Проведение внеклассных занятий по биологии в средней школе
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Проведение внеклассных занятий по биологии в средней школе»
Оригинальность работы 83%
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей школы является воспитание порядочного и добросовестного человека, который всегда будет стремиться к самосовершенствованию, а также к желанию изменить мир в лучшую сторону, формирование самостоятельности, практических умений и навыков, и, конечно же, интереса к исследовательской деятельности. Огромное значение в развитии всесторонне развитой личности, которая обладает не только интеллектуальными знаниями, но и высоконравственными качествами такие как доброта, сочувствие, ответственность, трудолюбие, толерантность и многие другие положительные качества играют школьные биологические дисциплины. К ним относятся: уроки биологии, лабораторные занятия и практические уроки, которые дают возможность вооружить обучающихся обширными знаниями о естественной среде, формируют интерес к изучению природы и желание к ее охране.
Актуальность данной темы заключается в том, что система российского образования всегда чутко реагировала на изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни. В результате постепенной модернизации учебного процесса, в образовательное пространство всех учебных заведений прочно вошел и утвердился Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Новизна ФГОС основного общего образования заключается в том, что важной составляющей образовательного процесса современной школы стала эффективная организация второй половины дня, выделенная в категорию «внеурочная деятельность». Главной задачей таких занятий является развитие личностных качеств ребенка, формирование у него интереса к различным видам деятельности и раскрытие индивидуальных способностей учащихся, которые, к сожалению, учителю не всегда удаётся рассмотреть в отведённое урочное время. Формирование интереса к естественной среде - это непростой процесс, который включает интеллектуальный, эмоциональный и волевой принцип в конкретном сочетании и взаимосвязи.
Стремление пробудить любовь и интерес к изучению природы является важнейшей задачей учителя биологических и экологических дисциплин. Ведь охрана окружающей среды, любовь к ней является неотъемлемой и важной чертой каждого человека.
Многие известные методисты также высказывали свои мнения по поводу развития нравственных и моральных качеств личности. Например, известный методист, основоположник методики обучения биологии А.Я. Герд писал: «Много людей со здоровыми органами чувств, но не воспользовавшихся ими не только для своего всестороннего и полного развития, но и для получения о внешнем мире ясного, отчетливого, образного представления. А возможна ли без такого представления и успешная деятельность во внешнем мире? Человек с тонкими внешними чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он несравненно проницательней и находчивее, глубже вникает во все, а потому и работает основательнее: из всего извлекает большую пользу, находит интерес и принимает живое участие там, где другой остается совершенно равнодушным».
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…» Федор Тютчев.
Также для развития у обучающихся любви и желания изучать биологические дисциплины применяется форма обучения как внеклассные занятия, которые повышают познавательный, исследовательский и творческий интерес обучающегося.
Цель: изучение методики обучения внеклассной работы по биологии в школе.
Задачи:
• дать общую характеристику внеклассной работы по биологии в школе;
• рассмотреть формы и виды внеклассной работы;
• рассмотреть содержание и организацию внеклассной работы по биологии в школе;
• проанализировать структуру внеклассного мероприятия по биологии
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии.
Предмет исследования: методика организации внеклассных занятий по биологии.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика внеклассной работы по биологии……………..5
1.1 Внеклассная работа как категория обучения биологии……………….5
1.2 Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии……………………………………………………………………………6
2. Формы и виды внеклассной работы……………………………………..9
3. Содержание и организация внеклассной работы по биологии……….18
3.1. Структура внеклассного мероприятия по биологии………………..20
4. Внеклассное мероприятие по биологии на примере…………………..22
Заключение……………………………………………………………….....26
Литература…………………………………………………………………28
Список использованной литературы
1. Пономарева. И.Н. Общая методика обучения биологии /И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – М.: Академия, 2007.
2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 класс – М.: Дрофа, 2002.
3. Верзилин. Н.М. Общая методика преподавания биологии. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1983.
4. Зверев. И.Д. Общая методика преподавания биологии. / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. – М.: Просвещение, 1985.
5. Акимов С.С. Биология в таблицах, схемах, рисунках. / С.С. Акимов, А.Х. Ахмалишева, А.В. Хренов. – М.: Лист, 1996.
6. Всесвятский, Б. В. Общая методика биологии : учеб, пособие для пед. ин-тов / Б. В. Всесвятский. — Москва : Учпедгиз, 1960. — 331 с.
7. Гаджиева И.Х. Методы преподавания биологии. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 325 с. школа урок учебный
8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.:Просвещение. 1984. 204 с.
9. Иванова, Т. В. Общая методика обучения биологии в школе / Т. В. Иванова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова. — Москва : Дрофа, 2010. — 271 с.
10. Карташова, Н. С. Методика преподавания биологии : учеб, пособие для лабор. — практ. занятий и самостоят. работы студентов / Н. С. Карташова. — Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. — 119с.
11. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. – Волгоград: «Учитель», 2004.
12. Колонтаев, В. М. Общая методика преподавания биологии / В. М. Колонтаев, Л. М. Дробышева. — Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 229 с.
13. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с.
Заключение
Исходя из общего положения и пользуясь в качестве довода и логического обоснования совокупностью ранее упомянутых эмпирических знаний можно сделать вывод, что внеклассные занятия по биологии, проводимые в школе помогают развитию у обучающихся натуралистических, природоохранных умений и навыков. Они помогают в формировании личного Я, развивают кругозор, формируют заинтересованность в исследованиях, которые проводятся в внеклассных мероприятиях по биологии. Также обучающиеся учатся излагать свои мысли, делиться мнениями, предлагать новые идеи, то есть развивается коммуникативная концепция.
Особенность биологии как учебной дисциплины заключается в том, что именно с помощью этого предмета обучающиеся получают целостное представление о естественной среде, удостоверяются в необходимости познания биологических закономерностей, бережного отношения к природе.
Общими критериями организации любой внеклассной работы обучающихся являются:
— учет интересов и потребностей обучающихся определенного класса;
—точный план внеклассной работы, установление намеченных результатов;
—тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;
—близкая взаимосвязь с другими дисциплинами при организации различных форм внеклассной работы;
– внимание к общественно полезной деятельности учащихся.
В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень сложно дать какие-либо готовые советы по организации как учебной, так и внеклассной деятельности по биологии. Каждый учитель биологии должен иметь максимально много информации о том, что имеется по предмету в области внеклассного занятия. Эти знания могут помочь грамотно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в определенном классе и в школе обстоятельств, творчески их применить, развить и расширить теорию своим собственным практическим опытом.
Внеклассные работы, которые проводятся в системе всего процесса преподавания биологии, развивают разносторонние интересы учащихся, самостоятельность в работе, исследовательские, их взгляд на жизнь и мышление. Формы таких мероприятий весьма разнообразны, но по содержанию и методам осуществления они связаны с уроком; на уроке у обучающихся появляется интерес, который находит свое удовлетворение в той или иной форме внеклассных работ и снова получает развитие и закрепление на уроке.
Зачастую интересы обучающихся в школе бывают чрезвычайно узкими, ограниченными коллекционированием, любительским отношением к отдельным животным. Задача педагога – расширить интересы учащихся, воспитать образованного человека, который любит науку, умеет и имеет желание исследовать природу. При проведении опытов и длительных наблюдений за явлениями природы у обучающихся развиваются определенные представления об окружающей их материальной действительности. Наблюдения, которые проводятся обучающимися, например, за развитием растения или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.
Оригинальность работы 83%
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей школы является воспитание порядочного и добросовестного человека, который всегда будет стремиться к самосовершенствованию, а также к желанию изменить мир в лучшую сторону, формирование самостоятельности, практических умений и навыков, и, конечно же, интереса к исследовательской деятельности. Огромное значение в развитии всесторонне развитой личности, которая обладает не только интеллектуальными знаниями, но и высоконравственными качествами такие как доброта, сочувствие, ответственность, трудолюбие, толерантность и многие другие положительные качества играют школьные биологические дисциплины. К ним относятся: уроки биологии, лабораторные занятия и практические уроки, которые дают возможность вооружить обучающихся обширными знаниями о естественной среде, формируют интерес к изучению природы и желание к ее охране.
Актуальность данной темы заключается в том, что система российского образования всегда чутко реагировала на изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни. В результате постепенной модернизации учебного процесса, в образовательное пространство всех учебных заведений прочно вошел и утвердился Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Новизна ФГОС основного общего образования заключается в том, что важной составляющей образовательного процесса современной школы стала эффективная организация второй половины дня, выделенная в категорию «внеурочная деятельность». Главной задачей таких занятий является развитие личностных качеств ребенка, формирование у него интереса к различным видам деятельности и раскрытие индивидуальных способностей учащихся, которые, к сожалению, учителю не всегда удаётся рассмотреть в отведённое урочное время. Формирование интереса к естественной среде - это непростой процесс, который включает интеллектуальный, эмоциональный и волевой принцип в конкретном сочетании и взаимосвязи.
Стремление пробудить любовь и интерес к изучению природы является важнейшей задачей учителя биологических и экологических дисциплин. Ведь охрана окружающей среды, любовь к ней является неотъемлемой и важной чертой каждого человека.
Многие известные методисты также высказывали свои мнения по поводу развития нравственных и моральных качеств личности. Например, известный методист, основоположник методики обучения биологии А.Я. Герд писал: «Много людей со здоровыми органами чувств, но не воспользовавшихся ими не только для своего всестороннего и полного развития, но и для получения о внешнем мире ясного, отчетливого, образного представления. А возможна ли без такого представления и успешная деятельность во внешнем мире? Человек с тонкими внешними чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он несравненно проницательней и находчивее, глубже вникает во все, а потому и работает основательнее: из всего извлекает большую пользу, находит интерес и принимает живое участие там, где другой остается совершенно равнодушным».
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…» Федор Тютчев.
Также для развития у обучающихся любви и желания изучать биологические дисциплины применяется форма обучения как внеклассные занятия, которые повышают познавательный, исследовательский и творческий интерес обучающегося.
Цель: изучение методики обучения внеклассной работы по биологии в школе.
Задачи:
• дать общую характеристику внеклассной работы по биологии в школе;
• рассмотреть формы и виды внеклассной работы;
• рассмотреть содержание и организацию внеклассной работы по биологии в школе;
• проанализировать структуру внеклассного мероприятия по биологии
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии.
Предмет исследования: методика организации внеклассных занятий по биологии.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика внеклассной работы по биологии……………..5
1.1 Внеклассная работа как категория обучения биологии……………….5
1.2 Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии……………………………………………………………………………6
2. Формы и виды внеклассной работы……………………………………..9
3. Содержание и организация внеклассной работы по биологии……….18
3.1. Структура внеклассного мероприятия по биологии………………..20
4. Внеклассное мероприятие по биологии на примере…………………..22
Заключение……………………………………………………………….....26
Литература…………………………………………………………………28
Список использованной литературы
1. Пономарева. И.Н. Общая методика обучения биологии /И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – М.: Академия, 2007.
2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 класс – М.: Дрофа, 2002.
3. Верзилин. Н.М. Общая методика преподавания биологии. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1983.
4. Зверев. И.Д. Общая методика преподавания биологии. / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. – М.: Просвещение, 1985.
5. Акимов С.С. Биология в таблицах, схемах, рисунках. / С.С. Акимов, А.Х. Ахмалишева, А.В. Хренов. – М.: Лист, 1996.
6. Всесвятский, Б. В. Общая методика биологии : учеб, пособие для пед. ин-тов / Б. В. Всесвятский. — Москва : Учпедгиз, 1960. — 331 с.
7. Гаджиева И.Х. Методы преподавания биологии. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 325 с. школа урок учебный
8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.:Просвещение. 1984. 204 с.
9. Иванова, Т. В. Общая методика обучения биологии в школе / Т. В. Иванова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова. — Москва : Дрофа, 2010. — 271 с.
10. Карташова, Н. С. Методика преподавания биологии : учеб, пособие для лабор. — практ. занятий и самостоят. работы студентов / Н. С. Карташова. — Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. — 119с.
11. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. – Волгоград: «Учитель», 2004.
12. Колонтаев, В. М. Общая методика преподавания биологии / В. М. Колонтаев, Л. М. Дробышева. — Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 229 с.
13. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с.
Заключение
Исходя из общего положения и пользуясь в качестве довода и логического обоснования совокупностью ранее упомянутых эмпирических знаний можно сделать вывод, что внеклассные занятия по биологии, проводимые в школе помогают развитию у обучающихся натуралистических, природоохранных умений и навыков. Они помогают в формировании личного Я, развивают кругозор, формируют заинтересованность в исследованиях, которые проводятся в внеклассных мероприятиях по биологии. Также обучающиеся учатся излагать свои мысли, делиться мнениями, предлагать новые идеи, то есть развивается коммуникативная концепция.
Особенность биологии как учебной дисциплины заключается в том, что именно с помощью этого предмета обучающиеся получают целостное представление о естественной среде, удостоверяются в необходимости познания биологических закономерностей, бережного отношения к природе.
Общими критериями организации любой внеклассной работы обучающихся являются:
— учет интересов и потребностей обучающихся определенного класса;
—точный план внеклассной работы, установление намеченных результатов;
—тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;
—близкая взаимосвязь с другими дисциплинами при организации различных форм внеклассной работы;
– внимание к общественно полезной деятельности учащихся.
В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень сложно дать какие-либо готовые советы по организации как учебной, так и внеклассной деятельности по биологии. Каждый учитель биологии должен иметь максимально много информации о том, что имеется по предмету в области внеклассного занятия. Эти знания могут помочь грамотно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в определенном классе и в школе обстоятельств, творчески их применить, развить и расширить теорию своим собственным практическим опытом.
Внеклассные работы, которые проводятся в системе всего процесса преподавания биологии, развивают разносторонние интересы учащихся, самостоятельность в работе, исследовательские, их взгляд на жизнь и мышление. Формы таких мероприятий весьма разнообразны, но по содержанию и методам осуществления они связаны с уроком; на уроке у обучающихся появляется интерес, который находит свое удовлетворение в той или иной форме внеклассных работ и снова получает развитие и закрепление на уроке.
Зачастую интересы обучающихся в школе бывают чрезвычайно узкими, ограниченными коллекционированием, любительским отношением к отдельным животным. Задача педагога – расширить интересы учащихся, воспитать образованного человека, который любит науку, умеет и имеет желание исследовать природу. При проведении опытов и длительных наблюдений за явлениями природы у обучающихся развиваются определенные представления об окружающей их материальной действительности. Наблюдения, которые проводятся обучающимися, например, за развитием растения или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.