༌у༌р༌и༌з༌м༌е༌. – М༌.: П༌и༌т༌е༌р༌, 2015.
- С༌а༌м༌о༌й༌л༌е༌н༌к༌о А༌.А༌. Г༌е༌о༌г༌р༌а༌ф༌и༌я т༌у༌р༌и༌з༌м༌а༌. – Р༌о༌с༌т༌о༌в н༌/Д༌: Ф༌е༌н༌и༌к༌с༌, 2014.
- С༌а༌п༌о༌ж༌н༌и༌к༌о༌в༌а Е༌.Н༌. С༌т༌р༌а༌н༌о༌в༌е༌д༌е༌н༌и༌е༌: Т༌е༌о༌р༌и༌я и м༌е༌т༌о༌д༌и༌к༌а т༌у༌р༌и༌с༌т༌с༌к༌о༌г༌о и༌з༌у༌ч༌е༌н༌и༌я с༌т༌р༌а༌н༌. 3-е и༌з༌д༌., и༌с༌п༌р༌. – М༌.: «А༌к༌а༌д༌е༌м༌и༌я༌», 2014.
- У༌с༌ы༌с༌к༌и༌н Г༌.С༌. О༌ч༌е༌р༌к༌и и༌с༌т༌о༌р༌и༌и р༌о༌с༌с༌и༌й༌с༌к༌о༌г༌о т༌у༌р༌и༌з༌м༌а༌. - 2-е и༌з༌д༌., п༌е༌р༌е༌р༌а༌б༌. и д༌о༌п༌. – С༌П༌б༌.: Г༌е༌р༌д༌а༌, 2010.
- Х༌у༌у༌с༌к༌о༌н༌е༌н Н༌.М༌. П༌р༌а༌к༌т༌и༌к༌а э༌к༌с༌к༌у༌р༌с༌и༌о༌н༌н༌о༌й д༌е༌я༌т༌е༌л༌ь༌н༌о༌с༌т༌и༌. - С༌П༌б༌.: Г༌е༌р༌д༌а༌, 2014.
- Ч༌у༌д༌н༌о༌в༌с༌к༌и༌й А༌.Д༌. У༌п༌р༌а༌в༌л༌е༌н༌и༌е и༌н༌д༌у༌с༌т༌р༌и༌е༌й т༌у༌р༌и༌з༌м༌а༌. – М༌.: К༌н༌о༌р༌у༌с༌, 2014.
- Э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а и о༌р༌г༌а༌н༌и༌з༌а༌ц༌и༌я т༌у༌р༌и༌з༌м༌а༌: м༌е༌ж༌д༌у༌н༌а༌р༌о༌д༌н༌ы༌й т༌у༌р༌и༌з༌м / п༌о༌д р༌е༌д༌. И༌.А༌. Р༌я༌б༌о༌в༌о༌й༌. – М༌.: К༌н༌о༌р༌у༌с༌, 2014.
- Б༌а༌р༌з༌ы༌к༌и༌н Ю༌.Л༌и༌ц༌о༌м к п༌о༌т༌р༌е༌б༌и༌т༌е༌л༌ю / Ю༌. Б༌а༌р༌з༌ы༌к༌и༌н // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌к༌т༌и༌к༌а༌, п༌р༌о༌б༌л༌е༌м༌ы༌, п༌е༌р༌с༌п༌е༌к༌т༌и༌в༌ы༌. — 2015.— N 1.— С༌. 16-17.
- И༌г༌б༌а༌е༌в༌а Г༌.Р༌.Л༌и༌ч༌н༌о༌е с༌т༌р༌а༌х༌о༌в༌а༌н༌и༌е т༌у༌р༌и༌с༌т༌о༌в༌, в༌ы༌е༌з༌ж༌а༌ю༌щ༌и༌х з༌а р༌у༌б༌е༌ж / Г༌.Р༌. И༌г༌б༌а༌е༌в༌а // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌в༌о и э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а༌. — 2014.— N 5.— С༌. 30-31.
- К༌а༌л༌и༌н༌и༌н༌а Л༌.Е༌.Г༌о༌с༌у༌д༌а༌р༌с༌т༌в༌е༌н༌н༌а༌я п༌о༌л༌и༌т༌и༌к༌а в с༌ф༌е༌р༌е т༌у༌р༌и༌з༌м༌а༌: т༌у༌р༌и༌с༌т༌с༌к༌о༌-р༌е༌к༌р༌е༌а༌ц༌и༌о༌н༌н༌ы༌е о༌с༌о༌б༌ы༌е э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌ч༌е༌с༌к༌и༌е з༌о༌н༌ы / Л༌.Е༌. К༌а༌л༌и༌н༌и༌н༌а // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌в༌о и э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а༌. — 2014.— N 5.— С༌. 23-27.
- К༌о༌б༌а༌к О༌. Р༌и༌с༌к༌и т༌у༌р༌и༌с༌т༌а / О༌. К༌о༌б༌а༌к // Ф༌и༌н༌а༌н༌с༌. - 2014. - N 27. - С༌. 75-77.
- П༌и༌с༌а༌р༌е༌в༌с༌к༌и༌й Е༌.Л༌.Т༌у༌р༌и༌з༌м к༌а༌к с༌и༌с༌т༌е༌м༌н༌о༌е о༌б༌р༌а༌з༌о༌в༌а༌н༌и༌е / Е༌.Л༌. П༌и༌с༌а༌р༌е༌в༌с༌к༌и༌й // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌в༌о и э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а༌. — 2014.— N 5.— С༌. 2-9.
- "П༌о༌р༌т༌р༌е༌т༌" р༌о༌с༌с༌и༌й༌с༌к༌о༌г༌о т༌у༌р༌и༌с༌т༌а п༌о д༌а༌н༌н༌ы༌м с༌о༌ц༌и༌о༌л༌о༌г༌и༌ч༌е༌с༌к༌о༌г༌о о༌п༌р༌о༌с༌а // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌к༌т༌и༌к༌а༌, п༌р༌о༌б༌л༌е༌м༌ы༌, п༌е༌р༌с༌п༌е༌к༌т༌и༌в༌ы༌. — 2014.— N 5.— С༌. 40-41.
- П༌р༌о༌б༌л༌е༌м༌ы т༌у༌р༌о༌т༌р༌а༌с༌л༌и р༌е༌ш༌а༌е༌м༌ы // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌к༌т༌и༌к༌а༌, п༌р༌о༌б༌л༌е༌м༌ы༌, п༌е༌р༌с༌п༌е༌к༌т༌и༌в༌ы༌. — 2014.— N 6.— С༌. 45.
- С༌е༌р༌о༌в༌а А༌.П༌о༌б༌ы༌в༌а༌т༌ь в п༌а༌р༌а༌л༌л༌е༌л༌ь༌н༌о༌м м༌и༌р༌е д༌а༌с༌т в༌о༌з༌м༌о༌ж༌н༌о༌с༌т༌ь н༌о༌в༌а༌я р༌а༌з༌р༌а༌б༌о༌т༌к༌а в о༌б༌л༌а༌с༌т༌и р༌о༌с༌с༌и༌й༌с༌к༌о༌г༌о т༌у༌р༌и༌з༌м༌а / А༌. С༌е༌р༌о༌в༌а // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌к༌т༌и༌к༌а༌, п༌р༌о༌б༌л༌е༌м༌ы༌, п༌е༌р༌с༌п༌е༌к༌т༌и༌в༌ы༌. — 2014.— N 2.— С༌. 40-41.
- С༌и༌р༌и༌к Н༌.В༌.Г༌р༌а༌ж༌д༌а༌н༌с༌к༌о༌-п༌р༌а༌в༌о༌в༌о༌е р༌е༌г༌у༌л༌и༌р༌о༌в༌а༌н༌и༌е э༌к༌с༌к༌у༌р༌с༌и༌о༌н༌н༌о༌й д༌е༌я༌т༌е༌л༌ь༌н༌о༌с༌т༌и в Р༌Ф / Н༌.В༌. С༌и༌р༌и༌к // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌в༌о и э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а༌. — 2014.— N 2.— С༌. 4-5.
- С༌т༌е༌п༌а༌н༌и༌ц༌к༌и༌й В༌.Б༌. Э༌к༌о༌л༌о༌г༌и༌ч༌е༌с༌к༌и༌й т༌у༌р༌и༌з༌м н༌а о༌с༌о༌б༌о о༌х༌р༌а༌н༌я༌е༌м༌ы༌х п༌р༌и༌р༌о༌д༌н༌ы༌х т༌е༌р༌р༌и༌т༌о༌р༌и༌я༌х Р༌о༌с༌с༌и༌и༌: п༌р༌о༌б༌л༌е༌м༌ы и п༌е༌р༌с༌п༌е༌к༌т༌и༌в༌ы // И༌с༌п༌о༌л༌ь༌з༌о༌в༌а༌н༌и༌е и о༌х༌р༌а༌н༌а п༌р༌и༌р༌о༌д༌. р༌е༌с༌у༌р༌с༌о༌в в Р༌о༌с༌с༌и༌и / В༌.Б༌. С༌т༌е༌п༌а༌н༌и༌ц༌к༌и༌й༌. - 2014. - N 2. - С༌. 116-120.
- С༌т༌р༌и༌г༌у༌н༌о༌в༌а Д༌.П༌.П༌о༌н༌я༌т༌и༌е м༌е༌ж༌д༌у༌н༌а༌р༌о༌д༌н༌о༌г༌о т༌у༌р༌и༌з༌м༌а / Д༌.П༌. С༌т༌р༌и༌г༌у༌н༌о༌в༌а // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌в༌о и э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а༌. — 2014.— N 2.— С༌. 6-9.
- Х༌а༌м༌о༌в༌а Ю༌.А༌.П༌р༌о༌б༌л༌е༌м༌ы р༌е༌г༌у༌л༌и༌р༌о༌в༌а༌н༌и༌я т༌у༌р༌и༌з༌м༌а в р༌а༌м༌к༌а༌х Е༌в༌р༌о༌п༌е༌й༌с༌к༌о༌г༌о С༌о༌о༌б༌щ༌е༌с༌т༌в༌а / Ю༌.А༌. Х༌а༌м༌о༌в༌а // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌в༌о и э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а༌. — 2014.— N 5.— С༌. 38-41.
- Ч༌е༌р༌к༌а༌с༌о༌в༌а И༌. М༌а༌р༌к༌е༌т༌и༌н༌г т༌у༌р༌и༌с༌т༌с༌к༌и༌х у༌с༌л༌у༌г д༌л༌я с༌е༌г༌м༌е༌н༌т༌а VIP-п༌о༌т༌р༌е༌б༌и༌т༌е༌л༌е༌й // М༌а༌р༌к༌е༌т༌и༌н༌г༌. - 2014. - N 2. - C.78-83.
- Ш༌а༌р༌а༌ф༌у༌т༌д༌и༌н༌о༌в В༌. Н༌.О п༌р༌о༌б༌л༌е༌м༌а༌х ф༌о༌р༌м༌и༌р༌о༌в༌а༌н༌и༌я с༌о༌в༌о༌к༌у༌п༌н༌ы༌х и и༌н༌т༌е༌г༌р༌а༌л༌ь༌н༌ы༌х р༌о༌с༌с༌и༌й༌с༌к༌и༌х т༌у༌р༌и༌с༌т༌с༌к༌и༌х п༌р༌о༌д༌у༌к༌т༌о༌в / В༌.Н༌. Ш༌а༌р༌а༌ф༌у༌т༌д༌и༌н༌о༌в // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌в༌о и э༌к༌о༌н༌о༌м༌и༌к༌а༌. — 2014.— N 5.— С༌. 9-20.
- Ш༌у༌т༌о༌в༌а Н༌.Н༌е༌х༌и༌т༌р༌ы༌е к༌о༌м༌б༌и༌н༌а༌ц༌и༌и х༌о༌р༌о༌ш༌е༌г༌о о༌т༌д༌ы༌х༌а / Н༌. Ш༌у༌т༌о༌в༌а [и д༌р༌. ] // Т༌у༌р༌и༌з༌м༌: п༌р༌а༌к༌т༌и༌к༌а༌, п༌р༌о༌б༌л༌е༌м༌ы༌, п༌е༌р༌с༌п༌е༌к༌т༌и༌в༌ы༌. — 2014.— N 2.— С༌. 35-