Роль семьи в воспитании детей подросткового возраста
Описание работы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение семьи и семейных отношений в развитии подростка 6
1. 1. Воспитание как социально-психологический феномен развития подростка 6
1. 2. Основы воспитания и развитие личности подростка 9
2. Семейное воспитание как фактор развития ребенка подросткового возраста 15
2. 1. Влияние стилей семейного воспитания на развитие саморегуляции подростка 15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Вопрос воспитания ребёнка в семье – один их самых сложных и самых важных в жизни человека. Формирование сознания ребёнка в семье определяет всю его дальнейшую жизнь. Терпение, выдержка, внимательность, дружелюбность – вот основа воспитания подростка. Взрослый человек, создавая семью, естественно, копирует все семейные отношения с родителей. Единственное исключение - это осознанно подойти к воспитанию детей, то есть учесть ошибки родителей и сделать по-другому или признать правильность правил воспитания.
В подростковом возрасте, как и на предыдущих стадиях развития, семья сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей и подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях.
У подростков зачастую возникают трудности общения с родителями (игнорирование, конфликты, уходы из дома, курение, замкнутость, агрессивность, независимость, эгоизм). Зависимость подростка от семьи еще достаточно велика. Родители — это «верховная власть», от которой зависит удовлетворение значительной части его потребностей, в том числе материально-бытовых, что в подростковом возрасте имеет особое значение, так как в этот период положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием престижных вещей, одежды и т. п.
Осложняется все проблемами в школе (снижение успеваемости, школьная травля, конфликты с учителями и сверстниками), неудовлетворенностью своей внешностью в связи с гормональной перестройкой организма (избыточный вес, состояние кожи и волос), проблемами общения со сверстниками (поиск своего места в социуме, подростковая влюбленность, зависимость от мнения сверстников, агрессивность) и др. Чтобы помочь подростку справиться с психологическими проблемами, нужно с раннего детства формировать доверительные отношения с ребенком, уважительно относитесь к личному пространству и мнению подростка, никогда не сравнивать подростка с другими людьми.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что стиль семейного воспитания и взаимоотношения в семье влияют на развитие личности подростка.
Теоретико - методологическую основу исследования составили теоретические и практические разработки ученых психологов, педагогов: Л.И.Божович, А. И. Липкиной, Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В. и др.
Объект работы – дети подросткового возраста.
Предмет работы – семейное воспитание детей подросткового возраста.
Цель работы - рассмотреть роль семьи в воспитании детей подросткового возраста.
Задачи работы:
- проанализировать воспитание как социально-психологический феномен развития подростка;
- рассмотреть основы воспитания и развитие личности подростка;
- рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на развитие саморегуляции подростка;
- выявить признаки семейного воспитания, позитивно и негативно влияющие на формирование личности подростка.
Методологической основой исследования является: учение о влиянии семьи как социальной и культурной среды на развитие личности подростка; теория развития личности подростка.
Практическая значимость работы заключается в выяснении роли семьи в воспитании подростка.
Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений; в установлении детерминанты негативных и позитивных отношений в семье.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.