"Совершенствование финансирования инновационной деятельности предприятий АПК " Магистерская диссертация
Описание работы
Работа пользователя Anjelika022
Введение
Финансирование инновационной деятельности - это направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, создание и внедрение новой техники, новой технологии, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Важно обеспечить последовательное финансирование всех этапов инновационной деятельности (НИОКР, разработки опытного образца, создания головного образца, серийного производства новых видов товаров). Решению этой задачи способствуют разработка и финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных организаций, финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков и венчурных фондов.
Источники финансирования инновационной деятельности организации, предприятия можно подразделить на внешние и внутренние.
Внешнее финансирование инновационной деятельности - это привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Формы внешнего финансирования могут быть различными: бюджетное финансирование, использование банковских кредитов, финансирование в форме лизинга и др.
Внутреннее финансирование инновационной деятельности - это использование собственных средств организации, в которые прежде всего входят часть прибыли и амортизационных отчислений, акционерного капитала предприятия.
Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.
Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному негосударственному секторам на собственно инновационные ели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. Важно поддерживать рациональное соотношение между финансированием организаций, осуществляющих НИОКР и инновационную деятельность (базовым финансированием), и выделением средств на конкретные научно-исследовательские и инновационные программы и проекты (целевым финансированием). В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.
Действенность контрактной системы связана со стимулированием спроса и предложения на эффективные научно-технические проекты для государственных нужд и их реализацией на выгодных для государства условиях. Поэтому задачей контрактной системы является не только обеспечение взаимодействия между государственным заказчиком и исполнителем, но и определение взаимных обязательств и прав, в том числе и на результаты НИОКР.
Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий. Сюда относятся:
1) доходы предприятия: часть прибыли от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.);
2) поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления);
3) финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства)
4) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов).
Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики заниматься такого рода исследованиями отраслевая и заводская наука не могут себе позволить. Исследования такого рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:
1) финансирование федеральных целевых инновационных программ;
2) финансовое обеспечение перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.
Цель исследования. Состоит в разработке теоретико-методических рекомендаций по совершенствованию финансирования инновационной деятельности регионального агропромышленного комплекса
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Предметом исследования Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в финансирования инновационной деятельности на предприятиях АПК.
Теоретико-методологической основой исследования служат диалектический метод исследования, теория экономического анализа, труды отечественных и зарубежных исследователей по инновационному и финансовому менеджменту. В диссертации использовались такие общенаучные методы как логический, сравнительный, системно-структурный, конкретно-экономический. Для решения конкретных задач исследования использовались методы динамической оценки эффективности, основанные на дисконтировании денежных средств, и традиционные методы оценки.
Финансирование инновационной деятельности - это направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, создание и внедрение новой техники, новой технологии, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Важно обеспечить последовательное финансирование всех этапов инновационной деятельности (НИОКР, разработки опытного образца, создания головного образца, серийного производства новых видов товаров). Решению этой задачи способствуют разработка и финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных организаций, финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков и венчурных фондов.
Источники финансирования инновационной деятельности организации, предприятия можно подразделить на внешние и внутренние.
Внешнее финансирование инновационной деятельности - это привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Формы внешнего финансирования могут быть различными: бюджетное финансирование, использование банковских кредитов, финансирование в форме лизинга и др.
Внутреннее финансирование инновационной деятельности - это использование собственных средств организации, в которые прежде всего входят часть прибыли и амортизационных отчислений, акционерного капитала предприятия.
Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.
Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному негосударственному секторам на собственно инновационные ели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. Важно поддерживать рациональное соотношение между финансированием организаций, осуществляющих НИОКР и инновационную деятельность (базовым финансированием), и выделением средств на конкретные научно-исследовательские и инновационные программы и проекты (целевым финансированием). В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.
Действенность контрактной системы связана со стимулированием спроса и предложения на эффективные научно-технические проекты для государственных нужд и их реализацией на выгодных для государства условиях. Поэтому задачей контрактной системы является не только обеспечение взаимодействия между государственным заказчиком и исполнителем, но и определение взаимных обязательств и прав, в том числе и на результаты НИОКР.
Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий. Сюда относятся:
1) доходы предприятия: часть прибыли от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.);
2) поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления);
3) финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства)
4) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов).
Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики заниматься такого рода исследованиями отраслевая и заводская наука не могут себе позволить. Исследования такого рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:
1) финансирование федеральных целевых инновационных программ;
2) финансовое обеспечение перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.
Цель исследования. Состоит в разработке теоретико-методических рекомендаций по совершенствованию финансирования инновационной деятельности регионального агропромышленного комплекса
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать экономическую сущность понятия & laquo-инновации»- как объекта финансирования
- уточнить принципы финансирования стадий инновационного процесса
- предложить механизм организации финансирования инновационной деятельности на предприятиях АПК
- разработать методические рекомендации по оценке эффективности и оптимальности схем финансирования инновационной деятельности
- предложить алгоритм расчета эффективности финансирования инновационной деятельности
Предметом исследования Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в финансирования инновационной деятельности на предприятиях АПК.
Теоретико-методологической основой исследования служат диалектический метод исследования, теория экономического анализа, труды отечественных и зарубежных исследователей по инновационному и финансовому менеджменту. В диссертации использовались такие общенаучные методы как логический, сравнительный, системно-структурный, конкретно-экономический. Для решения конкретных задач исследования использовались методы динамической оценки эффективности, основанные на дисконтировании денежных средств, и традиционные методы оценки.