Развитие связной речи старших дошкольников (на материале текстов–описаний)
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников (на материале текстов–описаний)»
Развитие «связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [60, 7] дошкольников признается одной из приоритетных задач дошкольной образовательной организации. Связная речь ребенка, обеспечивающая процесс общения, должна демонстрировать все его достижения в овладении родным языком: фонетической стороной, лексическим составом, грамматическим строем. Как показывает практика, недостаточный уровень ее развития может отрицательно повлиять на обучение в школе и социализацию детей.
Различные аспекты проблемы развития связной речи детей становились предметом изучения ученых из разных областей знания: психологов (Л.С. Выготский [9], С.Л. Рубинштейн [43]); психолингвистов (Н.И. Жинкин [19], А.А. Леонтьев [26]) и методистов (Л.В. Ворошнина [8], Н.А. Стародубова [50], О.С. Ушакова [58], В.И. Яшина [1]). Они солидарны в утверждении, что связная речь – это сложноорганизованное образование, требующее специальной речевой работы.
Предметом исследования являются тексты–описания как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является создание комплекса заданий по обучению старших дошкольников созданию описаний.
Гипотеза исследования: уровень развития связной речи старших дошкольников повысится при соблюдении педагогических условий организации обучения созданию текстов-описаний: 1) обеспечение мотивации речевой деятельности; 2) использование моделирования для отражения последовательности смысловых частей описания в наглядно-образном плане; 3) применение разнообразных интерактивных технологий, обеспечивающих диалоговое общение.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «связная речь» в лингвистической и психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать описание как функционально-смысловой тип речи.
4. Провести диагностику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (на материале текстов-описаний).
5. Разработать комплекс заданий по обучению детей старшего дошкольного возраста созданию текстов-описаний
6. Провести количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования.
Методологическая основа исследования: психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах (В.В. Виноградова, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, М.М. Кониной, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, А.А. Пешковского, С.Л. Рубинштейна. Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флёриной, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконина и др.); изучением связной описательной речи занимались (Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова, А.М. Дементьева, А.А. Зрожевская, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Л.Г. Шадрина и др.).
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Количественная и качественная обработка результатов педагогического эксперимента.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 32 человек.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения комплекса заданий по обучению составлению текстов-описаний в образовательном процессе в детском саду.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.1. Понятие связной речи в лингвистической и психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности развития связной речи старших дошкольников…………11
1.3. Описание как функционально-смысловой тип речи……………………15
Выводы по первой главе………………………………………………………...29
Глава 2. Методические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...31
2.1. Вопросы обучения детей созданию тексов-описаний в методической литературе……………………………………………………………………......32
2.2. Констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента……………..................................................................................41
2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента……………………….59
Выводы по второй главе…………………………………………………..…….65
Заключение………………………………………………………………….……66
Список литературы………………………………………………………………69
Приложение………………………………………………………………………76
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М: Академия, 2000. – 400 с.
2. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной описательной речи / А.А. Алхазишвили. – М: Гардарика, 2003. – 241 с.
3. Арефьева С.А. Синтаксико-стилистический аспект работы над сочинениями разных типов (на основе учета особенностей речи учащихся). – М: Просвещение, 2008. – 488 с.
4. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 2014. – 189 с.
5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду// М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 106 с.
6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 2012. – 112 с.
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М: ACT: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
8. Ворошнина Л.В. Условия совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: монография / Л.В. Ворошнина. – Пермень: ПГПУ, 2011. – 166с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М: Лабиринт, 2016. – 368 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Д.Д. Давыдова. – М: Педагогика–Пресс, 1999. – 536 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М: Детство-Пресс, 2007. – 471 с.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М: Мозаика-Синтез. 2009. – 96 с.
13. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. – с. 28-34.
14. Головкина С.Х. Лингвистический анализ текста / С.Х. Головкина, С.Н. Смольников. – Вологда: ВИРО, 2006. – 60 с.
15. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. – М: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб: Детство-пресс, 2014. – 280 с.
17. Елисеева М.Б. Развитие связной речи дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 4. – С. 21.
18. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – 76 с.
19. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сборник статей / Сост. В.Я. Коровина. – М: Просвещение, 2012. – С. 5-25.
20. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям / А.А. Зрожевская // Дошкольное Воспитание. – 1996. – № 12. – С. 44
21. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Задания для учащихся 4 класса по русскому языку. – М: Просвещение, 1991 – 342 с.
22. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. – М: Флинта, Наука, 2003. – 496 с.
23. Коган П. С. Теория словесности. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rudiplom.ru/lectures/stilistika-teksta/1088. (Дата обращения: 17.03.2017).
24. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М: Просвещение, 2012. – 128 с.
25. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М: Просвещение, 2012. – 256 с.
26. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. – М: Ленанд, 2014. – 224 с.
27. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М: Центр, 2000. – с. 358-369.
28. Лурия А.Р. Язык и сознание / под редакцией Е.Д. Хомской. – М: Моск. ун-та, 2013. – 320 с.
29. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников / Н.С. Малетина. – Нижневартовск: НГПИ, 2005. – 193 с.
30. Малетина Н.С. Моделирование в описательной речи детей с общим недоразвитием речи / Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004. – №. 6. – С. 64-68.
31. Мир открытий. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 2 изд-е, перераб. и доп. – М: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.
32. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М: Просвещение, 2012. – 256 с.
33. Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи / О.А. Нечаева. – Улан-Удэ: БГУ, 1999. – 127 с.
34. Нищева Н.В. Серия картинок для обучения дошкольников рассказываню. Выпус 1. ФГОС. – М: Детство-Пресс, 2016. – 28 с.
35. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://methodological_terms.academic.ru/. (Дата обращения: 16.05.2017).
36. Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина. – М: АСИ, 2014. – 320 с.
37. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.
38. Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию. //Автореф. канд. дис. … канд.пед.наук: 05.05. 17. – Москва, 1967 – М, 1967. – 150 с.
39. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М: Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.
40. Пашковская Л.А. Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2002. – 154 с.
41. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду / Под ред. А.П.Усовой. – М: Просвещение, 2003. – 200 с.
42. Роляк Л.Н. учимся писать сочинения по картине // Начальная школа. – 2001. – №5. – С. 96-98.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2015. – 712 с.
44. Салахова А.Д. Звуковой состав слышащего ребенка // Дефектология – М: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. - № 2. – 1971. – С. 23- 29.
45. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. – М: КноРус, 2016. – 280 с.
46. Смольникова Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01. – Москва, 1986. – 156 с.
47. Cолганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие / Г.Я. Солганик. – 3-е изд. – М: Флинта: Наука, 2001. – 256 с.
48. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М: Просвещение, 2011. – 176 с.
49. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – М.: Московский психолого-социальный института; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 224 с.
50. Стародубова Н.А. Теория и методика речи дошкольников: учебное пособие для студ. учреждений высш. образования. – 6 е изд., перераб. и доп. – М: Академия, 2013. – 256 с.
51. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – 3-е изд. – М: Просвещение, 2004 – 462 с.
52. Тихеева Ю.Е. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 10-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 159 с.
53. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16-21.
54. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – СПб: Детство-Пресс, 2004. – 16 с.
55. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая); Акад. пед. наук СССР. – М: Педагогика, 2007. – 542 с.
56. «Успех». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект/ [С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина]. – М: Провещение, 2015. – 235 с.
57. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 268 с.
58. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М: Владос, 2004. – 288 с.
59. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М: Институт психотерапии, 2010. – 237 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14.. (Дата обращения: 24.02.2017).
61. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. – М: Просвещение, 2010. – 239 с.
62. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 2013. – 364 с.
63. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4 (11). – С. 326-329.
64. Швайко Г.С. Игры и упражнения по развитию речи детей. Пособие для практических работников ДОУ. – 5-е издание. – М: Айрис–Пресс, 2008. – 176 с.
65. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – 2-е изд., стереотипное. – М: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.
66. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов выш. учеб. Заведений / Под ред. Д.Б Эльконина. – 4-е изд. – М: Академия, 2007. – 194 с.
67. Юрьев А.Н. Русский язык. Типы и стили речи: Учебное пособие для студ. каз. отд. (бакалавриат). – 3-е изд. стер. – Алматы: Жания-Полиграф, 2007. – 182 с.
68. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь / Под ред. Л.В. Щербы. – М: Педагогика, 1976. – С 96-195.
Развитие «связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [60, 7] дошкольников признается одной из приоритетных задач дошкольной образовательной организации. Связная речь ребенка, обеспечивающая процесс общения, должна демонстрировать все его достижения в овладении родным языком: фонетической стороной, лексическим составом, грамматическим строем. Как показывает практика, недостаточный уровень ее развития может отрицательно повлиять на обучение в школе и социализацию детей.
Различные аспекты проблемы развития связной речи детей становились предметом изучения ученых из разных областей знания: психологов (Л.С. Выготский [9], С.Л. Рубинштейн [43]); психолингвистов (Н.И. Жинкин [19], А.А. Леонтьев [26]) и методистов (Л.В. Ворошнина [8], Н.А. Стародубова [50], О.С. Ушакова [58], В.И. Яшина [1]). Они солидарны в утверждении, что связная речь – это сложноорганизованное образование, требующее специальной речевой работы.
Предметом исследования являются тексты–описания как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является создание комплекса заданий по обучению старших дошкольников созданию описаний.
Гипотеза исследования: уровень развития связной речи старших дошкольников повысится при соблюдении педагогических условий организации обучения созданию текстов-описаний: 1) обеспечение мотивации речевой деятельности; 2) использование моделирования для отражения последовательности смысловых частей описания в наглядно-образном плане; 3) применение разнообразных интерактивных технологий, обеспечивающих диалоговое общение.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «связная речь» в лингвистической и психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать описание как функционально-смысловой тип речи.
4. Провести диагностику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (на материале текстов-описаний).
5. Разработать комплекс заданий по обучению детей старшего дошкольного возраста созданию текстов-описаний
6. Провести количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования.
Методологическая основа исследования: психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах (В.В. Виноградова, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, М.М. Кониной, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, А.А. Пешковского, С.Л. Рубинштейна. Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флёриной, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконина и др.); изучением связной описательной речи занимались (Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова, А.М. Дементьева, А.А. Зрожевская, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Л.Г. Шадрина и др.).
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Количественная и качественная обработка результатов педагогического эксперимента.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 32 человек.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения комплекса заданий по обучению составлению текстов-описаний в образовательном процессе в детском саду.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.1. Понятие связной речи в лингвистической и психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности развития связной речи старших дошкольников…………11
1.3. Описание как функционально-смысловой тип речи……………………15
Выводы по первой главе………………………………………………………...29
Глава 2. Методические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...31
2.1. Вопросы обучения детей созданию тексов-описаний в методической литературе……………………………………………………………………......32
2.2. Констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента……………..................................................................................41
2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента……………………….59
Выводы по второй главе…………………………………………………..…….65
Заключение………………………………………………………………….……66
Список литературы………………………………………………………………69
Приложение………………………………………………………………………76
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М: Академия, 2000. – 400 с.
2. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной описательной речи / А.А. Алхазишвили. – М: Гардарика, 2003. – 241 с.
3. Арефьева С.А. Синтаксико-стилистический аспект работы над сочинениями разных типов (на основе учета особенностей речи учащихся). – М: Просвещение, 2008. – 488 с.
4. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 2014. – 189 с.
5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду// М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 106 с.
6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 2012. – 112 с.
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М: ACT: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
8. Ворошнина Л.В. Условия совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: монография / Л.В. Ворошнина. – Пермень: ПГПУ, 2011. – 166с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М: Лабиринт, 2016. – 368 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Д.Д. Давыдова. – М: Педагогика–Пресс, 1999. – 536 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М: Детство-Пресс, 2007. – 471 с.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М: Мозаика-Синтез. 2009. – 96 с.
13. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. – с. 28-34.
14. Головкина С.Х. Лингвистический анализ текста / С.Х. Головкина, С.Н. Смольников. – Вологда: ВИРО, 2006. – 60 с.
15. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. – М: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб: Детство-пресс, 2014. – 280 с.
17. Елисеева М.Б. Развитие связной речи дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 4. – С. 21.
18. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – 76 с.
19. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сборник статей / Сост. В.Я. Коровина. – М: Просвещение, 2012. – С. 5-25.
20. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям / А.А. Зрожевская // Дошкольное Воспитание. – 1996. – № 12. – С. 44
21. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Задания для учащихся 4 класса по русскому языку. – М: Просвещение, 1991 – 342 с.
22. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. – М: Флинта, Наука, 2003. – 496 с.
23. Коган П. С. Теория словесности. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rudiplom.ru/lectures/stilistika-teksta/1088. (Дата обращения: 17.03.2017).
24. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М: Просвещение, 2012. – 128 с.
25. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М: Просвещение, 2012. – 256 с.
26. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. – М: Ленанд, 2014. – 224 с.
27. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М: Центр, 2000. – с. 358-369.
28. Лурия А.Р. Язык и сознание / под редакцией Е.Д. Хомской. – М: Моск. ун-та, 2013. – 320 с.
29. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников / Н.С. Малетина. – Нижневартовск: НГПИ, 2005. – 193 с.
30. Малетина Н.С. Моделирование в описательной речи детей с общим недоразвитием речи / Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004. – №. 6. – С. 64-68.
31. Мир открытий. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 2 изд-е, перераб. и доп. – М: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.
32. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М: Просвещение, 2012. – 256 с.
33. Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи / О.А. Нечаева. – Улан-Удэ: БГУ, 1999. – 127 с.
34. Нищева Н.В. Серия картинок для обучения дошкольников рассказываню. Выпус 1. ФГОС. – М: Детство-Пресс, 2016. – 28 с.
35. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://methodological_terms.academic.ru/. (Дата обращения: 16.05.2017).
36. Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина. – М: АСИ, 2014. – 320 с.
37. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.
38. Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию. //Автореф. канд. дис. … канд.пед.наук: 05.05. 17. – Москва, 1967 – М, 1967. – 150 с.
39. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М: Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.
40. Пашковская Л.А. Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2002. – 154 с.
41. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду / Под ред. А.П.Усовой. – М: Просвещение, 2003. – 200 с.
42. Роляк Л.Н. учимся писать сочинения по картине // Начальная школа. – 2001. – №5. – С. 96-98.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2015. – 712 с.
44. Салахова А.Д. Звуковой состав слышащего ребенка // Дефектология – М: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. - № 2. – 1971. – С. 23- 29.
45. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. – М: КноРус, 2016. – 280 с.
46. Смольникова Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01. – Москва, 1986. – 156 с.
47. Cолганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие / Г.Я. Солганик. – 3-е изд. – М: Флинта: Наука, 2001. – 256 с.
48. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М: Просвещение, 2011. – 176 с.
49. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – М.: Московский психолого-социальный института; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 224 с.
50. Стародубова Н.А. Теория и методика речи дошкольников: учебное пособие для студ. учреждений высш. образования. – 6 е изд., перераб. и доп. – М: Академия, 2013. – 256 с.
51. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – 3-е изд. – М: Просвещение, 2004 – 462 с.
52. Тихеева Ю.Е. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 10-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 159 с.
53. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16-21.
54. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – СПб: Детство-Пресс, 2004. – 16 с.
55. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая); Акад. пед. наук СССР. – М: Педагогика, 2007. – 542 с.
56. «Успех». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект/ [С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина]. – М: Провещение, 2015. – 235 с.
57. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 268 с.
58. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М: Владос, 2004. – 288 с.
59. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М: Институт психотерапии, 2010. – 237 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14.. (Дата обращения: 24.02.2017).
61. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. – М: Просвещение, 2010. – 239 с.
62. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 2013. – 364 с.
63. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4 (11). – С. 326-329.
64. Швайко Г.С. Игры и упражнения по развитию речи детей. Пособие для практических работников ДОУ. – 5-е издание. – М: Айрис–Пресс, 2008. – 176 с.
65. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – 2-е изд., стереотипное. – М: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.
66. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов выш. учеб. Заведений / Под ред. Д.Б Эльконина. – 4-е изд. – М: Академия, 2007. – 194 с.
67. Юрьев А.Н. Русский язык. Типы и стили речи: Учебное пособие для студ. каз. отд. (бакалавриат). – 3-е изд. стер. – Алматы: Жания-Полиграф, 2007. – 182 с.
68. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь / Под ред. Л.В. Щербы. – М: Педагогика, 1976. – С 96-195.