Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Р Способности и их развитие

Стоимость
350 руб.
Содержание
Теория
Объем
18 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Р. Алимов
Введение
Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?
Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов. Он выделил следующие три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

Заключение
Итак, мы говорили, что способности человека не зависят от его темперамента. Но что такое сами способности? От чего они зависят, чем определяются? Эти вопросы, пожалуй, самые трудные и сложные в психологии, и ответы на них даны еще далеко не полностью. В общем виде можно сказать, что способности — это те особенности психики человека, от которых зависит успешное, творческое выполнение какой-нибудь деятельности. Обычно, когда говорят о способностях или одаренности, то прежде всего почему-то имеют в виду так называемую художественную одаренность, т. е. способности к музыке, танцам, рисованию, к поэтическому, актерскому творчеству и т. д. Действительно, для каждого из этих видов художественного творчества нужны особые способности. Например, для успешного творческого занятия изобразительным искусством необходимы чувство пропорции, композиции, чувство колорита и светотени, образная и цветовая память, особые качества двигательного аппарата руки. Чтобы стать хорошим музыкантом, человек должен прежде всего обладать чувством ритма, музыкальной памятью, способностью определять завершенность или незавершенность музыкальной мелодии — обладать так называемым ладовым чувством.
Следовательно, для музыкального творчества требуются совсем иные качества, чем для изобразительного. Это относится и к другим видам художественной деятельности.
Но одаренность проявляется не только в художественной сфере. Мы знаем способных математиков, философов, талантливых химиков. Естественно, что для научного открытия, скажем, в области физики требуются совсем иные качества, чем те, какими обладает, например, поэт. В таких случаях принято говорить об интеллектуальных способностях или об умственной одаренности, о способности к оригинальному ходу мысли, к научному анализу фактов и их творческому обобщению, к формированию новых идей и гипотез.
И наконец, бывает одаренность также и в сфере физических движений. В самом деле, разве спортсмен, преодолевающий высоту больше собственного роста, не талантлив? Разве не демонстрирует выдающиеся способности стрелок, выбивающий 398 очков из 400 возможных? В этих и подобных случаях тоже необходимы особые качества, такие, как сверхточная координация движений, высокоразвитое кинестетическое чувство, т. е. способность ощущать тончайшие движения мышц, и многие другие.
Для успешной деятельности в любой области человеку требуются способности самого различного характера. Например, чтобы стать хорошим летчиком, нужно обладать и быстрой реакцией, и развитым чувством времени, и точной координацией движений, и способностью делать мгновенные обобщения и безошибочные выводы. Здесь переплетаются интеллектуальные и двигательные способности. А чтобы достичь мастерства в скульптуре, нужно сочетание ряда художественных и некоторых двигательных способностей.
Возникает вопрос: а возможны ли сочетания разнородных способностей в одном человеке, встречаются ли разносторонне одаренные люди? Из истории мы знаем примеры подобных сочетаний. Достаточно вспомнить М. В. Ломоносова и Леонардо да Винчи, с равным блеском выступавших в самых различных областях науки и искусства, или древнегреческого математика и философа Пифагора, побеждавшего на Олимпийских играх. Конечно, сейчас требования к результатам в различных видах деятельности неизмеримо выше, чем столетия назад, но в принципе вполне возможно, чтобы у одного и того же человека были развиты и доведены до известного совершенства самые разнообразные способности, разумеется, при условии усиленной работы над собой.
От чего же зависит успешное развитие способностей? Определяется ли оно только природными данными, как говорят, задатками человека? Или, может быть, для развития способностей имеют значение какие-нибудь другие обстоятельства? На эти вопросы современная наука отвечает так. Конечно, от задатков, от тонких черт организации нервной системы и в особенности головного мозга зависит многое. Но способности никогда не могут развиться из задатков сами по себе, просто созреть по мере развития человека. Даже для того чтобы научиться говорить и ходить на двух ногах, человеку необходимо постоянное общение с другими людьми. В Индии из деревень, граничащих с джунглями, дикие животные нередко похищают грудных детей. Рассказывают, что, когда этих детей, уже ставших взрослыми (15—18 лет), находят, они умеют только рычать, передвигаться на четвереньках, как и воспитывающие их звери.
Отсюда ясно, что неизмеримо более сложные творческие способности тем более не могут проявиться сами собой, в процессе простого физического роста. Для их выявления и развития решающее значение имеют общественные условия жизни, главное из которых — труд в коллективе. Без упорного труда нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. Как писал Д. И. Менделеев: «... нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». При этом способности развиваются тем полнее и ярче, чем разнообразнее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он проявляет к ней. И наоборот, отношение к работе как к повинности приводит к постепенному угасанию имеющихся способностей.
Следовательно, такие черты личности, как отношение к труду, настойчивость, любовь к делу— знакомые уже нам черты характера, имеют прямое отношение к формированию способностей. Если хочешь максимально развить свои способности, трудись и воспитывай свой характер!

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет