Причины тревожности в подростковом возрасте.
Описание работы
Работа пользователя Н. Симакин
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Причины тревожности в подростковом возрасте.»
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы исследования причин появления тревожности в подростковом возрасте. 5
1.1 Феномен «тревожность» в психологии. 5
1.2 Характеристика подросткового периода. 11
1.3. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.
Глава 2 Эмпирическое исследование тревожности в подростковом возрасте. 16
2.1 Методический подход к исследованию уровня тревожности у подростков. 16
2.2 Анализ (обсуждение) результатов. 23
Заключение. 29
Список литературы.. 30
Введение
Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов в развитии человека. Этот период характеризуется достаточно бурно протекающими процессами, которые достаточно сложно переживаются подростком и оказывают негативное влияние на его отношение к себе, к миру, к окружающим людям.
В данном возрасте происходит существенная гормональная перестройка организма, что выражается, условно говоря, в «гормональной буре». Постоянные перепады гормонального фона подростков приводят к проявлениям агрессии, возникновению депрессивных настроений, постоянной смене настроений. В данном возрасте у подростка возникает ощущение взрослости: он пытается абстрагироваться от родителей, семьи, утвердиться в роли взрослого, получить определенный социально значимый статус. При этом, чтобы достичь самостоятельности и взрослости в полной мере, подростку не хватает опыта, понимания социальных закономерностей, финансовых возможностей.
Большое внимание в подростковом возрасте ребенок уделяет своим физическим параметрам, при этом очень часто подросток недоволен своей внешностью. Также ему необходимо признание определенной референтной группы, и если подросток не находит себя в социально позитивных и одобряемых группах и течениях, то присоединяется к различным субкультурам и неформальным движениям, часто девиантного характера. Все выделенные процессы оказывают влияние на возникновение специфических эмоциональных процессов. Например, достаточно типичным в подростковом возрасте является высокий уровень тревожности.
Исследователи выделяют разнообразные причины, которые могут привести к высокому уровню тревожности в подростковом возрасте. Понимание причин данного явления является необходимым, т.к. именно с выявления причины начинается построение соответствующей коррекционной программы по преодолению тревожности и нормализации эмоционального состояния подростка.
Цель исследования: изучить причины возникновения тревожности в подростковом возрасте.
Объект исследования: проявления тревожности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: причины появления тревожности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы исследования причин появления тревожности в подростковом возрасте. 5
1.1 Феномен «тревожность» в психологии. 5
1.2 Характеристика подросткового периода. 11
1.3. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.
Глава 2 Эмпирическое исследование тревожности в подростковом возрасте. 16
2.1 Методический подход к исследованию уровня тревожности у подростков. 16
2.2 Анализ (обсуждение) результатов. 23
Заключение. 29
Список литературы.. 30
Введение
Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов в развитии человека. Этот период характеризуется достаточно бурно протекающими процессами, которые достаточно сложно переживаются подростком и оказывают негативное влияние на его отношение к себе, к миру, к окружающим людям.
В данном возрасте происходит существенная гормональная перестройка организма, что выражается, условно говоря, в «гормональной буре». Постоянные перепады гормонального фона подростков приводят к проявлениям агрессии, возникновению депрессивных настроений, постоянной смене настроений. В данном возрасте у подростка возникает ощущение взрослости: он пытается абстрагироваться от родителей, семьи, утвердиться в роли взрослого, получить определенный социально значимый статус. При этом, чтобы достичь самостоятельности и взрослости в полной мере, подростку не хватает опыта, понимания социальных закономерностей, финансовых возможностей.
Большое внимание в подростковом возрасте ребенок уделяет своим физическим параметрам, при этом очень часто подросток недоволен своей внешностью. Также ему необходимо признание определенной референтной группы, и если подросток не находит себя в социально позитивных и одобряемых группах и течениях, то присоединяется к различным субкультурам и неформальным движениям, часто девиантного характера. Все выделенные процессы оказывают влияние на возникновение специфических эмоциональных процессов. Например, достаточно типичным в подростковом возрасте является высокий уровень тревожности.
Исследователи выделяют разнообразные причины, которые могут привести к высокому уровню тревожности в подростковом возрасте. Понимание причин данного явления является необходимым, т.к. именно с выявления причины начинается построение соответствующей коррекционной программы по преодолению тревожности и нормализации эмоционального состояния подростка.
Цель исследования: изучить причины возникновения тревожности в подростковом возрасте.
Объект исследования: проявления тревожности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: причины появления тревожности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
- Рассмотреть особенности понимания феномена «тревожность» в научной психологии»;
- Охарактеризовать подростковый период;
- Проанализировать особенности проявления тревожности в подростковом возрасте;
- Изучить научные представления о причинах появления тревожности в подростковом возрасте.
Список литературы
- Бадмаева Н.Ц., Миронова Т.Л. Профилактика и преодоление негативных последствий экзаменационного стресса у школьников / Социальное самочувствие населения в социокультурном пространстве. Материалы международной научно-практической конференции / Ответственный редактор Н.С. Антонова. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2017. – С. 107-110
- Василихин Е.В. Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте / Приоритетные научные направления: от теории к практике. Сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2017
- Веселкова Г.А. Из опыта работы психолога с родителями по профилактике экзаменационного стресса у учащихся выпускных классов // Пермский педагогический журнал. – 2014. - № 5. – С. 38-40
- Власова .И., Турчин А.С. Особенности тревожности современных подростков-школьников // Научное мнение. – 2019. - № 9. – С. 16-21.
- Волков Б.С. Психология подростка. -М., 2002. -160 с
- Дружинина А.Д. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе взросления // НАУКАПАРК. – 2018. - №3 (64)
- Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб.: Лениздат, 1996 – 642 с.
- Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. -СПб., 2004
- Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева А. В., П.В. Румянцева. – СПб.: Речь. – 2004. – 248 с.
- Морозова О.О., Пшеничнова И.В. Причины возникновения и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте / Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых. Материалы ХI Международной научной конференции / ответственный редактор А.А. Червова. – Иваново: Шуйский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановский государственный университет", 2018. – С. 173-175.
- Наумова А.А. Проблема определения границ подросткового возраста в современной науке // European social sciense journal. – 2012. - №9-1 (25)
- Прислопская Н.В. Тревожность и ее влияние на самооценку в подростковом возрасте // Science Time. -2019. - № 12 (72). – С. 33-38.
- Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 11-17.
- Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2015. - 188 c
- Психология подростка. Полное руководство / под ред. А. Реана. - СПб., 2003
- Солынин Н.Э., Лебедева Е.П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - № 6. – С. 281-284.
- Спилбергер Ч.Д. Тревога и поведение. - С-Пб.: Питер, 2001. - 252 с.
- Филиппова К.А. Содержание основных психологических процессов, составляющих структуру эмоционально-волевой сферы // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2015. - №3
- Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Свет. – 1989, – 404 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – СПб.: Лениздат. – 1997. – 412 с.
- Хухлаева О.В. Психология подростка. -М., 2004
- Цуканова В.И. Основные причины и коррекция тревожности у подростков // Альманах мировой науки. – 2020. - № 4 (40). – С. 43-45.
- Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера личности подростков и ее диагностика // Вестник практической психологии образования. – 2015. - №1 (42)