Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к девиантному поведению – ведущая деятельность специалиста по социальной работе в социальном учреждении
Описание работы
Работа пользователя Sv25111989
Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения.
Под девиантным поведением – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В научной литературе понятия «девиантное», «асоциальное», «дезадаптивное», «отклоняющееся» поведение являются равнозначными.
Девиантное поведение не является врожденным и не возникает неожиданно, его развитию предшествует целый ряд этапов: докриминальный, делинквентный, асоциально-устойчивый.
Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что в целом в области предупреждения и преодоления девиантного поведения существуют значительные теоретические достижения. Проблемами преодоления и профилактики различных проявлений девиантного поведения занимались такие ученые, как Кокоренко В.Л., Н.Дж. Смелзер, Баженов В.Г. и Баженова В.П, Глазунова М.А., Личко А.Е. и многие другие
Возрастание актуальности профилактики девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, обстановка, сложившаяся в современном обществе. По данным МВД РФ, ежегодно подростками совершается 150 тыс. преступлений на фоне роста числа тяжких и повторных преступлений. По данным Федеральной Государственной статистики за последний год в России возросло число несовершеннолетних с девиантным поведением на 500 тысяч подростков. На учете в МВД России состоят подростки общей численностью около 20 тысяч человек.
Таким образом, проблема увеличения девиантных подростков приобретает все большую актуальность и требует решения.
Объект исследования: проблема девиантного поведения.
Предмет исследования: способы выявления причин девиантного поведения у подростков и определения путей их устранения.
Гипотеза: если изучить сущность проблемы девиантного поведения подростков, ее социальные корни, причины и систематизировать профилактическую деятельность специалиста по социальной работе по данной проблеме, то возможно ожидать снижения числа подростков, склонных к нарушениям поведения.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, в которой определены объект, предмет, выдвинута гипотеза, обозначены методы, этапы и структура работы, новизна исследования и практическая ее значимость;
глава 1 «Девиантное поведение как социальная проблема», носит характер теоретического исследования и раскрывает причины, виды и понятие девиантного поведения подростков;
Муниципальный Крестецкий район ведет постоянную активную работу по профилактике и выявлению несовершеннолетних с девиантным поведением затрагивая все структуры профилактики: образовательные организации, медицинские, административные органы, органы социального сопровождения населения, полицию и другие.
На территории Крестецкого района выявлено 23 подростка с девиантным поведением. Одним из наиболее важным решением данной проблемы является социально-профилактическое сопровождение подростка.
На диагностическом этапе были явно выявленные проблемы КАКИЕ?!
На основе результатов диагностического этапа были спланированы мероприятия основного этапа проекта. На основном этапе реализованы следующие мероприятия:
- тренинга по «Формированию жизненных навыков» помог подросткам понять необходимость совершения определенных действий, для обретения качественных навыков жизни,
- в ходе беседы «Опасные последствия» и «Курить- здоровью вредить!» - подростки осознали какой вред для их здоровья и жизни несут ПАВ курение.
Так же, подростки принимали участие в районных социальных акциях «Скажи наркотикам нет!», «Дети- ветеранам!», «Посади дерево- спаси мир!», что повысило их социальную ответственность, подняло самооценку, подростки осознали важность общественной работы.
Для формирования здорового образа жизни, повышения коммуникативных способностей подростки были привлечены к участии в спортивных мероприятиях - велопробеге и участвовали в программе «Величие природы и ее влияние на человека» (поход на лыжах). Это сплотило подростков, подняло их командный дух, подростки стали чувствовать себя более уверенно как в компании сверстников, так и среди людей более старшего возраста.
Участие в тренинге «Социальная ответственность» и тренинге по развитию коммуникативных навыков так же оказало позитивное влияние на подростков- они научились делать сознательный выбор, принимать самостоятельные решения и отвечать за них, повысили свои навыки конструктивного общения, научились решать конфликтные ситуации не прибегая к грубой силе.
Экскурсия в ОВД Крестецкого района помогла подросткам увидеть последствия асоциального поведения и понять неизбежность наказания. Подростки осознали, что асоциальное поведение – это путь в никуда. Во время посещения Отдела занятости населения Крестецкого района подростки старшего школьного звена были проинформированы специалистами о профессиях, востребованных на рынке труда, с каждым желающим было проведено более подробное консультирование по вопросам выбора профессии.
Так же во время основного этапа проекта проводилась работа с родителями подростков: консультации психолога, назначаемые по запросу родителей, помогли им осознать ошибки в воспитании детей, исправить их, понять подростков. Проводимый социальный патронаж семей несовершеннолетних позволил контролировать уровень жизни подростков, психологический климат в их семьях и вовремя оказывать необходимую помощь.
Таким образом, профилактика девиантного поведения подростков - сложный и многогранный процесс. Достигнуть положительного результата здесь можно лишь объединив усилия родителей, социальных служб, школы, родственников и друзей подростка. Лишь вместе мы способны помочь подросткам не ступить на путь асоциального поведения и не сломать себе жизнь .
В результате работы было выявлено улучшение психо-эмоционального состояния, снижение агрессивности, и улучшения взаимодействия с окружающими. Реализация проекта также способствовала повышению педагогической грамотности родителей подростков.
Под девиантным поведением – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В научной литературе понятия «девиантное», «асоциальное», «дезадаптивное», «отклоняющееся» поведение являются равнозначными.
Девиантное поведение не является врожденным и не возникает неожиданно, его развитию предшествует целый ряд этапов: докриминальный, делинквентный, асоциально-устойчивый.
Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что в целом в области предупреждения и преодоления девиантного поведения существуют значительные теоретические достижения. Проблемами преодоления и профилактики различных проявлений девиантного поведения занимались такие ученые, как Кокоренко В.Л., Н.Дж. Смелзер, Баженов В.Г. и Баженова В.П, Глазунова М.А., Личко А.Е. и многие другие
Возрастание актуальности профилактики девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, обстановка, сложившаяся в современном обществе. По данным МВД РФ, ежегодно подростками совершается 150 тыс. преступлений на фоне роста числа тяжких и повторных преступлений. По данным Федеральной Государственной статистики за последний год в России возросло число несовершеннолетних с девиантным поведением на 500 тысяч подростков. На учете в МВД России состоят подростки общей численностью около 20 тысяч человек.
Таким образом, проблема увеличения девиантных подростков приобретает все большую актуальность и требует решения.
Объект исследования: проблема девиантного поведения.
Предмет исследования: способы выявления причин девиантного поведения у подростков и определения путей их устранения.
Гипотеза: если изучить сущность проблемы девиантного поведения подростков, ее социальные корни, причины и систематизировать профилактическую деятельность специалиста по социальной работе по данной проблеме, то возможно ожидать снижения числа подростков, склонных к нарушениям поведения.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, в которой определены объект, предмет, выдвинута гипотеза, обозначены методы, этапы и структура работы, новизна исследования и практическая ее значимость;
глава 1 «Девиантное поведение как социальная проблема», носит характер теоретического исследования и раскрывает причины, виды и понятие девиантного поведения подростков;
- 2 «Социально-педагогический проект профилактики девиантного поведения подростков в условиях ОБУСО «Крестецкого комплексного центра социального сопровождения» «Новое поколение», носит характер практического исследования, направленного на профилактику девиантного поведения подростков, заключения, списка использованной литературы и приложений.
- значимость исследования состоит в том, что данное исследование может быть использовано специалистами социальной сферы в работе с подростками с девиантным поведением.
Муниципальный Крестецкий район ведет постоянную активную работу по профилактике и выявлению несовершеннолетних с девиантным поведением затрагивая все структуры профилактики: образовательные организации, медицинские, административные органы, органы социального сопровождения населения, полицию и другие.
На территории Крестецкого района выявлено 23 подростка с девиантным поведением. Одним из наиболее важным решением данной проблемы является социально-профилактическое сопровождение подростка.
- направлен на профилактику и снижение девиантного поведения среди подростков, формирование правильных установок по отношению к себе и окружающим и был реализован на базе областного бюджетного учреждения социального обслуживания «Крестецкий КЦСО», в котором приняли участие 23 человека с девиантным поведением.
На диагностическом этапе были явно выявленные проблемы КАКИЕ?!
На основе результатов диагностического этапа были спланированы мероприятия основного этапа проекта. На основном этапе реализованы следующие мероприятия:
- тренинга по «Формированию жизненных навыков» помог подросткам понять необходимость совершения определенных действий, для обретения качественных навыков жизни,
- в ходе беседы «Опасные последствия» и «Курить- здоровью вредить!» - подростки осознали какой вред для их здоровья и жизни несут ПАВ курение.
Так же, подростки принимали участие в районных социальных акциях «Скажи наркотикам нет!», «Дети- ветеранам!», «Посади дерево- спаси мир!», что повысило их социальную ответственность, подняло самооценку, подростки осознали важность общественной работы.
Для формирования здорового образа жизни, повышения коммуникативных способностей подростки были привлечены к участии в спортивных мероприятиях - велопробеге и участвовали в программе «Величие природы и ее влияние на человека» (поход на лыжах). Это сплотило подростков, подняло их командный дух, подростки стали чувствовать себя более уверенно как в компании сверстников, так и среди людей более старшего возраста.
Участие в тренинге «Социальная ответственность» и тренинге по развитию коммуникативных навыков так же оказало позитивное влияние на подростков- они научились делать сознательный выбор, принимать самостоятельные решения и отвечать за них, повысили свои навыки конструктивного общения, научились решать конфликтные ситуации не прибегая к грубой силе.
Экскурсия в ОВД Крестецкого района помогла подросткам увидеть последствия асоциального поведения и понять неизбежность наказания. Подростки осознали, что асоциальное поведение – это путь в никуда. Во время посещения Отдела занятости населения Крестецкого района подростки старшего школьного звена были проинформированы специалистами о профессиях, востребованных на рынке труда, с каждым желающим было проведено более подробное консультирование по вопросам выбора профессии.
Так же во время основного этапа проекта проводилась работа с родителями подростков: консультации психолога, назначаемые по запросу родителей, помогли им осознать ошибки в воспитании детей, исправить их, понять подростков. Проводимый социальный патронаж семей несовершеннолетних позволил контролировать уровень жизни подростков, психологический климат в их семьях и вовремя оказывать необходимую помощь.
- тренинг «Эффективный родитель» помог родителям подростков снизить психоэмоциональное напряжение в семье, улучшить отношения с ребенком.
Таким образом, профилактика девиантного поведения подростков - сложный и многогранный процесс. Достигнуть положительного результата здесь можно лишь объединив усилия родителей, социальных служб, школы, родственников и друзей подростка. Лишь вместе мы способны помочь подросткам не ступить на путь асоциального поведения и не сломать себе жизнь .
В результате работы было выявлено улучшение психо-эмоционального состояния, снижение агрессивности, и улучшения взаимодействия с окружающими. Реализация проекта также способствовала повышению педагогической грамотности родителей подростков.





