Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

ПСИХОАНАЛИЗ ИСКУССТВА И ТЕЛЕСНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ОРЛАН

Стоимость
2000 руб.
Содержание
Теория
Объем
70 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ПСИХОАНАЛИЗ ИСКУССТВА И ТЕЛЕСНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ОРЛАН»

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. АНАЛИЗ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕСНОМ И ИСКУССТВЕ……………………………………………………..………6
    1. Психоанализ о телесном (образе тела и желании его изменить)……………………………………………………………………………………..7
    2. Психоанализ об искусстве……………………………………………………….17
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕСНОСТИ И ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ ПЕРФОМАНСОВ ОРЛАН…………………………………..………………….….……..22
2.1       Методы исследования………………………………………………………………22
2.2    Описание творческой биографии художницы, художественного манифеста «Искусства плоти» и цикла перфомансов «Реинкарнации Святой ОРЛАН»………22
2.3 Патографическое обоснование возникновения идеи создания цикла перфомансов «Реинкарнации Святой ОРЛАН» и внутренних мотивов автора….31
2.4. Гипотезы о бессознательных фантазиях автора как внутреннем смысле перфомансов………….……………………………………………………………………..34
2.4.1      Фантазия об идеальном соответствии желаниям матери……………………35
2.4.2      Фантазия о рождении самой себя………...……………………………………..36
2.4.3      Фантазия о восстановлении собственной целостности………………………38
2.4.4      Фантазия о героической победе над смертью…………………………………40
2.4.5      Фантазии о новом облике как о новой себе…………………………………….43
2.5 Выводы…………………………………………..…………………………………..…..47
Заключение………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………..51
Приложения………………………………………………………………………..……….55

Введение
Вероятно, будет справедливо сказать, что степень озабоченности телом и внешностью присутствует во всех нас. Образ нашего тела не является статичным представлением: он находится в динамическом взаимодействии как с внутренней, так и с внешней реальностью. Имеет место определенная «эластичность» образа тела. Этот образ колеблется (например, с точки зрения воспринимаемого размера или ощущения легкости и тяжести) и влияет на наши отношения с другими. Более того, тело регулярно подводит нас: сталкиваясь с болью или особенностью, которая нам не нравится, ранее целостное восприятие тела подрывается. Мы склонны воспринимать мир через тело и, что свойственно современным художникам-перфомансистам, даже представлять свое тело целым миром, способным стать сценой нашего внутреннего театра.
Что скажет нам психоанализ об истоках желания художника работать в жанре классического перфоманса и сможет ли он дать нам более объемное представление о конкретном перфомансе, личности и бессознательных фантазиях создавшего его художника?  
Темы на стыке творческого и телесного представляются актуальными с ростом технических возможностей для каждого из нас сделать свое тело объектом творения путем посредством современной пластической хирургии. Не секрет, что в основе нашей нелюбви к какой-то особенности тела, лежит особое отношение к тому, что подсознательно эта особенность тела для нас представляет. Тело всегда несет след объекта: благодаря отождествлению с ним (и значимым объектом) ребенок развивает чувство себя. Это подводит нас к вопросу о том, что лежит в основе подобных бессознательных идентификаций с точки зрения психоаналитической мысли.
В этом смысле рассмотрение перфоманса в жанре «Искусства плоти», основанного на ряде пластических операций, может дать нам, во-первых, яркую квитэссенцию возможных психоаналитических вопросов вокруг образа тела и психоаналитического взгляда на искусство, а во-вторых, любопытную работу в жанре прикладного психоанализа, где теоретические аспекты будут рассмотрены на конкретном примере.
Современное искусство очень часто принимает вид перфоманса, когда автор использует собственное тело для создания произведения и наполнения его смыслом. Когда ты как зритель участвуешь в перфомансе, удивительным образом втягиваешься, ощущая себя не только здесь и сейчас, но как будто бы частью и еще какой-то иной личной истории автора. Именно такой отклик вызывают перфомансы ОРЛАН. При этом, в литературе довольно часто встречаются работы прикладного анализа в отношении кинофильмов, картин и крайне редко – в отношении перфомансов. Именно поэтому автор ставит своей целью выявить глубинные смыслы модификации тела перед лицом зрителей на примере психоаналитического разбора произведения в жанре перфоманса, продемонстрировав возможность такого анализа, а также его ценность для анализа произведения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном стандарте телесной красоты все большей популярностью пользуется пластическая хирургия, которую можно отнести к адаптационно-компенсаторным стратегиям преобразования внешности для приспособления ее к навязываемому обществом идеалу физического Я. Психоаналитический взгляд на пластические операции, произведенные в формате перфоманса, позволяет безопасно поразмышлять о причинах этого желания как будто бы относящихся только автору перфоманса, а также увидеть за происходящим «невидимый глазу» пласт личной истории автора, что дает новое понимание художественного произведения.
Объектом исследования будут психоаналитические взгляды на функциональную роль тела и искусства в психике. Предмет исследования – рассмотрение психоаналитической теории о телесном и искусстве на примере цикла художественных произведений в жанре перфоманса, включающего непосредственную модификацию тела художника на глазах у зрителей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что работа художника в жанре перфоманса с телом может иметь смыслы, помогающие рассмотреть генезис личности художника за его перфомансом и психоанализ, как способ исследования, может дать нам новое понимание не только о личности автора, но и об истоках желания художника создать именно это произведение.
Цель работы конкретизируется постановкой следующих задач:
1. изучить в историческом разрезе психоаналитические представления о телесном (об образе тела и желании его изменить) и искусстве, а также их функциональной роли в психике, проследить возможные параллели и взаимосвязи;
2. исследовать творческий путь художницы, результатом которого стал перфоманс, включающий модификации ее тела, а также ее творческий манифест;
3. проанализировать методы психоаналитического разбора художественных произведений и определиться с наиболее применимыми в прикладном психоанализе произведений в жанре перфоманса;  
4. сопоставить информацию о жизни художницы на основе данных ею интервью и описаний поставленных ею перфомансов и, с использованием метода патографии, представить обоснование возникновения идеи создания цикла перфомансов «Реинкарнация святой ОРЛАН», предложить гипотезу о внутреннем мотиве художницы, побудившей ее к созданию цикла рассматриваемых перфомансов;
5. опираясь на теорию, провести психоаналитический разбор цикла перфомансов «Реинкарнация святой ОРЛАН», иллюстрируя примером приведенный теоретический анализ, предложить гипотезы о бессознательных фантазия автора как внутреннем смысле произведений.
Метод исследования, таким образом, будет комбинированным и включать как иллюстрирование теории конкретным примером, так и патографию («психобиография»), изобретенную основателем психоанализа З. Фрейдом.  
Практическая значимость данной работы заключается в признании того, что  применение психоаналитического разбора произведения к современному искусству в жанре перфоманса не только возможно, но и позволяет увидеть в нем новые смыслы, получить новый опыт его прочтения.
Работа будет состоять из двух глав – теоретической и эмпирической и соответствовать вышеуказанным задачам исследования. К работе в качестве приложений будут представлены изображения перфомансов ОРЛАН, на которые автор будет опираться в качестве иллюстрации теории или в подтверждение собственных гипотез.

Список литературы
  1. Анзьё Д. «Я – кожа». Пер. с франц. – М.: Эрго, 2012.
2. Бик Э. «Переживание кожи в ранних объектных отношениях (1968)». Статья в сборнике «Психология и психопатология кожи. Тексты» / Издание на русском языке – М.: Когито-Центр, 2011, 228-235.
3. Бугаенко Т.Ф. Перформанс в контексте современного искусства //Культура и цивилизация, 2017, Том 7, № 5А, 365-369.
4. Винникотт Д.В. «Игра и реальность» Пер. с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017.
5. Голдберг Р. Искусство перформанса: от футуризма до наших дней. М.: Ad Marginem, 2013.
6. Кляйн М. «Детский психоанализ». Пер. с англ. – Спб: Питер, 2020.
7. Ковалец А.С. Влечение к красоте. Психоаналитический опыт понимания эстетического. Журнал Практической психологии и Психоанализа. 2019, №1.
8. Мазин В.А. «Стадия зеркала Жака Лакана» - Спб.: Алетейя, 2005.
9. Мельтцер Д., Уильямс М.Х. «Психическая боль и душевное удовольствие (Понимание красоты)». Пер. на русский язык – М.: Областная типография «Печатный двор», 2018.
10. Пискун Н.Д. «Психоанализ искусства»: теоретико-методологические основы дисциплинарного искусствоведческого курса. Весник Белорусского государственного университета культуры и искусств, 2 (16), 2011, 44-50.
11. Стерн Д.Н. «Межличностный мир ребенка. Взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития». Пер. с нем. Спб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006.
12. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006.
13. Шустрова О.И. «Киборг как произведение искусства мультимедиа (к проблеме расширения человека). Вестник Санкт-Петербургского университета, 1, 2011,  110-115.
 14. Фрейд З. «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства»: под ред. Л.М. Сурис. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015.
15. Фрейд З. «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена». М.: ЕЕ Медиа, 2012.
16. Фрейд З. «Психология бессознательного»: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990.
17. Хиншелвуд Р.Д. Словарь кляйнианского психоанализа / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2007.
18. Хирш М. «Это мое тело… и я могу делать сним что хочу»: Психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела / Пер с нем. – М.: Когито-Центр, 2018.
19. Becker, E. (1974). The Denial of Death. New York: Free Press.
20. Bloom, S. L. (2011). Bridging the black hole of trauma: The evolutionary significance of the arts part 2: The arts and evolution - what is art for? Bridging the black hole of trauma. Psychotherapy and Politics International, 9(1), 67-82.
21. Blum, H. P. (2001). Psychoanalysis and art, Freud and Leonardo. Journal of the American Psychoanalytic Association, 49(4), 1409-1425.
22. Cañizares, J. (2010). The strange case of Dr. Mantle and Dr. Mantle: David Cronenberg’s Dead Ringers. International Journal of Psychoanalysis, 91:203-218.
23. De Mijola, A. (2005). International dictionary of Psychoanalysis. Dictionnaire international de la psychanalise. Thomson Gale, a part of the Thomson Corporation.
24. Donger S., Shepherd S. (2010). ORLAN: A Hybrid Body of Artworks. Routledge.
25. Eva D. Papiasvili & Linda A. Mayers (2011) Psychoanalysis and art: Dialogues in the creative process, International Forum of Psychoanalysis, 20:4, 193-195.
26. Einright, R. (1998). Interview with Orlan. «Beauty and the I of the Beholder: A Conversation with Orlan». Border Crossings 17.2 (May 1998): 44-47.
27. Fenster, S. (2010). The curious case of Benjamin Button: regression and the angel of death. International Journal of Psychoanalysis, 91:643-650.
28. Fonagy, P. & Target, M. (2007). The rooting of the mind in the body: new links between attachment theory and psychoanalytic thought. Journal of American Psychoanalytic Association., 55:411-456.
29. Fraiberg S, Adelson E, Shapiro V (1975). Ghosts in the nursery. Journal of American Academy of Child Psychiatry, 14:387– 422.
30. Gardner, R. M. (2002). Body image assessment of children. In T. F. Cash & T. Pruzinsky (Eds.), Body image: A handbook of theory, research, and clinical practice (pp. 127-134). New York, NY: Guilford Press.
31. Gammelgaard, J. (2011). Love, drive, and desire in the works of Freud, Lacan, and Proust. International Journal of Psychoanalysis, 92:963-983.
32. Green, A. (1986). On private madness. International Universities Press, 1986.
33. Ha¨ma¨la¨inen, O. (2009). The relationship of the inner and the outer in psychoanalysis. International Journal of Psychoanalysis, 90:1277–1297.
34. Kemler, David S. (2014). Psychoanalysis, artistic obsession, and artistic motivation: the study of patography 1, 2. Perceptual & Motor Skills: Perception 2014, 118, 1, 225-245.
35. Knafo, D. (2009). Castration and Medusa: Orlan's Art on the Cutting Edge, Studies in Gender and Sexuality, 10:3, 142-158.
36. Knafo, D. (2009a). In Her Own Image: Woman's Self-Representation in Twentieth Century Art. Madison & Teaneck, NJ: Fairleigh Dickinson University Press, 2009.
37. Krueger, D. W. (2002a). Psychodynamic perspectives on body image. In T. F. Cash & T. Pruzinsky (Eds.), Body image: A handbook of theory, research, and clinical practice (pp. 30-37). New York, NY: Guilford Press.
38. Kuspit, D. (1991). Visual art and criticism: the role of psychoanalysis. Annual of Psychoanalysis, 19:1-16.
39. Lane, C. (2011). Lewis Carroll and psychoanalysis: why nothing adds up in Wonderland. International Journal of Psychoanalysis, 92:1029-1045.
40. Lemma, A. (2009). Being seen or being watched? A psychoanalytic perspective on body dysmorphia, The International Journal of Psychoanalysis, 90:4, 753-771.
41. Lemma, A. (2010). Copies Without Originals: the Psychodynamics of Cosmetic Surgery, The Psychoanalytic Quarterly, 79:1, 129-15.
42. Lemma, A. (2010a). Under the Skin: A Psychoanalytic Study of Body Modification. London: Routledge.
43. Lemoine-Luccioni, E. (1983). La Robe: Essai psychoanalytique sur le vêtement. Paris: Seuil.
44. McDougall J (1989). Theatres of the body. London: Free Association Books.
45. Meissner, W. W. (1997). The self and the body: I. The body self and the body image. Psychoanalysis & Сontemporary Thought, 20(4), 419-448.
46. Morgan, A.L. (2018).  The Oxford Dictionary of American Art and Artists (2 ed.).  Oxford University Press.
47. Schafer, R. (2010). Curse and consequence: King Lear’s destructive narcissism. International Journal of Psychoanalysis, 91:1503-1521.
48. Strenger, C. (2009). Body Modification and the Enlightenment Project of Struggling Against Death, Studies in Gender and Sexuality, 10:3, 166-171.
49. Szajnberg, N. M. (2010). Dante’s Comedy: precursors of psychoanalytic technique and psyche. International Journal of Psychoanalysis, 91:183-197.
50. Tutter, A. (2011). Metamorphosis ant the aesthetics of loss, I. Mourning Daphne—the Apollo and Daphne paintings of Nicolas Poussin. International Journal of Psychoanalysis, 92: 427-449.
51. Tutter, A. (2014a). The blossoms of loss: Ovid’s floral metamorphosis and Poussin’s Realm of Flora. Psychoanalytic Quarterly, 83:633-679.
52. Tutter, A. (2014b). Under the mirror of the sleeping water: Poussin’s Narcissus. International Journal of Psychoanalysis, 95:1235-1264.
53. Vives, J.-M. (2011). Catharsis: psychoanalysis and the theatre. International Journal of Psychoanalysis, 92:1009-1027.
54. Winnicott DW (1953). Transitional objects and transitional phenomena: A study of the first not-me possession. Internationak Journal of Psychoanalysis, 34:89–97.
55. Winnicott, D. W. (1972). Basis for self in body. International Journal of Child Psychotherapy, 1(1), 7–16.
56. Wright, К. (2009). Mirroring and attunement: Self-realization in psychoanalysis and art. London/New York: Routledge, 2009.

Сколько стоит помощь с учебной работой?