Роль и значение финансов в условиях рыночной экономики
Описание работы
Работа пользователя Р. Алимов
Введение
Финансы и кредит сегодня в России едва ли не самая динамичная сфера знаний. Овладение современными знаниями, в том числе по таким дисциплинам, как финансы и кредит, открывает перспективу для активной творческой и деловой жизни, достижения личного и общественного благополучия.
Дипломная работа написана с использованием литературы авторов-ученых, сочетающих свою научную и практическую деятельность с работой в высших учебных заведениях. Особенность данной работы состоит в том, что в ней учтены современные достижения отечественной и зарубежной финансовой науки и практики. Автор стремился изложить основные финансовые понятия не как отвлеченные от реальной экономической жизни категории, а показать их генетическую основу и механизм действия. Таким образом, выдерживается концепция, согласно которой современная бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика — это сфера взаимодействия инструментального и институционального методов управления финансовым и денежным обращением. Особое внимание уделено тем в значительной мере позитивным изменениям в финансовой и денежно-кредитной политике, которые произошли после финансового кризиса 1998 г. При этом не остались без внимания и новые проблемы, которые возникли в процессе корректировки финансово-банковских инструментов.
На первый взгляд может быть подозрительным, что есть попытка объединить три разные дисциплины: финансы, денежное обращение и кредит, каждая из которых имеет свою специфику. Вероятно, лет десять назад такой упрек был бы справедлив. Но в современных условиях изучить одну из указанных дисциплин без понимания механизма взаимодействия основных категорий других дисциплин невозможно.
В данной работе дается комплексное, системное представление о финансах в широком понимании этого термина, включая сущность и функции денег и кредита, механизм их использования для содействия экономическому развитию.
Цель данной работы - вычленить из всей совокупности финансовых отношений в рыночных условиях финансы государства. С учетом системы национальных счетов раскрываются функции, механизмы и процедуры функционирования государственных финансов. От четкости правового статуса государственных финансов и обоснованности процедур принятия государством финансовых решений во многом зависит эффективность функционирования финансово-банковской системы.
Учитывая укрепление корпоративных принципов управления экономикой в рыночных условиях, вторая глава посвящена «Финансам предприятий и финансовому менеджменту». В ней сформулированы основные понятия финансов предприятия. В «Финансовом менеджменте» изложены современные методологические основы принятия финансовых решений, методы оценки финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, управления запасами и т. д.
Автор считает, что особенностью изложения данной работы является то, что сочетается междисциплинарный подход с многоуровневым подходом, т. е. раскрывается действие категорий на федеральном, субфедеральном и корпоративном уровнях, а также в связи с возрастанием роли глобализации, особенно в финансово-информационной сфере. Специальный подраздел посвящен международным финансам, формированию валютного рынка и платежного баланса.
Понимание роли институтов экономической власти в современной экономике невозможно без участия Центрального банка Российской Федерации, его роли и функции в реализации денежно-кредитной политики представлены в отдельном подразделе.
Без знания роли и значения финансов в условиях рыночной экономики деятельность современного экономиста-финансиста не может быть эффективной.
Заключение
Входить в мировое сообщество как сильное государство с национально ориентированным корпоративным сектором гораздо безопаснее, чем с ослабленным экономическим и финансовым потенциалом. Не использованы еще возможности России по созданию региональной консолидированной политической и экономической группировки в рамках СНГ, Союза России и Белоруссии, Евразийского экономического сообщества. Этот путь упирается в слабость денежной системы России, которая зиждется на параллельной системе денежного обращения с широким использованием доллара в процессе создания и распределения ВВП. Расширение рублевого оборота и постепенное сужение долларовой части денежного обращения на основе продажи своих валютных товаров (нефть, газ, рыба, лес и т. д.) за рубли как в рамках СНГ, так и на европейском рынке позволило бы координировать денежно-кредитную политику этих стран и использовать рубль как общую валюту не только в торговом обороте, но и в инвестиционной сфере.
Особенностью инфляции в ее чисто российском варианте является то, что в нынешних условиях инфляцию достаточно сложно считать. В ведущих промышленно развитых странах, где давно существует высококонкурентная среда, цены не имеют такой динамики, как в России, ни по темпам роста, ни по уровню колебаний в краткосрочном периоде.
Финансы предприятий являются средством формирования их денежных ресурсов в целях осуществления их хозяйственной деятельности.
Финансы отражают отношения предприятий с другими субъектами экономической жизни по поводу потоков денежных средств в процессе производства и реализации продукции, образования собственных и привлечения внешних источников денежных средств, их распределения и расходования. Итогом этого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций.
Основным объектом финансового менеджмента являются финансовые потоки, связанные с непрерывным поступлением средств на расчетный и другие счета и с их расходованием, т. с. денежный оборот. Оборот денежного капитала сопряжен с процессом кругооборота всего капитала, формированием активов предприятий и источников их покрытия, дебиторской и кредиторской задолженностью, инвестициями, финансовыми операциями, взаимоотношениями с государственным бюджетом. Таким образом, в орбите финансового менеджмента оказываются все финансовые ресурсы предприятия и его финансовые взаимоотношения со всеми другими субъектами хозяйствования.
Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные финансы страны.
Государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.
Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.
Финансы региона — это денежные ресурсы и потоки в их наличной или безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый жизненный уровень населения.
Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий («предметов ведения») и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
Важным элементом эффективно функционирующей рыночной экономики является рынок ценных бумаг. Ключевой задачей рынка ценных бумаг является привлечение инвестиций, определяющих возможности долгосрочного экономического развития. Наряду с данной задачей рынок ценных бумаг выступает одним из важнейших инструментов государственной бюджетной политики. Рынки ценных бумаг находятся в постоянном развитии и тесно связаны с различными сферами финансово-экономической деятельности.
Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них в банковскую систему входят также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений.
. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с политикой цен и доходов, с условиями внешнеэкономической деятельности. Это означает, что успех социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской системы, от умелой синхронизации ее усилий с действием других звеньев общественно-хозяйственного механизма.
Являясь важным связующим звеном национальной экономики с мировой, валютное регулирование позволяет, с одной стороны, с большей эффективностью использовать все преимущества от участия в мирохозяйственных связях, а с другой стороны, ограничивать негативные воздействия мирового рынка на снижение курса национальной валюты, приостанавливать бегство национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, защищать национальных про-изводителей и экспортеров от международной конкуренции. Таким образом, валютное регулирование вместе с валютным контролем являются важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства и развитие ее внешнеэкономических связей.
Вывод для России. Лучший путь укрепления финансов в условиях рыночной экономики -концентрация всех ресурсов как государственного, так и частного сектора экономики для осуществления национальных интересов и укрепления основ развития экономики, наращивания экономической и финансовой мощи Российского государства, способного гарантировать личную свободу, стабильность макроэкономических условий социально-экономического развития страны.
Введение
Финансы и кредит сегодня в России едва ли не самая динамичная сфера знаний. Овладение современными знаниями, в том числе по таким дисциплинам, как финансы и кредит, открывает перспективу для активной творческой и деловой жизни, достижения личного и общественного благополучия.
Дипломная работа написана с использованием литературы авторов-ученых, сочетающих свою научную и практическую деятельность с работой в высших учебных заведениях. Особенность данной работы состоит в том, что в ней учтены современные достижения отечественной и зарубежной финансовой науки и практики. Автор стремился изложить основные финансовые понятия не как отвлеченные от реальной экономической жизни категории, а показать их генетическую основу и механизм действия. Таким образом, выдерживается концепция, согласно которой современная бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика — это сфера взаимодействия инструментального и институционального методов управления финансовым и денежным обращением. Особое внимание уделено тем в значительной мере позитивным изменениям в финансовой и денежно-кредитной политике, которые произошли после финансового кризиса 1998 г. При этом не остались без внимания и новые проблемы, которые возникли в процессе корректировки финансово-банковских инструментов.
На первый взгляд может быть подозрительным, что есть попытка объединить три разные дисциплины: финансы, денежное обращение и кредит, каждая из которых имеет свою специфику. Вероятно, лет десять назад такой упрек был бы справедлив. Но в современных условиях изучить одну из указанных дисциплин без понимания механизма взаимодействия основных категорий других дисциплин невозможно.
В данной работе дается комплексное, системное представление о финансах в широком понимании этого термина, включая сущность и функции денег и кредита, механизм их использования для содействия экономическому развитию.
Цель данной работы - вычленить из всей совокупности финансовых отношений в рыночных условиях финансы государства. С учетом системы национальных счетов раскрываются функции, механизмы и процедуры функционирования государственных финансов. От четкости правового статуса государственных финансов и обоснованности процедур принятия государством финансовых решений во многом зависит эффективность функционирования финансово-банковской системы.
Учитывая укрепление корпоративных принципов управления экономикой в рыночных условиях, вторая глава посвящена «Финансам предприятий и финансовому менеджменту». В ней сформулированы основные понятия финансов предприятия. В «Финансовом менеджменте» изложены современные методологические основы принятия финансовых решений, методы оценки финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, управления запасами и т. д.
Автор считает, что особенностью изложения данной работы является то, что сочетается междисциплинарный подход с многоуровневым подходом, т. е. раскрывается действие категорий на федеральном, субфедеральном и корпоративном уровнях, а также в связи с возрастанием роли глобализации, особенно в финансово-информационной сфере. Специальный подраздел посвящен международным финансам, формированию валютного рынка и платежного баланса.
Понимание роли институтов экономической власти в современной экономике невозможно без участия Центрального банка Российской Федерации, его роли и функции в реализации денежно-кредитной политики представлены в отдельном подразделе.
Без знания роли и значения финансов в условиях рыночной экономики деятельность современного экономиста-финансиста не может быть эффективной.
Заключение
Входить в мировое сообщество как сильное государство с национально ориентированным корпоративным сектором гораздо безопаснее, чем с ослабленным экономическим и финансовым потенциалом. Не использованы еще возможности России по созданию региональной консолидированной политической и экономической группировки в рамках СНГ, Союза России и Белоруссии, Евразийского экономического сообщества. Этот путь упирается в слабость денежной системы России, которая зиждется на параллельной системе денежного обращения с широким использованием доллара в процессе создания и распределения ВВП. Расширение рублевого оборота и постепенное сужение долларовой части денежного обращения на основе продажи своих валютных товаров (нефть, газ, рыба, лес и т. д.) за рубли как в рамках СНГ, так и на европейском рынке позволило бы координировать денежно-кредитную политику этих стран и использовать рубль как общую валюту не только в торговом обороте, но и в инвестиционной сфере.
Особенностью инфляции в ее чисто российском варианте является то, что в нынешних условиях инфляцию достаточно сложно считать. В ведущих промышленно развитых странах, где давно существует высококонкурентная среда, цены не имеют такой динамики, как в России, ни по темпам роста, ни по уровню колебаний в краткосрочном периоде.
Финансы предприятий являются средством формирования их денежных ресурсов в целях осуществления их хозяйственной деятельности.
Финансы отражают отношения предприятий с другими субъектами экономической жизни по поводу потоков денежных средств в процессе производства и реализации продукции, образования собственных и привлечения внешних источников денежных средств, их распределения и расходования. Итогом этого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций.
Основным объектом финансового менеджмента являются финансовые потоки, связанные с непрерывным поступлением средств на расчетный и другие счета и с их расходованием, т. с. денежный оборот. Оборот денежного капитала сопряжен с процессом кругооборота всего капитала, формированием активов предприятий и источников их покрытия, дебиторской и кредиторской задолженностью, инвестициями, финансовыми операциями, взаимоотношениями с государственным бюджетом. Таким образом, в орбите финансового менеджмента оказываются все финансовые ресурсы предприятия и его финансовые взаимоотношения со всеми другими субъектами хозяйствования.
Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные финансы страны.
Государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.
Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.
Финансы региона — это денежные ресурсы и потоки в их наличной или безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый жизненный уровень населения.
Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий («предметов ведения») и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
Важным элементом эффективно функционирующей рыночной экономики является рынок ценных бумаг. Ключевой задачей рынка ценных бумаг является привлечение инвестиций, определяющих возможности долгосрочного экономического развития. Наряду с данной задачей рынок ценных бумаг выступает одним из важнейших инструментов государственной бюджетной политики. Рынки ценных бумаг находятся в постоянном развитии и тесно связаны с различными сферами финансово-экономической деятельности.
Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них в банковскую систему входят также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений.
. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с политикой цен и доходов, с условиями внешнеэкономической деятельности. Это означает, что успех социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской системы, от умелой синхронизации ее усилий с действием других звеньев общественно-хозяйственного механизма.
Являясь важным связующим звеном национальной экономики с мировой, валютное регулирование позволяет, с одной стороны, с большей эффективностью использовать все преимущества от участия в мирохозяйственных связях, а с другой стороны, ограничивать негативные воздействия мирового рынка на снижение курса национальной валюты, приостанавливать бегство национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, защищать национальных про-изводителей и экспортеров от международной конкуренции. Таким образом, валютное регулирование вместе с валютным контролем являются важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства и развитие ее внешнеэкономических связей.
Вывод для России. Лучший путь укрепления финансов в условиях рыночной экономики -концентрация всех ресурсов как государственного, так и частного сектора экономики для осуществления национальных интересов и укрепления основ развития экономики, наращивания экономической и финансовой мощи Российского государства, способного гарантировать личную свободу, стабильность макроэкономических условий социально-экономического развития страны.