Социально-психологический тренинг как метод профилактики тревожности у подростков: теоретические основы и практическое исследование
Описание работы
Работа пользователя Е. Митин
Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что психолого-социальный тренинг, являясь методикой целенаправленных изменений и форматом психологической поддержки, которая в себя включает рассчитанные на доверие упражнения и игры, помогает сократить степень тревоги у лиц подросткового возраста и эффективен для профилактики у них тревожности личностного порядка.
Чтобы достигнуть намеченной цели, нужно разрешить такие задачи:
- осуществить аналитическую работку с применением теоретического метода относительно проблематики тревожности и тревоги в иностранной и отечественной психологической литературе, выделив её специфические черты в подростковой возрастной категории;
- дифференцировать и разобрать специфические черты возраста, называемого подростковым;
- экспериментально проанализировать состояние тревожности у лиц-подростков;
- подобрать оптимальные методологические подходы для оценки степени тревожности лиц подросткового возраста;
- подробно изучить полученные в ходе исследования результаты, на их основе сформулировать объективные умозаключения и разработать практические рекомендации;
- выработать и провести апробацию психолого-социального тренинга для лиц подросткового возраста, который ориентирован на предотвращение возникновения у них состояния тревожности;
- провести подробный анализ полученных данных и сформулировать умозаключения о возможностях, потенциале и перспективах данного тренинга в соответствующей профилактической работе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 7
1.2 Особенности тревожности в подростковом возрасте..............................14
1.3 Социально-психологический тренинг как метод профилактики тревожности........................................................................................................29
Выводы по главе1 ..................................................................................................40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация эксперимента и методы исследования 44
2.2 Эмпирическое изучение тревожности у детей подросткового возраста.48
2.3 Разработка и оценка программы социально-психологического тренинга по профилактике тревожности у подростков 56
2.4 Анализ результатов контрольного этапа исследования 65
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
Чтобы достигнуть намеченной цели, нужно разрешить такие задачи:
- осуществить аналитическую работку с применением теоретического метода относительно проблематики тревожности и тревоги в иностранной и отечественной психологической литературе, выделив её специфические черты в подростковой возрастной категории;
- дифференцировать и разобрать специфические черты возраста, называемого подростковым;
- экспериментально проанализировать состояние тревожности у лиц-подростков;
- подобрать оптимальные методологические подходы для оценки степени тревожности лиц подросткового возраста;
- подробно изучить полученные в ходе исследования результаты, на их основе сформулировать объективные умозаключения и разработать практические рекомендации;
- выработать и провести апробацию психолого-социального тренинга для лиц подросткового возраста, который ориентирован на предотвращение возникновения у них состояния тревожности;
- провести подробный анализ полученных данных и сформулировать умозаключения о возможностях, потенциале и перспективах данного тренинга в соответствующей профилактической работе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 7
1.2 Особенности тревожности в подростковом возрасте..............................14
1.3 Социально-психологический тренинг как метод профилактики тревожности........................................................................................................29
Выводы по главе1 ..................................................................................................40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация эксперимента и методы исследования 44
2.2 Эмпирическое изучение тревожности у детей подросткового возраста.48
2.3 Разработка и оценка программы социально-психологического тренинга по профилактике тревожности у подростков 56
2.4 Анализ результатов контрольного этапа исследования 65
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93