Курсар - служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Проблема жанра «Маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина

Стоимость
500 руб.
Содержание
Теория
Объем
33 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Проблема жанра «Маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина»

Оригинальность работы 65%

 «Маленькие трагедии» представляют собою цельный и законченный драматургический цикл. Цикл «Маленьких трагедий» характеризуется комплексом идейно-художественных признаков: единой проблематикой, жанровой системой, художественным методом, композицией.
В «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина раскрываются проблемы бытия, любви, страсти, смерти. Писатель пишет о чувствах, эмоциях, которые свойственны реально существующим людям. Поэтому образы, созданные писателем, остаются актуальными до сих пор.
Интерес к творчеству А.С. Пушкина не спадает, а даже наоборот растет. Среди современных исследователей, осмысляющих вопросы формирования русской драматургии XIX века и драматургии А.С. Пушкина, необходимо также отметить имена Т.П. Дудиной, А.И. Лоскутова, С.Н. Пяткина, A.A. Межуева, и др.
Интересны размышления H.A. Кашурникова о «цикловом и символическом смыслообразовании «Маленьких трагедий», где автор предпринял попытку «синтетического» анализа трагедий А.С. Пушкина, обобщая и систематизируя известные методологические подходы к изучению цикловой природы «драматических опытов».
Предмет исследования данной работы: жанровая специфика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.

Цель работы - исследование «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина с точки зрения их проблематики и жанрового своеобразия.
Поставленная цель определила следующие задачи:
-- изучить драматические произведения А.С. Пушкина;
-- исследовать «Маленькие трагедии» с точки зрения жанра и проблематики.
Материалом для исследования послужила драматургия А.С. Пушкина, включающая в себя цикл «Маленьких трагедий», а также исследовательская литература о «Маленьких трагедиях».
Цели и задачи определили структуру исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Анализ жанра «Маленьких трагедий» как единого цикла……………5
1.1.«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина: композиция, жанр и художественный метод…………………………………………………………...5
1.2.Философская проблематика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина……8
Глава 2. Обоснование циклового единства «Маленьких трагедий» ……….13
2.1Жанровые особенности «Маленьких трагедий» …………………………..13
2.2. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина в «культурной памяти» в рамках жанровой стилистики…………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………...30

Список литературы
1. Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии М.: Высш. школа, 1984. — 351 с.
2.Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 7. С. 557.
3.Бенвенист Э. Общая лингвистика Текст. / Э. Бенвенист; пер. с фр.; под ред., вст. ст. и коммент. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс, 1974. 
4.Благой Д. Д. Указ. соч. С. 563.
5.Войливилло Е.К. Логика: Учебник для вузов Текст. / Е.К. Войливилло, М.Г. Дегтярев. -М.: ACT, 2001. С. 73.
6.Гинзбург Л. О литературном герое Текст. / Л. Гинзбург. Л.: Сов. писатель. Ленингр, 1979. 
7.Доброхотов А.Л. Символ Текст. / А.Л. Доброхотов // Словарь философских терминов / под ред. В.Г. Кузнецова. М., 2004. 
8.Жюлиа Д. Философский словарь Текст. / Д. Жюлиа; пер. с фр. М., 2000.
9.Иваницкий А.И. Исторические смыслы потустороннего у Пушкина: К проблеме онтологии петербургской цивилизации Текст. / А.И. Иваницкий; [Рос. гос. гуманит. ун-т] М.: Изд. центр РГГУ, 1998. 
10.Иванов В.В. Карнавал Текст. / В.В. Иванов, В.Н. Топоров // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / Главный редактор С.А. Токарев. -М.: Советская Энциклопедия, 1991. Т. 1: А-К. - С. 624-625.
11.Ищук-Фадеева Н.И. «Сцены» как особый драматический жанр. Маленькие трагедии А.С. Пушкина Текст. / Н.И. Ищук-Фадеева // Пушкин: Вопросы поэтики: сб-к научн. трудов; Твер. гос. ун-т; редкол: Ю.М. Никишов (отв. ред.) и др. Тверь: ТГУ, 1992. - С. 8497.
12.Лихачев Д.С. Раздвоение смехового мира Текст. / Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, Н.В. Понырко Л.: Наука, 1984. С. 35-45.
13.Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Приложение к «Диалектике мифа» Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Миф, 2001. - 265 с.
14.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1976. - 367 с 
15.Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе 1840-х ~ 1860-х гг. Текст: дис. докт. филол. наук: 10.01.01. / Л.Е. Ляпина; С.- Петерб. гос. ун-т. СПб, 1994.
16.Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе 19 века Текст. / Л.Е. Ляпина. СПб: НИИ химии СПбГУ, 1999. - 280 с.
17.Лишь немногие предпочитают выражение «драматические сцены». –См.: Макогоненко Г.П. Указ. соч. С. 153 –154.
18. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. М.; Л., 1935. Т. 7. С. 376. Далее в тексте указываются страницы по этому изданию.
19.Пушкин А.С. Полн. собр. соч. М.; Л., 1941. Т. 14. С. 133. Тут же указано, что сначала Пушкин написал «драм», а затем переделал: «драматических сцен». Очевидно, он колебался в обозначении жанра.
20.Рабинович Е.Г. «Пир» Платона и «Пир во время чумы» Пушкина Текст. / Е.Г. Рабинович II Античность и современность: сб-к статям. К 80-летию Ф.А. Петровского / [редкол: М.Е. Грабарь-Пассех и др.]. -М.: Наука, 1972. 
21.Скатов Н. Н. Возвращаясь к сути спора // Вопросы литературы. 1979. No2. С.141.
22.Соловьев В.И. «Опыт драматических изучений» (к истории литературной эволюции Пушкина) Текст. / В.И. Соловьев // Вопросы литературы. 1974. - №5. 
23.Токарев С.А. Культовые мифы Текст. / С.А. Токарев // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / глав. ред. С.А. Токарев. М., 1992. - Т. 2: К-Я. - С. 24-25.
24. Федоров В.В. О природе поэтической реальности: моногр. – М. 1984. - 184 с.
25. Фомичев С.А Поэзия Пушкина. Творческая эволюция Текст. / С.А. Фомичев: отв. ред. Д.С. Лихачев; АН СССР, отд-ние лит и яз.; Пушк. комис. Л.: Наука, 1986. - С. 217-231.
26.Фромм Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм; пер. с англ. Г.Ф. Швейника. 2-е изд. - М.: Прогресс, Универс, Б.г., 1995. (Биб-ка зарубежной психологии).
27.Фромм Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм; пер. с англ. М.: ACT, 1998. - 662 с. - (Классики зарубежной психологии).
28.Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1949. Т. 2. С. 452.
29.Чумаков Ю.Н. Два фрагмента о сюжетной полифонии «Моцарта и Сальери» Текст. / Ю.Н. Чумаков // Болдинские чтения: материалы. -Горький: Волго-Вят. Кн. изд-во, 1981. 
30.Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов Текст. / К.Г. Юнг; пер. с англ. А.А. Юдина. Киев: Порт-Рояль; М.: Совершенство, 1997. 
Интернет источники:
31. https://www.culture.ru/
32. https://tvkultura.ru/#
33. https://most.tv/

Жанровая форма драматической сцены и проблема (знания и зло, смысл жизни и скука и т. д.) соответствует «Маленьким трагедиям». Персонажам «Маленьких трагедий» было трудно преодолевать тяжёлые испытания, но они научили пушкинских героев новой картине мира.
Во всех «Маленьких трагедиях» персонажи бороться с самим бытием с его природой. Они превосходят свои человеческие силы (золото жида и «скупого рыцаря» даёт им нечеловеческую власть над другими людьми, Моцарт нарушает земные законы, Дон Жуан нарушает законы любви и смерти. Человек чувствуя слабость перед земными страстями   и рассматривается писателем как демоническое начало. А. С. Пушкин показывает нам что человек может зайти далеко в своем потребительском отношении к миру, вплоть до нарушения законов бытия, но гармония восстанавливается. Человек слаб и ничтожен в поединке с законами природы.
Все трагедии объединены психологией души человека, но эгоизм и тем самым разрушительная страсть: скупость, ревность, зависть – раскрывают философские проблемы. Так оценил эмоциональный накал и насыщенность «драматических очерков» известный критик С. Бонди: «Поставленные в них с необыкновенной резкостью и остротой психологические, исторические и философские проблемы развиваются в этих произведениях во всей трагической противоречивости». Каждый владелец этой страсти-особая натура, большой ум и, самое главное, сила воли отличают его. В «Маленьких трагедиях» прерываются родственные, дружеские, любовные и общечеловеческие связи. Это разрушение личности и человека беспокоило А. С. Пушкина. В этом он и видел трагедию. «Жестокий век, жестокие сердца!» - говорит один из героев. (Герцог трагедии «Скупой рыцарь»).
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина дают новый опыт драматического исследования выдающихся героев и вечных философских вопросов, основ человеческого бытия. Да, это «символические трагедии», но несмотря на это, реальная жизнь, долгая, тягостная, и вместе с тем вечная. Их персонажи и темы постоянно повторяются, объясняют друг друга, неустанно длиться процесс творческого осмысления. Драматург, проникаясь миром человеческой души открывает для себя новые глубины. Сцена очищена от лишнего все что может беспокоить, тем самым внимание сконцентрировано на самом главном, на выявлении характеров и глубины сценических связей персонажей с дальнейшим их развитием. Остаются великие страсти человека и могучие мировые силы, определяющие его характер и судьбу, и течение жизни. Это настоящая литература, великое искусство слова. Именно поэтому маленькие трагедии написаны поэтом как цикл драматических сцен и должны читаться, и конечно же играться на сцене. 
В своём творчестве А.С. Пушкин уделял особое внимание духовным аспектам. Об этом, Франк С. Л. в тридцатых годах XX века в статье «Религиозность Пушкина» писал: «В русской мысли и литературе господствует какое-то странное, частью пренебрежительное, частью равнодушное отношение к духовному содержанию поэзии и мысли Пушкина […] Между тем, эта есть тема величайшей важности не только для почитателей Пушкина: это есть в известном смысле проблема русского национального самосознания. Ибо гений – и в первую очередь гений поэта – есть всегда самое яркое и показательное выражение народной души в ее субстанциональной первооснове […] в безмерно богатом и глубоком содержании духовного мира Пушкина религиозное чувство и сознание играют первостепенную».
«Маленькие трагедии» - самостоятельные произведения, представленные как цельное: художественное полотно, созданное по законам и принципам реалистической драматургии Пушкина, особое внимание которого привлекала драматическая система Шекспира.
Характер построения произведений Пушкина отличается от традиционного классического: композиция, действующие лица, временная и пространственная неограниченность, жизненная реальность действия и духовного конфликта - все глубоко, пространственно, масштабно. 
В драмах Пушкина нет классического развития конфликта, социальной заданности, схематичной структуры. Читатель сразу же находиться в центре борьбы противоречий ложного и подлинного, настоящего и мнимого, становится свидетелем развития и решения, финала конфликта. 
Его герои не схематичны, их движения не скованы идейной заданностью произведения, жанровыми традициями. Они свободны в своих действиях и чувствах. Царь Борис, барон Филипп, Моцарт, Сальери, Дон Жуан, Вальсингам - это живые образы, реально ощутимые и истинно оправданные бытием самого человека, но не обозначенные жанром («трагедия») и не обусловленные его законами. Глубокое погружение во внутренний мир, на всех уровнях конфликта, композиционная гармония и содержательная масштабность, определяющие специфику драматического сознания Пушкина.
Драматургия Пушкина не имеет значения вне контекста мировой драматической системы. Напротив, глубоко изучены, очевидны истоки и экзистенциальные основы нового художественного жанра своего смыслового и русского поэта. На самом деле, он сохранил традиционную форму в своих драмах и много чего (отказались от сложившихся форм, убрали этюды), но остался открытым для художественного диалога, принятия вечных идей.
 Драматургия Пушкина не может быть осмысленна вне контекста мировой драматической системы. Напротив, в ней явно прослеживаться истоки и бытийные основы жанра, глубоко экзистенциального, по-своему осмысленного и по-новому художественно оформленного русским поэтом. На самом деле, он сохранил традиционную форму в своих драмах и от многого отказался (от закостенелости сложившихся форм, исключил схематичность, одноплановость), но остался открытым для художественного диалога, принятия вечных идей, мотивов, тем, затрагиваемых драматургами предшествующих эпох (мировой и русской литературы).
 

Сколько стоит помощь с учебной работой?