ПСИХОАНАЛИЗ ИСКУССТВА И ТЕЛЕСНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ОРЛАН
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ПСИХОАНАЛИЗ ИСКУССТВА И ТЕЛЕСНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ОРЛАН»
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. АНАЛИЗ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕСНОМ И ИСКУССТВЕ……………………………………………………..………6
2.1 Методы исследования………………………………………………………………22
2.2 Описание творческой биографии художницы, художественного манифеста «Искусства плоти» и цикла перфомансов «Реинкарнации Святой ОРЛАН»………22
2.3 Патографическое обоснование возникновения идеи создания цикла перфомансов «Реинкарнации Святой ОРЛАН» и внутренних мотивов автора….31
2.4. Гипотезы о бессознательных фантазиях автора как внутреннем смысле перфомансов………….……………………………………………………………………..34
2.4.1 Фантазия об идеальном соответствии желаниям матери……………………35
2.4.2 Фантазия о рождении самой себя………...……………………………………..36
2.4.3 Фантазия о восстановлении собственной целостности………………………38
2.4.4 Фантазия о героической победе над смертью…………………………………40
2.4.5 Фантазии о новом облике как о новой себе…………………………………….43
2.5 Выводы…………………………………………..…………………………………..…..47
Заключение………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………..51
Приложения………………………………………………………………………..……….55
Введение
Вероятно, будет справедливо сказать, что степень озабоченности телом и внешностью присутствует во всех нас. Образ нашего тела не является статичным представлением: он находится в динамическом взаимодействии как с внутренней, так и с внешней реальностью. Имеет место определенная «эластичность» образа тела. Этот образ колеблется (например, с точки зрения воспринимаемого размера или ощущения легкости и тяжести) и влияет на наши отношения с другими. Более того, тело регулярно подводит нас: сталкиваясь с болью или особенностью, которая нам не нравится, ранее целостное восприятие тела подрывается. Мы склонны воспринимать мир через тело и, что свойственно современным художникам-перфомансистам, даже представлять свое тело целым миром, способным стать сценой нашего внутреннего театра.
Что скажет нам психоанализ об истоках желания художника работать в жанре классического перфоманса и сможет ли он дать нам более объемное представление о конкретном перфомансе, личности и бессознательных фантазиях создавшего его художника?
Темы на стыке творческого и телесного представляются актуальными с ростом технических возможностей для каждого из нас сделать свое тело объектом творения путем посредством современной пластической хирургии. Не секрет, что в основе нашей нелюбви к какой-то особенности тела, лежит особое отношение к тому, что подсознательно эта особенность тела для нас представляет. Тело всегда несет след объекта: благодаря отождествлению с ним (и значимым объектом) ребенок развивает чувство себя. Это подводит нас к вопросу о том, что лежит в основе подобных бессознательных идентификаций с точки зрения психоаналитической мысли.
В этом смысле рассмотрение перфоманса в жанре «Искусства плоти», основанного на ряде пластических операций, может дать нам, во-первых, яркую квитэссенцию возможных психоаналитических вопросов вокруг образа тела и психоаналитического взгляда на искусство, а во-вторых, любопытную работу в жанре прикладного психоанализа, где теоретические аспекты будут рассмотрены на конкретном примере.
Современное искусство очень часто принимает вид перфоманса, когда автор использует собственное тело для создания произведения и наполнения его смыслом. Когда ты как зритель участвуешь в перфомансе, удивительным образом втягиваешься, ощущая себя не только здесь и сейчас, но как будто бы частью и еще какой-то иной личной истории автора. Именно такой отклик вызывают перфомансы ОРЛАН. При этом, в литературе довольно часто встречаются работы прикладного анализа в отношении кинофильмов, картин и крайне редко – в отношении перфомансов. Именно поэтому автор ставит своей целью выявить глубинные смыслы модификации тела перед лицом зрителей на примере психоаналитического разбора произведения в жанре перфоманса, продемонстрировав возможность такого анализа, а также его ценность для анализа произведения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном стандарте телесной красоты все большей популярностью пользуется пластическая хирургия, которую можно отнести к адаптационно-компенсаторным стратегиям преобразования внешности для приспособления ее к навязываемому обществом идеалу физического Я. Психоаналитический взгляд на пластические операции, произведенные в формате перфоманса, позволяет безопасно поразмышлять о причинах этого желания как будто бы относящихся только автору перфоманса, а также увидеть за происходящим «невидимый глазу» пласт личной истории автора, что дает новое понимание художественного произведения.
Объектом исследования будут психоаналитические взгляды на функциональную роль тела и искусства в психике. Предмет исследования – рассмотрение психоаналитической теории о телесном и искусстве на примере цикла художественных произведений в жанре перфоманса, включающего непосредственную модификацию тела художника на глазах у зрителей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что работа художника в жанре перфоманса с телом может иметь смыслы, помогающие рассмотреть генезис личности художника за его перфомансом и психоанализ, как способ исследования, может дать нам новое понимание не только о личности автора, но и об истоках желания художника создать именно это произведение.
Цель работы конкретизируется постановкой следующих задач:
1. изучить в историческом разрезе психоаналитические представления о телесном (об образе тела и желании его изменить) и искусстве, а также их функциональной роли в психике, проследить возможные параллели и взаимосвязи;
2. исследовать творческий путь художницы, результатом которого стал перфоманс, включающий модификации ее тела, а также ее творческий манифест;
3. проанализировать методы психоаналитического разбора художественных произведений и определиться с наиболее применимыми в прикладном психоанализе произведений в жанре перфоманса;
4. сопоставить информацию о жизни художницы на основе данных ею интервью и описаний поставленных ею перфомансов и, с использованием метода патографии, представить обоснование возникновения идеи создания цикла перфомансов «Реинкарнация святой ОРЛАН», предложить гипотезу о внутреннем мотиве художницы, побудившей ее к созданию цикла рассматриваемых перфомансов;
5. опираясь на теорию, провести психоаналитический разбор цикла перфомансов «Реинкарнация святой ОРЛАН», иллюстрируя примером приведенный теоретический анализ, предложить гипотезы о бессознательных фантазия автора как внутреннем смысле произведений.
Метод исследования, таким образом, будет комбинированным и включать как иллюстрирование теории конкретным примером, так и патографию («психобиография»), изобретенную основателем психоанализа З. Фрейдом.
Практическая значимость данной работы заключается в признании того, что применение психоаналитического разбора произведения к современному искусству в жанре перфоманса не только возможно, но и позволяет увидеть в нем новые смыслы, получить новый опыт его прочтения.
Работа будет состоять из двух глав – теоретической и эмпирической и соответствовать вышеуказанным задачам исследования. К работе в качестве приложений будут представлены изображения перфомансов ОРЛАН, на которые автор будет опираться в качестве иллюстрации теории или в подтверждение собственных гипотез.
Список литературы
3. Бугаенко Т.Ф. Перформанс в контексте современного искусства //Культура и цивилизация, 2017, Том 7, № 5А, 365-369.
4. Винникотт Д.В. «Игра и реальность» Пер. с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017.
5. Голдберг Р. Искусство перформанса: от футуризма до наших дней. М.: Ad Marginem, 2013.
6. Кляйн М. «Детский психоанализ». Пер. с англ. – Спб: Питер, 2020.
7. Ковалец А.С. Влечение к красоте. Психоаналитический опыт понимания эстетического. Журнал Практической психологии и Психоанализа. 2019, №1.
8. Мазин В.А. «Стадия зеркала Жака Лакана» - Спб.: Алетейя, 2005.
9. Мельтцер Д., Уильямс М.Х. «Психическая боль и душевное удовольствие (Понимание красоты)». Пер. на русский язык – М.: Областная типография «Печатный двор», 2018.
10. Пискун Н.Д. «Психоанализ искусства»: теоретико-методологические основы дисциплинарного искусствоведческого курса. Весник Белорусского государственного университета культуры и искусств, 2 (16), 2011, 44-50.
11. Стерн Д.Н. «Межличностный мир ребенка. Взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития». Пер. с нем. Спб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006.
12. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006.
13. Шустрова О.И. «Киборг как произведение искусства мультимедиа (к проблеме расширения человека). Вестник Санкт-Петербургского университета, 1, 2011, 110-115.
14. Фрейд З. «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства»: под ред. Л.М. Сурис. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015.
15. Фрейд З. «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена». М.: ЕЕ Медиа, 2012.
16. Фрейд З. «Психология бессознательного»: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990.
17. Хиншелвуд Р.Д. Словарь кляйнианского психоанализа / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2007.
18. Хирш М. «Это мое тело… и я могу делать сним что хочу»: Психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела / Пер с нем. – М.: Когито-Центр, 2018.
19. Becker, E. (1974). The Denial of Death. New York: Free Press.
20. Bloom, S. L. (2011). Bridging the black hole of trauma: The evolutionary significance of the arts part 2: The arts and evolution - what is art for? Bridging the black hole of trauma. Psychotherapy and Politics International, 9(1), 67-82.
21. Blum, H. P. (2001). Psychoanalysis and art, Freud and Leonardo. Journal of the American Psychoanalytic Association, 49(4), 1409-1425.
22. Cañizares, J. (2010). The strange case of Dr. Mantle and Dr. Mantle: David Cronenberg’s Dead Ringers. International Journal of Psychoanalysis, 91:203-218.
23. De Mijola, A. (2005). International dictionary of Psychoanalysis. Dictionnaire international de la psychanalise. Thomson Gale, a part of the Thomson Corporation.
24. Donger S., Shepherd S. (2010). ORLAN: A Hybrid Body of Artworks. Routledge.
25. Eva D. Papiasvili & Linda A. Mayers (2011) Psychoanalysis and art: Dialogues in the creative process, International Forum of Psychoanalysis, 20:4, 193-195.
26. Einright, R. (1998). Interview with Orlan. «Beauty and the I of the Beholder: A Conversation with Orlan». Border Crossings 17.2 (May 1998): 44-47.
27. Fenster, S. (2010). The curious case of Benjamin Button: regression and the angel of death. International Journal of Psychoanalysis, 91:643-650.
28. Fonagy, P. & Target, M. (2007). The rooting of the mind in the body: new links between attachment theory and psychoanalytic thought. Journal of American Psychoanalytic Association., 55:411-456.
29. Fraiberg S, Adelson E, Shapiro V (1975). Ghosts in the nursery. Journal of American Academy of Child Psychiatry, 14:387– 422.
30. Gardner, R. M. (2002). Body image assessment of children. In T. F. Cash & T. Pruzinsky (Eds.), Body image: A handbook of theory, research, and clinical practice (pp. 127-134). New York, NY: Guilford Press.
31. Gammelgaard, J. (2011). Love, drive, and desire in the works of Freud, Lacan, and Proust. International Journal of Psychoanalysis, 92:963-983.
32. Green, A. (1986). On private madness. International Universities Press, 1986.
33. Ha¨ma¨la¨inen, O. (2009). The relationship of the inner and the outer in psychoanalysis. International Journal of Psychoanalysis, 90:1277–1297.
34. Kemler, David S. (2014). Psychoanalysis, artistic obsession, and artistic motivation: the study of patography 1, 2. Perceptual & Motor Skills: Perception 2014, 118, 1, 225-245.
35. Knafo, D. (2009). Castration and Medusa: Orlan's Art on the Cutting Edge, Studies in Gender and Sexuality, 10:3, 142-158.
36. Knafo, D. (2009a). In Her Own Image: Woman's Self-Representation in Twentieth Century Art. Madison & Teaneck, NJ: Fairleigh Dickinson University Press, 2009.
37. Krueger, D. W. (2002a). Psychodynamic perspectives on body image. In T. F. Cash & T. Pruzinsky (Eds.), Body image: A handbook of theory, research, and clinical practice (pp. 30-37). New York, NY: Guilford Press.
38. Kuspit, D. (1991). Visual art and criticism: the role of psychoanalysis. Annual of Psychoanalysis, 19:1-16.
39. Lane, C. (2011). Lewis Carroll and psychoanalysis: why nothing adds up in Wonderland. International Journal of Psychoanalysis, 92:1029-1045.
40. Lemma, A. (2009). Being seen or being watched? A psychoanalytic perspective on body dysmorphia, The International Journal of Psychoanalysis, 90:4, 753-771.
41. Lemma, A. (2010). Copies Without Originals: the Psychodynamics of Cosmetic Surgery, The Psychoanalytic Quarterly, 79:1, 129-15.
42. Lemma, A. (2010a). Under the Skin: A Psychoanalytic Study of Body Modification. London: Routledge.
43. Lemoine-Luccioni, E. (1983). La Robe: Essai psychoanalytique sur le vêtement. Paris: Seuil.
44. McDougall J (1989). Theatres of the body. London: Free Association Books.
45. Meissner, W. W. (1997). The self and the body: I. The body self and the body image. Psychoanalysis & Сontemporary Thought, 20(4), 419-448.
46. Morgan, A.L. (2018). The Oxford Dictionary of American Art and Artists (2 ed.). Oxford University Press.
47. Schafer, R. (2010). Curse and consequence: King Lear’s destructive narcissism. International Journal of Psychoanalysis, 91:1503-1521.
48. Strenger, C. (2009). Body Modification and the Enlightenment Project of Struggling Against Death, Studies in Gender and Sexuality, 10:3, 166-171.
49. Szajnberg, N. M. (2010). Dante’s Comedy: precursors of psychoanalytic technique and psyche. International Journal of Psychoanalysis, 91:183-197.
50. Tutter, A. (2011). Metamorphosis ant the aesthetics of loss, I. Mourning Daphne—the Apollo and Daphne paintings of Nicolas Poussin. International Journal of Psychoanalysis, 92: 427-449.
51. Tutter, A. (2014a). The blossoms of loss: Ovid’s floral metamorphosis and Poussin’s Realm of Flora. Psychoanalytic Quarterly, 83:633-679.
52. Tutter, A. (2014b). Under the mirror of the sleeping water: Poussin’s Narcissus. International Journal of Psychoanalysis, 95:1235-1264.
53. Vives, J.-M. (2011). Catharsis: psychoanalysis and the theatre. International Journal of Psychoanalysis, 92:1009-1027.
54. Winnicott DW (1953). Transitional objects and transitional phenomena: A study of the first not-me possession. Internationak Journal of Psychoanalysis, 34:89–97.
55. Winnicott, D. W. (1972). Basis for self in body. International Journal of Child Psychotherapy, 1(1), 7–16.
56. Wright, К. (2009). Mirroring and attunement: Self-realization in psychoanalysis and art. London/New York: Routledge, 2009.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. АНАЛИЗ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕСНОМ И ИСКУССТВЕ……………………………………………………..………6
-
- Психоанализ о телесном (образе тела и желании его изменить)……………………………………………………………………………………..7
- Психоанализ об искусстве……………………………………………………….17
2.1 Методы исследования………………………………………………………………22
2.2 Описание творческой биографии художницы, художественного манифеста «Искусства плоти» и цикла перфомансов «Реинкарнации Святой ОРЛАН»………22
2.3 Патографическое обоснование возникновения идеи создания цикла перфомансов «Реинкарнации Святой ОРЛАН» и внутренних мотивов автора….31
2.4. Гипотезы о бессознательных фантазиях автора как внутреннем смысле перфомансов………….……………………………………………………………………..34
2.4.1 Фантазия об идеальном соответствии желаниям матери……………………35
2.4.2 Фантазия о рождении самой себя………...……………………………………..36
2.4.3 Фантазия о восстановлении собственной целостности………………………38
2.4.4 Фантазия о героической победе над смертью…………………………………40
2.4.5 Фантазии о новом облике как о новой себе…………………………………….43
2.5 Выводы…………………………………………..…………………………………..…..47
Заключение………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………..51
Приложения………………………………………………………………………..……….55
Введение
Вероятно, будет справедливо сказать, что степень озабоченности телом и внешностью присутствует во всех нас. Образ нашего тела не является статичным представлением: он находится в динамическом взаимодействии как с внутренней, так и с внешней реальностью. Имеет место определенная «эластичность» образа тела. Этот образ колеблется (например, с точки зрения воспринимаемого размера или ощущения легкости и тяжести) и влияет на наши отношения с другими. Более того, тело регулярно подводит нас: сталкиваясь с болью или особенностью, которая нам не нравится, ранее целостное восприятие тела подрывается. Мы склонны воспринимать мир через тело и, что свойственно современным художникам-перфомансистам, даже представлять свое тело целым миром, способным стать сценой нашего внутреннего театра.
Что скажет нам психоанализ об истоках желания художника работать в жанре классического перфоманса и сможет ли он дать нам более объемное представление о конкретном перфомансе, личности и бессознательных фантазиях создавшего его художника?
Темы на стыке творческого и телесного представляются актуальными с ростом технических возможностей для каждого из нас сделать свое тело объектом творения путем посредством современной пластической хирургии. Не секрет, что в основе нашей нелюбви к какой-то особенности тела, лежит особое отношение к тому, что подсознательно эта особенность тела для нас представляет. Тело всегда несет след объекта: благодаря отождествлению с ним (и значимым объектом) ребенок развивает чувство себя. Это подводит нас к вопросу о том, что лежит в основе подобных бессознательных идентификаций с точки зрения психоаналитической мысли.
В этом смысле рассмотрение перфоманса в жанре «Искусства плоти», основанного на ряде пластических операций, может дать нам, во-первых, яркую квитэссенцию возможных психоаналитических вопросов вокруг образа тела и психоаналитического взгляда на искусство, а во-вторых, любопытную работу в жанре прикладного психоанализа, где теоретические аспекты будут рассмотрены на конкретном примере.
Современное искусство очень часто принимает вид перфоманса, когда автор использует собственное тело для создания произведения и наполнения его смыслом. Когда ты как зритель участвуешь в перфомансе, удивительным образом втягиваешься, ощущая себя не только здесь и сейчас, но как будто бы частью и еще какой-то иной личной истории автора. Именно такой отклик вызывают перфомансы ОРЛАН. При этом, в литературе довольно часто встречаются работы прикладного анализа в отношении кинофильмов, картин и крайне редко – в отношении перфомансов. Именно поэтому автор ставит своей целью выявить глубинные смыслы модификации тела перед лицом зрителей на примере психоаналитического разбора произведения в жанре перфоманса, продемонстрировав возможность такого анализа, а также его ценность для анализа произведения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном стандарте телесной красоты все большей популярностью пользуется пластическая хирургия, которую можно отнести к адаптационно-компенсаторным стратегиям преобразования внешности для приспособления ее к навязываемому обществом идеалу физического Я. Психоаналитический взгляд на пластические операции, произведенные в формате перфоманса, позволяет безопасно поразмышлять о причинах этого желания как будто бы относящихся только автору перфоманса, а также увидеть за происходящим «невидимый глазу» пласт личной истории автора, что дает новое понимание художественного произведения.
Объектом исследования будут психоаналитические взгляды на функциональную роль тела и искусства в психике. Предмет исследования – рассмотрение психоаналитической теории о телесном и искусстве на примере цикла художественных произведений в жанре перфоманса, включающего непосредственную модификацию тела художника на глазах у зрителей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что работа художника в жанре перфоманса с телом может иметь смыслы, помогающие рассмотреть генезис личности художника за его перфомансом и психоанализ, как способ исследования, может дать нам новое понимание не только о личности автора, но и об истоках желания художника создать именно это произведение.
Цель работы конкретизируется постановкой следующих задач:
1. изучить в историческом разрезе психоаналитические представления о телесном (об образе тела и желании его изменить) и искусстве, а также их функциональной роли в психике, проследить возможные параллели и взаимосвязи;
2. исследовать творческий путь художницы, результатом которого стал перфоманс, включающий модификации ее тела, а также ее творческий манифест;
3. проанализировать методы психоаналитического разбора художественных произведений и определиться с наиболее применимыми в прикладном психоанализе произведений в жанре перфоманса;
4. сопоставить информацию о жизни художницы на основе данных ею интервью и описаний поставленных ею перфомансов и, с использованием метода патографии, представить обоснование возникновения идеи создания цикла перфомансов «Реинкарнация святой ОРЛАН», предложить гипотезу о внутреннем мотиве художницы, побудившей ее к созданию цикла рассматриваемых перфомансов;
5. опираясь на теорию, провести психоаналитический разбор цикла перфомансов «Реинкарнация святой ОРЛАН», иллюстрируя примером приведенный теоретический анализ, предложить гипотезы о бессознательных фантазия автора как внутреннем смысле произведений.
Метод исследования, таким образом, будет комбинированным и включать как иллюстрирование теории конкретным примером, так и патографию («психобиография»), изобретенную основателем психоанализа З. Фрейдом.
Практическая значимость данной работы заключается в признании того, что применение психоаналитического разбора произведения к современному искусству в жанре перфоманса не только возможно, но и позволяет увидеть в нем новые смыслы, получить новый опыт его прочтения.
Работа будет состоять из двух глав – теоретической и эмпирической и соответствовать вышеуказанным задачам исследования. К работе в качестве приложений будут представлены изображения перфомансов ОРЛАН, на которые автор будет опираться в качестве иллюстрации теории или в подтверждение собственных гипотез.
Список литературы
- Анзьё Д. «Я – кожа». Пер. с франц. – М.: Эрго, 2012.
3. Бугаенко Т.Ф. Перформанс в контексте современного искусства //Культура и цивилизация, 2017, Том 7, № 5А, 365-369.
4. Винникотт Д.В. «Игра и реальность» Пер. с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017.
5. Голдберг Р. Искусство перформанса: от футуризма до наших дней. М.: Ad Marginem, 2013.
6. Кляйн М. «Детский психоанализ». Пер. с англ. – Спб: Питер, 2020.
7. Ковалец А.С. Влечение к красоте. Психоаналитический опыт понимания эстетического. Журнал Практической психологии и Психоанализа. 2019, №1.
8. Мазин В.А. «Стадия зеркала Жака Лакана» - Спб.: Алетейя, 2005.
9. Мельтцер Д., Уильямс М.Х. «Психическая боль и душевное удовольствие (Понимание красоты)». Пер. на русский язык – М.: Областная типография «Печатный двор», 2018.
10. Пискун Н.Д. «Психоанализ искусства»: теоретико-методологические основы дисциплинарного искусствоведческого курса. Весник Белорусского государственного университета культуры и искусств, 2 (16), 2011, 44-50.
11. Стерн Д.Н. «Межличностный мир ребенка. Взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития». Пер. с нем. Спб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006.
12. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006.
13. Шустрова О.И. «Киборг как произведение искусства мультимедиа (к проблеме расширения человека). Вестник Санкт-Петербургского университета, 1, 2011, 110-115.
14. Фрейд З. «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства»: под ред. Л.М. Сурис. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015.
15. Фрейд З. «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена». М.: ЕЕ Медиа, 2012.
16. Фрейд З. «Психология бессознательного»: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990.
17. Хиншелвуд Р.Д. Словарь кляйнианского психоанализа / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2007.
18. Хирш М. «Это мое тело… и я могу делать сним что хочу»: Психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела / Пер с нем. – М.: Когито-Центр, 2018.
19. Becker, E. (1974). The Denial of Death. New York: Free Press.
20. Bloom, S. L. (2011). Bridging the black hole of trauma: The evolutionary significance of the arts part 2: The arts and evolution - what is art for? Bridging the black hole of trauma. Psychotherapy and Politics International, 9(1), 67-82.
21. Blum, H. P. (2001). Psychoanalysis and art, Freud and Leonardo. Journal of the American Psychoanalytic Association, 49(4), 1409-1425.
22. Cañizares, J. (2010). The strange case of Dr. Mantle and Dr. Mantle: David Cronenberg’s Dead Ringers. International Journal of Psychoanalysis, 91:203-218.
23. De Mijola, A. (2005). International dictionary of Psychoanalysis. Dictionnaire international de la psychanalise. Thomson Gale, a part of the Thomson Corporation.
24. Donger S., Shepherd S. (2010). ORLAN: A Hybrid Body of Artworks. Routledge.
25. Eva D. Papiasvili & Linda A. Mayers (2011) Psychoanalysis and art: Dialogues in the creative process, International Forum of Psychoanalysis, 20:4, 193-195.
26. Einright, R. (1998). Interview with Orlan. «Beauty and the I of the Beholder: A Conversation with Orlan». Border Crossings 17.2 (May 1998): 44-47.
27. Fenster, S. (2010). The curious case of Benjamin Button: regression and the angel of death. International Journal of Psychoanalysis, 91:643-650.
28. Fonagy, P. & Target, M. (2007). The rooting of the mind in the body: new links between attachment theory and psychoanalytic thought. Journal of American Psychoanalytic Association., 55:411-456.
29. Fraiberg S, Adelson E, Shapiro V (1975). Ghosts in the nursery. Journal of American Academy of Child Psychiatry, 14:387– 422.
30. Gardner, R. M. (2002). Body image assessment of children. In T. F. Cash & T. Pruzinsky (Eds.), Body image: A handbook of theory, research, and clinical practice (pp. 127-134). New York, NY: Guilford Press.
31. Gammelgaard, J. (2011). Love, drive, and desire in the works of Freud, Lacan, and Proust. International Journal of Psychoanalysis, 92:963-983.
32. Green, A. (1986). On private madness. International Universities Press, 1986.
33. Ha¨ma¨la¨inen, O. (2009). The relationship of the inner and the outer in psychoanalysis. International Journal of Psychoanalysis, 90:1277–1297.
34. Kemler, David S. (2014). Psychoanalysis, artistic obsession, and artistic motivation: the study of patography 1, 2. Perceptual & Motor Skills: Perception 2014, 118, 1, 225-245.
35. Knafo, D. (2009). Castration and Medusa: Orlan's Art on the Cutting Edge, Studies in Gender and Sexuality, 10:3, 142-158.
36. Knafo, D. (2009a). In Her Own Image: Woman's Self-Representation in Twentieth Century Art. Madison & Teaneck, NJ: Fairleigh Dickinson University Press, 2009.
37. Krueger, D. W. (2002a). Psychodynamic perspectives on body image. In T. F. Cash & T. Pruzinsky (Eds.), Body image: A handbook of theory, research, and clinical practice (pp. 30-37). New York, NY: Guilford Press.
38. Kuspit, D. (1991). Visual art and criticism: the role of psychoanalysis. Annual of Psychoanalysis, 19:1-16.
39. Lane, C. (2011). Lewis Carroll and psychoanalysis: why nothing adds up in Wonderland. International Journal of Psychoanalysis, 92:1029-1045.
40. Lemma, A. (2009). Being seen or being watched? A psychoanalytic perspective on body dysmorphia, The International Journal of Psychoanalysis, 90:4, 753-771.
41. Lemma, A. (2010). Copies Without Originals: the Psychodynamics of Cosmetic Surgery, The Psychoanalytic Quarterly, 79:1, 129-15.
42. Lemma, A. (2010a). Under the Skin: A Psychoanalytic Study of Body Modification. London: Routledge.
43. Lemoine-Luccioni, E. (1983). La Robe: Essai psychoanalytique sur le vêtement. Paris: Seuil.
44. McDougall J (1989). Theatres of the body. London: Free Association Books.
45. Meissner, W. W. (1997). The self and the body: I. The body self and the body image. Psychoanalysis & Сontemporary Thought, 20(4), 419-448.
46. Morgan, A.L. (2018). The Oxford Dictionary of American Art and Artists (2 ed.). Oxford University Press.
47. Schafer, R. (2010). Curse and consequence: King Lear’s destructive narcissism. International Journal of Psychoanalysis, 91:1503-1521.
48. Strenger, C. (2009). Body Modification and the Enlightenment Project of Struggling Against Death, Studies in Gender and Sexuality, 10:3, 166-171.
49. Szajnberg, N. M. (2010). Dante’s Comedy: precursors of psychoanalytic technique and psyche. International Journal of Psychoanalysis, 91:183-197.
50. Tutter, A. (2011). Metamorphosis ant the aesthetics of loss, I. Mourning Daphne—the Apollo and Daphne paintings of Nicolas Poussin. International Journal of Psychoanalysis, 92: 427-449.
51. Tutter, A. (2014a). The blossoms of loss: Ovid’s floral metamorphosis and Poussin’s Realm of Flora. Psychoanalytic Quarterly, 83:633-679.
52. Tutter, A. (2014b). Under the mirror of the sleeping water: Poussin’s Narcissus. International Journal of Psychoanalysis, 95:1235-1264.
53. Vives, J.-M. (2011). Catharsis: psychoanalysis and the theatre. International Journal of Psychoanalysis, 92:1009-1027.
54. Winnicott DW (1953). Transitional objects and transitional phenomena: A study of the first not-me possession. Internationak Journal of Psychoanalysis, 34:89–97.
55. Winnicott, D. W. (1972). Basis for self in body. International Journal of Child Psychotherapy, 1(1), 7–16.
56. Wright, К. (2009). Mirroring and attunement: Self-realization in psychoanalysis and art. London/New York: Routledge, 2009.