ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА» ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ ОНМК
Описание работы
Работа пользователя Mirkinngs
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕ-
ДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ОСТНЫМ НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОГО
КРОВООБРАЩЕНИЯ (ОНМК)……………………………………………..12
1.1.История исследования проблемы ОНМК …………………………...12
1.2.Сущность и клинические проявления инсульт…………….…….….14
1.3.Связь нарушения межполушарного взаимодействия с развитием
симптоматики, характерной для пациентов ОНМК.................................18
1.4.Психологические особенности пациентов ОНМК …………………20
1.5.Методы реабилитации после инсульта ……………………………...26
1.6.Нейрореабилитация с использованием методики «Гимнастика для мозга»......................................................................................................33
Выводы………………………………………………............................36
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................................ 38
2.1.Методологические аспекты психологического исследования
больных ОНМК...............................................................................38
2.2.Цели, задачи и гипотезы исследования………………………………39
2.3.Описание выборки обследуемых…………………………………......41
2.4.Описание процедуры и методов исследования……………………...42
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..............................................................................47
3.1.Результаты психологического исследования больных ОНМК до и
после включения в реабилитационную программу метода «Гим-
настика для мозга»……………………………………………………. 50
3.2.Результаты психологического исследования больных ОНМК, в реабилитационную программу которых не был включен метод «Гимнастика для мозга»……………………………..………………..57
3.3.Результаты статистического анализа полученных данных…………62
3.4. Обсуждение результатов…………………………………………….77
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...... 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 84
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...... 86
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 97
Гипотезы исследования:
Теоретические задачи:
Принцип системной динамической локализации высших психических функций [А.Р.Лурия]; представления о влиянии некорректной работы полу-шарий мозга, связанной с нарушением мозгового кровотока, на процессы вербальной коммуникации, чтение, обработку слухоречевой информации, процессы обучения. [Кураев Г. А. и др., 2004]; представления о гармоничной работе головного мозга, связанного с оптимальным распределением напря-жения между корой обеих гемисфер головного мозга [Кураев Г. А. и др., 1996].
Научная новизна работы:
Раньше акцент исследований данного метода ставился на коррекции когнитивных функций у детей, и их коррекции у пациентов ОНМК на сана-торном этапе, то мы предлагаем использовать этот метод на первых этапах реабилитационной программы. Наименее изученным является то, насколько эффективным будет применение метода «Гимнастика для мозга» к пациентам ОНМК, и в частности эффективность методики на первом этапе реабилита-ции.
Теоретическая и практическая значимость:
За последние годы, все чаще инсульт встречается у молодых людей. В настоящее время 40% пациентов ОНМК это люди трудоспособного возраста. [Пизов Н. А., Пизова Н. В., 2017]. В современном мире, необходимо прово-дить реабилитацию таким образом, что бы в кратчайшие сроки, терапия при-водила к нормализации когнитивной и двигательной сферы пациентов.
Применение адаптированного для пациентов ОНМК комплекса упраж-нений «Гимнастика для мозга» повлияет на динамику восстановления когнитивных функций в процессе реабилитации. Включение пациентов ОНМК в реабилитационную программу с применением адаптированного комплекса упражнения «Гимнастика для мозга» обуславливает улучшение когнитивных функций: уровня концентрации внимания, кратковременное памяти, продук-тивности ассоциативного мышления. В сравнении с пациентами, не вклю-ченными в реабилитационную программу с применением адаптированного комплекса упражнения «Гимнастика для мозга». Упражнения отбирались та-ким образом, что бы быстрая истощаемость пациентов не вызвала ухудшение их состояния от методик, и упражнения подходили и для пациентов с час-тичными параличами. Отобранные упражнения и стали инструментом реаби-литации в нашем случае.
онные мероприятия, направленные на максимально возможное устранение физических дефектов, пациентов с двигательными нарушениями, основой которых является органическое поражение головного мозга. Было выявлено: в процессе групповой работы, пациенты обращают внимание на людей, включенных в работу вместе с ними, у них появляется желание включаться в отношения связанные со взаимообязательствами и взаимопомощью, у людей в группе стала наблюдаться заинтересованность, как в своих успехах, так и в успехах членов групп.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕ-
ДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ОСТНЫМ НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОГО
КРОВООБРАЩЕНИЯ (ОНМК)……………………………………………..12
1.1.История исследования проблемы ОНМК …………………………...12
1.2.Сущность и клинические проявления инсульт…………….…….….14
1.3.Связь нарушения межполушарного взаимодействия с развитием
симптоматики, характерной для пациентов ОНМК.................................18
1.4.Психологические особенности пациентов ОНМК …………………20
1.5.Методы реабилитации после инсульта ……………………………...26
1.6.Нейрореабилитация с использованием методики «Гимнастика для мозга»......................................................................................................33
Выводы………………………………………………............................36
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................................ 38
2.1.Методологические аспекты психологического исследования
больных ОНМК...............................................................................38
2.2.Цели, задачи и гипотезы исследования………………………………39
2.3.Описание выборки обследуемых…………………………………......41
2.4.Описание процедуры и методов исследования……………………...42
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..............................................................................47
3.1.Результаты психологического исследования больных ОНМК до и
после включения в реабилитационную программу метода «Гим-
настика для мозга»……………………………………………………. 50
3.2.Результаты психологического исследования больных ОНМК, в реабилитационную программу которых не был включен метод «Гимнастика для мозга»……………………………..………………..57
3.3.Результаты статистического анализа полученных данных…………62
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...... 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 84
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...... 86
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 97
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день по всему миру одним из серьезнейших и распро-страненных сосудистых заболеваний мозга считается инсульт. Являясь одной из ведущих причин смерти в промышленно развитых странах мира, инсульт все чаще поражает людей молодого и среднего возраста. Даже при благопри-ятном исходе для большинства заболевших полноценное восстановление и возвращение к привычному образу жизни и труду становится серьезной про-блемой. В результате под удар попадают такие социальные институты как семья и даже государство. Таким образом, вопросы реабилитации этих паци-ентов приобретают острый медико-психологический и социальный характер.
Инсульт является нарушением мозгового кровообращения, в какой-либо части мозга, где кровоток снижается или прекращается [Никифоров А.
Несмотря на очевидные достижение в борьбе с этой проблемой, коли-чество заболевших с патологиями в сфере системы кровообращения в России находится на высоком уровне, а инсульт среди причин смерти находится на
На сегодняшний день по всему миру одним из серьезнейших и распро-страненных сосудистых заболеваний мозга считается инсульт. Являясь одной из ведущих причин смерти в промышленно развитых странах мира, инсульт все чаще поражает людей молодого и среднего возраста. Даже при благопри-ятном исходе для большинства заболевших полноценное восстановление и возвращение к привычному образу жизни и труду становится серьезной про-блемой. В результате под удар попадают такие социальные институты как семья и даже государство. Таким образом, вопросы реабилитации этих паци-ентов приобретают острый медико-психологический и социальный характер.
Инсульт является нарушением мозгового кровообращения, в какой-либо части мозга, где кровоток снижается или прекращается [Никифоров А.
- др., 2002].
Несмотря на очевидные достижение в борьбе с этой проблемой, коли-чество заболевших с патологиями в сфере системы кровообращения в России находится на высоком уровне, а инсульт среди причин смерти находится на
5
первом месте. Только в 2015 году 420083 человек были госпитализированы с инсультом по ишемическому типу, летальность составила 16,8% [Коломен-цев С. В., 2017]. Поэтому говорить о полной победе на поле сражение с дан-ной патологией не приходится. Растет потребность в совершенствовании и апробации реабилитационных мер не только медицинского, но и психологи-ческого направления.
Самые частые нарушения после инсульта - это двигательные наруше-ния в виде параличей и парезов различной степени выраженности, а также когнитивные расстройства [Яхно Н.Н., Парфенов В.А., 2000]. Когнитивные нарушения, возникают у подавляющего числа пациентов ОНМК, оказывая такое же негативное влияние на бытовую, социальную и профессиональную адаптацию, как моторный дефицит. Память и интеллект, внимание и умст-венная работоспособность, эмоциональная и волевая сферы, относящиеся к интегративным функциям головного мозга, часто попадают под удар очаго-вых поражений головного мозга [Leys D., Pasquier F., 2007].
Именно поэтому расширение комплекса постинсультных мероприятий приобретает высокую актуальность. Особый интерес представляет профи-лактика осложнений постинсультного периода, повторного инсульта, на-правленная на восстанавливать нарушенные когнитивных функции. К меро-приятиям такого типа предъявляется ряд существенных требований: раннее начало, систематичность, длительность, адекватность, активное участие в реабилитации самого пациента и его родных [Деннис М. С.,1998].
Одним из методов реабилитации является «Гимнастика для мозга». По данным ряда исследований, применение когнитивной гимнастики оказывает положительный эффект на процесс восстановления пациентов с заболева-ниями, сопровождающимися нарушением локальных функций головного мозга, такими как хроническое цереброваскулярное расстройство, деменция, легкая форма когнитивной дисфункции и т.д. [Бойко Е. А.,2008; Гаврилова Т. А., 2013]. Кроме того применение данного комплекса упражнений оказалось эффективным в решении проблемы повышения успеваемости у детей с осо-
первом месте. Только в 2015 году 420083 человек были госпитализированы с инсультом по ишемическому типу, летальность составила 16,8% [Коломен-цев С. В., 2017]. Поэтому говорить о полной победе на поле сражение с дан-ной патологией не приходится. Растет потребность в совершенствовании и апробации реабилитационных мер не только медицинского, но и психологи-ческого направления.
Самые частые нарушения после инсульта - это двигательные наруше-ния в виде параличей и парезов различной степени выраженности, а также когнитивные расстройства [Яхно Н.Н., Парфенов В.А., 2000]. Когнитивные нарушения, возникают у подавляющего числа пациентов ОНМК, оказывая такое же негативное влияние на бытовую, социальную и профессиональную адаптацию, как моторный дефицит. Память и интеллект, внимание и умст-венная работоспособность, эмоциональная и волевая сферы, относящиеся к интегративным функциям головного мозга, часто попадают под удар очаго-вых поражений головного мозга [Leys D., Pasquier F., 2007].
Именно поэтому расширение комплекса постинсультных мероприятий приобретает высокую актуальность. Особый интерес представляет профи-лактика осложнений постинсультного периода, повторного инсульта, на-правленная на восстанавливать нарушенные когнитивных функции. К меро-приятиям такого типа предъявляется ряд существенных требований: раннее начало, систематичность, длительность, адекватность, активное участие в реабилитации самого пациента и его родных [Деннис М. С.,1998].
Одним из методов реабилитации является «Гимнастика для мозга». По данным ряда исследований, применение когнитивной гимнастики оказывает положительный эффект на процесс восстановления пациентов с заболева-ниями, сопровождающимися нарушением локальных функций головного мозга, такими как хроническое цереброваскулярное расстройство, деменция, легкая форма когнитивной дисфункции и т.д. [Бойко Е. А.,2008; Гаврилова Т. А., 2013]. Кроме того применение данного комплекса упражнений оказалось эффективным в решении проблемы повышения успеваемости у детей с осо-
6
быми образовательными потребностями [Кудрявцева Г.Ю., Кузнецова О.В., 2005], а также, будучи включенным в системы оздоровительной работы в детском саду и школе, зарекомендовало себя как эффективная мера по акти-визации мыслительной деятельности детей и подростков [Метелева Л. А 2014; Быкова Н. В.,год; 2017; Семенова Т.А., 2017]. Имеют место отдельные работы, посвященные применению данных упражнений больными после ишемического инсульта на санаторном этапе реабилитации с целью коррек-ции некоторых когнитивных функций применялась «Гимнастика для мозга» [Бойко Е.А. и др., 2008].
Однако остаются вопросы относительно применения данной методики
Для расширения эмпирической доказательной базы по обоснованию возможностей применения комплекса упражнений «Гимнастика для мозга» с целью восстановления когнитивных навыков у группы пациентов ОНМК на первом этапе реабилитации нами было предпринято экспериментальное ис-следование.
Цель: изучение динамики изменения когнитивных функций и степени выра-женности депрессии у пациентов ОНМК на начальном этапе реабилитации. Предмет исследования: Продуктивность ассоциаций, уровень концентрации внимания, кратковременная память, когнитивный статус, степень выражен-ности депрессии.
Объект исследования: пациенты ОНМК.
быми образовательными потребностями [Кудрявцева Г.Ю., Кузнецова О.В., 2005], а также, будучи включенным в системы оздоровительной работы в детском саду и школе, зарекомендовало себя как эффективная мера по акти-визации мыслительной деятельности детей и подростков [Метелева Л. А 2014; Быкова Н. В.,год; 2017; Семенова Т.А., 2017]. Имеют место отдельные работы, посвященные применению данных упражнений больными после ишемического инсульта на санаторном этапе реабилитации с целью коррек-ции некоторых когнитивных функций применялась «Гимнастика для мозга» [Бойко Е.А. и др., 2008].
Однако остаются вопросы относительно применения данной методики
- комплексе реабилитационных мер для больных ОНМК на раннем периоде реабилитации, ведь именно раннее начало проведения реабилитационных действий является одним из ключевых критериев эффективности постин-
Для расширения эмпирической доказательной базы по обоснованию возможностей применения комплекса упражнений «Гимнастика для мозга» с целью восстановления когнитивных навыков у группы пациентов ОНМК на первом этапе реабилитации нами было предпринято экспериментальное ис-следование.
Цель: изучение динамики изменения когнитивных функций и степени выра-женности депрессии у пациентов ОНМК на начальном этапе реабилитации. Предмет исследования: Продуктивность ассоциаций, уровень концентрации внимания, кратковременная память, когнитивный статус, степень выражен-ности депрессии.
Объект исследования: пациенты ОНМК.
Гипотезы исследования:
- Динамика изменения когнитивных функций достоверно отличается у пациентов ОНМК при включении в реабилитационную программу адаптированного комплекса упражнения «Гимнастика для мозга» и па-циентов, в реабилитационную программу которых гимнастика для моз-га не была включена.
- Применение адаптированного для пациентов ОНМК комплекса упраж-нений «Гимнастика для мозга» в процессе реабилитации оказывает по-ложительное влияние на динамику изменения показателей продуктив-ности ассоциаций, уровня концентрации внимания, кратковременной памяти, когнитивного статуса.
- Применение комплекса упражнений «Гимнастика для мозга» способст-вует снижению уровня депрессии.
- Эффект от применения комплекса упражнений «Гимнастика для мозга» на изменения когнитивных функций и степень выраженности депрес-сии у пациентов ОНМК отличается в зависимости от их пола, возраста, уровня образования.
Теоретические задачи:
- Провести обзор теоретического материала по проблеме психологиче-ских особенностей пациентов ОНМК.
- Провести анализ литературы по проблеме особенностей межполушар-ного взаимодействия у пациентов ОНМК. Проанализировать роль межполушарного взаимодействия в осуществлении когнитивных функций.
- Провести теоретический обзор методов реабилитации пациентов ОНМК с целью положительного воздействия на когнитивные функции.
- Проанализировать представленные в научной литературе материалы, посвященные использованию метода «Гимнастика для мозга» с целью положительного воздействия на когнитивные функции.
- Разработать программу проведения эмпирического исследования.
- Подобрать релевантный поставленным эмпирическим задачам иссле-дования пакет методик.
- Исследовать динамику изменения когнитивных функций и степени вы-раженности депрессии у пациентов ОНМК с включенным в программу реабилитации комплексом упражнений «Гимнастика для мозга» и па-циентов, в реабилитационную программу которых гимнастика для моз-га не была включена.
- Провести сравнительный анализ динамики изменения продуктивности ассоциаций, уровня концентрации внимания, кратковременную память, когнитивного статуса и степени выраженности депрессии у группы па-циентов ОНМК с включенным в программу реабилитации комплексом упражнений «Гимнастика для мозга» и пациентов, в реабилитацион-ную программу которых гимнастика для мозга не была включена.
- Изучить различия в эффекте от применения методики «Гимнастика для мозга» на продуктивность ассоциаций, уровень концентрации внима-ния, кратковременную память, когнитивный статус, степень выражен-ности депрессии в зависимости от возраста, пола, уровня образования.
- Анализ психологической литературы по проблеме.
- Психодиагностические методики (Тест Пьерона Рузена, Тест Эббин-гауза, Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), Шкала де-прессии Бека, Тест Шкала MMSE).
- Метод эксперимента.
- Методы математической статистики.
Принцип системной динамической локализации высших психических функций [А.Р.Лурия]; представления о влиянии некорректной работы полу-шарий мозга, связанной с нарушением мозгового кровотока, на процессы вербальной коммуникации, чтение, обработку слухоречевой информации, процессы обучения. [Кураев Г. А. и др., 2004]; представления о гармоничной работе головного мозга, связанного с оптимальным распределением напря-жения между корой обеих гемисфер головного мозга [Кураев Г. А. и др., 1996].
Научная новизна работы:
Раньше акцент исследований данного метода ставился на коррекции когнитивных функций у детей, и их коррекции у пациентов ОНМК на сана-торном этапе, то мы предлагаем использовать этот метод на первых этапах реабилитационной программы. Наименее изученным является то, насколько эффективным будет применение метода «Гимнастика для мозга» к пациентам ОНМК, и в частности эффективность методики на первом этапе реабилита-ции.
Теоретическая и практическая значимость:
За последние годы, все чаще инсульт встречается у молодых людей. В настоящее время 40% пациентов ОНМК это люди трудоспособного возраста. [Пизов Н. А., Пизова Н. В., 2017]. В современном мире, необходимо прово-дить реабилитацию таким образом, что бы в кратчайшие сроки, терапия при-водила к нормализации когнитивной и двигательной сферы пациентов.
Применение адаптированного для пациентов ОНМК комплекса упраж-нений «Гимнастика для мозга» повлияет на динамику восстановления когнитивных функций в процессе реабилитации. Включение пациентов ОНМК в реабилитационную программу с применением адаптированного комплекса упражнения «Гимнастика для мозга» обуславливает улучшение когнитивных функций: уровня концентрации внимания, кратковременное памяти, продук-тивности ассоциативного мышления. В сравнении с пациентами, не вклю-ченными в реабилитационную программу с применением адаптированного комплекса упражнения «Гимнастика для мозга». Упражнения отбирались та-ким образом, что бы быстрая истощаемость пациентов не вызвала ухудшение их состояния от методик, и упражнения подходили и для пациентов с час-тичными параличами. Отобранные упражнения и стали инструментом реаби-литации в нашем случае.
Так же, помимо изменений уровня когнитивных функций благодаря применению комплекса упражнений «Гимнастика для мозга», специфика применения данного комплекса в формате занятия в малых группах, по на-шему мнению, будет способствовать снижению уровня депрессии (об этом подробнее в разделе «научная новизна»). Депрессия выявляется у 30–50 % больных инсультом [Barber R., 2004; Tiemeier H., 2003]. Заболевания с пло-хим или возможным фатальным прогнозом, в том числе инсульт, часто явля-ются психотравмирующим фактором, с которым связано возникновение де-прессии [Воробьева О. В., 2007]. Проведенные нами реабилитационные ме-роприятия включающие комплекс упражнений «Гимнастика для мозга» про-водились с учетом того, что групповые занятия обеспечивают большую включенность каждого члена группы в процесс реабилитации.
Во многих исследованиях была выявлена корреляция социальной изо-ляции и увеличения интенсивности депрессии [Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., 2004; Vosk resenskaya T. G., 2009].
Так же социальная включенность и групповые занятия многие исследо-ватели называют фактором, положительно влияющие на эмоциональный уровень индивида. [Вербицкая С.Л. 2002; Асадуллин Р. М. 2010; Вербицкая С. Л., 2001].
В исследовании «специфика самоотношения инвалидов в процессе групповой работы» [Ким Л. М., 2010] проводились групповые реабилитаци-Во многих исследованиях была выявлена корреляция социальной изо-ляции и увеличения интенсивности депрессии [Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., 2004; Vosk resenskaya T. G., 2009].
Так же социальная включенность и групповые занятия многие исследо-ватели называют фактором, положительно влияющие на эмоциональный уровень индивида. [Вербицкая С.Л. 2002; Асадуллин Р. М. 2010; Вербицкая С. Л., 2001].
онные мероприятия, направленные на максимально возможное устранение физических дефектов, пациентов с двигательными нарушениями, основой которых является органическое поражение головного мозга. Было выявлено: в процессе групповой работы, пациенты обращают внимание на людей, включенных в работу вместе с ними, у них появляется желание включаться в отношения связанные со взаимообязательствами и взаимопомощью, у людей в группе стала наблюдаться заинтересованность, как в своих успехах, так и в успехах членов групп.