Психология принятия управленческих решений.
Описание работы
Работа пользователя Mira
Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного.
Принятие решения — это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и вы6op средств для реализации данной цели.
К сожалению, зачастую данный процесс протекает стихийно, под влиянием внешних обстоятельств и давлением вышестоящих руководителей. Именно поэтому его реализация протекает столь трудно. Профессор Л. Зайверт, руководитель немецкого Института рационального использования времени, замечает, что многие менеджеры предпочитают:
— правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;
— решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;
— сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;
— исполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;
— снижать издержки вместо того, чтобы повышать прибыль.
Все это — последствия неправильно принятых решений.
В принятии решений интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека. И не одного человека. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер как способность противостоять людям и обстоятельствам.
Волевой акт при разработке и принятии управленческих решений, далее УР, может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации УР принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.
УР имеют ряд специфических особенностей, как правило:
- их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;
- они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок;
- каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;
- ответственность за принимаемые решения очень высока.
В качестве основных проблем при разработке УР можно назвать следующие:
Принятие решения — это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и вы6op средств для реализации данной цели.
К сожалению, зачастую данный процесс протекает стихийно, под влиянием внешних обстоятельств и давлением вышестоящих руководителей. Именно поэтому его реализация протекает столь трудно. Профессор Л. Зайверт, руководитель немецкого Института рационального использования времени, замечает, что многие менеджеры предпочитают:
— правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;
— решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;
— сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;
— исполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;
— снижать издержки вместо того, чтобы повышать прибыль.
Все это — последствия неправильно принятых решений.
В принятии решений интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека. И не одного человека. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер как способность противостоять людям и обстоятельствам.
Волевой акт при разработке и принятии управленческих решений, далее УР, может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации УР принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.
УР имеют ряд специфических особенностей, как правило:
- их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;
- они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок;
- каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;
- ответственность за принимаемые решения очень высока.
В качестве основных проблем при разработке УР можно назвать следующие:
- давление сроков;
- быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;
- недостаток квалификации ЛПР (личность принимающая решение), вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации;
- нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;
- ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;
- необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между ЛПР;
- засилье рутины и др.