Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами народного творчества
Описание работы
Работа пользователя Dirina
2018 год
ВВЕДЕНИЕ
Приобщение к социальному миру было и остаётся одной из главных проблем в формировании личности ребёнка. Исторический анализ призывает помочь ребёнку в этом сложном процессе вступления в социальный мир людей. Социально-коммуникативное развитие выступает как одна из важнейших сторон развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие представляет собой процесс усвоения, и, как следствие, последующего развития социально-культурного опыта, обязательного для его внедрения в систему общественных отношений. Социально-коммуникативное развитие представляет собой чрезвычайно важную проблему в педагогике. Его актуальность увеличивается в нынешних условиях по причине специфики социального окружения ребенка, где часто присутствует дефицит воспитанности, доброжелательности, доброты, речевой культуры в отношениях людей.
Важные теоретические и методологические основы изучения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста присутствуют в исследовательских работах А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, М. С. Кагана, Ж. Пиаже, А. Валлона, И. Лингарта и др. Проблема социально - коммуникативного развития дошкольников, ее структура и содержание широко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями −Т. А. Репиной, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой, Д. Б. Годовиковой, Р. Б. Стеркиной, А. Г. Рузской и др. Параметры для исследования коммуникативного развития дошкольника были описаны М. И. Лисиной: уровень овладения нормами и ценностями, принятыми в обществе; уровень приобретения навыков и правил взаимодействия со сверстниками и взрослыми; уровень развитости самостоятельности и саморегуляции; степень сформированности социального и эмоционального интеллекта; степень развития эмпатии.[21]
Образовательная деятельность дошкольного учреждения в связи с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственных особенностей и интересов. Вследствие этого, актуальной целью работы педагога является активизация возникновения интереса к продуктам устного народного творчества – закличкам, сказкам, прибауткам, побасенкам, народным песням, народным играм, небылицам, обрядам, к народным обычаям, народной культуре. [1]
Ознакомление с малыми формами фольклора как средством социально-коммуникативного развития дошкольников – это важная проблема в учебно-воспитательном процессе детского сада и в отечественной дошкольной педагогике. Значимость фольклора состоит в том, что с помощью него устанавливается эмоциональный контакт с ребёнком, формируются добрые отношения, представления о хороших поступках людей.
Устное народное творчество, детская литература, искусство, то есть материальные и духовные объекты культуры и социума оказывают колоссальное влияние на формирование у дошкольников нравственных качеств, сознания и стремление к нравственному поведению. Русские народные сказки включают в себя аспект, который связан с нравственным поведением или поступком. При помощи устного народного творчества для детей раскрываются такие понятия как добро, любовь, взаимопомощь, терпение. Чтение произведений народного творчества помогает детям разобраться и оценить поступки людей. В этих произведениях ставятся вопросы о дружбе, честности, справедливости, товариществе и верности. Оценка прочитанного предоставляет детям возможность взглянуть на поступки различного характера, оценить их, осознать результаты какого либо поведения, что в итоге способствует формированию у детей нравственных представлений. Использование малых фольклорных жанров содействует гармоничному развитию личности ребенка. К.Д. Ушинский считал, что средства устного народного творчества следует активнее внедрять в процесс воспитания и обучения младших дошкольников. Народное творчество в большей мере доступно для восприятия ребенка, поскольку обусловлено простотой формы и образов. [31, c. 64]
В настоящее время вопросом использования фольклора в обучении и воспитании детей занимались Н.П. Кузьмина, А.П. Илькова, А.В. Соболева, Н.И. Политова и др. Л.И. Павлова сформулировала некоторые методы и принципы работы с младшими дошкольниками в серии статей "Фольклор для маленьких".
В последние годы увеличилось число трудов, которые посвящены проблемам социально-коммуникативного развития дошкольников. Тем не менее, невзирая на изменения в решении теоретических и практических вопросов данной проблемы, эффективность социально-коммуникативного развития младших дошкольников средствами народного творчества не отвечает современным требованиям, имеющимся в области дошкольного образования.
Потребности практики в научно обоснованных подходах к направлениям и педагогическим условиям социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста обусловили выбор проблемы нашего исследования: выявление педагогических условий способствующих успешному процессу социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста средствами народного творчества.
Цель работы: создание условий, способствующих успешному процессу социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста средствами народного творчества.
Объект: социально-коммуникативное развитие младших дошкольников средствами народного творчества.
Предмет: педагогические условия эффективного использования произведений устного народного творчества в качестве средства социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Приобщение к социальному миру было и остаётся одной из главных проблем в формировании личности ребёнка. Исторический анализ призывает помочь ребёнку в этом сложном процессе вступления в социальный мир людей. Социально-коммуникативное развитие выступает как одна из важнейших сторон развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие представляет собой процесс усвоения, и, как следствие, последующего развития социально-культурного опыта, обязательного для его внедрения в систему общественных отношений. Социально-коммуникативное развитие представляет собой чрезвычайно важную проблему в педагогике. Его актуальность увеличивается в нынешних условиях по причине специфики социального окружения ребенка, где часто присутствует дефицит воспитанности, доброжелательности, доброты, речевой культуры в отношениях людей.
Важные теоретические и методологические основы изучения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста присутствуют в исследовательских работах А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, М. С. Кагана, Ж. Пиаже, А. Валлона, И. Лингарта и др. Проблема социально - коммуникативного развития дошкольников, ее структура и содержание широко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями −Т. А. Репиной, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой, Д. Б. Годовиковой, Р. Б. Стеркиной, А. Г. Рузской и др. Параметры для исследования коммуникативного развития дошкольника были описаны М. И. Лисиной: уровень овладения нормами и ценностями, принятыми в обществе; уровень приобретения навыков и правил взаимодействия со сверстниками и взрослыми; уровень развитости самостоятельности и саморегуляции; степень сформированности социального и эмоционального интеллекта; степень развития эмпатии.[21]
Образовательная деятельность дошкольного учреждения в связи с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственных особенностей и интересов. Вследствие этого, актуальной целью работы педагога является активизация возникновения интереса к продуктам устного народного творчества – закличкам, сказкам, прибауткам, побасенкам, народным песням, народным играм, небылицам, обрядам, к народным обычаям, народной культуре. [1]
Ознакомление с малыми формами фольклора как средством социально-коммуникативного развития дошкольников – это важная проблема в учебно-воспитательном процессе детского сада и в отечественной дошкольной педагогике. Значимость фольклора состоит в том, что с помощью него устанавливается эмоциональный контакт с ребёнком, формируются добрые отношения, представления о хороших поступках людей.
Устное народное творчество, детская литература, искусство, то есть материальные и духовные объекты культуры и социума оказывают колоссальное влияние на формирование у дошкольников нравственных качеств, сознания и стремление к нравственному поведению. Русские народные сказки включают в себя аспект, который связан с нравственным поведением или поступком. При помощи устного народного творчества для детей раскрываются такие понятия как добро, любовь, взаимопомощь, терпение. Чтение произведений народного творчества помогает детям разобраться и оценить поступки людей. В этих произведениях ставятся вопросы о дружбе, честности, справедливости, товариществе и верности. Оценка прочитанного предоставляет детям возможность взглянуть на поступки различного характера, оценить их, осознать результаты какого либо поведения, что в итоге способствует формированию у детей нравственных представлений. Использование малых фольклорных жанров содействует гармоничному развитию личности ребенка. К.Д. Ушинский считал, что средства устного народного творчества следует активнее внедрять в процесс воспитания и обучения младших дошкольников. Народное творчество в большей мере доступно для восприятия ребенка, поскольку обусловлено простотой формы и образов. [31, c. 64]
В настоящее время вопросом использования фольклора в обучении и воспитании детей занимались Н.П. Кузьмина, А.П. Илькова, А.В. Соболева, Н.И. Политова и др. Л.И. Павлова сформулировала некоторые методы и принципы работы с младшими дошкольниками в серии статей "Фольклор для маленьких".
В последние годы увеличилось число трудов, которые посвящены проблемам социально-коммуникативного развития дошкольников. Тем не менее, невзирая на изменения в решении теоретических и практических вопросов данной проблемы, эффективность социально-коммуникативного развития младших дошкольников средствами народного творчества не отвечает современным требованиям, имеющимся в области дошкольного образования.
Потребности практики в научно обоснованных подходах к направлениям и педагогическим условиям социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста обусловили выбор проблемы нашего исследования: выявление педагогических условий способствующих успешному процессу социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста средствами народного творчества.
Цель работы: создание условий, способствующих успешному процессу социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста средствами народного творчества.
Объект: социально-коммуникативное развитие младших дошкольников средствами народного творчества.
Предмет: педагогические условия эффективного использования произведений устного народного творчества в качестве средства социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.