ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание
Теория + Практика
Объем
97л лист.
Год написания
Данной работы в готовом виде нет. Вы можете заказать написание работы под вашу тему.
ЗАКАЗАТЬ
Описание работы
Работа пользователя Annamanuylova422
В России наблюдается тенденция к формированию культуры здорового образа жизни и здоровьесбережения подрастающего поколения. В связи с этим необходимо создание здоровьесберегающей образовательной среды, направленной на укрепление и охрану здоровья учащихся. Это предполагает обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка, что особенно значимо в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей подтверждается результатами многочисленных исследований Всемирной организации здравоохранения. Так, за последнее десятилетие увеличилась заболеваемость детей в возрасте до 10 лет почти на треть по сравнению с предыдущими годами. Причинами ухудшения здоровья детей являются неблагоприятные условия жизни, недостаточная двигательная активность детей, низкий уровень культуры здорового образа жизни, а также недостаточный уровень осознанности детей о необходимости сохранять здоровье.
В связи с этим важным представляется создание здоровьесберегающей среды в начальной школе, неотъемлемой частью которой является формирование полноценных представлений, обучающихся о здоровом образе жизни, которое возможно при целенаправленно организованной деятельности педагогов, медицинского персонала, психологов при участии родителей и самих обучающихся.
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников представлена в работах таких исследователей, как Р. О. Агвелян, Н. И. Буковцова, Л. Б. Дзержинская, В. В. Лукьянов, Л. Плаксина, Т. И. Шамова. Возможности приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни на осознанном уровне отражены в работах многих психологов. Данные исследований В. В. Давыдова, М. М. Лисиной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, С. В. Петериной, А. И. Сильвестру и др., подтверждают формирование у младших школьников основ здоровьесбережения через осознанное отношение к своим поступкам.
Вместе с тем, загруженность детей младшего школьного возраста образовательной деятельностью (помимо программных моментов внеурочные занятия), а порой и простое нежелание педагога˗психолога заниматься оздоровительной работой с детьми, считая, что данную работу должны проводить учителя физической культуры и классные руководители, или его неграмотность в данном вопросе приводят к тому, что младшие школьники не имеют представлений о том, зачем и как нужно заботиться о своем здоровье.
Отсюда возникает ряд противоречий:
- между востребованностью здоровьесберегающей деятельности в практике психологической работы с младшими школьниками и недостаточной деятельностью педагогов-психологов, способствующей формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников;
-теоретически обоснованной проблемой формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста и недостаточной практической деятельностью педагогов˗психологов в данной области.
Проблема исследования: при каких условиях формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников будет наиболее эффективным? Какие представления о здоровом образе жизни и с помощью чего у них следует формировать?
Если у дошкольника своевременно не сформирована оценка себя как субъекта собственного здоровья, то в дальнейшем мотивация к сохранению, укреплению и развитию своего здоровья у него будет низкой.
Таким образом, выявленные противоречия подтверждают не только актуальность выбранной темы исследования, но и усиливают ее теоретическую и практическую значимость.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей подтверждается результатами многочисленных исследований Всемирной организации здравоохранения. Так, за последнее десятилетие увеличилась заболеваемость детей в возрасте до 10 лет почти на треть по сравнению с предыдущими годами. Причинами ухудшения здоровья детей являются неблагоприятные условия жизни, недостаточная двигательная активность детей, низкий уровень культуры здорового образа жизни, а также недостаточный уровень осознанности детей о необходимости сохранять здоровье.
В связи с этим важным представляется создание здоровьесберегающей среды в начальной школе, неотъемлемой частью которой является формирование полноценных представлений, обучающихся о здоровом образе жизни, которое возможно при целенаправленно организованной деятельности педагогов, медицинского персонала, психологов при участии родителей и самих обучающихся.
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников представлена в работах таких исследователей, как Р. О. Агвелян, Н. И. Буковцова, Л. Б. Дзержинская, В. В. Лукьянов, Л. Плаксина, Т. И. Шамова. Возможности приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни на осознанном уровне отражены в работах многих психологов. Данные исследований В. В. Давыдова, М. М. Лисиной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, С. В. Петериной, А. И. Сильвестру и др., подтверждают формирование у младших школьников основ здоровьесбережения через осознанное отношение к своим поступкам.
Вместе с тем, загруженность детей младшего школьного возраста образовательной деятельностью (помимо программных моментов внеурочные занятия), а порой и простое нежелание педагога˗психолога заниматься оздоровительной работой с детьми, считая, что данную работу должны проводить учителя физической культуры и классные руководители, или его неграмотность в данном вопросе приводят к тому, что младшие школьники не имеют представлений о том, зачем и как нужно заботиться о своем здоровье.
Отсюда возникает ряд противоречий:
- между востребованностью здоровьесберегающей деятельности в практике психологической работы с младшими школьниками и недостаточной деятельностью педагогов-психологов, способствующей формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников;
-теоретически обоснованной проблемой формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста и недостаточной практической деятельностью педагогов˗психологов в данной области.
Проблема исследования: при каких условиях формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников будет наиболее эффективным? Какие представления о здоровом образе жизни и с помощью чего у них следует формировать?
Если у дошкольника своевременно не сформирована оценка себя как субъекта собственного здоровья, то в дальнейшем мотивация к сохранению, укреплению и развитию своего здоровья у него будет низкой.
Таким образом, выявленные противоречия подтверждают не только актуальность выбранной темы исследования, но и усиливают ее теоретическую и практическую значимость.