развитие умственных способностей старших дошкольников посредством дидактических игр
Содержание
Теория + Практика
Объем
37 лист.
Год написания
Данной работы в готовом виде нет. Вы можете заказать написание работы под вашу тему.
ЗАКАЗАТЬ
Описание работы
Работа пользователя Nataly8
ВВЕДЕНИЕ
Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка дошкольника в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Психологи, педагоги, нейрофизиологи выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. Некоторые психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой.
Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. На сегодняшний день остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.
Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры как основы обучения детей стояли Ф. Фребель, М. Монтессори. В отечественной педагогике много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, В.Н. Аванесова и др.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60 — е гг. ХХ века в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи; Л.А. Венгер, А.П.Усова, В. Н. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создании серии игр для полноценного развития детского интеллекта. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно – дидактическими.
Такие авторы как Антюхина А.В., Сорокина А.Иизучали вопрос о дидактических играх и их роли в старшем дошкольном возрасте; Холодная М.А. рассматривала проблему психологии интеллекта;Зак А.З. описал методы развития интеллектуальных способностей у детей.
Проблема исследования курсовой работы заключается в том, чтобы найти ответ на вопрос, в чем же состоят условия использования дидактических игр и будет ли дидактическая игра действительно эффективным средством развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста при соблюдении этих педагогических условий.
Объект курсовой работы: формирование умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет курсовой работы: дидактические игры как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: доказать эффективность педагогических условий использования дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников.
Задачи курсовой работы:
1. Дать характеристику развития умственных способностей дошкольников старшего возраста.
2. Раскрыть значение дидактических игр в развитии умственных способностей дошкольников.
3. Обосновать педагогические условия использования дидактических игр с целью развития умственных способностей детей.
4. Провести диагностику умственных способностей дошкольников старшего возраста.
5. Оценить эффективность использования дидактических игр в развитии умственных способностей дошкольников.
Гипотеза курсовой работы:мы предполагаем, что дидактическая игра будет являться эффективным средством развития умственных способностей дошкольников при следующих педагогических условиях:
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 «Колокольчик» Владимирской области г.Коврова.В экспериментальном исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста групп «Почемучки» и «Паровозик».
Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка дошкольника в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Психологи, педагоги, нейрофизиологи выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. Некоторые психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой.
Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. На сегодняшний день остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.
Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры как основы обучения детей стояли Ф. Фребель, М. Монтессори. В отечественной педагогике много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, В.Н. Аванесова и др.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60 — е гг. ХХ века в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи; Л.А. Венгер, А.П.Усова, В. Н. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создании серии игр для полноценного развития детского интеллекта. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно – дидактическими.
Такие авторы как Антюхина А.В., Сорокина А.Иизучали вопрос о дидактических играх и их роли в старшем дошкольном возрасте; Холодная М.А. рассматривала проблему психологии интеллекта;Зак А.З. описал методы развития интеллектуальных способностей у детей.
Проблема исследования курсовой работы заключается в том, чтобы найти ответ на вопрос, в чем же состоят условия использования дидактических игр и будет ли дидактическая игра действительно эффективным средством развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста при соблюдении этих педагогических условий.
Объект курсовой работы: формирование умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет курсовой работы: дидактические игры как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: доказать эффективность педагогических условий использования дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников.
Задачи курсовой работы:
1. Дать характеристику развития умственных способностей дошкольников старшего возраста.
2. Раскрыть значение дидактических игр в развитии умственных способностей дошкольников.
3. Обосновать педагогические условия использования дидактических игр с целью развития умственных способностей детей.
4. Провести диагностику умственных способностей дошкольников старшего возраста.
5. Оценить эффективность использования дидактических игр в развитии умственных способностей дошкольников.
Гипотеза курсовой работы:мы предполагаем, что дидактическая игра будет являться эффективным средством развития умственных способностей дошкольников при следующих педагогических условиях:
- Систематическое использование серии дидактических игр с постепенным усложнением всех мыслительных операций;
- Внедрение дидактических игр на развитие умственных способностей в различные виды детской деятельности (познавательную, речевую, продуктивную);
- Введение в самостоятельную деятельность детей дидактических игр, формирующих развитие основных умственных способностей: памяти, мышления, внимания, восприятия и воображения.
- Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 «Колокольчик» Владимирской области г.Коврова.В экспериментальном исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста групп «Почемучки» и «Паровозик».