Расширение предметной среды как условие развития биологической грамотности учащихся 6 классов
Описание работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1 Методологические и методические основы расширения предметной среды школьной биологии 3
1.1. Исторические аспекты реализации средового подхода в процессе обучения школьников 13
1.2. Предметная среда как компонент образовательной среды 24
1.3. Современное состояние проблемы расширения предметной среды в практике школьного образования 34
Выводы к I главе 38
1.1. Исторические аспекты реализации средового подхода в процессе обучения школьников
Историко-педагогический анализ средообразовательных педагогических систем привел к выводу о важности характера связей между объектом, субъектом управления и средой. Данные специальной литературы свидетельствуют, что научные разработки в этом контексте связываются со средовым подходом.
Среда – понятие древнего происхождения – пришло к нам из глубины веков: «Вспомнил Бог об Аврааме, и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот» (Библия). За время своего существования это понятие обросло различными историческими смыслами и культурными значениями, быть может, уводящими от общих к частным, узкодисциплинарным его трактовкам. Среду отождествляют с почвой, веществом, телом, пространством, окружением, сферой, потоком ситуаций, миром, системой, формой мысли, фактором, условием. Исходя из того, что понятие среды синоморфно окружающему миру, по мнению Евстифеева А.В., виды и типы сред – суть производные его структуры. Это положение имеет большое методологическое значение для объяснения существующего в литературе видового разнообразия сред. По его мнению, классификация среды может быть внешней и внутренней. Внутренняя дифференциация среды должна исходить из самой среды, т.е. от свойств и характера взаимосвязи ее элементов.