Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством реализации программы-технологии «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко
Описание работы
Работа пользователя Nataly8
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ-ТЕХНОЛОГИИ «ДОРОГОЮ ДОБРА» Л.В КОЛОМИЙЧЕНКО.............................................................................8
1.1 Особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста................................................................................................8
1.2 Характеристика программы-технологии «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко....................................................................................................17
1.3 Педагогические условия социально-коммуникативного развития старших дошкольников посредством реализации программы-технологии «Дорогою добра».........................................................................................................................23
Выводы по Главе 1....................................................................................................33
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ-ТЕХНОЛОГИИ «ДОРОГОЮ ДОБРА» .....................................................................................................................35
2.1 Диагностика уровня сформированности социально-коммуникативного развития дошкольников старшей группы на начальном этапе работы.............35
2.2 Организация работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством реализации программы-технологии «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко...............................................38
2.3 Анализ результатов работы ...............................................................................47
Выводы по Главе 2....................................................................................................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................54
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................61
ВВЕДЕНИЕОдной из главнейших задач как нашего общества, так и государства в целом по отношению к детям дошкольного возраста является обеспечение наиболее оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, умения взаимодействовать и общаться с другими людьми, приобщения к общечеловеческим моральным и нравственным ценностям. В современном мире коммуникация становится базовой деятельностью для всех других видов деятельности человека. В связи с этим особенно актуальной становится проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Состояние современной науки и практики дошкольного образования свидетельствует о больших возможностях программ и технологий, посвященных приобщению детей к разным видам социальной культуры. Программа-технология «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко является одной из современных программ социально-коммуникативного развития дошкольников, разработанных на основе ФГОС ДО, теоретически обоснованной и включающей педагогическую диагностику социально-коммуникативного развития.
Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста связана с процессами, происходящими в современном обществе, которое требует социально адаптированных, способных к саморазвитию, нравственно стойких и творческих молодых людей. Основные структуры личности закладываются именно в первые годы жизни, значит на семью и дошкольные организации ложится основная ответственность за воспитание определенных качеств у детей дошкольного возраста, таких как самостоятельность, ответственность, сочувствие, доброжелательность. В связи с этим, проблема социально-коммуникативного развития в последнее время наиболее актуальна. Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности потребовало
пересмотра содержания, форм, средств и методов работы педагогов, создания новых педагогических технологий, отвечающих личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком, и требованиям гуманизации образовательного процесса. Программа «Дорогою добра» имеет теоретическое обоснование, учебно-методический комплект для различных возрастных групп (с трех лет до семи), а также диагностику социально-коммуникативного развития дошкольников. В то же время, недостаточно разработан методический инструментарий внедрения программы «Дорогою добра»Л.В. Коломийченко на практике.Это позволяет выделить существующее противоречие между наличием теоретически разработанной концепции, программы-технологии по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и неразработанностью педагогических условий реализации программы «Дорогою добра» с целью социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий реализации программы «Дорогою добра» в старшем дошкольном возрасте с целью обеспечения социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Методологической и теоретической основой нашего исследования стали
фундаментальные исследования коммуникативного развития детей дошкольного возраста А. Н. Леонтьева[31], М. И. Лисиной [32], Д. Б. Эльконина [60]; труды о взаимовлиянии и взаимодействии коммуникативного развития с различными сферами детского развития Е. О. Смирновой [47,48,49], А. П.Усовой[54]; о психолого-педагогических особенностях ознакомления детей с социальной действительностью С.А. Козловой [23]; концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания Л.В.Коломийченко[24,25]. Также мы обращались к исследованиям социально-личностного развития и воспитания детей-дошкольников Т.М.Бабуновой [5,6,50], Т.В.Волосовец [12]; рассматривали особенности игровой деятельности
дошкольников в трудах О.А.Вахрамеевой[8], Н.Ф.Губановой[15], В.А. Деркунской[16]; изучали особенности воспитания и развития эмпатии у детей дошкольного возраста в трудах Н.Э. Ипполитовой [21], Н.А. Мазуровой [34].Проблема формирования гендерной идентичности и полоролевого воспитания дошкольников была рассмотрена в работах Н.А.Виноградовой [10] и Н.Е.Татаринцевой[52].Объект: социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия реализации программы-технологии «Дорогою добра» как средства социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Цель: теоретически обосновать и апробировать в процессе обобщения опыта педагогические условия реализации программы-технологии Л.В.Коломийченко с целью осуществления социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Задачи:
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 г. Коврова Владимирской области, старшая группа«Золотой ключик».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
3
ВлГУ.44.03.01.ЗДО-112.23 .3.00. ПЗ
Разраб.
Попова Н.В.
Провер.
Морозова О.В.
Н. Контр.
Утверд.
АлександроваЛ.Ю.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством реализации программы-технологии «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко
Лит.
Листов
77
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ-ТЕХНОЛОГИИ «ДОРОГОЮ ДОБРА» Л.В КОЛОМИЙЧЕНКО.............................................................................8
1.1 Особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста................................................................................................8
1.2 Характеристика программы-технологии «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко....................................................................................................17
1.3 Педагогические условия социально-коммуникативного развития старших дошкольников посредством реализации программы-технологии «Дорогою добра».........................................................................................................................23
Выводы по Главе 1....................................................................................................33
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ-ТЕХНОЛОГИИ «ДОРОГОЮ ДОБРА» .....................................................................................................................35
2.1 Диагностика уровня сформированности социально-коммуникативного развития дошкольников старшей группы на начальном этапе работы.............35
2.2 Организация работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством реализации программы-технологии «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко...............................................38
2.3 Анализ результатов работы ...............................................................................47
Выводы по Главе 2....................................................................................................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................54
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................61
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
4
ВлГУ.44.03.01.ЗДО-112.23.3.00. ПЗ
ВВЕДЕНИЕОдной из главнейших задач как нашего общества, так и государства в целом по отношению к детям дошкольного возраста является обеспечение наиболее оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, умения взаимодействовать и общаться с другими людьми, приобщения к общечеловеческим моральным и нравственным ценностям. В современном мире коммуникация становится базовой деятельностью для всех других видов деятельности человека. В связи с этим особенно актуальной становится проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Состояние современной науки и практики дошкольного образования свидетельствует о больших возможностях программ и технологий, посвященных приобщению детей к разным видам социальной культуры. Программа-технология «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко является одной из современных программ социально-коммуникативного развития дошкольников, разработанных на основе ФГОС ДО, теоретически обоснованной и включающей педагогическую диагностику социально-коммуникативного развития.
Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста связана с процессами, происходящими в современном обществе, которое требует социально адаптированных, способных к саморазвитию, нравственно стойких и творческих молодых людей. Основные структуры личности закладываются именно в первые годы жизни, значит на семью и дошкольные организации ложится основная ответственность за воспитание определенных качеств у детей дошкольного возраста, таких как самостоятельность, ответственность, сочувствие, доброжелательность. В связи с этим, проблема социально-коммуникативного развития в последнее время наиболее актуальна. Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности потребовало
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
5
ВлГУ.44.03.01.ЗДО-112.23.3.00. ПЗ
пересмотра содержания, форм, средств и методов работы педагогов, создания новых педагогических технологий, отвечающих личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком, и требованиям гуманизации образовательного процесса. Программа «Дорогою добра» имеет теоретическое обоснование, учебно-методический комплект для различных возрастных групп (с трех лет до семи), а также диагностику социально-коммуникативного развития дошкольников. В то же время, недостаточно разработан методический инструментарий внедрения программы «Дорогою добра»Л.В. Коломийченко на практике.Это позволяет выделить существующее противоречие между наличием теоретически разработанной концепции, программы-технологии по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и неразработанностью педагогических условий реализации программы «Дорогою добра» с целью социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий реализации программы «Дорогою добра» в старшем дошкольном возрасте с целью обеспечения социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Методологической и теоретической основой нашего исследования стали
фундаментальные исследования коммуникативного развития детей дошкольного возраста А. Н. Леонтьева[31], М. И. Лисиной [32], Д. Б. Эльконина [60]; труды о взаимовлиянии и взаимодействии коммуникативного развития с различными сферами детского развития Е. О. Смирновой [47,48,49], А. П.Усовой[54]; о психолого-педагогических особенностях ознакомления детей с социальной действительностью С.А. Козловой [23]; концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания Л.В.Коломийченко[24,25]. Также мы обращались к исследованиям социально-личностного развития и воспитания детей-дошкольников Т.М.Бабуновой [5,6,50], Т.В.Волосовец [12]; рассматривали особенности игровой деятельности
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
6
ВлГУ.44.03.01.ЗДО-112.23.3.00. ПЗ
дошкольников в трудах О.А.Вахрамеевой[8], Н.Ф.Губановой[15], В.А. Деркунской[16]; изучали особенности воспитания и развития эмпатии у детей дошкольного возраста в трудах Н.Э. Ипполитовой [21], Н.А. Мазуровой [34].Проблема формирования гендерной идентичности и полоролевого воспитания дошкольников была рассмотрена в работах Н.А.Виноградовой [10] и Н.Е.Татаринцевой[52].Объект: социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия реализации программы-технологии «Дорогою добра» как средства социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Цель: теоретически обосновать и апробировать в процессе обобщения опыта педагогические условия реализации программы-технологии Л.В.Коломийченко с целью осуществления социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Задачи:
- изучить особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть программу-технологию «Дорогою добра» как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников;
- обосновать педагогические условия социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста посредством реализации технологии Коломийченко;
- апробировать педагогические условия социально-коммуникативного развития в старшем дошкольном возрасте посредством реализации программы-технологии «Дорогою добра».
-
Изм.Лист№ докум.ПодписьДатаЛист7ВлГУ.44.03.01.ЗДО-112.23.3.00. ПЗ
формирование проявлений эмпатии и заботы у старших дошкольников по отношению к сверстникам, близким людям, старшим посредством этических бесед и чтения художественной литературы, направленных на формирование нравственных эталонов; - развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками через использование сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие взаимоотношений, в совместной и самостоятельной деятельности;
- воспитание толерантного, дружеского и уважительного отношения к представителям противоположного пола посредством дидактических игр, направленных на развитие коммуникативных способностей.
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 г. Коврова Владимирской области, старшая группа«Золотой ключик».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.