Психологические особенности восприятия художественной литературы.
Содержание
Теория + Практика
Объем
41 лист.
Год написания
Данной работы в готовом виде нет. Вы можете заказать написание работы под вашу тему.
ЗАКАЗАТЬ
Описание работы
Работа пользователя Belenkaya_e_v
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………5
1.1. Общая характеристика восприятия как психического процесса…...5
1.2. Психологические особенности восприятия художественной литературы……………………………………………………………….………10
1.3. Восприятие художественной литературы в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..….23
2.1. Обзор диагностических методик……………………………………23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………..……..27
2.3. Практические рекомендации по развитию восприятия художественной литературы в младшем школьном возрасте………….…….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………38
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных причин проблем в современном обществе является низкий уровень культуры его членов. Важной составной частью общей культуры является культура поведения. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.
Содействие прогрессивному развитию общества является единственно возможным назначением художественной литературы, специфическая форма которого определяется эстетической природой литературы. Художественная литература, изображая эстетическую сторону действительности, дает людям не только познание этой стороны действительности, но и формирует у них эмоциональное оценочное отношение к действительности, содействует оформлению их мировоззрения и убеждений, их конкретизации. В этом и заключается основное воспитательное и познавательное значение художественной литературы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка [9, c. 137].
Проблема восприятия художественного произведения в отечественной психологии изучается в различных аспектах: возрастные особенности восприятия, структура читательского восприятия, особенности восприятия различных жанров, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (Бахтин М.М, Граник Г.Г, Жабицкая Л.Г, Крупник Е.П, Леонтьев А.Н, Мосунова Л.А, Никифорова О.И, Якобсон П.М).
В настоящее время проблема восприятия художественной литературы остается по-прежнему актуальной. Необходимость изучения проблемы понимания художественных произведений обусловлена фундаментальной потребностью общества в приобщении молодежи к процессам духовного производства, в которой важнейшее место занимает такая форма человеческой активности, как чтение художественной литературы. Отторжение молодого поколения от мира подлинной литературы стало реальностью. Формальное отношение даже к самым величайшим писателям и их произведениям является серьезной проблемой и одной из причин оскудения внутреннего мира личности, ущербности её духовного опыта.
Объект исследования – восприятие как психический процесс.
Предмет исследования – психологические особенности восприятия художественной литературы.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности восприятия художественной литературы детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия восприятия как психического процесса;
2. Раскрыть психологические особенности восприятия художественной литературы;
3. Проанализировать и экспериментально исследовать особенности восприятия художественной литературы в младшем школьном возрасте;
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез существующих научных данных по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование, наблюдение, эксперимент); метод абстрагирования и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учёб.пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с.
2. Акимов В.Н. Младший школьный возраст и его особенности // Вестник Башкирского университета / В.Н. Акимов. 2013. – 312 с.
3. Алтынова Н.В. Детская психология / Н.В. Алтынова // В мире научных открытий. 2009. - № 3-2. - С. 99-103.
4. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
5. Андрева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 429 с.
6. Воюшина, М. П. Методические основы литературного развития младших школьников / М.П. Воюшина // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факул. нач. обуч. и учит. нач. классов./ Под ред. Т. Г. Рамзаевой. –СПб: Спец. лит-ра, 1996. – Разд. 2. - с. 44 - 52.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Лев Семенович Выготский. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1998. - 480 с.
8. Гамезо, М. В. Психология младшего школьника. Особенности познавательной и учебной деятельности / Михаил Викторович Гамезо // Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех спец. пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое Общество России, 2003. – Гл. 4. - § 3. - 512 с.
9. Кубасова, О. В. Совершенствование речевой деятельности младших школьников / Ольга Владимировна Кубасова // Русский язык в нач. классах: Теория и практика обучения: учебное пособие для студентов пед. учеб. завед. по спец. «Пед. и метод. нач. обуч.» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская [и др.]; под ред. М. С. Соловейчик. – М.: ИЦ Академия, 1997. – Гл. 8. - с. 318 - 339.
10. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
11. Молдавская, Н. Д. Воспитание читателя в школе. Самостоятельная работа над текстом художественного произведения как одно из условий литературного развития школьников / Наталия Дмитриевна Молдавская. – М.: Просвещение, 2009. – 127 с.
12. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы /Ольга Ивановна Никифорова. - М.: Книга, 2010. - 152 с.
13. Оморокова М. И. Художественное произведение в начальной школе. Специфика работы над художественным образом в младших классах / М. И. Оморокова // Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская; под ред. М. И. Омороковой.- М.: Педагогика, 1997. – Гл. 3. - Разд. 2. - 216 с.
14. Реан, А. А., Бордовская, Н. В., . Розум, С. И. Психология и
педагогика: учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
15. Рожина, Л. Н. Психология восприятия литературного героя школьниками (2 – 4 кл.) / Лилия Николаевна Рожина. - М.: Педагогика, 1997. - 176 с.
16. Рубинштейн С.Л. Мышление. Память. Воображение / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2012. – 259 с.
17. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 14-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 672 с.
18. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдмиллер. - СПб.: Питер, 2003. - 332 с.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин, 2006. – 327 с.
20. Эльконин Д.Б. Возрастная психология / Д.Б. Эльконин. – Спб.: Питер, 2013. – 429 с.
21. Ярошевский М.Г. Общая психология / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2011. – 451 с.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………5
1.1. Общая характеристика восприятия как психического процесса…...5
1.2. Психологические особенности восприятия художественной литературы……………………………………………………………….………10
1.3. Восприятие художественной литературы в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..….23
2.1. Обзор диагностических методик……………………………………23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………..……..27
2.3. Практические рекомендации по развитию восприятия художественной литературы в младшем школьном возрасте………….…….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………38
Приложения………………………………………………………………….…..41
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных причин проблем в современном обществе является низкий уровень культуры его членов. Важной составной частью общей культуры является культура поведения. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.
Содействие прогрессивному развитию общества является единственно возможным назначением художественной литературы, специфическая форма которого определяется эстетической природой литературы. Художественная литература, изображая эстетическую сторону действительности, дает людям не только познание этой стороны действительности, но и формирует у них эмоциональное оценочное отношение к действительности, содействует оформлению их мировоззрения и убеждений, их конкретизации. В этом и заключается основное воспитательное и познавательное значение художественной литературы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка [9, c. 137].
Проблема восприятия художественного произведения в отечественной психологии изучается в различных аспектах: возрастные особенности восприятия, структура читательского восприятия, особенности восприятия различных жанров, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (Бахтин М.М, Граник Г.Г, Жабицкая Л.Г, Крупник Е.П, Леонтьев А.Н, Мосунова Л.А, Никифорова О.И, Якобсон П.М).
В настоящее время проблема восприятия художественной литературы остается по-прежнему актуальной. Необходимость изучения проблемы понимания художественных произведений обусловлена фундаментальной потребностью общества в приобщении молодежи к процессам духовного производства, в которой важнейшее место занимает такая форма человеческой активности, как чтение художественной литературы. Отторжение молодого поколения от мира подлинной литературы стало реальностью. Формальное отношение даже к самым величайшим писателям и их произведениям является серьезной проблемой и одной из причин оскудения внутреннего мира личности, ущербности её духовного опыта.
Объект исследования – восприятие как психический процесс.
Предмет исследования – психологические особенности восприятия художественной литературы.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности восприятия художественной литературы детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия восприятия как психического процесса;
2. Раскрыть психологические особенности восприятия художественной литературы;
3. Проанализировать и экспериментально исследовать особенности восприятия художественной литературы в младшем школьном возрасте;
- Рассмотреть практические рекомендации по развитию восприятия художественной литературы в младшем школьном возрасте.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез существующих научных данных по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование, наблюдение, эксперимент); метод абстрагирования и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учёб.пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с.
2. Акимов В.Н. Младший школьный возраст и его особенности // Вестник Башкирского университета / В.Н. Акимов. 2013. – 312 с.
3. Алтынова Н.В. Детская психология / Н.В. Алтынова // В мире научных открытий. 2009. - № 3-2. - С. 99-103.
4. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
5. Андрева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 429 с.
6. Воюшина, М. П. Методические основы литературного развития младших школьников / М.П. Воюшина // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факул. нач. обуч. и учит. нач. классов./ Под ред. Т. Г. Рамзаевой. –СПб: Спец. лит-ра, 1996. – Разд. 2. - с. 44 - 52.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Лев Семенович Выготский. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1998. - 480 с.
8. Гамезо, М. В. Психология младшего школьника. Особенности познавательной и учебной деятельности / Михаил Викторович Гамезо // Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех спец. пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое Общество России, 2003. – Гл. 4. - § 3. - 512 с.
9. Кубасова, О. В. Совершенствование речевой деятельности младших школьников / Ольга Владимировна Кубасова // Русский язык в нач. классах: Теория и практика обучения: учебное пособие для студентов пед. учеб. завед. по спец. «Пед. и метод. нач. обуч.» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская [и др.]; под ред. М. С. Соловейчик. – М.: ИЦ Академия, 1997. – Гл. 8. - с. 318 - 339.
10. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
11. Молдавская, Н. Д. Воспитание читателя в школе. Самостоятельная работа над текстом художественного произведения как одно из условий литературного развития школьников / Наталия Дмитриевна Молдавская. – М.: Просвещение, 2009. – 127 с.
12. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы /Ольга Ивановна Никифорова. - М.: Книга, 2010. - 152 с.
13. Оморокова М. И. Художественное произведение в начальной школе. Специфика работы над художественным образом в младших классах / М. И. Оморокова // Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская; под ред. М. И. Омороковой.- М.: Педагогика, 1997. – Гл. 3. - Разд. 2. - 216 с.
14. Реан, А. А., Бордовская, Н. В., . Розум, С. И. Психология и
педагогика: учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
15. Рожина, Л. Н. Психология восприятия литературного героя школьниками (2 – 4 кл.) / Лилия Николаевна Рожина. - М.: Педагогика, 1997. - 176 с.
16. Рубинштейн С.Л. Мышление. Память. Воображение / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2012. – 259 с.
17. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 14-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 672 с.
18. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдмиллер. - СПб.: Питер, 2003. - 332 с.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин, 2006. – 327 с.
20. Эльконин Д.Б. Возрастная психология / Д.Б. Эльконин. – Спб.: Питер, 2013. – 429 с.
21. Ярошевский М.Г. Общая психология / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2011. – 451 с.