Процесс преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
Описание работы
Работа пользователя А. Кербер
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 8
1.1. Сущность понятия «страх» в современных психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Специфика развития и проявления страхов у детей дошкольного возраста. 9
1.3. Потенциал метода сказкотерапии в коррекции стразов у детей дошкольного возраста 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 17
2.1. Изучение уровней развития и проявления страхов у детей дошкольного возраста 17
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по преодолению страхов у детей дошкольного возраста средствами метода сказкотерапии. 26
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по преодолению страхов у детей дошкольного возраста средствами метода сказкотерапии. 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 39
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 40
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам (социальным педагогам, учителям, воспитателям, педагогам) по использованию метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста. 40
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) по использованию метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3. 44
ЗAКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ.. 47
ПРИЛОЖЕНИЯ. 51
Работа оформлено согласно большинству ГОСТов
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
1 Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Е.Е. Алексеева// Учебно-методическое пособие. - 2012. - 283 с.
2 Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М., 2001. - 496 с.
3 Андреева, А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». - Челябинск. - 2015. - С. 6-11
4 Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
5 Антонова, Е.В. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами арт-педагогики // Е.В. Антонова, О.А. Томашевская. Санкт-Петербург: в сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы VII Международной научной конференции. - 2015. - С. 1-5.
6 Большой толковый психологический словарь / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече,2001. – 592 с.
7 Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004 – 544 с.
8 Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л.С.Выготский. - Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999 – 352 с.
9 Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993 — 224 с.
10 Габрунер, М.В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» / М.В. Габрунер, В.В. Соколовская // Обруч. – 2003. – №2. – С. 14 – 19.
11 Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача / В. И. Гарбузов. – СПб.: Медицина, 2006. – 176 с.
12 Горьковая, И. А. Страхи у детей и их преодоление / И.А. Горьковая // Педиатр: Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Вектор».- 2014.-с.128-133.
13Дубровина И.В. Данилова Е.Е. Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464 с.
14 Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
15 Жарова, Т.А.Особенности проявления страхов и возможности их психологической коррекции у детей старшего дошкольного возраста // Т.А. Жарова, Ю.В. Овсянникова, М.А. Арсенова/Новая наука: опыт, традиции, инновации: Уфа.-Агентство международных исследований.- 2016.-№10-2. С. 82-85.
16 Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И.Захаров. - СПб.: Издательство «Союз», 2004– 448 c.
17 Захаров, А. И. Неврозы у детей / А.И. Захаров. - СПб.: Дельта, 1996. – 163 с.
18 Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов / А.И. Захаров. - СПб.: Гиппократ, 2007. - 128 с.
19 Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 2006. – 115с.
20 Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. Перев.с англ. – СПб: Издательство «Питер», 2005. – 464 с.
21 Изард, К. Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. - М.: Эксмо, 2002 – 464 с.
22 Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2016 — 161 с.
23 Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
24 Кулинцова, И.Е. Прогоним детские страхи / И.Е. Кулинцова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №4. – 167 с.
25Кочетова, Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско- родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 77–87.
26Лейбин, В.М. Словарь-справочник по психоанализу / В. М. Лейбин. — М.:АСТ, 2010. — 956 с.
27Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. / В. С. Мухина. – 5-е издательство, стереотип. - М., 2010. – 196с.
28Мухина, В. С. Детская психология. / В. С. Мухина. – М.: Апрель – Пресс,
1999. – 352с.
29Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – ART 75048. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75048.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
30Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
31Овчарова, Р.В. Практическая психология /Р.В.Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 337 с.
32 Орлов, А. Б., Орлова Л. В., Орлова Н. А. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов // Вопросы психологии. - 2011.-№3.-С.17-32
33Островская, Л. Ф. Детские страхи / Л. Ф. Островская // Дошкольное воспитание. – 1987. - №10. – С.77-82.
34Петровский, А. В. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М. Г Ярошевский. - М.: Политиздат, 2005. - 431 с.
35 Практикум для детской психокоррекции / Под ред. Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - 3 изд. - Ростов-на-Дону.: Феникс,2005. - 172 с.
36 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
37Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М., 2014. – 234 с.
38 Психологическое консультирование и диагностика. Часть 1 А. Л. Венгер,издательство Генезис. – 2007. – 160 с.
39Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В
2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 1999. - 384с.
40Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 712 с.
41Тест «Сказка» Л. Дюсс // Шелби Б. Тесты для детей. – Тюмень, 1999. – 128 с.
42Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)/Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. С.19-28
43Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии/ пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов. Под ред. Г. А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
44Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2016)
45Фрейд, З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – СПб.:Азбука,2016 - 288с.
46Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2005. – 304 с.
47Шамилова, Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Г.А. Шамилова. - М., 2010. - 160 с.
48Щербатых, Ю. В. Психология страха: Популярная энциклопедия / Ю.В. Щербатых. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. - 205 с.
49Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред. – сост. Д. Б. Эльконин. – 4-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384с.
50Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - М.: Элайда, 2014. - 704 с.
51Шаманаева, Д.А. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с помощью метода арт-педагогика /Д.А.Шаманаева // VI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием: «Молодёжь XXIвека: образование, наука, инновацию» (г. Новосибирск, 22-24 ноября 2017): в 4 частях / под ред. Г.С. Чесноковой, М.В. Голубевой; Мин-во обр. и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т детства. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - Часть 2. – С.323-325.
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 8
1.1. Сущность понятия «страх» в современных психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Специфика развития и проявления страхов у детей дошкольного возраста. 9
1.3. Потенциал метода сказкотерапии в коррекции стразов у детей дошкольного возраста 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 17
2.1. Изучение уровней развития и проявления страхов у детей дошкольного возраста 17
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по преодолению страхов у детей дошкольного возраста средствами метода сказкотерапии. 26
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по преодолению страхов у детей дошкольного возраста средствами метода сказкотерапии. 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 39
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 40
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам (социальным педагогам, учителям, воспитателям, педагогам) по использованию метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста. 40
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) по использованию метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3. 44
ЗAКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ.. 47
ПРИЛОЖЕНИЯ. 51
Работа оформлено согласно большинству ГОСТов
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
1 Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Е.Е. Алексеева// Учебно-методическое пособие. - 2012. - 283 с.
2 Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М., 2001. - 496 с.
3 Андреева, А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». - Челябинск. - 2015. - С. 6-11
4 Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
5 Антонова, Е.В. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами арт-педагогики // Е.В. Антонова, О.А. Томашевская. Санкт-Петербург: в сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы VII Международной научной конференции. - 2015. - С. 1-5.
6 Большой толковый психологический словарь / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече,2001. – 592 с.
7 Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004 – 544 с.
8 Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л.С.Выготский. - Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999 – 352 с.
9 Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993 — 224 с.
10 Габрунер, М.В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» / М.В. Габрунер, В.В. Соколовская // Обруч. – 2003. – №2. – С. 14 – 19.
11 Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача / В. И. Гарбузов. – СПб.: Медицина, 2006. – 176 с.
12 Горьковая, И. А. Страхи у детей и их преодоление / И.А. Горьковая // Педиатр: Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Вектор».- 2014.-с.128-133.
13Дубровина И.В. Данилова Е.Е. Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464 с.
14 Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
15 Жарова, Т.А.Особенности проявления страхов и возможности их психологической коррекции у детей старшего дошкольного возраста // Т.А. Жарова, Ю.В. Овсянникова, М.А. Арсенова/Новая наука: опыт, традиции, инновации: Уфа.-Агентство международных исследований.- 2016.-№10-2. С. 82-85.
16 Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И.Захаров. - СПб.: Издательство «Союз», 2004– 448 c.
17 Захаров, А. И. Неврозы у детей / А.И. Захаров. - СПб.: Дельта, 1996. – 163 с.
18 Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов / А.И. Захаров. - СПб.: Гиппократ, 2007. - 128 с.
19 Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 2006. – 115с.
20 Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. Перев.с англ. – СПб: Издательство «Питер», 2005. – 464 с.
21 Изард, К. Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. - М.: Эксмо, 2002 – 464 с.
22 Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2016 — 161 с.
23 Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
24 Кулинцова, И.Е. Прогоним детские страхи / И.Е. Кулинцова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №4. – 167 с.
25Кочетова, Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско- родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 77–87.
26Лейбин, В.М. Словарь-справочник по психоанализу / В. М. Лейбин. — М.:АСТ, 2010. — 956 с.
27Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. / В. С. Мухина. – 5-е издательство, стереотип. - М., 2010. – 196с.
28Мухина, В. С. Детская психология. / В. С. Мухина. – М.: Апрель – Пресс,
1999. – 352с.
29Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – ART 75048. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75048.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
30Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
31Овчарова, Р.В. Практическая психология /Р.В.Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 337 с.
32 Орлов, А. Б., Орлова Л. В., Орлова Н. А. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов // Вопросы психологии. - 2011.-№3.-С.17-32
33Островская, Л. Ф. Детские страхи / Л. Ф. Островская // Дошкольное воспитание. – 1987. - №10. – С.77-82.
34Петровский, А. В. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М. Г Ярошевский. - М.: Политиздат, 2005. - 431 с.
35 Практикум для детской психокоррекции / Под ред. Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - 3 изд. - Ростов-на-Дону.: Феникс,2005. - 172 с.
36 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
37Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М., 2014. – 234 с.
38 Психологическое консультирование и диагностика. Часть 1 А. Л. Венгер,издательство Генезис. – 2007. – 160 с.
39Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В
2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 1999. - 384с.
40Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 712 с.
41Тест «Сказка» Л. Дюсс // Шелби Б. Тесты для детей. – Тюмень, 1999. – 128 с.
42Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)/Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. С.19-28
43Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии/ пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов. Под ред. Г. А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
44Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2016)
45Фрейд, З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – СПб.:Азбука,2016 - 288с.
46Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2005. – 304 с.
47Шамилова, Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Г.А. Шамилова. - М., 2010. - 160 с.
48Щербатых, Ю. В. Психология страха: Популярная энциклопедия / Ю.В. Щербатых. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. - 205 с.
49Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред. – сост. Д. Б. Эльконин. – 4-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384с.
50Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - М.: Элайда, 2014. - 704 с.
51Шаманаева, Д.А. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с помощью метода арт-педагогика /Д.А.Шаманаева // VI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием: «Молодёжь XXIвека: образование, наука, инновацию» (г. Новосибирск, 22-24 ноября 2017): в 4 частях / под ред. Г.С. Чесноковой, М.В. Голубевой; Мин-во обр. и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т детства. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - Часть 2. – С.323-325.