СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ХРИСТИАНСТВЕ ВРЕМЕН АПОСТОЛЬСКОГО ВЕКА
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ХРИСТИАНСТВЕ ВРЕМЕН АПОСТОЛЬСКОГО ВЕКА»
Оригинальность работы 93%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Философия. Философия есть сложная наука. Возможно, именно поэтому до сих пор во всем мире нет четких границ в определении данной дисциплины. Даже сами философы не дают, не любят давать определение понятию «философия».
Но, а если же говорить о предмете изучения философии, то здесь мы можем охарактеризовать философию как науку, которая занимается изучением фундаментальных принципов существования человека и мира.
Так как тема моей курсовой тесно связана с религией, то книга «Библия» напрямую является источником моих рассуждений. Библия и Философия. Как это все можно интерпретировать? В главной религиозной книге христиан мало, то есть практически нет, рассуждений по проблематике философии, которая «любит» дискутировать, затрагивать проблемные ситуации, которая обладает своим особенным стилем и аргументацией. Но вот что парадоксально – эти весьма большие и значимые проблемы духовного, морально-этического характера в книге «Библия» представлены и четко прослеживаются, и, несомненно, несут философскую значимость.
Несомненно, в философии как никогда актуален вопрос, касающийся религии. Ведется множество споров на религиозные темы. Споры между представителями разных конфессий, споры даже между представителями одного вероисповедания… На сегодняшний день в мире существуют достаточно много вероисповеданий, а кроме того, их классификаций. Но выделяют чаще всего три основных мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Буддизм является одной из самых древних религий. Формирование буддизма относит нас аж к VI веку до нашей эры. Место его зарождения также известно – Индия. Вторая мировая религия, основная в данной работе, – это христианство. Оно младше буддизма на шесть столетий, то есть его возникновение датируется I веком нашей эры. Если говорить о том, где возникла данная религия, то это восточная часть Римской империи, а именно Палестина. И самая молодая мировая религия – это ислам. Корни его уходят к арабским племенам Аравийского полуострова, где проживали турки и греки. А век возникновения данной религии – VII век нашей эры [6, c 145-275].
На абсолютно всех стадиях формирования культурной цивилизации религия являлась и на данный момент является одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на мировоззрение, на определение человека в мире, на его поведенческие особенности, кроме того, на взаимоотношения между людьми. Любое вероисповедание, каждая религия базируется на веровании в сверхъестественные силы, на поклонении Богу либо богам. Верующий человек берет на себя обязательство в соблюдении определенных писанных и неписанных норм, правил поведения.
Несколько слов об актуальности моей работы. Даже в наше время не утихают споры между профессионалами в данном «деле», между представителями данной веры по поводу социально значимых идей раннего христианства: на самом ли деле было так, как пишут дошедшие до нас источники. Данный вопрос для истории христианства является важным. Каждый аспект данного вопроса постараюсь разобрать подробно, дабы была полная картина истории христианского вероисповедания.
Степень разработанности проблемы. Существует достаточно много источников для изучения христианства, да и в принципе, истории I века, которая будет являться основой в данной работе. Например, в своей работе я буду опираться на книгу «Деяниясвятых апостолов», так как значительная ее часть посвящена нравственным аспектам I века нашей эры именно Римской империи, где свою деятельность вели апостолы. Вторым источником моих исследований являются другие послания апостолов, в которых описывается социальная жизнь. И, конечно, также я буду опираться на различные исторические источники, рассматривающие социально-философские идеи в христианстве времен апостольского века. Кроме того, можно обратиться к церковному преданию, но здесь нужно быть очень осторожным, так как нужно понимать, что сюда входят различные, например, средневековые легенды, которые являются адаптацией каких-то языческих легенд и мифов и зачастую не имеют никакого отношения к изучаемой проблеме, а, скорее, путают и уводят. Но есть, конечно, некие серьезные моменты… Предания различных древних богословов и историков, а особенно будет полезен Евсевий Кесарийский (Памфил), который написал первую церковную историю, где приводит такие важные сведения, кто были такие евангелисты, почему и когда они писали свои послания, свои Евангелия. Также в изучении данной темы затрону труды таких деятелей, как Иустин Философ, Гай Светоний Транквилл. В данном плане можно считать эти источники, если не полностью достоверными, то близкими к истине. Могут помочь также в рассмотрении данной темы христианские авторы и их работы, например, наш соотечественник – Борис Деревенский, немецко-американский историй церкви – Филипп Шафф.
Объектом исследования в данной работе являются исторические данные, касающиеся христианства I-II века.
Предметом исследования в данной работе являются социально-философские идеи христианства начального этапа его развития.
Цель моей работы: на основе религиозного христианского учения и других исторических данных реконструировать основные социально-философские идеи раннего христианства. Систематизировать данные об истории христианской церкви. Выделить основные принципы христианского вероучения. Понять сущность учения раннехристианской церкви в контексте жизненных обстоятельств общества I века.
Задачи:
1. Представить описание истории возникновения христианства.
2. Выявить причины возникновения христианской религии.
3. Рассмотреть основные аспекты социально-философских идей раннего христианства.
4. Проанализировать Священное Писание, непосредственно книги, написанные по данной проблематике.
5. Проанализировать реальность апостольского века и как христианство видело жизнь людей на Земле.
Методы:
1. Аналитический метод.
2. Метод академического объективизма для более точного рассмотрения вопроса.
3. Герменевтический метод, с помощью которого было разобрано Священное Писание.
4. Системно-структурный метод.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ДОГМАТИКИ 7
1.1. Общественно-исторические условия возникновения христианства. 7
1.2. Христианское общество в ожидании «Второго пришествия». 16
ГЛАВА II. АПОСТОЛЬСКИЙ ВЕК – ВЕРОУЧЕНИЕ И РЕАЛИИ 29
2.1. Социально-этические учения в раннем христианстве. 29
2.2. Реальность апостольского века. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беляев А. Д. Антихрист [Электронный ресурс] // https://www.biblioteka3.ru / (дата обращения – 21.03.20)
2. Варнава Апостол. Послание Варнавы. – Москва: Литрес, 2018. – 350 с.
3. Второе послание апостола Павла к фессалоникийцам // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1175-1177 с.
4. Второй Иерусалимский храм [Электронный ресурс] // https://eleven.co.il / (дата обращения – 15.03.2020)
5. Гай СветонийТранквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – Москва: Азбука, 2016. – 480 с.
6. Горелов А. А. История мировых религий. – Москва: Флинта, 2016. – 356 с.
7. Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории.
– Санкт-Петербург: Алетейя, 2013. – 576 с.
8. Деяния святых апостолов // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1055-1093 с.
9. Евангелие от Иоанна // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1025-1054 с.
10. Евангелие от Луки // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 986-1024 с.
11. Евангелие от Марка // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 963-985 с.
12. Евангелие от Матфея // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 926-962 с.
13. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем [Электронный ресурс] // https://azbuka.ru / (дата обращения – 04.04.2020)
14. Кан А. 500 лет реформации [Электронный ресурс] // https://www.bbc.com/russian / (дата обращения - 15.04.2020)
15. Кузищин В. И. История древнего Рима. – Москва: Высшая школа, 2000. – 383 с.
16. Лялина Г. С., Персиц М. М., Пищик Ю. Б. К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. – Москва: Рипол-классик, 1986. – 671 с.
17. Мень А. Хилиазм [Электронный ресурс] // https://web.archive.org / (дата обращения – 30.04.2020)
18. Мистерии Митры. История тайных сообществ, союзов и орденов [Электронный ресурс] // https://history.wikireading.ru / (дата обращения – 01.03.2020)
19. Остапенко Р. А. Христианская миссия Римской империи среди зихов (вторая половина I – начало V вв. н. э.) // Метаморфозы истории. 2016. № 7. С. 86–98.
20. Откровение апостола Иоанна Богослова // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1200-1217 с.
21. Пантелеев А. Д. Хрестоматия. История раннего христианства. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2014. – 108 с.
22. Первое послание апостола Иоанна Богослова // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1105-1109 с.
23. Первое послание апостола Павла к коринфянам // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1129-1143 с.
24. Первое послание к Тимофею // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1177-1181 с.
25. Послание апостола Иакова // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1094-1097 с.
26. Послание апостола Павла к колоссянам // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1168-1171 с.
27. Послание апостола Павла к римлянам // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1113-1128 с.
28. Семенченко Л. В. Эллинистические мотивы в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия: автореферат … кандидата исторических наук: Москва: 2001.
29. Столяров А. А. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные Сочинения. – Москва: Прогресс, 1994. – 448 с.
30. Филипп Шафф. История христианской церкви. Том II. Доникейское христианство. – Москва: Библия для всех, 2010. – 592 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы была реконструкция основных социально-философских идей раннего христианствана основе всей совокупности религиозного христианского учения и сопутствующих исторических данных. Изучение общественно-исторических условий возникновения христианства, а также основных христианских концепций склоняет к выводу, что ранние этапы развития данной религии до сих пор во многом остаются загадкой.
В первой главе была рассмотрена политическая ситуация, на фоне которой происходило становление христианской религии. На тот момент Римская империя являлась одним из крупнейших государств мира. Это было централизованное политическое образование с известной самостоятельностью провинций. В частности, в Римской империи существовала провинция Иудея (собственно Иудея, а также Самария и Галилея), сохранявшая свою исконную религию. Терпимость Рима к народным религиям завоеванных народов создавала некоторый религиозный хаос внутри государства, особенно ярко выраженный в I-III веках. Одним из результатов смешения религий стало появление христианства, которое в IV веке стало большой духовной и политической силой Римской империи.
Широко известный факт состоит в том, что ключевой фигурой христианства является Иисус Христос. Его (возможно, впервые) упоминает еврейский писатель Иосиф бар Маттафия (Иосиф Флавий) в одном из своих произведений – «Иудейские древности»: «И был в то время Иисус, мудрый человек. Он творил дивные дела и был учителем таких людей, которые принимают истину с удовольствием. Он привлек к Себе многих из евреев и язычников. Он был Христос» [28]. Греческое слово «Χριστός» в переводе означает «Помазанник» (по-еврейски это будет звучать как «машиах», по-сирийски – «мессия»).
Иисус Христос является спасителем, который пришел в мир, чтобы спасти человечество от страшной смерти. В книге «Деяния святых апостолов» читаем о нем следующее: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» [8, c 1064].
Еще один важный аспект, который касается этой личности, состоит в том, что будет второе пришествия Иисуса Христа и завершение мировой истории. Жизни ранних христиан и ожиданиям конца света посвящен второй параграф первой главы данной работы.
Иисус Христос и его ученики проповедовали, что Сын Божий умер, воскрес и явится на землю во второй раз. Но точной даты второго пришествия нигде нельзя встретить. В Библии описаны лишь признаки этого события: восстанет народ на народ; будут большие землетрясения, и голод, и болезни, и ужасные явления; произойдет снижение нравственных качеств; случится умножение беззакония и во многих охладеет любовь. Известно, что раннехристианская церковь ожидала второго пришествия Христа в скорое время – в ближайшие 400-500 лет считая от земного рождения Спасителя.
В работе была также поставлена задача рассмотреть основные аспекты социально-философских идей раннего христианства и повседневную действительность апостольского века. Данная задача была в большей степени выполнена во второй главе. Первое, на что стоит обратить внимание, по моему мнению, это то, что христианство затрагивало не только духовность частного человека, но и общественную жизнь. Христианский взгляд на рабовладельческое общество Римской империи был очень критическим. В Библии в книге «Откровения Иоанна Богослова» есть следующие строки, которые описывают Рим того времени: «Дьявольский мир зла и насилия» [20, c 1206]. Можно говорить о том, что христианство требовало общественной справедливости. В идеале христианское общество видело государство как «Царство Божье», в котором все люди равны, а богатство отвергнуто: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» [24, c 1181].
Фридрих Энгельс писал об обществе Римской империи: «Настоящее невыносимо; будущее, пожалуй, еще более грязно. Никакого выхода» [16, c 290].Но люди, которые верили в высшую силу, искали «этот выход» в религии. И многие в то время нашли его в христианстве. Раннее христианство, а именно христианство апостольского века, помимо равенства всех перед Богом проповедовало в числе прочего идеи тысячелетнего царства Христа на земле и конца света (об этом, как уже отмечалось, более подробно написано в первой главе). Широко проповедовалась среди апостолов христианская идея любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего…» [23, c 1140]. «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш» – еще один важный аспект христианского вероучения [12, c 929].
Таким образом, раннее христианство есть совокупность взглядов не только на духовное обогащение человечества, но и на другие сферы жизни: политическую, правовую, социальную.
Оригинальность работы 93%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Философия. Философия есть сложная наука. Возможно, именно поэтому до сих пор во всем мире нет четких границ в определении данной дисциплины. Даже сами философы не дают, не любят давать определение понятию «философия».
Но, а если же говорить о предмете изучения философии, то здесь мы можем охарактеризовать философию как науку, которая занимается изучением фундаментальных принципов существования человека и мира.
Так как тема моей курсовой тесно связана с религией, то книга «Библия» напрямую является источником моих рассуждений. Библия и Философия. Как это все можно интерпретировать? В главной религиозной книге христиан мало, то есть практически нет, рассуждений по проблематике философии, которая «любит» дискутировать, затрагивать проблемные ситуации, которая обладает своим особенным стилем и аргументацией. Но вот что парадоксально – эти весьма большие и значимые проблемы духовного, морально-этического характера в книге «Библия» представлены и четко прослеживаются, и, несомненно, несут философскую значимость.
Несомненно, в философии как никогда актуален вопрос, касающийся религии. Ведется множество споров на религиозные темы. Споры между представителями разных конфессий, споры даже между представителями одного вероисповедания… На сегодняшний день в мире существуют достаточно много вероисповеданий, а кроме того, их классификаций. Но выделяют чаще всего три основных мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Буддизм является одной из самых древних религий. Формирование буддизма относит нас аж к VI веку до нашей эры. Место его зарождения также известно – Индия. Вторая мировая религия, основная в данной работе, – это христианство. Оно младше буддизма на шесть столетий, то есть его возникновение датируется I веком нашей эры. Если говорить о том, где возникла данная религия, то это восточная часть Римской империи, а именно Палестина. И самая молодая мировая религия – это ислам. Корни его уходят к арабским племенам Аравийского полуострова, где проживали турки и греки. А век возникновения данной религии – VII век нашей эры [6, c 145-275].
На абсолютно всех стадиях формирования культурной цивилизации религия являлась и на данный момент является одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на мировоззрение, на определение человека в мире, на его поведенческие особенности, кроме того, на взаимоотношения между людьми. Любое вероисповедание, каждая религия базируется на веровании в сверхъестественные силы, на поклонении Богу либо богам. Верующий человек берет на себя обязательство в соблюдении определенных писанных и неписанных норм, правил поведения.
Несколько слов об актуальности моей работы. Даже в наше время не утихают споры между профессионалами в данном «деле», между представителями данной веры по поводу социально значимых идей раннего христианства: на самом ли деле было так, как пишут дошедшие до нас источники. Данный вопрос для истории христианства является важным. Каждый аспект данного вопроса постараюсь разобрать подробно, дабы была полная картина истории христианского вероисповедания.
Степень разработанности проблемы. Существует достаточно много источников для изучения христианства, да и в принципе, истории I века, которая будет являться основой в данной работе. Например, в своей работе я буду опираться на книгу «Деяниясвятых апостолов», так как значительная ее часть посвящена нравственным аспектам I века нашей эры именно Римской империи, где свою деятельность вели апостолы. Вторым источником моих исследований являются другие послания апостолов, в которых описывается социальная жизнь. И, конечно, также я буду опираться на различные исторические источники, рассматривающие социально-философские идеи в христианстве времен апостольского века. Кроме того, можно обратиться к церковному преданию, но здесь нужно быть очень осторожным, так как нужно понимать, что сюда входят различные, например, средневековые легенды, которые являются адаптацией каких-то языческих легенд и мифов и зачастую не имеют никакого отношения к изучаемой проблеме, а, скорее, путают и уводят. Но есть, конечно, некие серьезные моменты… Предания различных древних богословов и историков, а особенно будет полезен Евсевий Кесарийский (Памфил), который написал первую церковную историю, где приводит такие важные сведения, кто были такие евангелисты, почему и когда они писали свои послания, свои Евангелия. Также в изучении данной темы затрону труды таких деятелей, как Иустин Философ, Гай Светоний Транквилл. В данном плане можно считать эти источники, если не полностью достоверными, то близкими к истине. Могут помочь также в рассмотрении данной темы христианские авторы и их работы, например, наш соотечественник – Борис Деревенский, немецко-американский историй церкви – Филипп Шафф.
Объектом исследования в данной работе являются исторические данные, касающиеся христианства I-II века.
Предметом исследования в данной работе являются социально-философские идеи христианства начального этапа его развития.
Цель моей работы: на основе религиозного христианского учения и других исторических данных реконструировать основные социально-философские идеи раннего христианства. Систематизировать данные об истории христианской церкви. Выделить основные принципы христианского вероучения. Понять сущность учения раннехристианской церкви в контексте жизненных обстоятельств общества I века.
Задачи:
1. Представить описание истории возникновения христианства.
2. Выявить причины возникновения христианской религии.
3. Рассмотреть основные аспекты социально-философских идей раннего христианства.
4. Проанализировать Священное Писание, непосредственно книги, написанные по данной проблематике.
5. Проанализировать реальность апостольского века и как христианство видело жизнь людей на Земле.
Методы:
1. Аналитический метод.
2. Метод академического объективизма для более точного рассмотрения вопроса.
3. Герменевтический метод, с помощью которого было разобрано Священное Писание.
4. Системно-структурный метод.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ДОГМАТИКИ 7
1.1. Общественно-исторические условия возникновения христианства. 7
1.2. Христианское общество в ожидании «Второго пришествия». 16
ГЛАВА II. АПОСТОЛЬСКИЙ ВЕК – ВЕРОУЧЕНИЕ И РЕАЛИИ 29
2.1. Социально-этические учения в раннем христианстве. 29
2.2. Реальность апостольского века. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беляев А. Д. Антихрист [Электронный ресурс] // https://www.biblioteka3.ru / (дата обращения – 21.03.20)
2. Варнава Апостол. Послание Варнавы. – Москва: Литрес, 2018. – 350 с.
3. Второе послание апостола Павла к фессалоникийцам // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1175-1177 с.
4. Второй Иерусалимский храм [Электронный ресурс] // https://eleven.co.il / (дата обращения – 15.03.2020)
5. Гай СветонийТранквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – Москва: Азбука, 2016. – 480 с.
6. Горелов А. А. История мировых религий. – Москва: Флинта, 2016. – 356 с.
7. Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории.
– Санкт-Петербург: Алетейя, 2013. – 576 с.
8. Деяния святых апостолов // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1055-1093 с.
9. Евангелие от Иоанна // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1025-1054 с.
10. Евангелие от Луки // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 986-1024 с.
11. Евангелие от Марка // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 963-985 с.
12. Евангелие от Матфея // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 926-962 с.
13. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем [Электронный ресурс] // https://azbuka.ru / (дата обращения – 04.04.2020)
14. Кан А. 500 лет реформации [Электронный ресурс] // https://www.bbc.com/russian / (дата обращения - 15.04.2020)
15. Кузищин В. И. История древнего Рима. – Москва: Высшая школа, 2000. – 383 с.
16. Лялина Г. С., Персиц М. М., Пищик Ю. Б. К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. – Москва: Рипол-классик, 1986. – 671 с.
17. Мень А. Хилиазм [Электронный ресурс] // https://web.archive.org / (дата обращения – 30.04.2020)
18. Мистерии Митры. История тайных сообществ, союзов и орденов [Электронный ресурс] // https://history.wikireading.ru / (дата обращения – 01.03.2020)
19. Остапенко Р. А. Христианская миссия Римской империи среди зихов (вторая половина I – начало V вв. н. э.) // Метаморфозы истории. 2016. № 7. С. 86–98.
20. Откровение апостола Иоанна Богослова // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1200-1217 с.
21. Пантелеев А. Д. Хрестоматия. История раннего христианства. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2014. – 108 с.
22. Первое послание апостола Иоанна Богослова // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1105-1109 с.
23. Первое послание апостола Павла к коринфянам // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1129-1143 с.
24. Первое послание к Тимофею // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1177-1181 с.
25. Послание апостола Иакова // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1094-1097 с.
26. Послание апостола Павла к колоссянам // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1168-1171 с.
27. Послание апостола Павла к римлянам // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические. – Минск: Принткорп, 2009. – 1113-1128 с.
28. Семенченко Л. В. Эллинистические мотивы в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия: автореферат … кандидата исторических наук: Москва: 2001.
29. Столяров А. А. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные Сочинения. – Москва: Прогресс, 1994. – 448 с.
30. Филипп Шафф. История христианской церкви. Том II. Доникейское христианство. – Москва: Библия для всех, 2010. – 592 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы была реконструкция основных социально-философских идей раннего христианствана основе всей совокупности религиозного христианского учения и сопутствующих исторических данных. Изучение общественно-исторических условий возникновения христианства, а также основных христианских концепций склоняет к выводу, что ранние этапы развития данной религии до сих пор во многом остаются загадкой.
В первой главе была рассмотрена политическая ситуация, на фоне которой происходило становление христианской религии. На тот момент Римская империя являлась одним из крупнейших государств мира. Это было централизованное политическое образование с известной самостоятельностью провинций. В частности, в Римской империи существовала провинция Иудея (собственно Иудея, а также Самария и Галилея), сохранявшая свою исконную религию. Терпимость Рима к народным религиям завоеванных народов создавала некоторый религиозный хаос внутри государства, особенно ярко выраженный в I-III веках. Одним из результатов смешения религий стало появление христианства, которое в IV веке стало большой духовной и политической силой Римской империи.
Широко известный факт состоит в том, что ключевой фигурой христианства является Иисус Христос. Его (возможно, впервые) упоминает еврейский писатель Иосиф бар Маттафия (Иосиф Флавий) в одном из своих произведений – «Иудейские древности»: «И был в то время Иисус, мудрый человек. Он творил дивные дела и был учителем таких людей, которые принимают истину с удовольствием. Он привлек к Себе многих из евреев и язычников. Он был Христос» [28]. Греческое слово «Χριστός» в переводе означает «Помазанник» (по-еврейски это будет звучать как «машиах», по-сирийски – «мессия»).
Иисус Христос является спасителем, который пришел в мир, чтобы спасти человечество от страшной смерти. В книге «Деяния святых апостолов» читаем о нем следующее: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» [8, c 1064].
Еще один важный аспект, который касается этой личности, состоит в том, что будет второе пришествия Иисуса Христа и завершение мировой истории. Жизни ранних христиан и ожиданиям конца света посвящен второй параграф первой главы данной работы.
Иисус Христос и его ученики проповедовали, что Сын Божий умер, воскрес и явится на землю во второй раз. Но точной даты второго пришествия нигде нельзя встретить. В Библии описаны лишь признаки этого события: восстанет народ на народ; будут большие землетрясения, и голод, и болезни, и ужасные явления; произойдет снижение нравственных качеств; случится умножение беззакония и во многих охладеет любовь. Известно, что раннехристианская церковь ожидала второго пришествия Христа в скорое время – в ближайшие 400-500 лет считая от земного рождения Спасителя.
В работе была также поставлена задача рассмотреть основные аспекты социально-философских идей раннего христианства и повседневную действительность апостольского века. Данная задача была в большей степени выполнена во второй главе. Первое, на что стоит обратить внимание, по моему мнению, это то, что христианство затрагивало не только духовность частного человека, но и общественную жизнь. Христианский взгляд на рабовладельческое общество Римской империи был очень критическим. В Библии в книге «Откровения Иоанна Богослова» есть следующие строки, которые описывают Рим того времени: «Дьявольский мир зла и насилия» [20, c 1206]. Можно говорить о том, что христианство требовало общественной справедливости. В идеале христианское общество видело государство как «Царство Божье», в котором все люди равны, а богатство отвергнуто: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» [24, c 1181].
Фридрих Энгельс писал об обществе Римской империи: «Настоящее невыносимо; будущее, пожалуй, еще более грязно. Никакого выхода» [16, c 290].Но люди, которые верили в высшую силу, искали «этот выход» в религии. И многие в то время нашли его в христианстве. Раннее христианство, а именно христианство апостольского века, помимо равенства всех перед Богом проповедовало в числе прочего идеи тысячелетнего царства Христа на земле и конца света (об этом, как уже отмечалось, более подробно написано в первой главе). Широко проповедовалась среди апостолов христианская идея любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего…» [23, c 1140]. «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш» – еще один важный аспект христианского вероучения [12, c 929].
Таким образом, раннее христианство есть совокупность взглядов не только на духовное обогащение человечества, но и на другие сферы жизни: политическую, правовую, социальную.