ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»
Оригинальность работы 70%
Актуальность исследования. Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что об¬щение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компо¬нентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов [35; 93]. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе. Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие иитонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение про¬граммой по родному языку, может привести к возникновению ошибок чтения и письма. В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроиз¬ношения и слоговой структуры слов, лексико - грамматического строя речи, процессов фонематического восприятия и звукового анализа у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи [76; 77; 90]. Процесс овладения интонацией, в качестве компонента звуковой системы языка, не подвергался столь тщательному изучению, как процесс овладения звукопроиз¬ношением. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с ФФНР связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. "Интонации, фразовые ударения, паузы также важны для фонетической системы русского языка, как фонемы. Ребенок, усваивая русский язык, должен владеть и этими средствами, в первую очередь научиться по ним, как по звукам распозна¬вать разные по значенmo высказывания других, а также овладеть умением приме¬нять их с теми же целями, Т.е. использовать их как фонологические средства языка" [38].
Относясь к фонологическим средствам языка, интонация представляет собой ту языковую область, которая непосредственно воспринимается и усваивается при помощи речевого слуха. Согласно существующим психолингвистическим иссле-дованиям, в его состав наряду с другими компонентами-физическим, звуковысот-ным слухом и чувством ритма, входит фонематический слух, каждый из состав-ляющих речевой слух компонентов, будучи развитым в той или иной мере, опре-деляет степень развития последнего [69]. Установлено, что даже в норме у детей 6-7 лет зачастую речевой слух ока¬зывается недостаточно сформированным, что отражается на общем звучании речи: слишком тихое и невнятное произношение, чрезмерная быстрота речи или, наобо¬рот, ее чрезмерная замедленность, монотонность, невыразительность [21; 67; 68; 69]. Несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. В работах, характеризующих речь детей, имеющих различныe речевые дефекты и посещающих специалъныe учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что, наряду с фонетико-¬фонематическими нарушениями, бедностью словаря, трудностью построения фра¬зы, аграмматизмом, у этих детей наблюдается недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значений слов, фразеологиче¬ских оборотов, что является причиной интонационно монотонной И лексически невыразительной речи [70; 19; 20 и др.]. Ввиду того, что проблема изучения особенностей интонационной стороны речи у детей с ФФНР специально не исследовалась, фактические данныe об инто¬национных особенностях устной речи детей старшего дошкольного возраста ма¬лочисленны. Вместе с тем, подробное изучение особенностей овладения различ¬ными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом дошкольники испытывают, позволит целенаправленно строить работу по воспита¬нию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи. Таким образом, актуальность исследования обусловле¬на тем, что проблема преодоления фонетических и фонематических расстройств у детей, имеющих нарушения звуковой стороны речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недос¬таточно разработанных в логопедической теории и практике. Изучение симптома¬тики нарушений, а также разработка приемов коррекции выявленных нарушений обусловлены необходимостью поиска наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
В связи с этим определена проблема исследования: каковы особенности интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонема¬тическим недоразвитием и направления логопедической работы по ее форми¬рованию в системе коррекционного воздействия.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - речевая деятельность детей старшего дошколь¬ного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Предмет исследования -особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипоте¬зы: можно предположить, что формирование речевых умений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет более успешным, если:
-в процессе коррекционного обучения учитывать, что в структуру дефек¬та входит несформированность интонационной стороны речи;
- в системе логопедического воздействия использовать специальные приемы по формированию интонационной выразительности, основанные на развитии у детей фонематического восприятия, слухового внимания, звуковысотного слуха и слухоречевой памяти.
В соответствии с намеченной целью и вьдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать и разработать диагностическую методику выявления особенностей интонационной стороны речи в структуре фонетико--фонематических нарушений.
2. Выделить направления и определить содержание логопедической рабо¬ты по формированию интонационной выразительности у детей в системе лого-педического воздействия по устранению фонетико-фонематического недораз¬вития речи.
3. Подобрать и систематизировать дидактический и игровой материал для работы над интонационной выразительностью речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации, комплексное логопедическое обследование (наблюдение, диагностические задания), эксперимент, обработка и обобщение полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления; о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей [34; 83; 91; 3]; современные на-учные знания о фонематической системе языка и развитии функций фонематиче-ской системы в норме и патологи, о симптоматике и структуре дефектов произно-сительной стороны речи [11; 12; 90; 33; 18]; теория речевой деятельности [34; 58; 91; 12; 13]; принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в разработ¬ке мало изученной проблемы, касающейся роли интонации в логопедической работе по устранению фонетико-фонематических нарушений речи у дошколь¬ников в период подготовки к обучению грамоте.
Практическая значимость исследования:
- В соответствии с результатами и выводами обследования были проведены специальные коррекционные мероприятия по формированию интонаци¬онных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико--фонематическим недоразвитием, обеспечившие эффективность обучения;
- подобран и систематизирован дидактический, игровой и наглядный ма-териал для работы над интонационной выразительностью речи, предложены методические рекомендации по его использованию.
Этапы проведенuя исследованuя:
1 этап (сентябрь – октябрь 20 г.) - изучение и анализ лингвистической, педагогической, психологической, психолингвистической литературы, постановка проблемы и оп¬ределение задач исследования.
2 этап (ноябрь – декабрь 20 г.) - теоретическое обоснование методики эксперименталь¬ного изучения, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и система¬тизация полученных данных.
3 этап (январь – март 20 г.) - проведение экспериментального обучения, анализ результатов контрольного эксперимента, формулирование исходных положений и выводов.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННО- ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 7
1.1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ 7
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТОНАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 17
ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И АНОМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ. 17
ГЛАВА 2: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И 26
ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ 26
2.2. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ 76
ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР. 76
3.1.КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА 78
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М.: Просвещение, 1973. - 150с.
2.Ананьев Б.г., Сорокина А.И. подготовительныIй период в 1-м классе и формирование готовности детей к обучению. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1955.-47 с. 3. Ананьев Б.г. Психология чувственного познания. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
4.Анощенкова Н.М. интонационныIe характеристики спонтанной речи и чтения диалогического текста: автореф. дисс канд. филол. наук. - М., 1977. - 24 с. 5. Артемов В.А. Речевая интонация /Экспериментальная фонетика.- Минск, 1971. - Вып. 3 - С. 196 - 213.
6. Артемов В.А. Психология речевой интонации /Интонация и просодия.
Лекции к спецкурсу, ч.1 - М., 1976. -79с.
7. Арутюнян Э.А. О физиологических механизмах реализации логических ударений /Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. - М. - Л.:
Наука, 1966. - С. 18 - 30.
8. Бабина Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе /lВопросы логопедии тод ред. Ф.А.Самсонова, С.Н. Шаховской - М.: МГПИ, 1978. - С. 15-27.
9. Барышникова КК О просодических единицах речи /Экспериментальная фонетика. - Минск, 1972. - С. 3 - 17.
10.Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у де¬тей /Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1969. - С. - 10 - 47.-
11. Бельтюков В.И. Роль слухового анализатора в процессе усвоения звуко¬вой стороны речи /lВопросы психологии. - М., 1977. - NQ2. - С.105-113.
12. Бельтюков В.И. системныIй подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми //Дефектология, 1981. - NQ3. - С. 29 - 38.
13. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: ЧП Секачев В.Ю., 1998 ¬304 с.
168
14. Белякова Л.И., Романчук И.З. Особенности интонационной стороны речи
учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи !Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи !Под ред. Л.И. Беляковой М.: МГПИ, 1989.-С.116-122.
15. Блинов ИЯ. О русской речевой интонации IYч. Записки МГПИ им.
В.ИЛенина. - Т.89. - Вып. 6. - М., 1956. - С. 3 - 13.
16. Блохина Л. Просодические характеристики речи и методы их анализа. ¬М., 1970. - 74 с.
17. Богуславская Н.Е. Работа над звуковой стороной речи !Методика разви¬тия речи на уроках русского языка. - 2-е изд. испр. и доп. - М., 1991 - С. 63-89.
18. Боидарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977. ¬176 с.
19.Боидарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики.¬Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1983. -119 с.
20. Борисова Н.И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией /Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. - Минск, 1987. - С. 97 - 101.
21. Боскис Р.М., Левина Р.Е. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте /Советская педагогика, 1938. - N!!б - С. 144-153.
22.БронштеЙН А.И. Петров ЕЛ. Новые данные о состоянии слухового ана¬лизатора новорожденных детей и детей раннего грудного возраста //Тр. 1 науч. конфер. По возрастной морфологии и физиологии АПН РСФСР, М., 1954. - С. 63¬72.
23. Буланин ЛЛ. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая шко¬ла, 1970. - C.l67 - 193.
24. Брызгунова Е.А. Интонация /Русская грамматика. - Т.l - М., 1963. -306 с.
25. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе //Дошкольное воспитание. - 1970. - N!!4. - С. 36 - 41.
26. Вильсон Д.к. Нарушения голоса у детей. - М.: Медицина, 1990. - 448с.
169
27. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектоло-
гии. - М., 1987. - 157 с.
28. Виноградова Н.Ф., Ушакова О.С. Связная речь /Развитие речи детей до¬школьного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада IПод ред. Ф.А. Сохина¬М., 1976 - С. 116 - 147.
29. Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интона¬ции //Вопросы психологии, 1965. - Х!!3. - С. 60 - 69.
30. Власова Т.М., Пфафенродт А.н. Фонетическая ритмика. - М.: Учебная литература, 1997. - 375 с.
31. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалиеЙ. - РГПУ ¬Спб: Образование, 1992. -71 с.
32. Воронина Е.К О слуховом контроле речи /Доклады АПН РСФСР - Х!!4 -
1962. - С. 87 - 90.
33. Воскресенская А.И. Грамота в детском саду - М.: Просвещение, 1965.
34. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.-Л.: Госиздат, 1934.
35. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
36.Гальперин ПЯ. Психология мышления и учение о поэтапном формиро¬вании умственных действий. !Исследования мышления в советской психологии. -
М., 1966. - С. 236 - 277.
37. Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка. - М. - Л., 1949. - 167 с.
38. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
39. Генезис сенсорных способностей lПод ред. Л.А.Венгера, - М.: Педагоги¬ка, 1976.- 256 с.
40. Генинг М.Г. К вопросу распознавания и предупреждения дислалий у де¬тей младшего школьного возраста IYчебно-воспитательная работа в специальных школах. - 1957. - Вып. X~3. - С. 102-111.
41. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правилъной речи. - Чебоксары, 1980.
42. Грачева М.С. Морфология и функциональное значение нервного аппара-
та гортани. - М.: Медгиз, 1956. - 163с.
43. Гриншпун Б.М. Дислалия. - М., 1989.
44. Гранстрем М'п., Кожевников В.А. Дыхание и речь IФизиология дыха¬ния. - Л.: Наука, 1973. - С. 287 - 295.
45. Гуровец Г.А., Маевская С.и. К вопросу диагностики стертых форм псев¬добульбарной дизартрии IlВопросы логопедии. - М., 1978. - С. 27 - 37.
46. Гуровец Г.В., Маевская с.и. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекци¬онного воздействия Лlреодоление речевых нарушений у детей и взросль~ Лlод ред. В.и. Селиверстова - М.: МПIИ, 1981.- С. 103 - 114.
47. Гур(}-фролова В.Г. Работа над выразительными средствами речи IlНачальная школа, 1991. - N!!2. - С. 24.
48. Детский голос Лlод ред. в.н. Шацкой - М.: Педагогика, 1970. - 342 с.
49. Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л.: ЛГПИ, 1987-
160 с.
50. Дешевицин М.Н. Об изучении интонационнь~ особенностей HeKOTOpь~ видов речевь~ высказываний. IIЭкспериментальная фонетика. - Минск., 1972. - с . 37-41.
51. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. - М.: УчпедГИЗ,
1953.
52.Ендовицкая т'В. Особенности развития звуковысотной различительной чувствительности в дошкольном возрасте /Развитие детского голоса Лlод ред. в.н. Шацкой - М.: АПН РСФСР, 1963. - С. 196-204.
53. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников с речевыми на¬рушениями. 2-е изд., перераб. - М., 1985.
54. Ефименкова Л.Н., Шаховская С.Н. Преемственность коррекционных и учебнь~ задач в логопедической работе при нарушениях письменной речи уча¬щихся /Коррекционно - развивающая направленность обучения и воспитания де¬тей с нарушениями речи. - М., 1987.
55. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение
дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972. - 205 с.
56. Жаринова Е.С. Связная устная речь младших школьников /Речевое раз¬витие младших школьников / Под ред. Н.С.Рождественского. - М., 1970. - С. 26 - 39.
57.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи IВ защиту живого слова. - М., 1966. - с.5 - 25.
58. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Медицина, 1967. - 370 с.
59. Жинкин Н.И. О произвольном И непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи //Вопросы психологии, 1978. - N!!4. - С.73 - 83.
60. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. - Минск:
Нар. асвета, 1992. - 70 с.
61. Журова Л.Е., Элъконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематическо¬го восприятия у детей дошкольного возраста /Сенсорное воспитание дошкольни¬ков. - М., 1963. - С.213 - 227.
62. Запорожец А,В. Формирование восприятия у дошкольника. - М., 1968.
63. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного воз¬раста. Психологические исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 172 с.
64. Златоустова Л.В. Типы эмфатического ударения в русском литературном языке //Учебные записки Казанского ун- та. - Т. 117. - кн.2.
65. Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс /Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. - М., 1976. - С. 55 - 67.
66. 3индер Л.Р. Общая фонетика. - М., 1979.
67. Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте. : ав¬тореф. канд. пед. наук, 1995.
68.Иванова с.В. Речевой слух и выявление степени его развития у дошколь¬ников //Дошкольное воспитание, 1966. - N!! 12. - С. 62 - 65.
69. Иванова С.В. Речевой слух и культура речи. - М.: Просвещение, 1970. -
96с.
70. Ипполитова А.Г. Логопедические приемы работы при открытой гнусаво-
сти и псевдобульбарном параличе /ИЗ опыта логопедической работы. - М., 1953. ¬С. 5 - 29.
71. Ипполитова М.В. Коррекционно - воспитательная работа с детьми до¬школьного возраста, страдающими церебральными параличами /Очерки попатоло¬гии речи и голоса. - М., 1967. - N!!3. - С. 214 - 223.
72. Каверина Е.к. О развитии речи детей первых двух лет жизни. - М.,1950.
73. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартри¬ческих расстройств //Дефектология, 2000. - N!!l. - С. 24 - 26.
74. Канышева Т.А. К вопросу об интонации и грамматике /Законы семанти¬ческого развития в языке. - М., 1961. - С. 34 - 39.
75. Касаткин Н.И. Развитие высшей нервной деятельности ребенка. !Многотомное руководство по педиатрии - Т.1. - М.: Медгиз, 1960. - С. 252-280.
76. Каше Г.А. Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного воз¬раста //Специальная школа, 1965. - N!!4. - С. 6 - 12.
77.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просве¬щение, 1985.
78.Квинт Л.А. Эволюция мимической психомоторики троблемы психонев¬рологии развивающегося человека и педологии тод ред. Л.А.Квинта. - Харьков, 1931.
79.КеменоваА.В., Архангельская Н.В., Карлсен Е.Г. Обучение грамоте. - М.:
Просвещение, 1972.
80. Киселева В.А. Комплексный подход к диагностике и коррекции стертой формы дизартрии /Интеграция детей с ограниченными возможностями и подго¬товка дефектологических кадров. Материалы конференции 20 - 22 марта, МПГУ, 1996. - С. 17 - 18.
81. Когновицкая ТС. Преодоление заикания у дошкольников с учетом мело¬дики и темпа их речи: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л.,1990.
82. Кольцова М.М., Рудина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый иг¬ротренинг. - Спб: ИД «МИМ», 1998. - 192 с.
83. Копнин П.Ф. Философские проблемы языка //Философия и современ-
ность. - М., 1971.
84. Корицкая Е.Г., Минашина В.С. Особенности фонематических наруше¬ний при различных видах речевых расстройств и некоторые методические приемы по их преодолению /Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1969. ¬С. 82 - 99.
85. Корнев А.Н. О нейропсихологических механизмах звуковых нарушений при артикуляторной апраксии у детей illатология речи: история изучения, диагно¬стика, преодоление. - Спб, 1992. - С.45 - 53.
86. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи 1П0д ред Ю.Ф.Гаркуши. - М.:ЧП Секачев В.Ю., 1999.¬143 с.
87. Кривнова О.Ф. Об акцентной функции мелодики /Интонация: Киев, 1978.-С.119-143.
88. Кузнецова О.Н. Функционирование синтагм, как семантика синтаксиче¬ской и ритмико-интонационной единицы в разговорной и художественной речи. ¬М., 1989.
89.ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся (о приемах подготовки к уст¬ным и письменным высказываниям). - М.: Учпедгиз, 1960.
90. Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма //Специальная школа. - М., 1963. - Вып. 1. - С. 62 - 65.
91. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
92. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н.Ярцева, - М.:
Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
93. Лисина Н.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1986.
94. Ломизов А.Ф. О развитии речевого слуха учащихся в процессе обучения русскому языку //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена А.И. - Т.224. - Л., 1961.
95. Лопатина Л.В. О дифференциации групп детей дошкольного возраста со
стертой формой дизартрии /Выявление и коррекция нервно-психических и рече¬вых расстройств у детей. - Л., 1985. С. 95-100.
9б. Лопатина Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей до¬школьного возраста, страдающих стертой формой дизартрии /Изучение и коррек¬ция речевых расстройств. - Л., 1986. С. 82-88.
97. Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии /Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л., 1987. С. 33-37.
98. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений зву¬копроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: автореф. дис ... канд. пед. наук., 1989.
99. Лопатина Л.В. К вопросу о «стертых формах дизартрий» /Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушения речи. - Л., 1989. С 93-98.
100. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. ЛогопедИЧеская работа в группах до¬школьников со стертой формой дизартрии. - Спб., 1994 - С. 3-8, 36-42.
101. Лурия Л.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка !Вопросы психо¬логии - .NQ 5 - 1958. - С. 3 - 17.
102. Лурия Л.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М., 1961. - 150 с.
103. Лурия Л.Р. Мозг человека и психические процессы. -М., 19б3. - 479 с.
104. Львова М.Е. Связная устная речь младших школьников на материале картин /Речевое развитие младших школьников тод ред. Н.С.Рождественского. ¬М.: Просвещение, 1970. - С. 40 - 54.
105. Львова С.И. Работа над интонацией как средством выражения смысла //Русский язык в школе. - М., 1989 - .NQ 4. - С.41 - 43.
1 Об. Люблинская Л.А. Очередные вопросы подготовки детей к школе //Дошкольное воспитание, 1973. -.NQ 4. - С. б.
109. Максимов И. Фониатрия. - М.: Медицина, 1987.
110. Мазманян М.А., Александрян Э.А. Роль интонации в развитии речи ре¬бенка //Исследования языка и речи. Уч. записки МГПИИЯ им. М.Тореза. - М.,
1971. - Т.БО.
111. Майдре И. Об исследовании пауз в речи /Nченые записки Тартусского ун-та. - Тарту, 1979 - Вып. 505. - С. 118 - 128.
112. Маркова А.А. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией //Совещание-семинар по вопросам спец. обучения в школе детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1964.
113. Маркова А'к' Формирование обобщенного умственного действия зву¬коразличения в процессе овладения грамотой /Докл. АПН РСФСР, 1958. - С. бl ¬б4.
114. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лег¬кими формами дизартрий и функциональной дислалией /Расстройства речи и ме¬тоды их устранения. - М., 1975. - С. 79-92.
115. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии /Очерки по патологии речи и голоса. - М.: Учпедгиз, 1963 - NQ 2. - С. 34 - 48.
116. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дис¬лаликов и дизартриков //Очерки по патологии речи и голоса. - М., 19б7 - N~ 3. - С. 98 - 111.
117. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с цереб¬ральным параличом. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
120. Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при раз-
личных формах дислалии //Вопросы дефектологии, 1964. - N'Q 219. - С. 59-72.
Оригинальность работы 70%
Актуальность исследования. Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что об¬щение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компо¬нентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов [35; 93]. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе. Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие иитонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение про¬граммой по родному языку, может привести к возникновению ошибок чтения и письма. В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроиз¬ношения и слоговой структуры слов, лексико - грамматического строя речи, процессов фонематического восприятия и звукового анализа у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи [76; 77; 90]. Процесс овладения интонацией, в качестве компонента звуковой системы языка, не подвергался столь тщательному изучению, как процесс овладения звукопроиз¬ношением. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с ФФНР связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. "Интонации, фразовые ударения, паузы также важны для фонетической системы русского языка, как фонемы. Ребенок, усваивая русский язык, должен владеть и этими средствами, в первую очередь научиться по ним, как по звукам распозна¬вать разные по значенmo высказывания других, а также овладеть умением приме¬нять их с теми же целями, Т.е. использовать их как фонологические средства языка" [38].
Относясь к фонологическим средствам языка, интонация представляет собой ту языковую область, которая непосредственно воспринимается и усваивается при помощи речевого слуха. Согласно существующим психолингвистическим иссле-дованиям, в его состав наряду с другими компонентами-физическим, звуковысот-ным слухом и чувством ритма, входит фонематический слух, каждый из состав-ляющих речевой слух компонентов, будучи развитым в той или иной мере, опре-деляет степень развития последнего [69]. Установлено, что даже в норме у детей 6-7 лет зачастую речевой слух ока¬зывается недостаточно сформированным, что отражается на общем звучании речи: слишком тихое и невнятное произношение, чрезмерная быстрота речи или, наобо¬рот, ее чрезмерная замедленность, монотонность, невыразительность [21; 67; 68; 69]. Несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. В работах, характеризующих речь детей, имеющих различныe речевые дефекты и посещающих специалъныe учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что, наряду с фонетико-¬фонематическими нарушениями, бедностью словаря, трудностью построения фра¬зы, аграмматизмом, у этих детей наблюдается недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значений слов, фразеологиче¬ских оборотов, что является причиной интонационно монотонной И лексически невыразительной речи [70; 19; 20 и др.]. Ввиду того, что проблема изучения особенностей интонационной стороны речи у детей с ФФНР специально не исследовалась, фактические данныe об инто¬национных особенностях устной речи детей старшего дошкольного возраста ма¬лочисленны. Вместе с тем, подробное изучение особенностей овладения различ¬ными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом дошкольники испытывают, позволит целенаправленно строить работу по воспита¬нию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи. Таким образом, актуальность исследования обусловле¬на тем, что проблема преодоления фонетических и фонематических расстройств у детей, имеющих нарушения звуковой стороны речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недос¬таточно разработанных в логопедической теории и практике. Изучение симптома¬тики нарушений, а также разработка приемов коррекции выявленных нарушений обусловлены необходимостью поиска наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
В связи с этим определена проблема исследования: каковы особенности интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонема¬тическим недоразвитием и направления логопедической работы по ее форми¬рованию в системе коррекционного воздействия.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - речевая деятельность детей старшего дошколь¬ного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Предмет исследования -особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипоте¬зы: можно предположить, что формирование речевых умений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет более успешным, если:
-в процессе коррекционного обучения учитывать, что в структуру дефек¬та входит несформированность интонационной стороны речи;
- в системе логопедического воздействия использовать специальные приемы по формированию интонационной выразительности, основанные на развитии у детей фонематического восприятия, слухового внимания, звуковысотного слуха и слухоречевой памяти.
В соответствии с намеченной целью и вьдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать и разработать диагностическую методику выявления особенностей интонационной стороны речи в структуре фонетико--фонематических нарушений.
2. Выделить направления и определить содержание логопедической рабо¬ты по формированию интонационной выразительности у детей в системе лого-педического воздействия по устранению фонетико-фонематического недораз¬вития речи.
3. Подобрать и систематизировать дидактический и игровой материал для работы над интонационной выразительностью речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации, комплексное логопедическое обследование (наблюдение, диагностические задания), эксперимент, обработка и обобщение полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления; о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей [34; 83; 91; 3]; современные на-учные знания о фонематической системе языка и развитии функций фонематиче-ской системы в норме и патологи, о симптоматике и структуре дефектов произно-сительной стороны речи [11; 12; 90; 33; 18]; теория речевой деятельности [34; 58; 91; 12; 13]; принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в разработ¬ке мало изученной проблемы, касающейся роли интонации в логопедической работе по устранению фонетико-фонематических нарушений речи у дошколь¬ников в период подготовки к обучению грамоте.
Практическая значимость исследования:
- В соответствии с результатами и выводами обследования были проведены специальные коррекционные мероприятия по формированию интонаци¬онных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико--фонематическим недоразвитием, обеспечившие эффективность обучения;
- подобран и систематизирован дидактический, игровой и наглядный ма-териал для работы над интонационной выразительностью речи, предложены методические рекомендации по его использованию.
Этапы проведенuя исследованuя:
1 этап (сентябрь – октябрь 20 г.) - изучение и анализ лингвистической, педагогической, психологической, психолингвистической литературы, постановка проблемы и оп¬ределение задач исследования.
2 этап (ноябрь – декабрь 20 г.) - теоретическое обоснование методики эксперименталь¬ного изучения, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и система¬тизация полученных данных.
3 этап (январь – март 20 г.) - проведение экспериментального обучения, анализ результатов контрольного эксперимента, формулирование исходных положений и выводов.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННО- ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 7
1.1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ 7
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТОНАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 17
ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И АНОМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ. 17
ГЛАВА 2: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И 26
ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ 26
2.2. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ 76
ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР. 76
3.1.КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА 78
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М.: Просвещение, 1973. - 150с.
2.Ананьев Б.г., Сорокина А.И. подготовительныIй период в 1-м классе и формирование готовности детей к обучению. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1955.-47 с. 3. Ананьев Б.г. Психология чувственного познания. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
4.Анощенкова Н.М. интонационныIe характеристики спонтанной речи и чтения диалогического текста: автореф. дисс канд. филол. наук. - М., 1977. - 24 с. 5. Артемов В.А. Речевая интонация /Экспериментальная фонетика.- Минск, 1971. - Вып. 3 - С. 196 - 213.
6. Артемов В.А. Психология речевой интонации /Интонация и просодия.
Лекции к спецкурсу, ч.1 - М., 1976. -79с.
7. Арутюнян Э.А. О физиологических механизмах реализации логических ударений /Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. - М. - Л.:
Наука, 1966. - С. 18 - 30.
8. Бабина Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе /lВопросы логопедии тод ред. Ф.А.Самсонова, С.Н. Шаховской - М.: МГПИ, 1978. - С. 15-27.
9. Барышникова КК О просодических единицах речи /Экспериментальная фонетика. - Минск, 1972. - С. 3 - 17.
10.Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у де¬тей /Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1969. - С. - 10 - 47.-
11. Бельтюков В.И. Роль слухового анализатора в процессе усвоения звуко¬вой стороны речи /lВопросы психологии. - М., 1977. - NQ2. - С.105-113.
12. Бельтюков В.И. системныIй подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми //Дефектология, 1981. - NQ3. - С. 29 - 38.
13. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: ЧП Секачев В.Ю., 1998 ¬304 с.
168
14. Белякова Л.И., Романчук И.З. Особенности интонационной стороны речи
учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи !Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи !Под ред. Л.И. Беляковой М.: МГПИ, 1989.-С.116-122.
15. Блинов ИЯ. О русской речевой интонации IYч. Записки МГПИ им.
В.ИЛенина. - Т.89. - Вып. 6. - М., 1956. - С. 3 - 13.
16. Блохина Л. Просодические характеристики речи и методы их анализа. ¬М., 1970. - 74 с.
17. Богуславская Н.Е. Работа над звуковой стороной речи !Методика разви¬тия речи на уроках русского языка. - 2-е изд. испр. и доп. - М., 1991 - С. 63-89.
18. Боидарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977. ¬176 с.
19.Боидарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики.¬Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1983. -119 с.
20. Борисова Н.И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией /Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. - Минск, 1987. - С. 97 - 101.
21. Боскис Р.М., Левина Р.Е. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте /Советская педагогика, 1938. - N!!б - С. 144-153.
22.БронштеЙН А.И. Петров ЕЛ. Новые данные о состоянии слухового ана¬лизатора новорожденных детей и детей раннего грудного возраста //Тр. 1 науч. конфер. По возрастной морфологии и физиологии АПН РСФСР, М., 1954. - С. 63¬72.
23. Буланин ЛЛ. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая шко¬ла, 1970. - C.l67 - 193.
24. Брызгунова Е.А. Интонация /Русская грамматика. - Т.l - М., 1963. -306 с.
25. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе //Дошкольное воспитание. - 1970. - N!!4. - С. 36 - 41.
26. Вильсон Д.к. Нарушения голоса у детей. - М.: Медицина, 1990. - 448с.
169
27. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектоло-
гии. - М., 1987. - 157 с.
28. Виноградова Н.Ф., Ушакова О.С. Связная речь /Развитие речи детей до¬школьного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада IПод ред. Ф.А. Сохина¬М., 1976 - С. 116 - 147.
29. Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интона¬ции //Вопросы психологии, 1965. - Х!!3. - С. 60 - 69.
30. Власова Т.М., Пфафенродт А.н. Фонетическая ритмика. - М.: Учебная литература, 1997. - 375 с.
31. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалиеЙ. - РГПУ ¬Спб: Образование, 1992. -71 с.
32. Воронина Е.К О слуховом контроле речи /Доклады АПН РСФСР - Х!!4 -
1962. - С. 87 - 90.
33. Воскресенская А.И. Грамота в детском саду - М.: Просвещение, 1965.
34. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.-Л.: Госиздат, 1934.
35. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
36.Гальперин ПЯ. Психология мышления и учение о поэтапном формиро¬вании умственных действий. !Исследования мышления в советской психологии. -
М., 1966. - С. 236 - 277.
37. Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка. - М. - Л., 1949. - 167 с.
38. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
39. Генезис сенсорных способностей lПод ред. Л.А.Венгера, - М.: Педагоги¬ка, 1976.- 256 с.
40. Генинг М.Г. К вопросу распознавания и предупреждения дислалий у де¬тей младшего школьного возраста IYчебно-воспитательная работа в специальных школах. - 1957. - Вып. X~3. - С. 102-111.
41. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правилъной речи. - Чебоксары, 1980.
42. Грачева М.С. Морфология и функциональное значение нервного аппара-
та гортани. - М.: Медгиз, 1956. - 163с.
43. Гриншпун Б.М. Дислалия. - М., 1989.
44. Гранстрем М'п., Кожевников В.А. Дыхание и речь IФизиология дыха¬ния. - Л.: Наука, 1973. - С. 287 - 295.
45. Гуровец Г.А., Маевская С.и. К вопросу диагностики стертых форм псев¬добульбарной дизартрии IlВопросы логопедии. - М., 1978. - С. 27 - 37.
46. Гуровец Г.В., Маевская с.и. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекци¬онного воздействия Лlреодоление речевых нарушений у детей и взросль~ Лlод ред. В.и. Селиверстова - М.: МПIИ, 1981.- С. 103 - 114.
47. Гур(}-фролова В.Г. Работа над выразительными средствами речи IlНачальная школа, 1991. - N!!2. - С. 24.
48. Детский голос Лlод ред. в.н. Шацкой - М.: Педагогика, 1970. - 342 с.
49. Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л.: ЛГПИ, 1987-
160 с.
50. Дешевицин М.Н. Об изучении интонационнь~ особенностей HeKOTOpь~ видов речевь~ высказываний. IIЭкспериментальная фонетика. - Минск., 1972. - с . 37-41.
51. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. - М.: УчпедГИЗ,
1953.
52.Ендовицкая т'В. Особенности развития звуковысотной различительной чувствительности в дошкольном возрасте /Развитие детского голоса Лlод ред. в.н. Шацкой - М.: АПН РСФСР, 1963. - С. 196-204.
53. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников с речевыми на¬рушениями. 2-е изд., перераб. - М., 1985.
54. Ефименкова Л.Н., Шаховская С.Н. Преемственность коррекционных и учебнь~ задач в логопедической работе при нарушениях письменной речи уча¬щихся /Коррекционно - развивающая направленность обучения и воспитания де¬тей с нарушениями речи. - М., 1987.
55. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение
дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972. - 205 с.
56. Жаринова Е.С. Связная устная речь младших школьников /Речевое раз¬витие младших школьников / Под ред. Н.С.Рождественского. - М., 1970. - С. 26 - 39.
57.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи IВ защиту живого слова. - М., 1966. - с.5 - 25.
58. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Медицина, 1967. - 370 с.
59. Жинкин Н.И. О произвольном И непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи //Вопросы психологии, 1978. - N!!4. - С.73 - 83.
60. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. - Минск:
Нар. асвета, 1992. - 70 с.
61. Журова Л.Е., Элъконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематическо¬го восприятия у детей дошкольного возраста /Сенсорное воспитание дошкольни¬ков. - М., 1963. - С.213 - 227.
62. Запорожец А,В. Формирование восприятия у дошкольника. - М., 1968.
63. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного воз¬раста. Психологические исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 172 с.
64. Златоустова Л.В. Типы эмфатического ударения в русском литературном языке //Учебные записки Казанского ун- та. - Т. 117. - кн.2.
65. Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс /Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. - М., 1976. - С. 55 - 67.
66. 3индер Л.Р. Общая фонетика. - М., 1979.
67. Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте. : ав¬тореф. канд. пед. наук, 1995.
68.Иванова с.В. Речевой слух и выявление степени его развития у дошколь¬ников //Дошкольное воспитание, 1966. - N!! 12. - С. 62 - 65.
69. Иванова С.В. Речевой слух и культура речи. - М.: Просвещение, 1970. -
96с.
70. Ипполитова А.Г. Логопедические приемы работы при открытой гнусаво-
сти и псевдобульбарном параличе /ИЗ опыта логопедической работы. - М., 1953. ¬С. 5 - 29.
71. Ипполитова М.В. Коррекционно - воспитательная работа с детьми до¬школьного возраста, страдающими церебральными параличами /Очерки попатоло¬гии речи и голоса. - М., 1967. - N!!3. - С. 214 - 223.
72. Каверина Е.к. О развитии речи детей первых двух лет жизни. - М.,1950.
73. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартри¬ческих расстройств //Дефектология, 2000. - N!!l. - С. 24 - 26.
74. Канышева Т.А. К вопросу об интонации и грамматике /Законы семанти¬ческого развития в языке. - М., 1961. - С. 34 - 39.
75. Касаткин Н.И. Развитие высшей нервной деятельности ребенка. !Многотомное руководство по педиатрии - Т.1. - М.: Медгиз, 1960. - С. 252-280.
76. Каше Г.А. Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного воз¬раста //Специальная школа, 1965. - N!!4. - С. 6 - 12.
77.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просве¬щение, 1985.
78.Квинт Л.А. Эволюция мимической психомоторики троблемы психонев¬рологии развивающегося человека и педологии тод ред. Л.А.Квинта. - Харьков, 1931.
79.КеменоваА.В., Архангельская Н.В., Карлсен Е.Г. Обучение грамоте. - М.:
Просвещение, 1972.
80. Киселева В.А. Комплексный подход к диагностике и коррекции стертой формы дизартрии /Интеграция детей с ограниченными возможностями и подго¬товка дефектологических кадров. Материалы конференции 20 - 22 марта, МПГУ, 1996. - С. 17 - 18.
81. Когновицкая ТС. Преодоление заикания у дошкольников с учетом мело¬дики и темпа их речи: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л.,1990.
82. Кольцова М.М., Рудина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый иг¬ротренинг. - Спб: ИД «МИМ», 1998. - 192 с.
83. Копнин П.Ф. Философские проблемы языка //Философия и современ-
ность. - М., 1971.
84. Корицкая Е.Г., Минашина В.С. Особенности фонематических наруше¬ний при различных видах речевых расстройств и некоторые методические приемы по их преодолению /Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1969. ¬С. 82 - 99.
85. Корнев А.Н. О нейропсихологических механизмах звуковых нарушений при артикуляторной апраксии у детей illатология речи: история изучения, диагно¬стика, преодоление. - Спб, 1992. - С.45 - 53.
86. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи 1П0д ред Ю.Ф.Гаркуши. - М.:ЧП Секачев В.Ю., 1999.¬143 с.
87. Кривнова О.Ф. Об акцентной функции мелодики /Интонация: Киев, 1978.-С.119-143.
88. Кузнецова О.Н. Функционирование синтагм, как семантика синтаксиче¬ской и ритмико-интонационной единицы в разговорной и художественной речи. ¬М., 1989.
89.ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся (о приемах подготовки к уст¬ным и письменным высказываниям). - М.: Учпедгиз, 1960.
90. Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма //Специальная школа. - М., 1963. - Вып. 1. - С. 62 - 65.
91. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
92. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н.Ярцева, - М.:
Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
93. Лисина Н.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1986.
94. Ломизов А.Ф. О развитии речевого слуха учащихся в процессе обучения русскому языку //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена А.И. - Т.224. - Л., 1961.
95. Лопатина Л.В. О дифференциации групп детей дошкольного возраста со
стертой формой дизартрии /Выявление и коррекция нервно-психических и рече¬вых расстройств у детей. - Л., 1985. С. 95-100.
9б. Лопатина Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей до¬школьного возраста, страдающих стертой формой дизартрии /Изучение и коррек¬ция речевых расстройств. - Л., 1986. С. 82-88.
97. Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии /Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л., 1987. С. 33-37.
98. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений зву¬копроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: автореф. дис ... канд. пед. наук., 1989.
99. Лопатина Л.В. К вопросу о «стертых формах дизартрий» /Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушения речи. - Л., 1989. С 93-98.
100. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. ЛогопедИЧеская работа в группах до¬школьников со стертой формой дизартрии. - Спб., 1994 - С. 3-8, 36-42.
101. Лурия Л.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка !Вопросы психо¬логии - .NQ 5 - 1958. - С. 3 - 17.
102. Лурия Л.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М., 1961. - 150 с.
103. Лурия Л.Р. Мозг человека и психические процессы. -М., 19б3. - 479 с.
104. Львова М.Е. Связная устная речь младших школьников на материале картин /Речевое развитие младших школьников тод ред. Н.С.Рождественского. ¬М.: Просвещение, 1970. - С. 40 - 54.
105. Львова С.И. Работа над интонацией как средством выражения смысла //Русский язык в школе. - М., 1989 - .NQ 4. - С.41 - 43.
1 Об. Люблинская Л.А. Очередные вопросы подготовки детей к школе //Дошкольное воспитание, 1973. -.NQ 4. - С. б.
109. Максимов И. Фониатрия. - М.: Медицина, 1987.
110. Мазманян М.А., Александрян Э.А. Роль интонации в развитии речи ре¬бенка //Исследования языка и речи. Уч. записки МГПИИЯ им. М.Тореза. - М.,
1971. - Т.БО.
111. Майдре И. Об исследовании пауз в речи /Nченые записки Тартусского ун-та. - Тарту, 1979 - Вып. 505. - С. 118 - 128.
112. Маркова А.А. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией //Совещание-семинар по вопросам спец. обучения в школе детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1964.
113. Маркова А'к' Формирование обобщенного умственного действия зву¬коразличения в процессе овладения грамотой /Докл. АПН РСФСР, 1958. - С. бl ¬б4.
114. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лег¬кими формами дизартрий и функциональной дислалией /Расстройства речи и ме¬тоды их устранения. - М., 1975. - С. 79-92.
115. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии /Очерки по патологии речи и голоса. - М.: Учпедгиз, 1963 - NQ 2. - С. 34 - 48.
116. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дис¬лаликов и дизартриков //Очерки по патологии речи и голоса. - М., 19б7 - N~ 3. - С. 98 - 111.
117. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с цереб¬ральным параличом. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
120. Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при раз-
личных формах дислалии //Вопросы дефектологии, 1964. - N'Q 219. - С. 59-72.