Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного творчества
Описание работы
Работа пользователя 89535521708
Содержание
Введение......................................................................................................3
Глава I. Теоретическое исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста………………………….5
1.1. Понятие и сущность творческих способностей в психолого-педагогической литературе....................................................................................5
1.2. Элементы народного декоративно-прикладного творчества в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...10
Выводы по I главе.....................................................................................16
Глава II. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного творчества………………………………..………………………………………17
2.1. Выявление исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.............................................................17
2.2. Практическая работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного творчества.......................................................................................23
Выводы по II главе...................................................................................28
Заключение ..............................................................................................29
Литература.................................................................................................31
Приложения...............................................................................................33
Введение
Одним из действенных средств развития творческих способностей детей признано народное декоративно-прикладное творчество, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре, как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В.Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
Из всего вышесказанного вытекает актуальность исследования.
Цель исследования: выявить особенности влияния народного декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей старших дошкольников.
Объект исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: народное декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что народное декоративно-прикладное творчество может являться эффективным средством развития творческих способностей дошкольников.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть специфику развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе использования элементов народного декоративно-прикладного творчества;
- подобрать методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников средствами декоративно-прикладного творчества.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседа, наблюдение, анализ полученных результатов.
Методологической основой исследования послужили труды следующих ученых: А.П. Усовой, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Л.С. Выготского, Г.В. Лубанской, Н.А. Ветлугиной и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в практике работников дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Введение......................................................................................................3
Глава I. Теоретическое исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста………………………….5
1.1. Понятие и сущность творческих способностей в психолого-педагогической литературе....................................................................................5
1.2. Элементы народного декоративно-прикладного творчества в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...10
Выводы по I главе.....................................................................................16
Глава II. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного творчества………………………………..………………………………………17
2.1. Выявление исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.............................................................17
2.2. Практическая работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного творчества.......................................................................................23
Выводы по II главе...................................................................................28
Заключение ..............................................................................................29
Литература.................................................................................................31
Приложения...............................................................................................33
Введение
Одним из действенных средств развития творческих способностей детей признано народное декоративно-прикладное творчество, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре, как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В.Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
Из всего вышесказанного вытекает актуальность исследования.
Цель исследования: выявить особенности влияния народного декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей старших дошкольников.
Объект исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: народное декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что народное декоративно-прикладное творчество может являться эффективным средством развития творческих способностей дошкольников.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть специфику развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе использования элементов народного декоративно-прикладного творчества;
- подобрать методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников средствами декоративно-прикладного творчества.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседа, наблюдение, анализ полученных результатов.
Методологической основой исследования послужили труды следующих ученых: А.П. Усовой, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Л.С. Выготского, Г.В. Лубанской, Н.А. Ветлугиной и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в практике работников дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.