Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Психологические особенности восприятия художественной литературы.

Содержание
Теория + Практика
Объем
41 лист.
Год написания
ЗАКАЗАТЬ

Описание работы

Работа пользователя Belenkaya_e_v
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………5
1.1. Общая характеристика восприятия как психического процесса…...5
1.2. Психологические особенности восприятия художественной литературы……………………………………………………………….………10
1.3. Восприятие художественной литературы в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..….23
2.1. Обзор диагностических методик……………………………………23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………..……..27
2.3. Практические рекомендации по развитию восприятия художественной литературы в младшем школьном возрасте………….…….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………38
Приложения………………………………………………………………….…..41

ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных причин проблем в современном обществе является низкий уровень культуры его членов. Важной составной частью общей культуры является культура поведения. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.
Содействие прогрессивному развитию общества является един­ственно возможным назначением художественной литературы, спе­цифическая форма которого определяется эстетической природой литературы. Художественная литература, изображая эстетическую сторону действительности, дает людям не только познание этой стороны действительности, но и формирует у них эмоциональное оценочное отношение к действительности, содействует оформлению их миро­воззрения и убеждений, их конкретизации. В этом и заключается основное воспитательное и познавательное значение художествен­ной литературы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка [9, c. 137].
Проблема восприятия художественного произведения в отечественной психологии изучается в различных аспектах: возрастные особенности восприятия, структура читательского восприятия, особенности восприятия различных жанров, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (Бахтин М.М, Граник Г.Г, Жабицкая Л.Г, Крупник Е.П, Леонтьев А.Н, Мосунова Л.А, Никифорова О.И, Якобсон П.М).
В настоящее время проблема восприятия художественной литературы остается по-прежнему актуальной. Необходимость изучения проблемы понимания художественных произведений обусловлена фундаментальной потребностью общества в приобщении молодежи к процессам духовного производства, в которой важнейшее место занимает такая форма человеческой активности, как чтение художественной литературы. Отторжение молодого поколения от мира подлинной литературы стало реальностью. Формальное отношение даже к самым величайшим писателям и их произведениям является серьезной проблемой и одной из причин оскудения внутреннего мира личности, ущербности её духовного опыта.
Объект исследования – восприятие как психический процесс.
Предмет исследования – психологические особенности восприятия художественной литературы.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности восприятия художественной литературы детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия восприятия как психического процесса;
2. Раскрыть психологические особенности восприятия художественной литературы;
3. Проанализировать и экспериментально исследовать особенности восприятия художественной литературы в младшем школьном возрасте;
  1. Рассмотреть практические рекомендации по развитию восприятия художественной литературы в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: особенности восприятия художественной литературы прямо зависят от широты круга интересов личности.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез существующих научных данных по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование, наблюдение, эксперимент); метод абстрагирования и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учёб.пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с.
2. Акимов В.Н. Младший школьный возраст и его особенности // Вестник Башкирского университета / В.Н. Акимов. 2013. – 312 с.
3. Алтынова Н.В. Детская психология / Н.В. Алтынова // В мире научных открытий. 2009. - № 3-2. - С. 99-103.
4. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
5. Андрева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 429 с.
6. Воюшина, М. П. Методические основы литературного развития младших школьников / М.П. Воюшина // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факул. нач. обуч. и учит. нач. классов./ Под ред. Т. Г. Рамзаевой. –СПб: Спец. лит-ра, 1996. – Разд. 2. - с. 44 - 52.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Лев Семенович Выготский. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1998. - 480 с.
8. Гамезо, М. В. Психология младшего школьника. Особенности познавательной и учебной деятельности / Михаил Викторович Гамезо // Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех спец. пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое Общество России, 2003. – Гл. 4. - § 3. - 512 с.
9. Кубасова, О. В. Совершенствование речевой деятельности младших школьников / Ольга Владимировна Кубасова // Русский язык в нач. классах: Теория и практика обучения: учебное пособие для студентов пед. учеб. завед. по спец. «Пед. и метод. нач. обуч.» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская [и др.]; под ред. М. С. Соловейчик. – М.: ИЦ Академия, 1997. – Гл. 8. - с. 318 - 339.
10. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
11. Молдавская, Н. Д. Воспитание читателя в школе. Самостоятельная работа над текстом художественного произведения как одно из условий литературного развития школьников / Наталия Дмитриевна Молдавская. – М.: Просвещение, 2009. – 127 с.
12. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы /Ольга Ивановна Никифорова. - М.: Книга, 2010. - 152 с.
13. Оморокова М. И. Художественное произведение в начальной школе. Специфика работы над художественным образом в младших классах / М. И. Оморокова // Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская; под ред. М. И. Омороковой.- М.: Педагогика, 1997. – Гл. 3. - Разд. 2. - 216 с.
14. Реан, А. А., Бордовская, Н. В., . Розум, С. И. Психология и
педагогика: учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
15. Рожина, Л. Н. Психология восприятия литературного героя школьниками (2 – 4 кл.) / Лилия Николаевна Рожина. - М.: Педагогика, 1997. - 176 с.
16. Рубинштейн С.Л. Мышление. Память. Воображение / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2012. – 259 с.
17. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 14-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 672 с.
18. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдмиллер. - СПб.: Питер, 2003. - 332 с.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин, 2006. – 327 с.
20. Эльконин Д.Б. Возрастная психология / Д.Б. Эльконин. – Спб.: Питер, 2013. – 429 с.
21. Ярошевский М.Г. Общая психология / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2011. – 451 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет