Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве

Стоимость
3000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
140 стр. лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя А. Горн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.. 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей. 8
1.2. Особенности развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста. 19
1.3. Беседа об искусстве, как средство развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста. 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА БЕСЕДАХ ОБ ИСКУССТВЕ 43
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 43
2.2 Содержание работы по развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 126

ВВЕДЕНИЕ
Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. Привлечение ресурсов изобразительного искусства как особого художественно-образного способа освоения действительности к становлению ценностных основ личности является одним из актуальных направлений современной российской образовательной политики. Основы духовно-нравственного развития личности закладываются с раннего возраста, ведущая роль принадлежит дошкольным образовательным учреждениям (далее – ДОУ), призванным создать фундамент для дальнейшего совершенствования этого процесса.
Как отмечает Р.М. Чумичёва [50], влияние изобразительного искусства на формирование человеческой личности, его развития очень обширно и велико. Без воспитания эстетически-нравственных людей, формирования с детских лет духовных ценностей и мировоззрения, умения правильно воспринимать и ценить искусство, без активизации у детей творческого начала нельзя достичь цельной, гармонически развитой, творческой личности.
Попытки проследить основные тенденции развития и формирование современных представлений у детей ценностно-смыслового восприятия, лежащие в основе многочисленных исследований, показали развитие кризисных явлений эмоционально-нравственной сферы личности. В данных условиях резко возрастает потребность в художественно-эстетическом развитии личности и формировании ценностно-смыслового восприятия произведений искусства у детей, что отражено в нормативно-правой базе системы образования.
Запрос государства, направленный на художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок у детей ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, сформированный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) [47]. Это способствует актуализации исследования по данной научной проблеме, а также выявляет противоречие между потребностью общества и государства в развитии личности, направленной на художественно-эстетическое развитие личности детей дошкольного возраста, и существующими на сегодняшний день ограниченными в использовании методами и средствами развития ценностно-смыслового восприятия в системе дошкольного образования. Воспитательный потенциал произведений живописи не используется в полной мере. Несмотря на разработанность исследовательской темы, вопрос раскрытия потенциала беседы об искусстве, как средства развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи, не получил достаточное отражение в научно-методической литературе.
Выявленные противоречия, небольшая степень изученности исследовательской темы позволили сформировать проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости обоснования условий, обеспечивающих эффективное развитие ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве.
Всё вышесказанное определило выбор выпускной квалификационной работы: «Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве».
Объектом исследования является процесс развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс бесед об искусстве, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса бесед об искусстве, направленного на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышеизложенного, были поставлены следующие задачи:
  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, на основании изученной литературы, уточнить понятие «ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений живописи» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
  2. Проанализировать особенности развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Рассмотреть возможности беседы об искусстве в развитии ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста;
  4. Подобрать и провести диагностические задания по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования;
  5. Разработать тематический план комплекса и содержание занятий по беседам об искусстве, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов:
идеи психологической и педагогической мысли о развитии восприятия отражены в работах М.И. Еникеева, С.Л. Рубинштейна,
А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова,
С.А. Зелинский, А.Г. Виноградова,
Д.А Леонтьева, датского психолога Б.С. Функа, П.М. Якобсона и др.
– работы исследователей по развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства представлены у А.Г. Виноградовой, Л.А. Мосуновой, Н.А. Ветлугиной,
Н.А. Платохиной, А.А. Мелик-Пашаева, Е.Ф. Командышко, Н.Г. Куприной и
В.А. Цибульской.
вопросы, связанные с организацией и методикой занятий по беседам о живописи широко представлены в работах педагогов, ученых, методистов: Э.Д. Оганесян, Е.Н. Бородиной, Р.М. Чумичевой, Т.В. Калининой,
Э.Ф. Абдрахимовой, С.В. Погодиной, Т.С.Комаровой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования. Федеральные государственные стандарты и федеральные законы, нормативно-правовые акты, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, сравнение, анализ и обработка результатов исследования.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности развития детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по беседам об искусстве в развитии ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей; разрабатывался тематический план комплекса и содержание занятий по беседам об искусстве на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе практического исследования, могут быть использованы в практике педагогов дошкольного и дополнительного образования при разработке организационно-педагогических условий направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой деятельности, в непосредственной образовательной и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей в ДОУ, в условиях дома.
База проектировочной работы: в исследовании приняли участие 20 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Абдрахимова Э. Ф. Развитие у дошкольников эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города // Казанский педагогический журнал. 2016. Т. 2, № 2 (115). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-u-doshkolnikov-esteticheskogo-i-tsennostno-smyslovogo-vospriyatiya-arhitektury-rodnogo-goroda (дата обращения: 26.02.2021).
  2. Абдрахимова Э. Ф. Формирование ценностно-смыслового восприятия культуры родного края у дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой // Гуманизация образования. 2017. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostno-smyslovogo-vospriyatiya-kultury-rodnogo-kraya-u-doshkolnikov-v-protsesse-oznakomleniya-so-skulpturoy (дата обращения: 29.05.2021).
  3. Айламазьян А. М. Метод беседы в психологии : учеб. пособие. М., 2015. 122 с.
  4. Бородина Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 26.05.2021).
  5. Виноградова А. Г. Единство творчества и восприятия художественного произведения: методологический аспект : дис. ... канд. филос. наук. М., 2001. 126 с.
  6. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. : в 6 т. М., 1983. Т. 4.
    С. 376-385.
  7. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга : пособие для воспитателя дет. сада. СПб., 1996. 127 с.
  8. Деркунская В. А. Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для вузов / под ред. А. Г. Гогоберидзе,
    О. В. Солнцевой. СПб., 2013. С. 41-54.
  9. Еникеев М. И. Общая и социальная психология : учеб. для вузов. М., 1999. 611 с.
  10. Жуликов А. В. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2016. 259 с.
  11. Зелинский С. А. Современные психотехнологии манипулирования :
    в 2 т. М., 2009. Т. 2. 320 с.
  12. Калинина Т. В. Развитие художественного восприятия ребенка : учеб. пособие для вузов. Екатеринбург, 2008. 147 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1772/8/1333308_schoolbook.pdf (дата обращения: 09.08.2021).
  13. Козина Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учеб. пособие. М., 2011. 488 с.
  14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 2001. 416 с.
  15. Командышко Е. Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход : монография. М., 2011. 292 с.
  16. Коротаева Е. В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. М., 2016. 192 с.
  17. Лебедев С. А. Философия науки : слов. основ. терминов. М., 2006. 320 с.
  18. Левшина И. С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1983. 95 с.
  19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 354 с.
  20. Леонтьев А. Н. Осмысленность искусства. М., 2011. 134 с.
  21. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
  22. Леонтьев Д. А., Беляева С. Е. Неоднозначность воздействия выразительных средств живописи // Творчество в искусстве – искусство творчества / под ред. Л. Я. Дорфман [и др.]. М., 2000. С. 410-416.
  23. Леоньтев Д. А., Белоногова Е. В. Синтетическая модель восприятия искусства // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 2. С. 140-142.
  24. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, метод. рекомендации : метод. пособие для специалистов дошкол. образоват. учреждений. М., 2009. 208 с.
  25. Лыкова И. А. Цветные ладошки : парциал. программа худож.-эстетич. развития детей 2-7 лет в изобразит. деятельности : (формирование эстетич. отношения к миру). М., 2018. 144 с.
  26. Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. СПб., 2017.
    583 с.
  27. Мацкевич М. В. Особенности восприятия изобразительного искусства у детей 5-7 лет в условиях художественного музея // Художественно-образовательное пространство музейной педагогики : сб. материалов первой республикан. науч.-практ. конф. Усть-Каменогорск, 2013. С. 31-39.
  28. Мацкевич М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей - детский сад» : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 23 с.
  29. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т. С. Комарова [и др.]. М., 1991. 254 с.
  30. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей : метод. рекомендации для педагогов /
    А. А. Мелик-Пашаев [и др.]. Дубна, 2009. 272 с.
  31. Мосунова Л. А. К определению смыслового восприятия художественного произведения // Вестник Вятского государственного университета. 2007. № 16. С. 112-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-smyslovogo-vospriyatiya-hudozhestvennogo-proizvedeniya (дата обращения: 20.04.2021).
  32. Николаева А. В., Семенова А. Н. Особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста // StudNet. 2020. Т. 3, № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-myslitelnyh-operatsiy-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.07.2021).
  33. Об образовании в Российской Федерации» : федер. закон № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек.
    2012 г.]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.04.2021).
  34. Оганесян Э. Д. Методы развития у детей эмоционально-ценностного восприятия произведений изобразительного искусства : учеб. пособие для студентов пед. вузов. Екатеринбург, 2018. 95 с.
  35. Оганесян Э. Д. Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений изобразительного искусства у младших школьников в условиях АРТ-студии : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2018. 161 с. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_008699986?-page=2&rotate=0&theme=white (дата обращения: 25.07.2021).
  36. Пидкасистый П. И. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей. М., 1996. 455 с.
  37. Платохина Н. А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2011. 46 с.
  38. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. М., 2013. 352 с.
  39. Протопопов Ю. Н. Критерии развитости художественного восприятия у детей в условиях дополнительного образования // Педагогика искусства. 2014. № 4. URL: http://old.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2014/protopopov.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
  40. Психологические основы художественного развития / А. А. Мелик-Пашаев [и др.]. М., 2005. 160 с.
  41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2016. 705 с.
  42. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания / отв. ред. Т. Л. Беркман. М., 1947. С. 7-27.
  43. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет : теория и диагностика. Екатеринбург, 2001.
    142 с.
  44. Травкина О. В., Дмитренко М. П. Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф., декабрь 2015 г. / отв. ред. Г. А. Кайнова. СПб., 2015. С. 77-78. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9136/ (дата обращения: 19.05.2021).
  45. Удовиченко Е. М. Философия : учеб. пособие. Магнитогорск, 2004. 203 с.
  46. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. М., 1990. Т. 5.
    528 с.
  47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 2. С. 4-18.
  48. Цибульская В. А. Предпосылки ценностно-смыслового понимания произведений искусства у старших дошкольников // Наука и школа. 2018.
    № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-tsennostno-smyslovogo-ponimaniya-proizvedeniy-iskusstva-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 15.07.2021).
  49. Цибульская В. А. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в системе дополнительного образования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 1-1. С. 78-86.
  50. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. М., 1992. 126 с.
  51. Якобсон П. М. Художественное восприятие. М., 1971. 86 с.
     52. Funch B. S. The Psychology of Art Appreciation. Copenhagen, 1997. V. 12. 312 р.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет