СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Стоимость
10000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
75 страниц лист.
Год написания
Описание работы
Работа пользователя Ekaterinasokoolova
Введение
В условиях демократического устройства выборы обязаны иметь свободный, справедливый и равный характер для того, чтобы выступить гарантом верховенства воли народа, показать высокую долю ответственности государства перед гражданами.
Опыт показывает, что российский случай продемонстрировал готовность поддерживать принципы народовластия и многопартийности, о чем свидетельствуют зачастую демократические правила и процедуры в законодательной и судебной практике. В связи с этим встает вопрос о модернизации избирательной системы и избирательных практик соответственно, созданных в достаточно неопределенных условиях в связи с распадом Советского Союза в ходе третьей волны демократизации, в русле цивилизованной политико-правовой парадигмы.
Процесс регулирования и совершенствования избирательного законодательства, а значит и избирательных комиссий, все еще не принял какую-либо завершенную форму. Современный этап , на котором мы сейчас находимся, имеет степень переходности, так как старые институты сохраняют свое влияние, а новые не смогли еще приобрести необходимые качественные характеристики.
С одной стороны, наблюдается профессионализация деятельности избирательных органов, институциализация партий и общественных объединений, однако с другой стороны, некорректные избирательные технологии, нарушение избирательного законодательства приводят к проблеме правового регулирования избирательного процесса, в том числе и избирательных комиссий, призванных организовывать работу и проводить выборы, гарантировать защиту избирательных прав и права на участие граждан в процессе референдума и отзыва.
Современные избирательные отношения весьма многообразны. Формируются избирательные технологические процессы, многие из которых идут вразрез с законодательством и эталонами демократии. Не прерываются попытки использования положения высших должностных лиц государственных и муниципальных органов власти в интересах кандидатов и общественно-политических объединений.
Обширная популяризация сети Интернет, умение сетевых ресурсов составлять нешуточную конкуренцию классическим СМИ увеличили так называемый спрос на открытость, честность и легитимность избирательных процедур. В данных обстоятельствах концепция избирательных органов в России, бесспорно, должна быть модернизирована.
Актуальность темы исследования обусловливается рядом причин. Во-первых, динамичное развитие реформы избирательного законодательства, проводимой в последние годы, актуализирует переосмысление роли и значимости избирательных комиссий и их участия в избирательных кампаниях различного уровня. Во-вторых, увеличивается тенденция восприятия системы избирательных комиссий не только, как специального органа, организующего выборы, но и как правозащитного органа, который помимо данных функций несет за собой просветительскую функцию в условиях пониженного интереса к политическим институтам. В-третьих, назрела необходимость переоценки ключевых принципов развития избирательных комиссий, и соответственно, пересмотру всего избирательного законодательства.
Говоря о степени разработанности и практиках изучения данной проблематики, то анализу избирательных систем посвящены работы: Р. Таагепера, М.С. Шугарта[1], Г.В. Голосова[2], А.Е. Любарева[3].
Вопросы, касаемые функционирования и статуса избирательных комиссий на современном этапе, рассматривались Кабышевым С.В., Комаровой В.В., Ермаковым А.Д., Мазаевым Д.В., Садовниковой Г.Д., Поповой О.О., Дмитриевым Д.О.[4] , Чуевой Д.И.[5], Заметиной Т.В., Комковой Г.Н., Пиховым А.Х., Кузнецовой Л.Ю., Точилкиным П.Г., Брызгалиным Ю.В., Углановой О.А., Дубровиной М.А., Сусликовым С.А., Кабышевым С.В., Ермаковым А.Д., Комбаровой Е.В[6]. Особенный интерес представляет монографическое исследование А.В.Иванченко[7]: «Избирательные комиссии в Российской Федерации. История. Теория. Практика» (М., 1996)
Вопросы, связанные с политической культурой и ее влиянием на уровень политического участия граждан, изучены Г. Алмондом и С. Вербой[8].
Объект данного исследования – система избирательных комиссий Российской Федерации на современном этапе.
Предметом исследования предстают политические и правовые основы функционирования избирательных органов в процессе выборов органов государственной власти и местного самоуправления в России.
Целью исследования стал сравнительный анализ избирательного законодательства в отношении избирательных комиссий и попытка предоставить поправки к нему с учетом нынешнего политического развития России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить и обосновать политико-правовую и нормативную природу функционирования избирательных комиссий в современном государстве;
- проанализировать роль избирательных комиссий в выборном процессе, а также процессах референдума и отзыва;
- исследовать проблему взаимодействия органов государственной власти и избирательных комиссий;
- исследовать современное состояние избирательного законодательства и выявить пути его оптимизации в отношении системы избирательных комиссий;
Основной рабочей гипотезой является условие совершенствования политических и правовых основ функционирования избирательных комиссий, которое может сыграть важнейшую роль в процессе становления института избирательных комиссий как гаранта сохранения и укрепления демократических основ в современной России.
Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в том числе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Методологической основой исследования, в первую очередь, является системный подход и его инструментарий. Так же в процессе решения поставленных задач используются общенаучные и частнонаучные методы, как структурно-функциональный метод, институциональный анализ, исторический подход, формально-юридический, социологический и метод сравнительного правоведения.
Научная новизна исследования заключается в уточнении основ формирования, деятельности и статуса избирательных комиссий по обеспечению и реализации политического волеизъявления в рамках модернизации политической системы Российской Федерации. В связи с этим:
- отведена большая роль приоритету правового государства с учетом федеративной составляющей и самостоятельности муниципальных образований по решению вопросов местного значения, в этой связи обоснована необходимость расширения функций избирательных комиссий, как на федеральном, так и на местном уровне;
- разработана авторская модель формирования, прекращения и функционирования всей системы избирательных комиссий на выборах, референдуме и отзыве.
- предложены пути совершенствования избирательного законодательства как на федеральном, так и на местном уровне.
Проведенный анализ может внести существенные дополнения к уже имеющимся исследованиям по данной проблематике, а так же расширяет возможности более аспектного изучения не только избирательных систем, но и всего избирательного законодательства России.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования исследования материалов данной работы для дальнейшего усовершенствования избирательного законодательства, а так же для проведения специального курса повышения квалификации для членов избирательных комиссий всей системы.
Теоретические положения докладывались и обсуждались на Студенческой научной конференции «Двадцать лет первому избирательному циклу в России» (13 апреля 2016 г., РГГУ, г. Москва), Студенческой научной конференции «25 лет без СССР: результаты политического проектирования на постсоветском пространстве» (6 апреля 2017 г., РГГУ, г. Москва).
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе «Избирательные комиссии как политический институт выборов в современной России» рассматривается проблема статуса избирательных комиссий, функций, которыми наделена система избирательных комиссий и каждая в отдельном случае. Отмечена необходимость реализации не менее трех основ избирательной системы, от которых напрямую зависит функционирование избирательных комиссий: свобода, периодичность и конкурентный характер выборов. Немаловажную часть работы занимает проблема задублированности функций комиссий, освещены проблемы законодательства в данном аспекте, а так же конкретизируются понятия комиссии по выборам, комиссии референдума и комиссии отзыва. Во второй главе «Избирательные комиссии как субъект формирования органов публичной власти в России: состояние и проблемы» анализируется место избирательных комиссий в структуре государственных органов и органов местного самоуправления, а так же взаимодействие комиссий с данными органами власти. В третьей главе «Задачи по оптимизации деятельности избирательных комиссий в современной России» автор пытается разобраться с проблемой обеспечения независимости в работе избирательных комиссий, а так же во главу угла ставится проблема компетентности членов избирательных комиссий каждого уровня, начиная от центральной избирательной комиссии и заканчивая участковыми избирательными комиссиями. В заключении приведены практические выводы, к которым пришел автор в контексте всего исследования, предложены пути модификации избирательного законодательства в отношении системы избирательных комиссий.
В условиях демократического устройства выборы обязаны иметь свободный, справедливый и равный характер для того, чтобы выступить гарантом верховенства воли народа, показать высокую долю ответственности государства перед гражданами.
Опыт показывает, что российский случай продемонстрировал готовность поддерживать принципы народовластия и многопартийности, о чем свидетельствуют зачастую демократические правила и процедуры в законодательной и судебной практике. В связи с этим встает вопрос о модернизации избирательной системы и избирательных практик соответственно, созданных в достаточно неопределенных условиях в связи с распадом Советского Союза в ходе третьей волны демократизации, в русле цивилизованной политико-правовой парадигмы.
Процесс регулирования и совершенствования избирательного законодательства, а значит и избирательных комиссий, все еще не принял какую-либо завершенную форму. Современный этап , на котором мы сейчас находимся, имеет степень переходности, так как старые институты сохраняют свое влияние, а новые не смогли еще приобрести необходимые качественные характеристики.
С одной стороны, наблюдается профессионализация деятельности избирательных органов, институциализация партий и общественных объединений, однако с другой стороны, некорректные избирательные технологии, нарушение избирательного законодательства приводят к проблеме правового регулирования избирательного процесса, в том числе и избирательных комиссий, призванных организовывать работу и проводить выборы, гарантировать защиту избирательных прав и права на участие граждан в процессе референдума и отзыва.
Современные избирательные отношения весьма многообразны. Формируются избирательные технологические процессы, многие из которых идут вразрез с законодательством и эталонами демократии. Не прерываются попытки использования положения высших должностных лиц государственных и муниципальных органов власти в интересах кандидатов и общественно-политических объединений.
Обширная популяризация сети Интернет, умение сетевых ресурсов составлять нешуточную конкуренцию классическим СМИ увеличили так называемый спрос на открытость, честность и легитимность избирательных процедур. В данных обстоятельствах концепция избирательных органов в России, бесспорно, должна быть модернизирована.
Актуальность темы исследования обусловливается рядом причин. Во-первых, динамичное развитие реформы избирательного законодательства, проводимой в последние годы, актуализирует переосмысление роли и значимости избирательных комиссий и их участия в избирательных кампаниях различного уровня. Во-вторых, увеличивается тенденция восприятия системы избирательных комиссий не только, как специального органа, организующего выборы, но и как правозащитного органа, который помимо данных функций несет за собой просветительскую функцию в условиях пониженного интереса к политическим институтам. В-третьих, назрела необходимость переоценки ключевых принципов развития избирательных комиссий, и соответственно, пересмотру всего избирательного законодательства.
Говоря о степени разработанности и практиках изучения данной проблематики, то анализу избирательных систем посвящены работы: Р. Таагепера, М.С. Шугарта[1], Г.В. Голосова[2], А.Е. Любарева[3].
Вопросы, касаемые функционирования и статуса избирательных комиссий на современном этапе, рассматривались Кабышевым С.В., Комаровой В.В., Ермаковым А.Д., Мазаевым Д.В., Садовниковой Г.Д., Поповой О.О., Дмитриевым Д.О.[4] , Чуевой Д.И.[5], Заметиной Т.В., Комковой Г.Н., Пиховым А.Х., Кузнецовой Л.Ю., Точилкиным П.Г., Брызгалиным Ю.В., Углановой О.А., Дубровиной М.А., Сусликовым С.А., Кабышевым С.В., Ермаковым А.Д., Комбаровой Е.В[6]. Особенный интерес представляет монографическое исследование А.В.Иванченко[7]: «Избирательные комиссии в Российской Федерации. История. Теория. Практика» (М., 1996)
Вопросы, связанные с политической культурой и ее влиянием на уровень политического участия граждан, изучены Г. Алмондом и С. Вербой[8].
Объект данного исследования – система избирательных комиссий Российской Федерации на современном этапе.
Предметом исследования предстают политические и правовые основы функционирования избирательных органов в процессе выборов органов государственной власти и местного самоуправления в России.
Целью исследования стал сравнительный анализ избирательного законодательства в отношении избирательных комиссий и попытка предоставить поправки к нему с учетом нынешнего политического развития России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить и обосновать политико-правовую и нормативную природу функционирования избирательных комиссий в современном государстве;
- проанализировать роль избирательных комиссий в выборном процессе, а также процессах референдума и отзыва;
- исследовать проблему взаимодействия органов государственной власти и избирательных комиссий;
- исследовать современное состояние избирательного законодательства и выявить пути его оптимизации в отношении системы избирательных комиссий;
Основной рабочей гипотезой является условие совершенствования политических и правовых основ функционирования избирательных комиссий, которое может сыграть важнейшую роль в процессе становления института избирательных комиссий как гаранта сохранения и укрепления демократических основ в современной России.
Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в том числе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Методологической основой исследования, в первую очередь, является системный подход и его инструментарий. Так же в процессе решения поставленных задач используются общенаучные и частнонаучные методы, как структурно-функциональный метод, институциональный анализ, исторический подход, формально-юридический, социологический и метод сравнительного правоведения.
Научная новизна исследования заключается в уточнении основ формирования, деятельности и статуса избирательных комиссий по обеспечению и реализации политического волеизъявления в рамках модернизации политической системы Российской Федерации. В связи с этим:
- отведена большая роль приоритету правового государства с учетом федеративной составляющей и самостоятельности муниципальных образований по решению вопросов местного значения, в этой связи обоснована необходимость расширения функций избирательных комиссий, как на федеральном, так и на местном уровне;
- разработана авторская модель формирования, прекращения и функционирования всей системы избирательных комиссий на выборах, референдуме и отзыве.
- предложены пути совершенствования избирательного законодательства как на федеральном, так и на местном уровне.
Проведенный анализ может внести существенные дополнения к уже имеющимся исследованиям по данной проблематике, а так же расширяет возможности более аспектного изучения не только избирательных систем, но и всего избирательного законодательства России.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования исследования материалов данной работы для дальнейшего усовершенствования избирательного законодательства, а так же для проведения специального курса повышения квалификации для членов избирательных комиссий всей системы.
Теоретические положения докладывались и обсуждались на Студенческой научной конференции «Двадцать лет первому избирательному циклу в России» (13 апреля 2016 г., РГГУ, г. Москва), Студенческой научной конференции «25 лет без СССР: результаты политического проектирования на постсоветском пространстве» (6 апреля 2017 г., РГГУ, г. Москва).
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе «Избирательные комиссии как политический институт выборов в современной России» рассматривается проблема статуса избирательных комиссий, функций, которыми наделена система избирательных комиссий и каждая в отдельном случае. Отмечена необходимость реализации не менее трех основ избирательной системы, от которых напрямую зависит функционирование избирательных комиссий: свобода, периодичность и конкурентный характер выборов. Немаловажную часть работы занимает проблема задублированности функций комиссий, освещены проблемы законодательства в данном аспекте, а так же конкретизируются понятия комиссии по выборам, комиссии референдума и комиссии отзыва. Во второй главе «Избирательные комиссии как субъект формирования органов публичной власти в России: состояние и проблемы» анализируется место избирательных комиссий в структуре государственных органов и органов местного самоуправления, а так же взаимодействие комиссий с данными органами власти. В третьей главе «Задачи по оптимизации деятельности избирательных комиссий в современной России» автор пытается разобраться с проблемой обеспечения независимости в работе избирательных комиссий, а так же во главу угла ставится проблема компетентности членов избирательных комиссий каждого уровня, начиная от центральной избирательной комиссии и заканчивая участковыми избирательными комиссиями. В заключении приведены практические выводы, к которым пришел автор в контексте всего исследования, предложены пути модификации избирательного законодательства в отношении системы избирательных комиссий.
[1] Rein Taagepera, Matthew Soberg Shugart. Seats and Votes: The Effects and Determinants of Electoral Systems. Yale University Press, 1989
[2] Голосов Г.В., Яргомская Н.Б. Избирательная система и межпартийная конкуренция на думских выборах. // Первый электоральный цикл в России (1993–1996). / Общ. ред.: В.Я. Гельман, Г.В. Голосов, Е.Ю. Мелешкина. – М.: Издательство “Весь Мир”, 2000. С. 152–176
[3] Партийная реформа и контрреформа 2012-2014 годов: предпосылки, предварительные итоги, тенденции / Под ред. Н.А. Борисова, Ю.Г Когорнюка, А.Е. Любарева, Г.М. Михалевой. М.: Товарищество научных изданий «КМК», 2015.
[4] Кабышев С.В., Комарова В.В., Ермаков А.Д., Мазаев Д.В., Садовникова Г.Д., Попова О.О., Дмитриев Д.О. Правовые позиции избирательных комиссий. Москва, 2016 г.
[5] Чуева Д.И. Избирательные комиссии в Российской Федерации: особенности правового статуса. Москва, 2017 г.
[6] Заметина Т.В., Комкова Г.Н., Пихов А.Х., Кузнецова Л.Ю., Точилкин П.Г., Брызгалин Ю.В., Угланова О.А., Дубровина М.А., Сусликов С.А., Кабышев С.В., Ермаков А.Д., Комбарова Е.В. Избирательное право и избирательный процесс // курс лекций. Саратов, 2013 г.
[7] Иванченко А.В. Избирательные комиссии: правовой статус и совершенствование деятельности. М.. 1995.
[8] Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис. Политические исследования. 1992. № 4. С. 122.





