Проблема субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
Описание работы
Работа пользователя Valeria94
Содержание
Введение. 3
1. Понятие субстанции в философии. 5
2.Дуализм Декарта. 7
3.Монизм Б. Спинозы.. 13
4.Плюрализм Г. Лейбница. 18
Заключение. 24
Список литературы.. 25
Введение
Научный характер философии Нового времени определяется как выбором тем исследования - материальное устройство Вселенной, естественное происхождение общества, средства познания природы, так и разработкой фундаментальных принципов, лежащих в основе классической научной картины мира [3]. Одним из основных принципов является учение о субстанции как устойчивом объективном первоначале мироздания. Цель истинного познания того, что существует на самом деле, а не является только результатом человеческого восприятия. Философы Нового времени разработали концепции бытия, различные по числу и типам элементов реальности. Субстанциальный подход к анализу предпосылок естественнонаучного мышления актуален и для обоснования современных наук о природе. Открытие новых элементов и глубинных свойств материи требует пересмотра понятий устойчивых и изменчивых её компонентов, поэтому современные представления о субстанции будут отличаться от представлений классической эпохи. Тем не менее, сам способ структурирования мира, выделяющий субстанцию и привходящие качества, разработанный в Новое время, остаётся плодотворным и сегодня.
Цель реферата - изложить разные философские взгляды на проблему субстанции.
Задачи:
- показать значение категории субстанции для философских учений о бытии.
- сравнить и проанализировать достоинства и недостатки дуалистической, монистической и плюралистической концепций субстанции.
В философии Нового времени одним из главных был вопрос об источниках достоверного знания. Выделяются два направления в решении этого вопроса: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм выводит знания из чувственного опыта и считает опыт критерием истины. Рационализм выводит знания из очевидных положений разума с помощью законов и правил логики, соблюдение которых гарантирует истинность выводов. Поскольку объективная реальность подчиняется разумным законам, но не зависит от организации познающего её человека и не дана в непосредственном восприятии, постольку используемое для познания тайн мироздания понятие субстанции разрабатывалось в рационалистической философии.
Основными представителями рационализма Нового времени были Рене Декарт (1596 - 1650), Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Каждый мыслитель вырабатывал учение о субстанции как основе истинного бытия исходя из своих особых представлений о возможностях и границах разумного познания.
Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д.
Список литературы
Введение. 3
1. Понятие субстанции в философии. 5
2.Дуализм Декарта. 7
3.Монизм Б. Спинозы.. 13
4.Плюрализм Г. Лейбница. 18
Заключение. 24
Список литературы.. 25
Введение
Научный характер философии Нового времени определяется как выбором тем исследования - материальное устройство Вселенной, естественное происхождение общества, средства познания природы, так и разработкой фундаментальных принципов, лежащих в основе классической научной картины мира [3]. Одним из основных принципов является учение о субстанции как устойчивом объективном первоначале мироздания. Цель истинного познания того, что существует на самом деле, а не является только результатом человеческого восприятия. Философы Нового времени разработали концепции бытия, различные по числу и типам элементов реальности. Субстанциальный подход к анализу предпосылок естественнонаучного мышления актуален и для обоснования современных наук о природе. Открытие новых элементов и глубинных свойств материи требует пересмотра понятий устойчивых и изменчивых её компонентов, поэтому современные представления о субстанции будут отличаться от представлений классической эпохи. Тем не менее, сам способ структурирования мира, выделяющий субстанцию и привходящие качества, разработанный в Новое время, остаётся плодотворным и сегодня.
Цель реферата - изложить разные философские взгляды на проблему субстанции.
Задачи:
- показать значение категории субстанции для философских учений о бытии.
- сравнить и проанализировать достоинства и недостатки дуалистической, монистической и плюралистической концепций субстанции.
В философии Нового времени одним из главных был вопрос об источниках достоверного знания. Выделяются два направления в решении этого вопроса: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм выводит знания из чувственного опыта и считает опыт критерием истины. Рационализм выводит знания из очевидных положений разума с помощью законов и правил логики, соблюдение которых гарантирует истинность выводов. Поскольку объективная реальность подчиняется разумным законам, но не зависит от организации познающего её человека и не дана в непосредственном восприятии, постольку используемое для познания тайн мироздания понятие субстанции разрабатывалось в рационалистической философии.
Основными представителями рационализма Нового времени были Рене Декарт (1596 - 1650), Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Каждый мыслитель вырабатывал учение о субстанции как основе истинного бытия исходя из своих особых представлений о возможностях и границах разумного познания.
- Понятие субстанции в философии
Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д.
Список литературы
- Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы. - М., 2011.
- Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах - М.: Мысль, 1982. - 636 с.
- Новая философская энциклопедия: 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
- Рассел Б. История западной философии. Книга третья. М.. 2010.
- Соколов В.В. Философия духа и материи Р.Декарта. - М., 1987.
- Спиноза Б. Этика. Серия «Великие мыслители» - М., 2010.
- Т.Г. Лешкевич. Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное - М.: "Контур", 1998. - 464 с.
- Ю.Е. Коробкова. Конспект лекций – М.: МИЭМП, 2005. - 118 с.