Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

Развитие познавательной активности учащихся 6–7 классов на уроках русского языка с помощью игровых технологий

Стоимость
2000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
53 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Bonmari2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………...…………………...……....………..…..3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательной активности ……………………………………..…..6
1.1. Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема ………………………………………………………...6
1.2. Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка…12
1.3. Методологические основы игровых технологий ..……….…..………......15
1.4. Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся ...……………………………………....19
Выводы по первой главе ………………………………………………….…....28
ГЛАВА 2. Методическое обоснование целесообразности использования игровых технологий на уроках русского языка ………………………………………………………………………..…29
2.1. Дифференцированный подход в использовании игровых технологий на уроках русского языка ……………………………………………………….…29
2.2. Методика использования игровых технологий при изучении грамматических тем ………………………………..…………………………...34
Выводы по второй главе …………………………………………..…………....37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………....39
3.1. Констатирующий этап ……… ……………..….........................................39
3.2. Формирующий этап эксперимента ……………..……………………..….45
3.3. Контрольный этап эксперимента ……………….………………………..50
Выводы по третьей главе ………………………………….…………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……..................55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….…………….57
Введение
На сегодняшний день основной задачей государственной образовательной политики является создание таких условий, при которых будет обеспечена доступность качественного образования для всех детей. Однако в соответствии с реалиями настоящего времени совершенно очевидным остаётся тот факт, что мотивация к познавательной деятельности, а вместе с ней и познавательная активность как таковая, среди учащихся стремительно снижается. Это связано с рядом различных факторов, одним из которых является сложная и не всегда интересная для ребёнка подача обучающего материала.
До сих пор большинство общеобразовательных учреждений предпочитают использовать в качестве ведущего метода преподавания репродуктивный. Так происходит, по мнению ведущих специалистов в области образования, по 2-м взаимосвязанным причинам: нарастающий с каждым годом объём материала, который должны усвоить ученики, и отсутствие времени у педагога, загруженного бумажной работой. Тем не менее, общеизвестно, что готовые теоретические знания с трудом применяются учениками на практике. Таким образом, формализм знаний школьников является несомненным негативным фактором в противовес экономии времени педагогом, что создаёт проблему.
Самым очевидным способом решения данной проблемы представляется разнообразие учебной деятельности детей, а так как необходимым элементом в этом отношении является доступность для каждого из них, то наиболее оптимально было бы использовать игровые технологии. Так считали и многие выдающиеся педагоги (Г.К. Селевко, С.А. Шмаков, Я.А. Коменский). Последний, в частности, утверждал, что вследствие «разнообразия игр и их смены не только устраняется скука, но и возбуждается серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка» [16]. Современная методика выделяет несколько задач, которые игра позволяет решать:
  • психологическая готовность учеников к речевому общению;
  • обеспечение повторения языкового материала;
  • подготовка к ситуативной спонтанности речи.
В целом, данной проблеме посвящено немало психолого-педагогических работ, но, по нашему мнению, в научной литературе потенциал игровых технологий в развитии познавательной активности обучаемых раскрыт недостаточно. Исходя из этого, возникает противоречие между необходимостью использования игровых технологий для развития познавательной активности и недостаточной степенью изученности данного вопроса.
Благодаря данному противоречию была определена тема исследования − «Развитие познавательной активности учащихся 6-7 классов на уроках русского языка с помощью игровых технологий».
Всё это стало толчком к исследованию и апробации в МБОУ Гимназия №1 г.о. Самара гипотезы о том, что игровые технологии оказывают серьёзное положительное влияние на развитие познавательной активности учащихся в том случае, если:
  • учитывать возрастные особенности детей;
  • определить сущность и структуру развития познавательной активности;
  • оценить продуктивность игровых технологий как средства развития указанного процесса;
  • активно включат в образовательную деятельность игровые технологии с учетом специфики изучаемого материла и детского коллектива.
Цель данной работы − проанализировать возможности использования игровых технологий как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка, разработать и апробировать урок на основе игровых технологий в 6 классе.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
  1. Изучить научную литературу по проблеме использования игровых технологий как средства развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
  2. Охарактеризовать виды игровых технологий и их классификацию.
3. Выявить особенности использования игровых технологий как средства развития познавательной активности учащихся.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу.
  1. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод об эффективности проведенного исследования.
Объект − процесс формирования и развития познавательной активности учащихся с помощью использования игровых технологий.
Предмет − методические условия использования игровых технологий на уроках русского языка как фактор развития познавательной активности учащихся 6-7 классов.
Использованные методы исследования: анализ, синтез, систематизация, наблюдение, тестирование учащихся, эксперимент.
Значимость работы заключаются в том, что выявлены условия, которые способствуют более эффективному использованию игровых технологий в развитии познавательной активности учеников на уроках русского языка при изучении грамматических тем, а также определены возможности применения игровых технологий на уроках русского языка в средней школе для развития познавательной активности обучаемых. Разработанный материал может быть использован в практике преподавания русского языка.
Бакалаврская работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательной активности
    1. Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема
Базисная функция учения для подрастающего поколения носит гностический характер и включает системный подход к овладению универсальными учебными действиями.
Школа оказывает значительное влияние на становление личности человека. В первую очередь это происходит через учебную деятельность, где познание занимает центральное место. Следовательно, от грамотно выстроенной учебно-познавательной деятельности, от места, которое ученик занимает в этой системе, зависит не только продуктивность его познания, но и интенсивность развития личности. Формирование и развитие личности человека тесно связано с деятельностью, т.е. формой его существования, где он создает себя [6].
Раскрывая понятие деятельности, К.Д. Ушинский рассуждал так: «Деятельность по своей сущности этого понятия есть непременно борьба и преодоление препятствий. Никакая деятельность немыслима: а) без препятствия б) без стремления преодолеть эти препятствия, и в) без действительного преодоления их». Деятельность пассивная, по мнению педагога, «не есть деятельность, а претерпевание деятельности другого» [2].
В свою очередь, понятие познавательной деятельности носит более очерченный характер, но по-прежнему рассматривается исследователями неоднозначно. Подробнее с этим термином ознакомимся в следующем параграфе нашей работы. Отметим лишь то, что формирование познавательной деятельности не представляется возможным без развития специфического качества личности — познавательной активности.
Проанализировав ряд психолого-педагогических работ, можно сделать вывод о том, что вопрос развития познавательной активности учеников являлся одним из главных довольно давно. Реалии школьного обучения систематически демонстрируют то, что если ученик проявляет познавательную активность, то и процесс его обучения становится более эффективным. Описанное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от конкретного содержания понятий «активность» и «познавательная активность» [3].
Рассматривая понятие активность, с точки зрения педагогики, можно утверждать, что это не просто какое-либо действие, здесь речь пойдёт скорее о результате заинтересованности ученика в приобретении новой информации. Крайне важно различать активность учащегося и механическое повторение информации, т.е. ребёнок даёт осмысленные ответы на вопросы учителя, а не просто быстро и с большим энтузиазмом работает на уроке. Такой результат достигается с помощью заинтересованности ученика, т.е., вспоминая К.Д. Ушинского, учителю необходимо сформировать потребность проявления познавательной активности.
Говоря о познавательной активности как о термине, стоит отметить, что ряд психологов и педагогов выделяют в содержании данного понятия несколько направлений. С одной стороны, познавательная активность рассматривается как естественное стремление учащихся к познанию, т.к. исследование окружающего мира свойственно для человека с первых дней его жизни [54]. С другой стороны, познавательную активность можно понимать как некую характеристику деятельности ученика (её интенсивность, напряженность).
Проблемой активизации учебного процесса занимались многие отечественные педагоги, в число которых входят Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг, П.Н. Груздев. Учёные, работая над проблемой активизации мышления учащихся в процессе обучения, приходят к выводу о том, что самостоятельность есть самый высокий уровень активности. В качестве иллюстрации этой мысли приведём мнение Т.И. Шамовой: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [49]. Здесь следует вести речь о том, что познавательная активность способна отражать интерес ученика к получению новой информации, потребность к накоплению знаний и расширению кругозора.
Ещё одной гранью понятия «познавательная активность» является понимание его как качества личности. Так, к примеру, считает Г.И. Щукина, с точки зрения которой, вышеуказанное качество вбирает в себя стремление человека к познанию и выражает интеллектуальный отклик на этот процесс. Познавательная активность является качеством личности только в том случае, если человек постоянно проявляет стремление к познанию [53].
Исходя из анализа научной литературы, можно сделать вывод о том, что формирование познавательной активности чаще всего сводится к исследованию мотивации познавательной деятельности. Однако Э.А. Красновский трактует познавательную активность особенным образом: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [17]. Нам представляется это определение наиболее полным и достаточно глубоко отражающим все грани понятия «познавательная активность», поэтому в данной работе мы будем руководствоваться именно вышеизложенным мнением.
Говоря о познавательной активности, следует отразить и её компоненты. Структура понятия включает [23]:
  • эмоциональный;
  • мотивационный;
  • волевой;
  • содержательно-процессуальный;
  • компонент социальной ориентации.
Для наглядности отобразим основные факторы в виде таблицы.
Таблица 1. Компоненты познавательной активности
 

Сколько стоит помощь с учебной работой?