Курсар - служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Развитие словаря у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень) в игровой деятельности.

Стоимость
2500 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
69 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Развитие словаря у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень) в игровой деятельности.»

Оригинальность работы 60%

Актуальность исследования. Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. 
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков. 
Проблемой нашего исследования овладение лексикой дошкольников  . 


Объектом исследования является общее недоразвитие речи, а предметом – особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 
Гипотеза исследования – эффективность логопедической работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста   будет существенно повышена, если опираться на: ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста (игровую) и поэтапность формирования обогащения словаря.
Цель данного исследования – изучить особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с ОНР,  подобрать  методики направленные на формирование  развития словаря у данной категории детей.
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. 
В конце первого и начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»). На этом этапе слово не обладает ещё грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (дай, на). Либо указание (там), либо называют предмет (киса), или действие (бай).
В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай). В этот преиод у ребёнка быстро начинает расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.
Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря. 
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. 
В качестве основных, выделяются следующие компоненты значения слова:
1. денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет);
2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;
3. коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;
4. контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день).


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ    
1.1. Развитие словаря у детей в онтогенезе……………………………………..6
1.2. Связная речь………………………………………………………………...17
1.3. Особенности формирования лексики у детей  ……………………………………………………………………………..19
1.4. Содержание логопедической работы по обогащению словаря у детей  ………………………………………………...23
Выводы…………………………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ  
2.1. Организация констатирующего эксперимента……………………………27
2.2. Методики исследования и анализ констатирующего эксперимента…… 28
Выводы……..…………………………………………………………………….45
ГЛАВА 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
3.1. .  Коррекционно – педагогическая работа у детей   …………………………….47
3.2. Коррекционно – развивающая работа и ее  принципы по обогащению словаря детей  ………………………………49
3.3. Анализ формирующего эксперимента…………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...71


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белякова Г.П. Формирование представления о слове//Подготовка детей к школе в детском саду/Под. ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. - М., 1977. –С 56-65.
2. Беспалко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989. –С 192.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. –С 464.
4. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов//Психолингвистика. -М., 1984. –С 21 - 49.
5. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография. -М. Наука, 1971. –С 312.
6. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. -М., 1960. –С 500.
7. Выгодский Л.С. Мышление и речь. -М., 1934. –С 324.
8. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. -М. изд-во АПН РСФСР, 1956. –С 519.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. -М. изд-во АПН РСФСР, 1961. –С 471.
10. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. -М., 1982. –С 159.
11. Запорожец А.В. О психологии детей раннего дошкольного возраста. -М., 1971. –С 16.
12. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. -М., 1962. –С 299.
13. Карпов С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. -М. изд-во МГУ, 1967. –С 329.
14. Коровин К.Г. Совершенствование навыков связной речи//Интенсификация учебного процесса в школе -М., 1988. –С 5 - 30.
15. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб.: Союз, 1999. –С 160.
16. Леонтьев А.А. Формы существования значения//Психолингвистические проблемы семантики -М., 1983. –С 520.
17. Леонтьев А.М. Проблемы развития психики. -М. изд-во МГУ, 1981. –С 583.
18. Лурия А.Р. Язык и сознание. -М.изд-во МГУ, 1979. –С 319.
19. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка/Под. ред. Л.А. Новикова. – 2 изд. -М, Рус. Яз. 1984. –С 384.
20. Смирнова Е.А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картинок: Дис. канд. пед. наук. -М., 1987. –С 133.
21. Смольникова Н.Г. Фомирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Дис. кан. пед. наук. -М., 1986. –С 156.
22. Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи старших дошкольников//Дошкольное воспитание – 1981.-№2. –С43-46. – (В соавт. с О.С. Ушаковой).    
23. Струнина Е.М. О развитии словаря детей старшего дошкольного возраста//Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье//Сб. научн. трудов. –М., 1982. – С 105 – 108.
24. Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А. Сохина. -3 – е. изд. –М., 1984. – С 101 – 104.
25. Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Дис. кан. пед. наук. –М., 1984. – С 132.
26. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры предложения в речи детей (Средний дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание. - 1987. – № 12. - С 34-39.
27. Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно – ролевая игра): Автореф. Дис…. канд. пед. наук. –М., 1983. – С 18.
28. Уфимцева Н.Ф. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения//Психолингвистические проблемы семантики. –М., 1983. – С 140 - 180.
29. Ушакова О.С. Развитие речи детей на занятиях//Дошкольное воспитание. – 1980 - № 10.
30. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи//Дошкольное воспитание. – 1984 - № 10. – С 9 – 14., № 11. – С 8-12.
31 Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.,1984. – С 148 - 165.
32. Ушакова О.С. Связная речь. – там же. – С 116 – 147.
33. Ушакова О.С. Связная речь//Воспитание и обучение детей 6 года жизни/Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. –Минск, 1986. 
34. Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок/О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова//Дошкольное воспитание. – 1987 - № 12. –С 20 – 23.
35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста//Дефектология, 1984. - № 4. –С 72 – 81. 
36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи в условиях специального детского сада: Учеб. пособие. ч 1. Первый год обучения (старшая группа); ч 2. Второй год обучения (подготовительная группа). – М., 1993. 
37. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвития речи  в условиях специального детского сада: Учеб. пособие. –М:МГЗПИ, 1991. 


Использование психолого – педагогического и психолого – лингвистического подходов в изучении лексики у дошкольников с ОНР позволяет выявить объем активного и пассивного словаря, его качественные характеристики, особенности, закономерности формирования, а также уточнить и дополнить имеющиеся в специальной литературе сведения о недоразвитии речи.
Ограниченные лексические возможности детей выражаются не только в бедности словаря, но и в медленном его пополнении, смешении близких по значению и звучанию слов, незнании точного употребления слов, их ограниченном понимании и неверном объяснении значений, вследствие чего  затруднен процесс познания, выражения, общения.
Данные практики обучения детей на начальном этапе свидетельствуют о стойкости имеющихся у них нарушениях, в первую очередь лексики, связанной с обозначением признаков, свойств предметов. Суждения и умозаключения о предметах, явлениях внешнего мира примитивны, что является показателем узости семантических полей, свидетельствует о недостаточной осмысленности слов, их слабой готовности к созданию предложений, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на полноту, точность речи, познавательную, коммуникативную и речевую деятельность в целом. 
Одним из важнейших видов работы по формированию и расширению лексического запаса, особенно на начальном этапе обучения, являлась работа с детьми над осознанием словарных значений и смысла слова в речи. Эта работа тесно увязывалась с уточнением и практическим использованием словоформ, т.е. была направлена на понимание основных смысловых отношений и практическое их употребление. В дальнейшем – это выделение семантических различий у близких по значению слов, использование их в речи в определенных контекстах, различных уровнях (словосочетания, предложениях и т.д.).
Задания, предлагаемые в обучающем эксперименте, требуют опоры на наглядную ситуацию.
Для коррекционного воздействия всегда важно ознакомление детей с определенным минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств или отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.
Постепенно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи. Такая система обучения эффективна не только в плане формирования и обогащения словарного запаса детей, но и позволяет значительно улучшить понимание и практическое потребление слов, представляющих разные лексико – грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков.
 

Сколько стоит помощь с учебной работой?