Природосообразность воспитания в социальной педагогике
Описание работы
Работа пользователя Katherinequeen
ВВЕДЕНИЕ
Российская педагогика переживает один из интереснейших этапов своего развития. Меняется общий взгляд на образование, понимаемое как культурный процесс, "суть которого проявляется в гуманистических ценностях и культурных формах взаимодействия его участников". Ученика перестают воспринимать как объект целенаправленных педагогических воздействий. Он становится субъектом образования и своей жизни, инициатором и творцом процесса собственного учения, его системообразующим началом.
Изменение статуса ученика связано с изменением представлений о личности. Личность характеризуется самостоятельностью, независимостью, склонностью к рефлексии, способностью к творчеству, потребностью в самосовершенствовании и постоянной работе над собой. Современный мир нуждается в человеке, наделенном подлинной внутренней свободой, достоинством и личной ответственностью. В ответ на это требование педагогика выдвигает новые цели образования;
Проблема исследования состоит в характеристике основных взглядов и идей Я.А.Коменского и педагогов Нового времени - Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К. Д. Ушинского.
Решение названной проблемы является целью данного исследования.
В соответствии с проблемой и целью исследования определены следующие задачи дипломной работы:
Проанализировать развитие и выявить основные черты принципа природосообразного воспитания в трудах основоположника педагогической науки Я.А.Коменского и педагогов Нового времени - Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К. Д. Ушинского.
Проследить изменения в содержании понятия "природосообразность" как основополагающего понятия в системе свободного воспитания.
Объект исследования: принципы воспитания и обучения.
Предмет исследования: природосообразность обучения и воспитания в трудах Я.А.Коменского и педагогов Нового времени - Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К. Д. Ушинского..
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что систематизированы и освещены основные черты природосообразного воспитания. Эти черты содержат такие ведущие ценностные ориентиры, как гуманизация воспитания, ориентация на развитие и саморазвитие природных сил и способностей ребенка, на формирование нравственно целостной личности демократического общества с учетом ее потенциальных возможностей. Эти идеи о природосообразном характере воспитания подрастающего поколения позволяют более глубоко и полно осмысливать сущность и основные направления процесса воспитания как педагогического явления.
Российская педагогика переживает один из интереснейших этапов своего развития. Меняется общий взгляд на образование, понимаемое как культурный процесс, "суть которого проявляется в гуманистических ценностях и культурных формах взаимодействия его участников". Ученика перестают воспринимать как объект целенаправленных педагогических воздействий. Он становится субъектом образования и своей жизни, инициатором и творцом процесса собственного учения, его системообразующим началом.
Изменение статуса ученика связано с изменением представлений о личности. Личность характеризуется самостоятельностью, независимостью, склонностью к рефлексии, способностью к творчеству, потребностью в самосовершенствовании и постоянной работе над собой. Современный мир нуждается в человеке, наделенном подлинной внутренней свободой, достоинством и личной ответственностью. В ответ на это требование педагогика выдвигает новые цели образования;
- создание условий для индивидуального развития духовного мира учащихся;
- педагогическая поддержка детской индивидуальности.
Проблема исследования состоит в характеристике основных взглядов и идей Я.А.Коменского и педагогов Нового времени - Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К. Д. Ушинского.
Решение названной проблемы является целью данного исследования.
В соответствии с проблемой и целью исследования определены следующие задачи дипломной работы:
Проанализировать развитие и выявить основные черты принципа природосообразного воспитания в трудах основоположника педагогической науки Я.А.Коменского и педагогов Нового времени - Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К. Д. Ушинского.
Проследить изменения в содержании понятия "природосообразность" как основополагающего понятия в системе свободного воспитания.
Объект исследования: принципы воспитания и обучения.
Предмет исследования: природосообразность обучения и воспитания в трудах Я.А.Коменского и педагогов Нового времени - Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К. Д. Ушинского..
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что систематизированы и освещены основные черты природосообразного воспитания. Эти черты содержат такие ведущие ценностные ориентиры, как гуманизация воспитания, ориентация на развитие и саморазвитие природных сил и способностей ребенка, на формирование нравственно целостной личности демократического общества с учетом ее потенциальных возможностей. Эти идеи о природосообразном характере воспитания подрастающего поколения позволяют более глубоко и полно осмысливать сущность и основные направления процесса воспитания как педагогического явления.





