СибГУТИ Контрольная работа По дисциплине Всеобщая история вариант 13. Античная цивилизация. Древняя Греция. скачать бесплатно
Содержание
Введение 3
1. История античной цивилизации 5
2. Периоды древнегреческой цивилизации 7
Заключение 13
Список литературы 15
Введение
Актуальность темы. Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка. Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни. Древняя Греция была цивилизацией, которая доминировала над большей частью Средиземноморья тысячи лет назад. На пике своего развития при Александре Македонском древняя Греция правила большей частью Европы и Западной Азии. Греки пришли раньше римлян, и большая часть римской культуры находилась под влиянием греков.
Древняя Греция легла в основу большей части современной западной культуры. Все, от правительства, философии, науки, математики, искусства, литературы и даже спорта, находилось под влиянием древних греков.
Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Цивилизация античной Греции строилась на полисах – городах. Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.
Очень важно, характеризуя античную цивилизацию, определиться с её временными (хронологическими) и географическими рамками. Время развития античной цивилизации приходится на период с начала II тыс. до н.э. до середины I тыс. н.э. при этом следует иметь в виду, что древнейший период истории Греции – крито-микенский – представляется собой своего рода предысторию античности, поскольку типологически, по своим базовым принципам, цивилизации на Крите (минойская) и в Балканской Греции (микенская) были близки цивилизациям Древнего Востока. Черты, характерные именно для античного варианта развития, получили развитие после завершения этого периода и крушения цивилизаций на Крите и в Балканской Греции в к. II тыс. до н.э. Завершается античная история в середине I тыс. н.э. Традиционно многие ученые признают датой завершения античного этапа истории 476 г., понимая условность этой даты. Имеются и другие точки зрения, согласно которым окончание античной истории следует датировать более ранним временем, например, концом III в. н.э. – приходом к власти Диоклетиана. Иная крайняя позиция состоит в том, чтобы, напротив, продолжить античную историю до середины VI в. н.э., включив в нее, по меньшей мере, правление императора Юстиниана, и даже более поздним временем.
Отдельные историографические сюжеты содержатся в работах по разным аспектам истории архаической Греции, однако, самих таких работ немного. Наиболее значительный обзор, пожалуй, можно найти у того же Э.Д. Фролова в его работе «Рождение греческого полиса». Кроме того, историографическое освещение получила проблема колонизации, но и здесь можно назвать лишь считанные работы: статью К.М. Колобовой, в которой основное место заняла критика западных историков в духе времени (статья опубликована в 1947 г.), исследование В.В. Лапина, в которой дан развернутый анализ основных концепций колонизации в отечественной историографии, и общий обзор изучения греческой колонизации в работах В.П. Яйленко.
Цель работы – рассмотреть античная цивилизацию и древнюю Грецию.
Задачи работы:
- рассмотреть историю античной цивилизации;
- проанализировать периоды древнегреческой цивилизации.
1. История античной цивилизации
VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.
В VIII—VI вв. до н.э. в Греции начинает формироваться античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыграло появление железа и соответствующих орудий. В Греции недостаточно земли для возделывания, поэтому широкое развитие здесь получило скотоводство, а затем и ремесло. Греки, знакомые с морским делом, активно занимались торговлей, что постепенно привело к освоению ими окружающих территорий, расположенных вдоль побережья.
Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.
В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.
«Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой. То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент» [3, С. 22]. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не уходили. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину.
Конец античной цивилизации расценивают по-разному:
-упадок римского духа;
-кризис античной культуры;
-военное ослабление;
-экономический упадок;
-кризис рабовладельческого строя и пр.
Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах.
«В экономической системе античного мира получили развитие два основных сектора – частный и государственно-общинный, причем, частный сектор несомненно доминировал: в его рамках осуществлялось сельскохозяйственное и ремесленное производство, торговля, в том числе внешняя, обращение финансового капитала, реализация разнообразных услуг населению государства» [3, С. 25]. Само государство выполняло важные функции в области экономики, но они, как правило, не были связаны с организацией производства, торговли, финансовой деятельностью. Экономическая роль государства заключалась в том, что оно формировало систему законов, определявших порядок, правила всей экономической деятельности. Законы Греции и Рима защищали собственность, регулировали её переход к новому собственнику, регламентировали порядок наследования, пользование чужими вещами и многое другое, необходимое в процессе хозяйственной деятельности.
2. Периоды древнегреческой цивилизации
Начало в древнегреческой цивилизации берет полис в качестве отправной точки и история одиннадцати крупных греческих городов, начиная с первого задокументированного использования греческого языка примерно в 1400 г. Древнегреческая цивилизация определялась городом, полисом, от которого была получена «политика». Прежде всего, именно эта черта греческой цивилизации сформировала ее наиболее прочное наследие, породив такие ключевые термины, как аристократия, олигархия, тирания и — не в последнюю очередь — демократия.
«Древнегреческая цивилизация, период после микенской цивилизации, который закончился около 1200 г. до н. э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Это был период политических, философских, художественных и научных достижений, которые сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию» [1, С. 67].
Ранний архаический период.
Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н. э. часто называют Темный век. Это было время, о котором у греков классической эпохи были смутные и фактически ложные представления. Фукидид, великий древний историк V века до н.э., написал очерк греческой истории от Троянской войны до своих дней, в котором, как известно, в соответствующей главе ему не удалось обозначить какой-либо драматический разрыв.
Фукидид действительно демонстрирует хорошее знание серии миграций, которым Греция была переселена в постмикенский период. Самым известным из них был «дорийское нашествие», которое греки называли, или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении проблематично — оно оставило мало или совсем не оставило археологических следов в тот момент времени, о котором говорит традиция, — проблемы здесь не имеют значения.
Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, берущие свое начало в темных веках, служат напоминанием о том, что греческая цивилизация не возникла ни без предупреждения, ни без влияния того, что было раньше.
Термин «колонизация», хотя он может быть удобным и широко используемым, вводит в заблуждение. Применительно к архаической Греции это не обязательно означает отправку определенного количества поселенцев при поддержке государства, как предполагает более позднее римское происхождение этого слова. Во-первых, будет видно, что формирование государства само по себе может быть продуктом колониального движения.
Факторы, способствовавшие возникновению греческого полиса, были предметом интенсивных дискуссий. Один подход связывает зарождение полиса с первыми монументальными зданиями, обычно храмами, такими как великий храм начала 8-го века Гера на острове Самос. Концентрация ресурсов и усилий, необходимых для такого строительства, предполагает формирование самосознательных полисных единиц и, возможно, даже ускорила его. Однако, как указывалось выше, свидетельства из Лефканди затрудняют рассмотрение строительства таких монументальных зданий в качестве достаточной причины возникновения полиса, процесса или события, которое еще никто не пытался датировать 1000 г. до н.э. Другая родственная теория утверждает, что сигналом о рождении греческого города стало размещение сельских святилищ на окраинах территории, которую община стремилась определить как свою собственную.
Третья теория атакует проблему возникновения полиса через погребальную практику. В VIII веке (говорят) формальное захоронение стало более доступным, и что «демократизация» захоронения свидетельствует о принципиально новом отношении к обществу. Теория стремится связать новое отношение с ростом полиса. Однако нет достаточных археологических и исторических свидетельств для этой точки зрения (которая включает неправдоподобную гипотезу о том, что постулируемый процесс был прерывистым и фактически обратился вспять на короткий период позже, чем в 8 веке).
«Прежде чем пытаться охарактеризовать архаическую Грецию, нужно откровенно признать, что доказательства неудовлетворительны. Только для Афин известно что-то похожее на надлежащую политическую традицию, и развитие Афин к демократии V века было удивительно и нетипично быстрым по сравнению с другими государствами, многие из которых так и не стали демократическими» [1, С. 89].
Более поздние греческие города содержали, наряду с такими прозрачными политическими институтами, как Народное собрание и Совещательный («Пробулевтический») совет, более непрозрачный набор институтов, якобы основанных на родственных группах.
Таким образом, все дорийские государства имели одни и те же три племени, а ионийских племен было четыре (хотя ионийские государства были менее консервативны, чем дорийские, и среди них обнаруживается большая готовность к инновациям; например, Афины конца VI века перешли от от четырехплеменной наследственной системы гражданства к 10-племенной, основанной на простом проживании и происхождении).
Мир колонизирующих государств был аристократическим в том смысле, что небольшое количество исключительных кланов в городах монополизировали гражданство и политический контроль. В Коринфе, например, политический контроль был монополизирован взрослыми мужчинами одного клана, Бакхиады.
Что касается тех же ранних архаических времен, то можно услышать, например, в поэзии беотийского Гесиода 7-го века, о контроле, иногда жестоком, со стороны василиев. Это слово обычно переводится как «цари», а такие титулы, как афинский василевс (должностное лицо или архонт с определенной религиозной компетенцией, удобно, но менее правильно называемое современными учеными архонтом василевсом) затем объясняются как пережитки эпохи монархии.
Важной вехой в межгосударственных военных отношениях такого рода стала Лелантинская война. Это была самая ранняя греческая война (после мифической Троянской войны), которая претендовала на звание «всеобщей» в том смысле, что в ней участвовали далекие союзники с каждой стороны. Война, возможно, в конце 8-го века между двумя основными сообществами Эвбеи, Халкиды и Эретрии, получила свое название от плодородной Лелантинской равнины, которая разделяет города и включает в себя территорию Лефканди.
Другие далекие греческие государства так или иначе были вовлечены в войну; в этом Фукидид согласен со своим великим предшественником Геродотом. Таким образом, Самос поддерживал Халкиду и Милет, Эретрию. Можно с большей уверенностью отрицать совершенно анахроничное представление о том, что Лелантинская война свидетельствует о существовании «торговых союзов» в столь раннее время. Религиозные амфиктионии — это одно, а торговые союзы — совсем другое; имеющиеся данные свидетельствуют о том, что ранняя торговля велась предприимчивыми аристократами, которые, несомненно, эксплуатировали их дружеские отношения с гостями и завязали новые дружеские отношения во время своих путешествий.
Поздние архаические периоды.
Сделки с богатыми азиатскими цивилизациями не могли не привести к неравенству в богатстве и, следовательно, к социальным конфликтам внутри аристократии Греции. Одной из функций таких институтов, как дружба с гостями, несомненно, было обеспечение поддержания круга социальных и экономических привилегий. С 1951 г. датой самой ранней чеканки была довольно надежно установлена дата около 600 Г. до н. э.; решающим открытием стали раскопки и научное исследование фундамента храма Артемиды в Эфесе в Анатолии. Первые предметы, узнаваемо похожие на чеканные деньги, были найдены там на уровнях, которые большинство ученых (есть несколько сомневающихся) считают надежно датированными.
Первым государством, в котором начал распадаться старый аристократический порядок, был Коринф. Вакхиады использовали выгодное географическое положение Коринфа, с которым соперничали только два уже рассмотренных эвбейских города. Подобно Халкиде, которая контролировала морское сообщение между южной Грецией и Македонией, но также имела тесные связи с Беотией и Аттикой, Коринф контролировал как путь с севера на юг (Коринфский перешеек, в наше время пронизанный Коринфским каналом), так и путь с востока на запад. маршрут. Этот второй маршрут эксплуатировался особым образом. В Коринфе было два порта: Лехей на западе в Коринфском заливе и Кенхреи на востоке в Сароническом заливе.
Аристократическая война, описанная в гомеровских эпосах, уделяет большое внимание индивидуальной доблести. Великие воины использовали колесницы почти как своего рода службу такси для перевозки себя на поле битвы и обратно, где они сражались пешком со своими сверстниками. Победитель получал абсолютную власть над личностью и имуществом побежденного, в том числе право проводить ритуальные акты трупного увечья. Эта общая картина, безусловно, верна, хотя можно возразить, что выделение Гомером отдельных личностей может быть всего лишь литературным акцентом и что массы играли довольно большую роль в битвах, описанных в эпосах.
Классическая греческая цивилизация.
Между 500 и 386 г. до н. э. Персия была постоянной заботой для политиков крупнейших греческих государств. Персия всегда была предметом художественных и ораторских рассуждений, а иногда и фактически определяла внешнеполитические решения. Но опыт азиатских греческих городов снова был иным, потому что именно здесь началось великое противостояние между греками и персами около 500 г. до н.э. Первым этапом этого противостояния стал «Ионийское восстание» азиатских греков против Персии. Причины ионийского восстания особенно трудно определить, потому что восстание было кратковременным провалом.
Кикладская цивилизация развивалась на Кикладских островах в Эгейском море. Группа островов состоит из более чем 2000 островов и островков, только 25 из которых в настоящее время населены. Даже при значительных усилиях по увеличению населения острова были слишком малы и беззащитны, чтобы защитить себя от колонизирующих сил. Минойцы и их сильное военно-морское присутствие легко проявили свою политическую власть над кикладскими народами. Археологические находки показали, что между 2200 г. до н.э. и 1700 г. до н.э. был приток минойской керамики, торговли и влияния в целом (Cartwright 2012). В результате большая часть кикладской культуры затмевается минойской культурой. Затем, после упадка минойской цивилизации, Киклады попали под микенское влияние. Примерно в 1100 г. до н.э. Киклады встречают тот же конец, что и микенцы.
«Древняя Греция известна как одна из самых ранних цивилизаций, внесших значительный вклад в развитие человечества. Вообще говоря, древний в этом контексте означает период между 800 г. до н.э. и 500 г. до н.э. Однако зачатки цивилизации, какой ее знает человечество, возникли намного раньше, когда люди перешли от охотников-собирателей к земледельческим обществам» [2, С.49]. Этот решающий сдвиг произошел в Греции в каменном веке. Греческие островитяне продолжали расширять свои фермы и начали культивировать иерархическое общество, в котором одни фермы были более прибыльными, чем другие.
Заключение
Среди особенностей античной цивилизации на первое место следует, несомненно, поставить полис (цивитас) как особую форму общины, которая составляла основание всего античного общественного, экономического и политического устройства. В качестве своеобразной черты античной цивилизации выступает также уникальная модель экономического развития, в основе которой институт развитой частной собственности, широкая свобода субъектов экономических отношений (крестьян, помещиков, ремесленников, торговцев, финансистов, мореплавателей).
Для античной модели экономического развития характерны также большая роль свободного труда наряду с высокоразвитым рабовладением и широким применением труда рабов, по преимуществу гетерогенных, значительное развитие товарно-денежных отношений. В античности сформировалось представление о гражданине как равноправном субъекте политических отношений и активном участнике политической жизни в стране. Античный мир характеризуется также особым духовным климатом, относительной интеллектуальной свободой, что явилось одним из оснований выдающихся достижений в области культуры.
Историки часто делят историю Древней Греции на три периода:
Архаический период. Этот период длился от начала греческой цивилизации в 800 г. до н.э. до введения демократии в 508 г. до н.э. Этот период включает в себя начало Олимпийских игр и написание Гомером Одиссеи и Илиады.
Классический период — это время, о котором многие из нас думают, когда думают о Древней Греции. Афины управлялись демократией, и возникли великие философы, такие как Сократ и Платон. Также в это время были войны между Спартой и Афинами. Этот период закончился возвышением, а затем смертью Александра Македонского в 323 г. до н.э.
Эллинистический период. Эллинистический период длился от смерти Александра Македонского до 31 г. до н.э., когда Рим победил Египет в битве при Акциуме. Название «эллинистический» происходит от греческого слова «Эллада», которое является исходным словом для Греции.
Список литературы
1. История Древней Греции / Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович; под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 399 с.
2. Киш, Е. А. Анализ знания культурно-исторического потенциала Древней Греции / Е. А. Киш, Д. К. Левина, Т. В. Шешина, М. Р. Якишева // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 48-49.
3. Климов О.Ю. Античная цивилизация. Учебно-методическое пособие / О. Ю. Климов. - СПб., 2016. – 40 с.
4. Судаков, Анатолий Викторович. Феномен античности и судьба античной идеи / Анатолий Викторович Судаков // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 1. — С. 182-186.