синдром дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Описание работы
Работа пользователя Diplomstud
Работа 2021 г.
Цель исследования определение и обоснование работы психолога по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: работа специального психолога по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований выявить психологические особенности детей с СДВГ.
3. Изучить комплекс психобиологических, семейных, школьных и социальных факторов, которые оказывают влияние на развитие СДВГ.
4. Провести психологическую диагностику детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.
5. Экспериментально проверить эффективность выбранной коррекционно-педагогической технологии.
Оригинальность 78 % в антиплагиат.ру
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психологического развития старшего дошкольного возраста. 5
1.2. Симптомы и причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности. 13
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 17
2.1. Методики исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 17
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента. 24
2.3. Программа коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 27
2.4. Результаты контрольного этапа эксперимента. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Приложение 1. 39
Приложение 2. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтынник, Е. В. Поиграем с непоседой [Текст] : картотека игр для детей 4-5 лет / Е. В. Алтынник, С. И. Васютина // Логопед. – 2015. – № 4. – С. 110-115.
2. Бабич, Е. Г. Особенности когнитивной сферы у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Электронный ресурс] / Е. Г. Бабич, Д. В. Савченко // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2015. – Т. 14, № 5 (132). – С. 48-55. – URL :
http://elibrary.ru/item.asp?id=25441386 (дата обращения: 11.07.2016).
3. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов [Текст] :
учеб. пособие / Л. П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 240 с.
4. Белоусова, О. Преемственность ДОУ со школой [Электронный ресурс] / О. Белоусова. – URL : http://www.maam.ru/detskijsad/-premstvenost– dou–so–shkoloi.html (дата обращения: 21.102016).
5. Васильева, А. А. К вопросу о формировании познавательной сферы у старшего дошкольника с СДВГ [Текст] / А. А. Васильева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 4. – C. 94-98.
6. Данилова, Н. Н. Психофизиология [Текст] : учеб. для вузов / Н. Н. Данилова. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 368 с.
7. Елисеева, О. Н. Психолого-педагогическая технология коррекции агрессивных проявлений у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Елисеева // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 1. – С. 87-95.
8. Ермилова, Н. В. Дошкольник как феномен современного развивающего образования [Текст] / Н. В. Ермилова, Н. Б. Копейкина // Приволжский научный журнал.– 2012. – № 3. – С. 271-275.
9. Иванов, С. П. Медико-психологическая экспертная система «Оценка и прогноз развития школьника» в комплексной организации профилактики дезадаптивного поведения ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности [Текст] / С. П. Иванов, Е. В. Семакова, А. А. Усков // Известия Смоленского государственного университета. – 2013. – № 1 (21). – С. 393-402.
10. Кузнецова, И. В. Психолого-педагогическая модель коррекции гиперактивного синдрома с дефицитом внимания у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. В.//Кузнецова // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 121-124. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=15200942(дата обращения: 16.07.2016).
11. Мазина, А. К. Исследование особенностей проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста [Тест] / А. К. Мазина, А. К. Падашуль // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – № 10/2. – С. 55-58.
12. Могилевская, Т. Е. Двигательные нарушения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с позиций уровневой теории построения движений Н. А. Бернштейна [Текст] / Т. Е. Могилевская // Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 35-43.
13. Мурашова, Е. В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы» [Текст] : гиподинам. и гипердинам. синдром / Е. В. Мурашова. – М. : Самокат, 2014. – 375 с.
14. Мухина, С. Педагогические условия воспитания и развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Электронный ресурс] / С. Мухина // Коррекционно-развивающее образование. – 2015. – № 2. – С. 33-49. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23660947 (дата обращения: 16.07.2016).
15. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика н коррекционная психология [Текст] : учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина. – М. : ФЛИНТА, 2010. – 376 с.
16. Положай, М. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как результат сенсорной и моторной депривации у детей при злоупотреблении телевидением [Текст] / М. Н. Положай // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 6. – С. 229-232.
17. Фатихова, Л. Использование игр с предметами при работе с гиперактивными детьми [Текст] / Л. Фатихова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 94-98.
18. Яскова, О. Гиперактивность как психологический диагноз [Текст] : особенности гиперактив. ребенка / О. Яскова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 108-113.
Цель исследования определение и обоснование работы психолога по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: работа специального психолога по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований выявить психологические особенности детей с СДВГ.
3. Изучить комплекс психобиологических, семейных, школьных и социальных факторов, которые оказывают влияние на развитие СДВГ.
4. Провести психологическую диагностику детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.
5. Экспериментально проверить эффективность выбранной коррекционно-педагогической технологии.
Оригинальность 78 % в антиплагиат.ру
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психологического развития старшего дошкольного возраста. 5
1.2. Симптомы и причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности. 13
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 17
2.1. Методики исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 17
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента. 24
2.3. Программа коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 27
2.4. Результаты контрольного этапа эксперимента. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Приложение 1. 39
Приложение 2. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтынник, Е. В. Поиграем с непоседой [Текст] : картотека игр для детей 4-5 лет / Е. В. Алтынник, С. И. Васютина // Логопед. – 2015. – № 4. – С. 110-115.
2. Бабич, Е. Г. Особенности когнитивной сферы у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Электронный ресурс] / Е. Г. Бабич, Д. В. Савченко // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2015. – Т. 14, № 5 (132). – С. 48-55. – URL :
http://elibrary.ru/item.asp?id=25441386 (дата обращения: 11.07.2016).
3. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов [Текст] :
учеб. пособие / Л. П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 240 с.
4. Белоусова, О. Преемственность ДОУ со школой [Электронный ресурс] / О. Белоусова. – URL : http://www.maam.ru/detskijsad/-premstvenost– dou–so–shkoloi.html (дата обращения: 21.102016).
5. Васильева, А. А. К вопросу о формировании познавательной сферы у старшего дошкольника с СДВГ [Текст] / А. А. Васильева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 4. – C. 94-98.
6. Данилова, Н. Н. Психофизиология [Текст] : учеб. для вузов / Н. Н. Данилова. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 368 с.
7. Елисеева, О. Н. Психолого-педагогическая технология коррекции агрессивных проявлений у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Елисеева // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 1. – С. 87-95.
8. Ермилова, Н. В. Дошкольник как феномен современного развивающего образования [Текст] / Н. В. Ермилова, Н. Б. Копейкина // Приволжский научный журнал.– 2012. – № 3. – С. 271-275.
9. Иванов, С. П. Медико-психологическая экспертная система «Оценка и прогноз развития школьника» в комплексной организации профилактики дезадаптивного поведения ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности [Текст] / С. П. Иванов, Е. В. Семакова, А. А. Усков // Известия Смоленского государственного университета. – 2013. – № 1 (21). – С. 393-402.
10. Кузнецова, И. В. Психолого-педагогическая модель коррекции гиперактивного синдрома с дефицитом внимания у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. В.//Кузнецова // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 121-124. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=15200942(дата обращения: 16.07.2016).
11. Мазина, А. К. Исследование особенностей проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста [Тест] / А. К. Мазина, А. К. Падашуль // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – № 10/2. – С. 55-58.
12. Могилевская, Т. Е. Двигательные нарушения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с позиций уровневой теории построения движений Н. А. Бернштейна [Текст] / Т. Е. Могилевская // Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 35-43.
13. Мурашова, Е. В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы» [Текст] : гиподинам. и гипердинам. синдром / Е. В. Мурашова. – М. : Самокат, 2014. – 375 с.
14. Мухина, С. Педагогические условия воспитания и развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Электронный ресурс] / С. Мухина // Коррекционно-развивающее образование. – 2015. – № 2. – С. 33-49. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23660947 (дата обращения: 16.07.2016).
15. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика н коррекционная психология [Текст] : учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина. – М. : ФЛИНТА, 2010. – 376 с.
16. Положай, М. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как результат сенсорной и моторной депривации у детей при злоупотреблении телевидением [Текст] / М. Н. Положай // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 6. – С. 229-232.
17. Фатихова, Л. Использование игр с предметами при работе с гиперактивными детьми [Текст] / Л. Фатихова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 94-98.
18. Яскова, О. Гиперактивность как психологический диагноз [Текст] : особенности гиперактив. ребенка / О. Яскова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 108-113.