Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве
Описание работы
Работа пользователя А. Горн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.. 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей. 8
1.2. Особенности развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста. 19
1.3. Беседа об искусстве, как средство развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста. 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА БЕСЕДАХ ОБ ИСКУССТВЕ 43
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 43
2.2 Содержание работы по развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 126
ВВЕДЕНИЕ
Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. Привлечение ресурсов изобразительного искусства как особого художественно-образного способа освоения действительности к становлению ценностных основ личности является одним из актуальных направлений современной российской образовательной политики. Основы духовно-нравственного развития личности закладываются с раннего возраста, ведущая роль принадлежит дошкольным образовательным учреждениям (далее – ДОУ), призванным создать фундамент для дальнейшего совершенствования этого процесса.
Как отмечает Р.М. Чумичёва [50], влияние изобразительного искусства на формирование человеческой личности, его развития очень обширно и велико. Без воспитания эстетически-нравственных людей, формирования с детских лет духовных ценностей и мировоззрения, умения правильно воспринимать и ценить искусство, без активизации у детей творческого начала нельзя достичь цельной, гармонически развитой, творческой личности.
Попытки проследить основные тенденции развития и формирование современных представлений у детей ценностно-смыслового восприятия, лежащие в основе многочисленных исследований, показали развитие кризисных явлений эмоционально-нравственной сферы личности. В данных условиях резко возрастает потребность в художественно-эстетическом развитии личности и формировании ценностно-смыслового восприятия произведений искусства у детей, что отражено в нормативно-правой базе системы образования.
Запрос государства, направленный на художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок у детей ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, сформированный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) [47]. Это способствует актуализации исследования по данной научной проблеме, а также выявляет противоречие между потребностью общества и государства в развитии личности, направленной на художественно-эстетическое развитие личности детей дошкольного возраста, и существующими на сегодняшний день ограниченными в использовании методами и средствами развития ценностно-смыслового восприятия в системе дошкольного образования. Воспитательный потенциал произведений живописи не используется в полной мере. Несмотря на разработанность исследовательской темы, вопрос раскрытия потенциала беседы об искусстве, как средства развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи, не получил достаточное отражение в научно-методической литературе.
Выявленные противоречия, небольшая степень изученности исследовательской темы позволили сформировать проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости обоснования условий, обеспечивающих эффективное развитие ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве.
Всё вышесказанное определило выбор выпускной квалификационной работы: «Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве».
Объектом исследования является процесс развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс бесед об искусстве, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса бесед об искусстве, направленного на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышеизложенного, были поставлены следующие задачи:
– идеи психологической и педагогической мысли о развитии восприятия отражены в работах М.И. Еникеева, С.Л. Рубинштейна,
А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, С.А. Зелинский, А.Г. Виноградова,
Д.А Леонтьева, датского психолога Б.С. Функа, П.М. Якобсона и др.
– работы исследователей по развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства представлены у А.Г. Виноградовой, Л.А. Мосуновой, Н.А. Ветлугиной,
Н.А. Платохиной, А.А. Мелик-Пашаева, Е.Ф. Командышко, Н.Г. Куприной и
В.А. Цибульской.
– вопросы, связанные с организацией и методикой занятий по беседам о живописи широко представлены в работах педагогов, ученых, методистов: Э.Д. Оганесян, Е.Н. Бородиной, Р.М. Чумичевой, Т.В. Калининой,
Э.Ф. Абдрахимовой, С.В. Погодиной, Т.С.Комаровой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования. Федеральные государственные стандарты и федеральные законы, нормативно-правовые акты, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, сравнение, анализ и обработка результатов исследования.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности развития детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по беседам об искусстве в развитии ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей; разрабатывался тематический план комплекса и содержание занятий по беседам об искусстве на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе практического исследования, могут быть использованы в практике педагогов дошкольного и дополнительного образования при разработке организационно-педагогических условий направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой деятельности, в непосредственной образовательной и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей в ДОУ, в условиях дома.
База проектировочной работы: в исследовании приняли участие 20 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.. 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей. 8
1.2. Особенности развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста. 19
1.3. Беседа об искусстве, как средство развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста. 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА БЕСЕДАХ ОБ ИСКУССТВЕ 43
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 43
2.2 Содержание работы по развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 126
ВВЕДЕНИЕ
Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. Привлечение ресурсов изобразительного искусства как особого художественно-образного способа освоения действительности к становлению ценностных основ личности является одним из актуальных направлений современной российской образовательной политики. Основы духовно-нравственного развития личности закладываются с раннего возраста, ведущая роль принадлежит дошкольным образовательным учреждениям (далее – ДОУ), призванным создать фундамент для дальнейшего совершенствования этого процесса.
Как отмечает Р.М. Чумичёва [50], влияние изобразительного искусства на формирование человеческой личности, его развития очень обширно и велико. Без воспитания эстетически-нравственных людей, формирования с детских лет духовных ценностей и мировоззрения, умения правильно воспринимать и ценить искусство, без активизации у детей творческого начала нельзя достичь цельной, гармонически развитой, творческой личности.
Попытки проследить основные тенденции развития и формирование современных представлений у детей ценностно-смыслового восприятия, лежащие в основе многочисленных исследований, показали развитие кризисных явлений эмоционально-нравственной сферы личности. В данных условиях резко возрастает потребность в художественно-эстетическом развитии личности и формировании ценностно-смыслового восприятия произведений искусства у детей, что отражено в нормативно-правой базе системы образования.
Запрос государства, направленный на художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок у детей ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, сформированный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) [47]. Это способствует актуализации исследования по данной научной проблеме, а также выявляет противоречие между потребностью общества и государства в развитии личности, направленной на художественно-эстетическое развитие личности детей дошкольного возраста, и существующими на сегодняшний день ограниченными в использовании методами и средствами развития ценностно-смыслового восприятия в системе дошкольного образования. Воспитательный потенциал произведений живописи не используется в полной мере. Несмотря на разработанность исследовательской темы, вопрос раскрытия потенциала беседы об искусстве, как средства развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи, не получил достаточное отражение в научно-методической литературе.
Выявленные противоречия, небольшая степень изученности исследовательской темы позволили сформировать проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости обоснования условий, обеспечивающих эффективное развитие ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве.
Всё вышесказанное определило выбор выпускной квалификационной работы: «Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве».
Объектом исследования является процесс развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс бесед об искусстве, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса бесед об искусстве, направленного на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышеизложенного, были поставлены следующие задачи:
- Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, на основании изученной литературы, уточнить понятие «ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений живописи» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
- Проанализировать особенности развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста;
- Рассмотреть возможности беседы об искусстве в развитии ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста;
- Подобрать и провести диагностические задания по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования;
- Разработать тематический план комплекса и содержание занятий по беседам об искусстве, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
– идеи психологической и педагогической мысли о развитии восприятия отражены в работах М.И. Еникеева, С.Л. Рубинштейна,
А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, С.А. Зелинский, А.Г. Виноградова,
Д.А Леонтьева, датского психолога Б.С. Функа, П.М. Якобсона и др.
– работы исследователей по развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства представлены у А.Г. Виноградовой, Л.А. Мосуновой, Н.А. Ветлугиной,
Н.А. Платохиной, А.А. Мелик-Пашаева, Е.Ф. Командышко, Н.Г. Куприной и
В.А. Цибульской.
– вопросы, связанные с организацией и методикой занятий по беседам о живописи широко представлены в работах педагогов, ученых, методистов: Э.Д. Оганесян, Е.Н. Бородиной, Р.М. Чумичевой, Т.В. Калининой,
Э.Ф. Абдрахимовой, С.В. Погодиной, Т.С.Комаровой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования. Федеральные государственные стандарты и федеральные законы, нормативно-правовые акты, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, сравнение, анализ и обработка результатов исследования.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности развития детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по беседам об искусстве в развитии ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей; разрабатывался тематический план комплекса и содержание занятий по беседам об искусстве на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе практического исследования, могут быть использованы в практике педагогов дошкольного и дополнительного образования при разработке организационно-педагогических условий направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой деятельности, в непосредственной образовательной и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей в ДОУ, в условиях дома.
База проектировочной работы: в исследовании приняли участие 20 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдрахимова Э. Ф. Развитие у дошкольников эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города // Казанский педагогический журнал. 2016. Т. 2, № 2 (115). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-u-doshkolnikov-esteticheskogo-i-tsennostno-smyslovogo-vospriyatiya-arhitektury-rodnogo-goroda (дата обращения: 26.02.2021).
- Абдрахимова Э. Ф. Формирование ценностно-смыслового восприятия культуры родного края у дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой // Гуманизация образования. 2017. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostno-smyslovogo-vospriyatiya-kultury-rodnogo-kraya-u-doshkolnikov-v-protsesse-oznakomleniya-so-skulpturoy (дата обращения: 29.05.2021).
- Айламазьян А. М. Метод беседы в психологии : учеб. пособие. М., 2015. 122 с.
- Бородина Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 26.05.2021).
- Виноградова А. Г. Единство творчества и восприятия художественного произведения: методологический аспект : дис. ... канд. филос. наук. М., 2001. 126 с.
- Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. : в 6 т. М., 1983. Т. 4.
С. 376-385. - Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга : пособие для воспитателя дет. сада. СПб., 1996. 127 с.
- Деркунская В. А. Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для вузов / под ред. А. Г. Гогоберидзе,
О. В. Солнцевой. СПб., 2013. С. 41-54. - Еникеев М. И. Общая и социальная психология : учеб. для вузов. М., 1999. 611 с.
- Жуликов А. В. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2016. 259 с.
- Зелинский С. А. Современные психотехнологии манипулирования :
в 2 т. М., 2009. Т. 2. 320 с. - Калинина Т. В. Развитие художественного восприятия ребенка : учеб. пособие для вузов. Екатеринбург, 2008. 147 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1772/8/1333308_schoolbook.pdf (дата обращения: 09.08.2021).
- Козина Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учеб. пособие. М., 2011. 488 с.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 2001. 416 с.
- Командышко Е. Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход : монография. М., 2011. 292 с.
- Коротаева Е. В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. М., 2016. 192 с.
- Лебедев С. А. Философия науки : слов. основ. терминов. М., 2006. 320 с.
- Левшина И. С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1983. 95 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 354 с.
- Леонтьев А. Н. Осмысленность искусства. М., 2011. 134 с.
- Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
- Леонтьев Д. А., Беляева С. Е. Неоднозначность воздействия выразительных средств живописи // Творчество в искусстве – искусство творчества / под ред. Л. Я. Дорфман [и др.]. М., 2000. С. 410-416.
- Леоньтев Д. А., Белоногова Е. В. Синтетическая модель восприятия искусства // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 2. С. 140-142.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, метод. рекомендации : метод. пособие для специалистов дошкол. образоват. учреждений. М., 2009. 208 с.
- Лыкова И. А. Цветные ладошки : парциал. программа худож.-эстетич. развития детей 2-7 лет в изобразит. деятельности : (формирование эстетич. отношения к миру). М., 2018. 144 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. СПб., 2017.
583 с. - Мацкевич М. В. Особенности восприятия изобразительного искусства у детей 5-7 лет в условиях художественного музея // Художественно-образовательное пространство музейной педагогики : сб. материалов первой республикан. науч.-практ. конф. Усть-Каменогорск, 2013. С. 31-39.
- Мацкевич М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей - детский сад» : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 23 с.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т. С. Комарова [и др.]. М., 1991. 254 с.
- Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей : метод. рекомендации для педагогов /
А. А. Мелик-Пашаев [и др.]. Дубна, 2009. 272 с. - Мосунова Л. А. К определению смыслового восприятия художественного произведения // Вестник Вятского государственного университета. 2007. № 16. С. 112-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-smyslovogo-vospriyatiya-hudozhestvennogo-proizvedeniya (дата обращения: 20.04.2021).
- Николаева А. В., Семенова А. Н. Особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста // StudNet. 2020. Т. 3, № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-myslitelnyh-operatsiy-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.07.2021).
- Об образовании в Российской Федерации» : федер. закон № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек.
2012 г.]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.04.2021). - Оганесян Э. Д. Методы развития у детей эмоционально-ценностного восприятия произведений изобразительного искусства : учеб. пособие для студентов пед. вузов. Екатеринбург, 2018. 95 с.
- Оганесян Э. Д. Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений изобразительного искусства у младших школьников в условиях АРТ-студии : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2018. 161 с. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_008699986?-page=2&rotate=0&theme=white (дата обращения: 25.07.2021).
- Пидкасистый П. И. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей. М., 1996. 455 с.
- Платохина Н. А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2011. 46 с.
- Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. М., 2013. 352 с.
- Протопопов Ю. Н. Критерии развитости художественного восприятия у детей в условиях дополнительного образования // Педагогика искусства. 2014. № 4. URL: http://old.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2014/protopopov.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
- Психологические основы художественного развития / А. А. Мелик-Пашаев [и др.]. М., 2005. 160 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2016. 705 с.
- Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания / отв. ред. Т. Л. Беркман. М., 1947. С. 7-27.
- Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет : теория и диагностика. Екатеринбург, 2001.
142 с. - Травкина О. В., Дмитренко М. П. Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф., декабрь 2015 г. / отв. ред. Г. А. Кайнова. СПб., 2015. С. 77-78. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9136/ (дата обращения: 19.05.2021).
- Удовиченко Е. М. Философия : учеб. пособие. Магнитогорск, 2004. 203 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. М., 1990. Т. 5.
528 с. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 2. С. 4-18.
- Цибульская В. А. Предпосылки ценностно-смыслового понимания произведений искусства у старших дошкольников // Наука и школа. 2018.
№ 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-tsennostno-smyslovogo-ponimaniya-proizvedeniy-iskusstva-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 15.07.2021). - Цибульская В. А. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в системе дополнительного образования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 1-1. С. 78-86.
- Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. М., 1992. 126 с.
- Якобсон П. М. Художественное восприятие. М., 1971. 86 с.