СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Описание работы
Работа пользователя Diplomstud
работа 2021г.
Оригинальность в антиплагиат.ру 82 %.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в рамках психологической теории и практики определили тему, цель, предмет, объект, а также цель и задачи исследования.
Цель исследования: изучить смысложизненные, ценностные ориентации и мотивацию профессиональной деятельности студентов разных специальностей.
В качестве объекта исследования выступили 32 студента ВУЗов г.
Ростова-на-Дону в возрасте от 18 до 22 лет.
Предмет исследования: смысложизненные и ценностные ориентации, а также мотивация профессиональной деятельности и уверенность в себе.
Гипотеза исследования: смысложизненные, ценностные ориентации, мотивация профессиональной деятельности и уверенность в себе будут отличаться у студентов разных специальностей.
Конкретизируя цель исследования и, исходя из его гипотезы, были выдвинуты следующие задачи исследования:
Теоретические:
1. Проанализировать теоретические и методологические подходы к исследованию ценностно-смысловой сферы, а также смысложизненных и ценностных ориентаций личности.
2. Проанализировать российские и зарубежные исследования по вопросам мотивации профессиональной деятельности.
Методические:
3. Подобрать диагностический пакет методик для исследования смысложизненные, ценностные ориентации и мотивацию профессиональной деятельности студентов разных специальностей.
Эмпирические:
4. Провести диагностическое исследование смысложизненные, ценностные ориентации и мотивацию профессиональной деятельности студентов разных специальностей.
5. Провести сравнительный анализ полученных результатов с применением методов статистической обработки данных.
6. Описать полученные результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
теории, описывающие особенности ценностно-смысловой сферы личности и смысложизенных ориентаций (И.В. Абакумова, Д.А. Леонтьев,
А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, В.К. Вилюнас, М. Рокич, А.В. Серый, Ш. Шварц, М.С. Яницкий и др. и др.);
теории, посвященные изучению профессиональной деятельности и ее мотивации (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, и др.).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 8
1.1. Смысложизненные и ценностные ориентации в структуре ценностно- смысловой сферы личности 8
1.2. Мотивация профессиональной деятельности и этапы профессионального становления личности 15
Выводы по Главе 1 21
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 23
2.1. Цель, задачи, предмет, объект, гипотезы и основные этапы исследования 23
2.2. Организация, методы и методики исследования 24
2.2. Результаты исследования смысложизненных, ценностных ориентаций и мотивации профессиональной деятельности студентов разных специальностей и их обсуждение……………………………………………………………………..27
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Приложение 1. Анкета 52
Приложение 2. Оценка значимости различий между двумя независимыми выборками с использованием U-критерия Манна-Уитни (анкетирование) …….54 Приложение 3. Оценка значимости различий между двумя независимыми выборками с использованием U-критерия Манна-Уитни (тестирование) …….55
Оригинальность в антиплагиат.ру 82 %.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в рамках психологической теории и практики определили тему, цель, предмет, объект, а также цель и задачи исследования.
Цель исследования: изучить смысложизненные, ценностные ориентации и мотивацию профессиональной деятельности студентов разных специальностей.
В качестве объекта исследования выступили 32 студента ВУЗов г.
Ростова-на-Дону в возрасте от 18 до 22 лет.
Предмет исследования: смысложизненные и ценностные ориентации, а также мотивация профессиональной деятельности и уверенность в себе.
Гипотеза исследования: смысложизненные, ценностные ориентации, мотивация профессиональной деятельности и уверенность в себе будут отличаться у студентов разных специальностей.
Конкретизируя цель исследования и, исходя из его гипотезы, были выдвинуты следующие задачи исследования:
Теоретические:
1. Проанализировать теоретические и методологические подходы к исследованию ценностно-смысловой сферы, а также смысложизненных и ценностных ориентаций личности.
2. Проанализировать российские и зарубежные исследования по вопросам мотивации профессиональной деятельности.
Методические:
3. Подобрать диагностический пакет методик для исследования смысложизненные, ценностные ориентации и мотивацию профессиональной деятельности студентов разных специальностей.
Эмпирические:
4. Провести диагностическое исследование смысложизненные, ценностные ориентации и мотивацию профессиональной деятельности студентов разных специальностей.
5. Провести сравнительный анализ полученных результатов с применением методов статистической обработки данных.
6. Описать полученные результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
теории, описывающие особенности ценностно-смысловой сферы личности и смысложизенных ориентаций (И.В. Абакумова, Д.А. Леонтьев,
А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, В.К. Вилюнас, М. Рокич, А.В. Серый, Ш. Шварц, М.С. Яницкий и др. и др.);
теории, посвященные изучению профессиональной деятельности и ее мотивации (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, и др.).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 8
1.1. Смысложизненные и ценностные ориентации в структуре ценностно- смысловой сферы личности 8
1.2. Мотивация профессиональной деятельности и этапы профессионального становления личности 15
Выводы по Главе 1 21
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 23
2.1. Цель, задачи, предмет, объект, гипотезы и основные этапы исследования 23
2.2. Организация, методы и методики исследования 24
2.2. Результаты исследования смысложизненных, ценностных ориентаций и мотивации профессиональной деятельности студентов разных специальностей и их обсуждение……………………………………………………………………..27
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Приложение 1. Анкета 52
Приложение 2. Оценка значимости различий между двумя независимыми выборками с использованием U-критерия Манна-Уитни (анкетирование) …….54 Приложение 3. Оценка значимости различий между двумя независимыми выборками с использованием U-критерия Манна-Уитни (тестирование) …….55
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход). – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003. 480 с.
- Абакумова И.В., Крутелёва Л.Ю. Психологические особенности взаимосвязи направленности личности и смысложизненных стратегий студентов. // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы ХII симпозиума. Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Волковой. – М.: Изд-во ПИ РАО, 2007. 247 с.
- Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. – Красноярск: Поликом, 2007. 190 с.
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. // Психологический журнал. 1984. Т. 5.№ 5. С. 63-70.
- Андреева Л.В. Профессиональные представления студентов. // Профессиональные представления. Номер: 1 (6). – Ростов-на-Дону: Изд- во: ЮФУ, 2014. С. 74-84.
- Андреева Л.В. Становление профессиональных представлений студентов в процессе профессионализации. // Профессиональные представления. Номер: 1 (7). – Ростов-на-Дону: Изд-во: ЮФУ, 2015. С. 22-31.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
- Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во «Эксмо», 2007. 411 с.
- Вагапова А.Р. Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентов- психологов. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Том: 1. Номер: 4. –Саратов: Изд-во: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2012. С. 38-43.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. 685 с.
- Горбатых А.В., Рогов Е.И. Взаимосвязь личностной самоэффективности с эмоциональной окраской профессиональных представлений у студентов. // Материалы международных научно-практических конференций «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения». Под общей редакцией Ю. П. Платонова. – СПб.: Изд-во: СПбГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», 2016. С. 251-253
- Горбатюк В.Ф. Особенности профессиональных представлений у студентов профиля «Технология». // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Номер: 8-1. – Пенза: Изд-во: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2015 С. 146-150.
- Ермакова О.М. Влияние представлений о себе и будущей профессии на формирование профессиональной идентичности студентов. // Сборник научных трудов: «Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры» (Санкт-Петербург, 23-24 октября 2014 г.). – СПб.: Изд-во: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2014. С. 478-480.
- Ефременко И.И., Герасимова А.А. Представления студентов о профессиональном будущем. // Сборник научных статей: Философско- педагогические проблемы непрерывного образования (Могилев, 12-13 мая 2016 г.). – Могилев: Изд-во: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2016. С. 143-147.
- Жолудева С.В., Антонова А.О. Представления об успешной профессиональной деятельности у студентов. // Сборник трудов конференции: «Общество и экономика постсоветского пространства» (Липецк, 17 января 2014 г.). / Отв. редактор А.В. Горбенко. – Липецк: Изд- во: Научное партнерство «Аргумент», 2014. С. 86-89.
- Задорожная О.В. Нравственные аспекты представлений о профессиональном будущем современного студента-гуманитария. // Труды Ростовского Государственного Университета Путей Сообщения. № 1. 2014. С. 55-59.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
- Кирт Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения. Дисс. … канд. психол. наук. – М., 2000. 198 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. 304 с.
- Крутелёва Л.Ю. Необходимость учета познавательной направленности личности при организации профессионального обучения в непрерывном образовательном пространстве. // Образовательная система «Школа-ВУЗ» в Донском государственном техническом университете: 20 лет развития: Материалы научно-практического семинара, посвященного 20-летию Технического лицея при Донском государственном техническом университета (14 марта 2009 г.) – Ростов-на-Дону, Издат. центр ДГТУ, 2009. 141 с. – С. 57-58.
- Крутелёва Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык. Дисс. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2005. 222 с.
- Крутелёва Л.Ю. Смысложизненные стратегии в период юности. // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества 18-21 сентября 2007 г., Том II – Ростов-на-Дону, Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007. С. 149-150.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения. // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 50-55.
- Лейфрид Н.В., Моисеева А.И. Особенности представлений студентов разных курсов обучения об успехе в профессиональной деятельности. // Вестник Омского университета. Серия: Психология. Номер: 1. – Омск: Изд-во: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2012. С. 38-42.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. 487 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М.: Смысл, 1992. 17 с.
- Лингевич О.В. Представление о своей будущей профессиональной деятельности студентов педвуза. // Евразийский союз ученых. Номер: 6-3 (15). – Москва: Изд-во: ООО «Международный Образовательный Центр», 2015. С.108-109.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – Самара: АСВТ, 2004. С. 260.
- Москаленко С.В., Гореликова О.Н. Содержательные особенности системы представлений студентов о человеке как субъекте деятельности и о себе как субъекте профессиональной деятельности. // Научные Ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Том: 20, Номер: 27 (170). – Белгород: Изд-во: ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 2013. С. 280-287.
- Набиуллина О.Г., Алишев Б.С. Взаимосвязь профессиональной направленности и профиля обучения студентов вуза с их представлениями о профессионально-трудовой деятельности. // Образование и саморазвитие. Номер: 3 (37). – Казань: Изд-во:Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. С. 134-138.
- Науменко М.В., Дайнеко Н.С. Мотивация учебной деятельности и профессиональные представления студентов. // Новая наука: проблемы и перспективы. Номер: 4 (4). – Уфа: Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2015. С. 85-88.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
- Рогов Е.И., Горбатых А.В. Динамика оценок профессиональных представлений студентов-гуманитариев с разным уровнем самоэффективности. // Мир науки. Том: 4, Номер: 4. – М.: Изд-во: ООО «Издательство “Мир науки”», 2016. С. 24.
- Скрынник Н.Е. Особенности профессиональных представлений студентов с разными уровнями самооценки. // Достижения и перспективы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно- практической конференции (9 июня 2014 г, г.Уфа). – Уфа: Аэтерна, 2014. С. 47-49.
- Смольянинова А.А., Ларионова Л.А. Представления о профессиональных ценностях студентов-психологов. // Вестник Иркутского государственного технического университета. Номер: 9 (104) – Иркутск: Изд-во: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2015. С. 281- 287.
- Спинжар Н.С. К вопросу о ценностных представлениях о профессиональной деятельности современных студентов ВУЗа. // Мир науки, культуры, образования. Номер: 1 (44). – Горно-Алтайск: Изд-во: Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», 2014. С. 164-165.
- Титаева М.Г., Аминов Н.А. Изучение представлений о будущей профессиональной деятельности у студентов как фактора развития профессиональной готовности. // Культура. Духовность. Общество. Номер: 14 – Новосибирск: Изд-во: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2014. С. 131-135.
- Франкл В.Э. Человек в поисках смысла: сборник. Перевод с англ. и нем. // Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во «Прогресс», 1990. 368 с.
- Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. – М.: Изд-во МПСИ, 2006. 768 с.
- Шнайдер А.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореф. дисс. …доктора психол. наук. – М.: 2001. 20 с.
- Bouzignac V., Capdevielle-Mougnibas V., de Léonardis, M. Diverse forms of relation to orientation in middle school students early oriented to a work-based learning program (DIMA) and to a preparatory to professional training (3rd PFP). Role of personalization in the building of orientation meaning. // Neuropsychiatrie de l'Enfance et de l'Adolescence. Volume 65, Issue 3, May 2017, Pages 169-179.
- Criollo M., Romero M., Fontaines-Ruiz T. University students’ self-efficacy for learning how to conduct. // Psicologia Educativa. September 17, 2015.
- Gavrilova T.A., Leshcheva I.A. Conceptual knowledge structures and cognitive style. // Psychology, Journal of the Higher School of Economics. Volume 13, Issue 1, 2016, Pages 154-176.
- Perry N.E., Brenner C.A., Collie R.J., Hofer, G. Thriving on challenge: Examining one teacher's view on sources of support for motivation and well- being. // Exceptionality Education International. Volume 25, Issue 1, 2015, Pages 6-34.
- Renninger S.M., Phillips J.C., Magnus K., etc. Outcomes of an organizational diversity initiative: Diversifying trainers to diversify psychology. // Training and Education in Professional Psychology. Volume 9, Issue 3, 1 August 2015, Pages 229-234.
- van Den Bogaart A.C.M., Schaap H., Hummel H.G.K., Kirschner, P.A. Combining concept maps and interviews to produce representations of personal professional theories in higher vocational education: effects of order and vocational domain. // Instructional Science. 10 February 2017, Pages 1-18.