Развитие музыкальных способностей на уроках джазового вокала
Описание работы
Работа пользователя Thed00rsa
Введение
Государственный стандарт начального музыкального образования в России поставил в ряду других задач задачи развития личностно-оценочного отношения к искусству, художественно-творческих способностей, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в духовном самовыражении. Важная роль в решении этих задач принадлежит музыкальному искусству. В связи с этим перед музыкальной педагогикой возникает много проблем, среди которых одной из самых актуальных является проблема формирования музыкальных способностей учащихся. Ее научная разработка естественно вытекает из тех требований, которые ставятся перед учителем музыки, и непосредственно влияют на теорию и практику музыкального образования.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Объект исследования – образовательный процесс в музыкальной школе (уроки джазового вокала).
Предмет исследования – музыкальные способности учащихся.
Цель исследования - заключается в научном обосновании возможностей развития музыкально-слуховых, музыкально-эстетических способностей и способностей к музыкальной деятельности у учащихся начальной школы средствами джазового вокала.
Задачи исследования :
- рассмотреть сущность понятия «музыкальные способности»;
- определить виды способностей;
- проследить особенности музыкального развития детей на уроках джазового вокала.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач нами использовались такие научные методы, как: теоретический анализ научных литературных источников, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии и педагогики. Попытки философского осмысления способностей находим в работах философов начала нашей эры - Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн Сина, Фомы Аквинского и др. Проблему влияния музыки на гармоничное развитие личности изучали такие выдающиеся педагоги, как А. Луначарский, П. Блонский, С. Шацкий, Б. Яворский, Б. Асафьев, Н. Брюсова, В. Шацкая, Н. Гродзенская, М. Румер, Г. Рошаль, Н. Сац.
В работах психологов - П. Блонского, Л. Выготского, А. Запорожца, А. Леонтьева, В. Ражникова, Б. Теплова - рассмотрены проблемы психолого-педагогических основ развития человека в процессе музыкального воспитания.
В работах педагогов-музыкантов (Б. Асафьев, Б. Яворский, К. Шацких, Н. Гродзенская, М. Румер, Г. Рогаль, Н. Сац, Л. Баренбойм, К. Орф, Д. Кабалевский) проанализированы содержание и методы активизации творческой деятельности учителя и учащихся в условиях музыкальной деятельности.
Проблема развития музыкальных способностей была предметом исследований Б. Теплова, Н. Ветлугина, Г. Цыпина, В. Петрушина, Н. Тихомировой, П. Скляр, Е. Назайкинского, В. Медушевского и других.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Государственный стандарт начального музыкального образования в России поставил в ряду других задач задачи развития личностно-оценочного отношения к искусству, художественно-творческих способностей, способности к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в духовном самовыражении. Важная роль в решении этих задач принадлежит музыкальному искусству. В связи с этим перед музыкальной педагогикой возникает много проблем, среди которых одной из самых актуальных является проблема формирования музыкальных способностей учащихся. Ее научная разработка естественно вытекает из тех требований, которые ставятся перед учителем музыки, и непосредственно влияют на теорию и практику музыкального образования.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Объект исследования – образовательный процесс в музыкальной школе (уроки джазового вокала).
Предмет исследования – музыкальные способности учащихся.
Цель исследования - заключается в научном обосновании возможностей развития музыкально-слуховых, музыкально-эстетических способностей и способностей к музыкальной деятельности у учащихся начальной школы средствами джазового вокала.
Задачи исследования :
- рассмотреть сущность понятия «музыкальные способности»;
- определить виды способностей;
- проследить особенности музыкального развития детей на уроках джазового вокала.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач нами использовались такие научные методы, как: теоретический анализ научных литературных источников, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии и педагогики. Попытки философского осмысления способностей находим в работах философов начала нашей эры - Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн Сина, Фомы Аквинского и др. Проблему влияния музыки на гармоничное развитие личности изучали такие выдающиеся педагоги, как А. Луначарский, П. Блонский, С. Шацкий, Б. Яворский, Б. Асафьев, Н. Брюсова, В. Шацкая, Н. Гродзенская, М. Румер, Г. Рошаль, Н. Сац.
В работах психологов - П. Блонского, Л. Выготского, А. Запорожца, А. Леонтьева, В. Ражникова, Б. Теплова - рассмотрены проблемы психолого-педагогических основ развития человека в процессе музыкального воспитания.
В работах педагогов-музыкантов (Б. Асафьев, Б. Яворский, К. Шацких, Н. Гродзенская, М. Румер, Г. Рогаль, Н. Сац, Л. Баренбойм, К. Орф, Д. Кабалевский) проанализированы содержание и методы активизации творческой деятельности учителя и учащихся в условиях музыкальной деятельности.
Проблема развития музыкальных способностей была предметом исследований Б. Теплова, Н. Ветлугина, Г. Цыпина, В. Петрушина, Н. Тихомировой, П. Скляр, Е. Назайкинского, В. Медушевского и других.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.