Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Программа оптимизации психологической адаптации первокурсников профессионально-технического училища

Стоимость
7000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
86 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Yana19921406
На современном этапе развития российского общества, характеризующегося широкой демократизацией жизни, накоплением новых знаний в различных отраслях науки, совершенствованием процессов производства и стремительной информатизацией общества, важное место отводится системе профессионального образования. Для подготовки нового поколения специалистов необходимо использовать действенные формы и методы организации учебного процесса, способные раскрыть потенциальные возможности учащихся, так как динамичность развития современного общества ставит человека в условия, в которых необходимо не только адаптироваться к социуму, но и ориентироваться, принимать решения, реализуя свой внутренний потенциал в окружающей его действительности
Известно, что процесс обучения в профессиональных училищах значительно отличается от подобного в общеобразовательной школе. По сравнению со школьниками аналогичного возраста, которые получают только среднее образование, учащиеся профтехучилищ должны получить еще соответствующие знания и навыки по избранной специальности, все это требует необходимого уровня развития учащейся молодежи.
Учащиеся, поступив в профтехучилище, переходят на новый этап обучения. Они должны освоить практику обучения в данном учебном заведении, найти референтный круг общения, стать частью нового ученического коллектива. С первых дней пребывания в студенческой среде они приобретает социальный статус учащегося профтехучилища. Однако не все учащиеся справляются с новой обстановкой, с академическими требованиями, предъявляемыми учебным заведением. Это приводит к тому, что часть первокурсников уходят из профессионального училища по причине дискомфорта, неуспеваемости, неуверенности в своих силах, а, следовательно, у учащегося появляется чувство неудовлетворенности, недоверия к окружению.
Феномен адаптации имеет маргинальный статус и исследуется различными науками, такими как философия, психология, лингвистика, культурология, педагогика и других отраслях научного знания. В частности, сущностные характеристики адаптации в биологии и физиологии рассматривались в работах П.К. Анохина, И.П. Павлова, Г. Селье, И.М. Сеченова и др. Структура адаптации описывается в работах К.И. Бодрова, В.Я.Якунина и др. Динамика и критерии процесса адаптации представлены в работах Л.Г. Егоровой, Я.Л. Коломинского, А.А. Налчаджяна,А.А. Реана, Л.С. Шубиной и др. К настоящему времени наиболее разработанными и распространенными являются интерпретации психической адаптации в бихевиористском, интеракционистком и психоаналитическом направлениях.
Значительный вклад в разработку проблемы социально-психологической адаптации индивида к среде в рамках теории социализации личности внесли философы-экзистенциалисты (Ж. Сартр, М. Хайдегтер, ПС Ясперс), феноменологи (Э. Гуссерль), рассматривающие адаптацию через проблему осознания индивидом себя и нахождения им своего смысла существования, через реализацию своего личностного потенциала, когда человек воспринимает себя в качестве основного контролирующего фактора своей жизни.
В психологии и педагогике определяются различные подходы к пониманию сущности процесса социально-психологической адаптации индивида к среде. Эту проблему исследовали И.П. Павлов, Ж. Пиаже, психологи функционалисты (У. Джеймс), бихевиористы (Б. Скиннер), психоаналитики (А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг)
Адаптация с точки зрения восстановления идентичности (подлинности) личности, соответствия экзистенции (существования) ее истинной природе рассматривалась психологами гуманистической концепции (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл).В русле деятельностного подхода, где через освоение внешними формами поведения происходит становление самоосознания подростка, изучался процесс социально-психологической адаптации отечественными психологами (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.С. Кон, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн).
В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюк исследовали эту проблему с точки зрения категорий: сознание - практика - культура.
Актуальной оказывается проблема исследования: каковы показатели психологической адаптации первокурсников системы профтехобразования. Потребность рассмотрения психологической адаптации в аспекте поставленной проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «программа оптимизации психологической адаптации первокурсников профессионального училища»
Объект исследования: психологическая адаптация.
Предмет исследования: психологическая адаптация первокурсников профессионального училища.
Цель исследования: на основании результатов исследования разработать программу оптимизации психологической адаптации первокурсников профессионального училища
Гипотеза исследования: психологическая адаптация учащихся первого курса в условиях профессионального училища будет успешной если:
- будут выявлены проблемы дезадаптации учащихся;
- на основе интеграционной деятельности субъектов образования будет разработана и реализована программа психолого-педагогической деятельности по преодолению дезадаптации учащихся первого курса.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Уточнить понятия «адаптация», «процесс адаптации» и «психологическая адаптация» с учетом особенностей учащихся системы профтехобразования;
Разработать программу психологического исследования;
В эмпирическом исследовании установить показатели психологической адаптации первокурсников профессионального училища.
Методологическую основу исследования составляют: аксиологический подход (А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, М.В. Богуславский, В.И. Додонов, И.А. Зимняя, Д.С. Лихачев, Н.С. Розов и др.); культурологический подход (Е.В. Бондаревская, В.С. Леднев, Д.И. Фельдштейн и др.); теории адаптации (Д.А. Андреева, П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев И.К. Кряжева, А.В. Мудрик, И.П. Павлов, А.В Петровский, А.А Реан.); социальной адаптации (Т.Г. Дичев, И.А. Милославова, B.C. Олейников, В.В. Синявский и др; концепции влияния образовательной среды учебного заведения на развитие, становление и воспитание личности учащегося (В.В. Авдеев, Л.А. Боденко, О.А. Зимовина, А.П. Марков, Л.А. Санкин, Н.А. Селиванова и др.); от профессиональных интересов зависят: удовлетворенность выбранной профессией, профессиональная устойчивость, перспективы профессионального роста, результаты трудовой деятельности (И.Н. Васильев, Р.З. Кабиров, З.Й. Пагирскене, А.А. Реан и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации
понятия «психологическая адаптация» применительно к условиям обучения
первокурсников в профтехучилище; систематизации теоретических подходов к исследованию адаптации; разработке алгоритма успешной адаптации
первокурсников в образовательном пространстве профтехучилища.
Сформулированные в исследовании выводы дополняют имеющиеся в психологической науке представления об особенностях адаптации личности к процессу обучения в системе профтехобразования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности широкого внедрения в систему профессионального образования комплекса педагогических условий и разработанной программы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в профессиональном училище.
Методы и база исследования. В работе использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: теоретический анализ и синтез, монографическое изучение педагогического опыта по адаптации подростков в социуме, диагностические методы, в том числе тестирование, анкетирование, беседы. В процессе исследования осуществлялось длительное включенное педагогическое наблюдение в ходе разнообразной социально ценностной деятельности учащихся.
Исследование проводилось на базе ГОУ НПО ПУ №14 г.Читы, в исследовании приняли участие 30 учащихся (юноши), в возрасте 15-16 лет.
Работа состоит из 2-х глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет