Проект «Литературная матрица» в контексте изучения русской литературы в старших классах
Содержание
Теория + Практика
Объем
87 лист.
Год написания
Данной работы в готовом виде нет. Вы можете заказать написание работы под вашу тему.
ЗАКАЗАТЬ
Описание работы
Работа пользователя Gregroc2013
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. «Литературная матрица» - учебник, написанный писателями 1.1 Общая характеристика «Литературной матрицы». 6
1.3. «Плюсы» и «минусы» «Литературной матрицы». 11
Глава 2. Сопоставительный анализ эссе «Литературной матрицы» и глав действующих школьных учебников по литературе. 25
Рассмотрим общие сведения об анализируемых учебниках. 25
2 Глава. Творчество Марины Цветаевой в действующих школьных учебниках и в эссе М. Степановой «Прожиточный максимум». 36
3 глава. Применение «Литературной матрицы» в школе. 59
3.1. Применения «Литературной матрицы» на уроках внеклассного чтения. 59
53. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка СПб.: Норинт, 2000с. 778. 72
Введение
В настоящее время ведется множество дискуссий вокруг проблемы преподавания литературы. Одна из проблем — отсутствие заинтересованности в чтении художественных произведений у учащихся.
«По статистике, 30 лет назад старшеклассники читали 3-4 книги в месяц, а сегодня, в лучшем случае — одну. За год в среднем современный подросток осиливает около 10 художественных книг» [17].
В 7 классе средней общеобразовательной школы проведено (кем? что это за данные? и не очень логично, что 7 класс, а у нас в теме – старшие классы) анкетирование, согласно которому 41% школьников старается всегда быть готовым к уроку, но иногда ленятся; 33 % читать не любят, а 29% осиливают произведения лишь потому, что это необходимо по школьной программе, 16% из них заставляют родители. 20 % читают школьные произведения, когда они их заинтересовали, столько же читают краткий пересказ в интернете, и лишь 8% всегда готовы к уроку. Причиной этому, по мнению большинства школьников, послужил компьютер и интернет, на которые они тратят свое время.
Как же сделать так, чтобы школьники читали? Одно из решений проблемы подготовили составители особого альтернативного Наверно надо указать, откуда это определение (взять в кавычки, может в скобках в чьей статье, ведь это вроде не Ваша характеристика, вспомните, как отреагировала на это определение Е.Е. Сафонова, такие вопросы могут возникнуть учебника «Литературная матрица», писатели–современники Вадим Левенталь, Павел Курсанов и член орфографической комиссии РАН, совета по русскому языку при президенте РФ Светлана Друговейко–Должанская.
Сам подзаголовок книги говорит о его особенности — «учебник, написанный писателями» — это сборник статей о писателях, входящих в школьную программу по литературе. Авторы статей - современные писатели, такие как Людмила Петрушевская, Ольга Славникова, Андрей Битов, Андрей Рубанов и другие (Авторы всех статей указаны в Приложение А ссылку на него надо сделать где-то в другом месте, во введении нехорошо).
«Главное, чего хотелось бы составителям этой книги, — чтобы тот, кто прочтет из нее хоть несколько статей, почувствовал необходимость заглянуть в тексты произведений русской литературы, входящих в «школьную программу» [24, c. 13] — это и есть одна из главных задач литературоведения в школе.
Вадим Левенталь в одном из своих интервью отмечает: «Книга выполняет две различные задачи: рассказать человеку о классической русской литературе и… в тоже время о современной. Статьи должны быть нестандартными, задорными, веселыми, чтобы человек писал о том, чем он горит, писал так, чтобы человек чувствовал, что он читает текст горящий, живой. И может быть этот огонь любви к русской литературе перенесется на читателя этой книжки. То есть мы выступаем как соблазнители: соблазняем школьников и студентов младших курсов» [14].
Справились ли с этим авторы «Литературной матрицы»? Двухтомник вызвал многочисленные критические отклики писателей, учителей, ученых-литературоведов, авторов учебников. Вокруг «Литературной матрицы» развернулась полемика о том, можно ли считать издание учебником, предназначенным для использования в школе, или это просто книга для чтения, посвященная русским писателям и их произведениям. Обсуждаются и другие вопросы, например, качество представленного в книге материала. Вместе с тем, большинство участников дискуссии отметили полезность этой книги как минимум для поддержания интереса к русской классике.
На сегодняшний день накопилось уже достаточно большое количество различных откликов на проект, что позволяет...
Введение. 2
Глава 1. «Литературная матрица» - учебник, написанный писателями 1.1 Общая характеристика «Литературной матрицы». 6
1.3. «Плюсы» и «минусы» «Литературной матрицы». 11
Глава 2. Сопоставительный анализ эссе «Литературной матрицы» и глав действующих школьных учебников по литературе. 25
Рассмотрим общие сведения об анализируемых учебниках. 25
2 Глава. Творчество Марины Цветаевой в действующих школьных учебниках и в эссе М. Степановой «Прожиточный максимум». 36
3 глава. Применение «Литературной матрицы» в школе. 59
3.1. Применения «Литературной матрицы» на уроках внеклассного чтения. 59
53. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка СПб.: Норинт, 2000с. 778. 72
Введение
В настоящее время ведется множество дискуссий вокруг проблемы преподавания литературы. Одна из проблем — отсутствие заинтересованности в чтении художественных произведений у учащихся.
«По статистике, 30 лет назад старшеклассники читали 3-4 книги в месяц, а сегодня, в лучшем случае — одну. За год в среднем современный подросток осиливает около 10 художественных книг» [17].
В 7 классе средней общеобразовательной школы проведено (кем? что это за данные? и не очень логично, что 7 класс, а у нас в теме – старшие классы) анкетирование, согласно которому 41% школьников старается всегда быть готовым к уроку, но иногда ленятся; 33 % читать не любят, а 29% осиливают произведения лишь потому, что это необходимо по школьной программе, 16% из них заставляют родители. 20 % читают школьные произведения, когда они их заинтересовали, столько же читают краткий пересказ в интернете, и лишь 8% всегда готовы к уроку. Причиной этому, по мнению большинства школьников, послужил компьютер и интернет, на которые они тратят свое время.
Как же сделать так, чтобы школьники читали? Одно из решений проблемы подготовили составители особого альтернативного Наверно надо указать, откуда это определение (взять в кавычки, может в скобках в чьей статье, ведь это вроде не Ваша характеристика, вспомните, как отреагировала на это определение Е.Е. Сафонова, такие вопросы могут возникнуть учебника «Литературная матрица», писатели–современники Вадим Левенталь, Павел Курсанов и член орфографической комиссии РАН, совета по русскому языку при президенте РФ Светлана Друговейко–Должанская.
Сам подзаголовок книги говорит о его особенности — «учебник, написанный писателями» — это сборник статей о писателях, входящих в школьную программу по литературе. Авторы статей - современные писатели, такие как Людмила Петрушевская, Ольга Славникова, Андрей Битов, Андрей Рубанов и другие (Авторы всех статей указаны в Приложение А ссылку на него надо сделать где-то в другом месте, во введении нехорошо).
«Главное, чего хотелось бы составителям этой книги, — чтобы тот, кто прочтет из нее хоть несколько статей, почувствовал необходимость заглянуть в тексты произведений русской литературы, входящих в «школьную программу» [24, c. 13] — это и есть одна из главных задач литературоведения в школе.
Вадим Левенталь в одном из своих интервью отмечает: «Книга выполняет две различные задачи: рассказать человеку о классической русской литературе и… в тоже время о современной. Статьи должны быть нестандартными, задорными, веселыми, чтобы человек писал о том, чем он горит, писал так, чтобы человек чувствовал, что он читает текст горящий, живой. И может быть этот огонь любви к русской литературе перенесется на читателя этой книжки. То есть мы выступаем как соблазнители: соблазняем школьников и студентов младших курсов» [14].
Справились ли с этим авторы «Литературной матрицы»? Двухтомник вызвал многочисленные критические отклики писателей, учителей, ученых-литературоведов, авторов учебников. Вокруг «Литературной матрицы» развернулась полемика о том, можно ли считать издание учебником, предназначенным для использования в школе, или это просто книга для чтения, посвященная русским писателям и их произведениям. Обсуждаются и другие вопросы, например, качество представленного в книге материала. Вместе с тем, большинство участников дискуссии отметили полезность этой книги как минимум для поддержания интереса к русской классике.
На сегодняшний день накопилось уже достаточно большое количество различных откликов на проект, что позволяет...